Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с книжной графикой «Кто и как создает рисунки в книжках» (старшая группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Садыкова Резиля Решитовна

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с книжной графикой "Кто и как создает рисунки в книжках" (старшая группа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с книжной графикой «Кто и как создает рисунки в книжках» (старшая группа)

Задачи:

1. Закреплять у детей представление о графике и таком её виде, как книжная графика, её особенностях и средствах выразительности; о процессе работы художника-иллюстратора.

2. Вызвать у детей эмоциональный отклик на книжные иллюстрации, на художественные образы.

3. Развивать художественное видение, зрительную память детей.

4. Упражнять детей в выделении особенностей художественного языка двух иллюстраторов: Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина.

5. Закреплять технические умения и навыки в рисовании.

6. Активизировать словарный запас, совершенствовать навыки монологической речи, развивать умение доказательно высказывать собственные суждения, отношение к увиденному.

Предварительная работа:

1. Рассматривание книг, разных по конструкции.

2. Беседы о творчестве художников-иллюстраторов: Ю. А. Васнецова, Е. И. Чарушина.

3. Рассматривание иллюстраций Ю. А. Васнецова, пересказывание потешек, сказок.

4. Чтение книг Е. И. Чарушина, рассматривание его рисунков и эстампов.

5. Изобразительная деятельность на темы прочитанных сказок, потешек, рассказов.

6. Дидактические игры: «Найди рисунки Е. И. Чарушиина», «Найди рисунки Ю. А. Васнецова», «Узнай, какой художник меня нарисовал», «Угадай, какие звери в этом домике живут».

7. Посещение выставки «Графика. Живопись» в художественном музее г. Череповца.

Материалы и оборудование:

1. Подборка книг, разных по конструкции.

2. Два нарисованных домика-книжки в стиле Ю. А. Васнецова (декоративная манера) и Е. И. Чарушина (реалистическая манера, карточки-иллюстрации, изображающие разных животных, выполненных художниками Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным.

3. Заготовки для выполнения рисунков в стиле Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина; гуашь, кисточки: акварельные и с жёсткой щетиной.

Ход занятия.

1. Организационный момент

В: Дети, вы любите сказки?

Д: Да!

В: Тогда я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Иван-царевич». Расскажите правила игры.

Д: Ведущий называет часть имени сказочного персонажа или часть названия волшебного предмета, а дети должны продолжить – назвать имя или предмет полностью.

Игра «Иван-царевич» проводится с мячом в кругу. Например: мышка- (норушка, лягушка – (квакушка, зайчик – (побегайчик, лисичка – (сестричка, мишка – (топтыжка, сестрица (Алёнушка, братец (Иванушка, Конёк –(горбунок, Жар – (птица, Серый (волк, Елена (Прекрасная, Василиса (Премудрая, Царевна (лягушка, шапка – (невидимка, ковёр – (самолёт, меч – (кладенец, скатерть – (самобранка) .

2. Дети, в нашей группе открыта выставка. Что находится на этой выставке?

Д: Это выставка книг.

В: Что больше привлекает вас в книгах?

Д: В книгах нам нравятся картинки.

В: Как называют картинки в книжках?

Д: Картинки в книжках называют иллюстрации.

В: Кто создает иллюстрации к книгам?

Д: Иллюстрации к книгам делают художники-иллюстраторы.

В: Для чего нужна иллюстрация в книге?

Д: Иллюстрации нужны для того, чтобы помочь понять нам содержание книги. Рисунки наглядно рассказывают о героях: какие они, нравятся

они художнику, как поступают герои.

В: К какому виду искусства относится книжная иллюстрация?

Д: Книжная иллюстрация относится к графике.

В: Какие главные средства выразительности в графике?

Д:Главными средствами выразительности в графике являются линии, штрихи, точки цветовые пятна.

В: Чем рисуют художники-иллюстраторы?

Д: Художники рисуют цветными карандашами, углём, сангиной, фломастерами, пастелью, тушью, красками.

В: Какие бывают книжки по конструкции?

, Дети поочерёдно подходят к выставке книг, берут одну из книг и представляют её.

Д: Это – книжка-образ, это – книжка-игрушка, книжка с сюрпризом, книжка – панорама, книжка – сцена, книжка – малютка.

В: Дети, а каких художников-иллюстраторов вы знаете?

Д: Ю. А. Васнецов, Е. И. Чарушин, Е. М. Рачев, В. Г. Сутеев, В. М. Конашевич, В. В. Лебедев и др.

3. Дети, послушайте, что однажды случилось в нашем детском саду. На книжной полке стояли книги с рисунками животных, выполненных художниками Е. И. Чарушиным и Ю. А. Васнецовым. Днём эти книжки рассматривали дети. Но пришёл вечер, потом ночь. Скучно стало зверюшкамм в книжках. Вот они выпрыгнули из книжек, собрались вместе, стали хороводы водить, так развеселились, что забыли, в какой книжке, в каком домике живут. Животные очень растерялись, перепугались. Поможем им свои дома – книжки отыскать?

Игра «Угадай, какие звери в этом домике живут? »

На мольбертах выставляются иллюстрации домиков, выполненных Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным. На столе лежат карточки – иллюстрации разных животных, нарисованных данными художниками.

В: Давайте сначала домики рассмотрим. Что это за дом?

Д: Это сказочный теремок.

В: А как он расписан?

Д: Точечками, кружочками, волнистыми линиями. Нарисован домик на ярком фоне.

В: И кто же его нарисовал?

Д: Ю. А. Васнецов

В: А как нарисована эта избушка?

Д: Похоже на настоящий дом. Здесь могут жить лесные звери, которых лечит и подкармливает лесник.

В: Кто его мог нарисовать?

Д: Е. И. Чарушин.

В: А сейчас попробуйте помочь животным, покажите каждому его дом.

Дети берут карточки – иллюстрации, изображающие разных животных, выполненных художниками Ю. А. Васнецовым и Е. И. Чарушиным, ставят их к определённому домику, а воспитатель вносит преднамеренную ошибку: ставит иллюстрацию сказочного животного к настоящему домику. Затем дети рассказывают, почему они поставили то или иное животное к определённому домику и объясняют ошибку воспитателя.

Д: К первому домику нужно поставить сказочных животных, которые нарисованы на ярком фоне, ходят как люди, одеты как люди, одежда украшена точечками, кружочками, волнистыми линиями. Ко второму домику нужно поставить сказочных животных, которые нарисованы на ярком фоне, ходят как люди, одежда украшена точечками, кружочками, волнистыми линиями. Ко второму домику нужно поставить настоящих животных, которых можно встретить в лесу, они сидят, бегают, прыгают, у них разное настроение, у животных шёрстка нарисована штрихами, на этих иллюстрациях нет фона.

В: Дети, посмотрите, на нашей выставке есть необычная книга. Что с ней случилось?

Д: Её порвали, очень плохо с ней обращались.

В: Эту книжку смотрели малыши, они ещё не умеют правильно обращаться с книгами, а сказку эту очень любят. Что это за сказка?

Д: «Заюшкина избушка», а ещё она может называться «Заячьи слёзы», «Заяц и лиса».

В: Назовите главных героев этой сказки?

Д: Заяц, лиса, собаки, волк, медведь, петушок.

В: Я предлагаю вам оформить для малышей новые книжки по сказке «Заюшкина избушка»: одна в стиле художника Ю. А. Васнецова, а другая в стиле Е. И. Чарушина.

В: Работа предстоит трудная. Давайте разомнёмся, сделаем сказочную разминку.

4. Стоит в поле теремок, теремок,

(поднять руки над головой, кончики пальцев обеих рук соединить – это крыша) .

Он не низок, не высок

(приседают, встают) .

На двери висит замок, да замок

(сцепить пальцы рук в замок)

Кто бы тот замок нам открыть помог?

Слева зайка, справа мишка – отодвиньте-ка задвижку,

(кивнуть головой по разу влево и вправо, протянуть руки в разные стороны, пальцы в замке)

Слева ёжик, справа волк

Нажимайте на замок!

Зайка, мишка, ёжик, волк

(сильнее сжимают пальцы) .

Открывают теремок, теремок

(разводят руки в разные стороны)

5. В: Дети, а сейчас я приглашаю вас в мастерскую художников-иллюстраторов Ю. А. Васнецова и Е. И. Чарушина. Попробуйте сами оформить книжки для малышей.

На столе представлены две книжки-ширмы (заготовки) сказки «Заюшкина избушка». Обложка первой книжки оформлена в декоративной манере (Ю. А. Васнецов, а второй –в реалистической манере (Е. И. Чарушин). Дети выбирают рисунки с изображениями животных и оформляют их: в стиле Ю. А. Васнецова – украшают одежду животных точечками, кружочками, волнистыми линиями, завитками; или в стиле Е. И. Чарушина: изображают настоящих животных, рисуют у животных шёрстку методом тычка.

По окончании работы дети рассматривают рисунки; воспитатель одобряет работы детей, говорит о том, что они очень красиво нарисовали животных. Затем дети оформляют свои книжки – ширмы (вставляют рисунки) и дарят их малышам.