ООД Тема: «Природоведческая литература Республики КОМИ» (Подготовительная к школе группа)
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Аносова Ирина Владимировна

Образовательная область «Развитие речи» - приобщение к художественной литературе Расширить  кругозор детей в творчестве писателей Республики Коми 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Степан Семёнович Раевский (21.04.1918-29.06. 1996) Писатель, переводчик, книгоиздатель. Родился в с.Межадор Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Окончил Визингскую среднюю школу и десятимесячные курсы по подготовке в вуз. С 1934 учился в Коми пединституте. С 1938 по 1940 был учителем языка и литературы в Мохченской средней школе Ижемского района. В 1949 - редактор Коми книжного издательства, затем с 1958 - его директор. Он много сделал для развития литературы в республике, по изданию произведений для детей, учебников для школ. В 1975 за создание учебников "Луч солнца", "Утренняя заря", "Родина" ему была присуждена Государственная премия Коми АССР им.Куратова И.А. Он член Союза писателей с 1957. Всего им было создано шесть учебников по коми литературе. Много сделал по переводу русской литературы на коми язык.

Слайд 3

«Мича серпас» («Красивый узор»)

Слайд 4

Рассказ переносит нас в летний лес, где три девчонки - сестрички собирают землянику. Ее так много! Вся она крупная как на подбор. А какая она сладкая! Быстро набрали ягоды, и только брат не положил ни одной ягодки в корзинку, рука его с ягодкой тянулась в рот. Раевский живо показывает азарт детей во время сбора ягод: быстро собирали, соревновались, им любо, они счастливы, горды. Вывод писатель делает в конце рассказа пословицей: что соберешь, то и съешь. Лес человека кормит, но надо для этого приложить свои силы, труд, терпение. « Озъя йов» («Земляника с молоком»)

Слайд 5

Эдуард Юрьевич Шим (23.08.1930 – 13.03.2006) Настоящая фамилия Шмидт. Русский писатель, драматург, сценарист. Окончил Ленинградское архитек-турно - художественное училище. Начал печататься с 1949 года. Пишет преимущественно для детей. В книгах ставятся вопросы отношения человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).

Слайд 6

«Березовый сок»

Слайд 7

Дед с внуком едут по лесу на телеге за грибами, перед нами осенний лес. Красиво: «Тут просторно, светло, половина листьев уже осыпалась.» Писатель использует сравнения при описании грибов: красавцы: как будто в солнечном загаре, как будто в веселых веснушках. Олицетворение: трясутся новые плетеные корзины. Шим напоминает юным читателям, чтобы они не забывали о бережном отношении к природе. Рассказ «Война с грибами».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Георгий Алексеевич Скребицкий Писатель. Георгий Алексеевич очень любил природу, наблюдать за животными и птицами, с большой теплотой относился к ним. В своих рассказах воспитывал у детей любовь к природе и животному миру. Все о чем рассказывает Георгий Алексеевич с ним случилось когда он был еще маленьким.

Слайд 2

Рассказ начинается с загадки: на колу дворец, а во дворце певец. Конечно, это про скворца. Писатель говорит о пользе этой птицы: « Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат.» Знакомит с повадками и нравами пернатого друга человека: то песенки распевает, то засвистит, затрещит, то лягушкой заквакает, то, как курица, закудахчет, то начнет скрипеть. Наблюдая, автор подмечает: «Скачут скворцы по полю, ищут на земле червей, слизняков, жучков разных. Это их любимая пища,» «Полезная птица скворец, а уж какая занятная». «Скворец»

Слайд 3

В рассказе автор переносит нас в березовый перелесок в самом начале лета. «Солнечный день, все кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света.» При описании природы автор не скупится на эпитеты: листья золотые, изумрудные.; олицетворения: струятся ветви берез, бегут синеватые тени. Описывает кукушку, которую никогда до этого не видел: «…хвост длинный, сама серая, только грудка в темных пестринках… значит, она не на сову, а на ястребка похожа» С большой теплотой рассказывает Скребицкий о крылатых друзьях. Хочет, чтобы все дети были добры, жалели бы братьев меньших. Открывает все новые и новые тайны, и нет конца тайнам о Родной природы. «Лесной голосок»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Геннадий Яковлевич Снегирев Один из известных писателей – натуралистов. Книги Геннадия Яковлевича интересны для людей всех возрастов, особенно неоценимы они для экологического воспитания самых маленьких. Его известные книги: «Обитаемый остров», «Про оленей», «Хитрый бурундук» , «В разных краях», «Чудесная лодка», «Про пингвинов» и т.д. Рассказы Снегирева ближе к поэзии, - к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателей любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях. Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а сам Снегирев – как проводник по чудесной стране, имя которой – Россия. (К. Паустовский)

Слайд 2

«Песцовая земля»

Слайд 3

Александр Витальевич Кокачев Писатель, художник иллюстратор. Родился в 1925 году.

Слайд 4

Это сказка о лесном малыше, о его подружке - белочке Уре. С ними в лесу происходят разные приключения. Книга состоит из двух частей, первая – загадки, чтобы их отгадать, надо знать фауну наших северных лесов. И не беда, если ты не сразу справился с загадками, прочитаешь вторую часть книги, отгадаешь загадки. Вторая часть книги - сказка, состоящая из одиннадцати небольших главок. Каждая главка имеет свое название. Глава «Спор грибов» повествует о появлении Ухрюмона. Выпал он из корзинки с грибами у тети Даши, темно – желтый комочек, с хвостиком, глаза большие, сразу же убежал от нее, нашел белочку и начал с ней дружить. Из главы «Палка – выручалка» узнаем, как Ухрюмон ищет возможности выживать. В «Схватке» Ухрюмон сражается со щукой и выигрывает. В главе «Изобретение» удивляемся находчивости героя, он изобретает штаны, используя лишайник. Для ночлега друзья выбрали безопасное место – дупло белки. Постепенно Ухрюмон начал говорить. «Ухрюмон»

Слайд 5

Сказка Кокачева очень познавательная, она как – то ненавязчиво, незаметно вводит нас в северный лес, знакомит нас с растительный миром тайги и его обитателями. Так как читатель уже ознакомился с первой частью книги - загадками, не смог отгадать их, то будет очень внимательно читать сказку, мысленно искать ответы. Да и сам главный герой – Ухюмон – какой – то необычный, такого еще не видели.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Владимир Михайлович Ануфриев (17 .06. 1958 - …) Родился в Сыктывкаре. После окончания средней школы работал егерем. Учился в Горьковском сельскохозяйственном институте, позднее - в Горьковском государственном университете, который закончил в 1982. Получив специальность зоолога, работал в биологическом институте Сибирского отделения АН СССР в Новосибирске. С 1985 Ануфриев В.М. - научный сотрудник лаборатории зоологии Института биологии Коми научного центра в Сыктывкаре. С 1990 - кандидат биологических наук, участник многих экспедиций, которые давали ему новый материал не только для научных исследований (он автор более семидесяти научных публикаций), но и для художественного творчества. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста. В настоящее время Ануфриев В.М. - старший научный сотрудник лаборатории экологии животных Института биологии - автор рассказов о северной природе, написанных в жанре приключенческого детектива. В 1999 принят в Союз писателей России. Тогда же стало известно, что, участвуя в конкурсе "Экология России-98", он как ведущий тележурнала "Ворва" стал обладателем диплома I степени и приза "Золотая Ника".

Слайд 2

Главными героями повести являются братья Свенсоны – Юхан и Матиас, финские мальчики, приехавшие в Печоро – Илычский заповедник. О прекрасной природе девственной европейской тайги повествует нам автор. Заповедник огромный и величественный. И все это мы видим глазами детей, которые видят все это впервые. Мальчики увидели сибирские кедры, березы - исполины, могучие ели, осины, сосны. Многие деревья были такой толщины, что обнять их можно только целой командой. Они заворожены сосновым бором, который золотыми колоннами подпирал небо, а под соснами лежал такой же великолепный лишайниковый ковер столетней работы. Это очень любознательные дети. Им все интересно. Они до всего хотят докопаться: -Осина, почему такая золотая? -Это лишайники? Мальчики очень возбуждены увиденным, никак не могут уснуть, а тут еще комары мешают. Это не просто наблюдатели, находясь вместе со взрослыми в заповеднике, они пытаются принести какую – то пользу: измеряют толщину деревьев, отмечают высохшие на корню деревья. В истории Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу. «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу»

Слайд 3

В сборнике Ануфриев с добрым юмором и любовью рассказывает о встречах со зверями и птицами во время научных экспедиций. «Мишкин мундир»

Слайд 4

В рассказе автор знакомит нас с жителем маленькой речки куликом – плавунчиком. Отмечает его повадки: лапками гребет быстро – быстро, юлой крутится, тюк – тюк по воде клювом, личинок собирает. За вертлявость автор сравнивает кулика с поплавком. Так и прозвали - плавунчик. Описывает внешний вид: самка яркая, а самцы тусклые. А почему, ведь обычно наоборот. А все дело в том, что плавунчик птенцов сам высиживает, а самка в это время с подружками весело летает по тундре. Вот и такое бывает в природе. «Про плавунчика»

Слайд 5

О щедрости Печорской тайги рассказывает Ануфриев в рассказе : « Созрело в лесу много всяких ягод. Тут тебе и смородина красная да черная вдоль рек по чащам. И морошка на болотах, и черника с голубикой по ельнику да борам сосновым.» Описывает замечательное дерево - сосну, люди ее называют кедром. И зреют на дереве чудо – шишки, огромные, с кулак. Начинают их в августе собирать, чтобы зимой лакомиться. А пока они мокли в тазу возле дома, зачастил к ним поползень, это птичка такая нарядная , начал таскать орешки, делать на зиму запасы. «Хозяйственный поползень»

Слайд 7

1. Ануфриев В.М.«Прыгни выше, Юхан», Сыктывкар, 1996 г. 2. Ануфриев В.М.«Мишкин мундир», Сыктывкар 1989 г. 3. Демин В.Н. «Писатели Коми» в 2- х томах, Сыктывкар.2001 г. 4. Демин В.Н.«Под кронами сосен», Сыктывкар, 1989 г. 5. Запорожцева И.В. «Пастух и белый олень», Сыктывкар, 1980 г. 6. Кокачев А. «Ухрюмон», Сыктывкар, 1995 г. 7. Латышева В.А.«Классики и современники», Сыктывкар, 2005 г. 8. Мартынов В.И. «Литераторы земли Коми», Сыктывкар, 2000 г- 9. Раевский С. С.« Подарок ко дню рождения», Сыктывкар, 1995 г. 10. Скребицкий Г.А.«Крылатые соседи». Москва, 1977 г. 11. Снегирев Г. Я.«Песцовая земля», Москва, 1978 г. 12. Шим Э.Ю. «Жук на ниточке», Москва, 1978 г. 13. Энциклопедический словарь школьника «Коми литература»,Сыктывкар, 1995г. Список литературы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Прыгни выше, Юхан» «Мишкин мундир»,

Слайд 2

Рочев Е. «Бегут, бегут олени» М.: 1989г. Скребицкий Г. «Крылатые соседи»

Слайд 3

«Рассказы и сказки о природе» «300 страниц про зверей и птиц»

Слайд 4

«Лесные сказки» «К то на кого похож?»

Слайд 5

Геннадий Снегирев «Дикий зверь» «Бобровая хатка»

Слайд 6

Снегирев Г. «Домик осьминога» Снегирев Г. «Песцовая земля»

Слайд 7

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка» г. Вуктыл

Методическая разработка ООД Тема: «Природоведческая литература Республики КОМИ» (Подготовительная к школе группа)

 Образовательная область «Развитие речи» - приобщение к художественной литературе

Автор: Аносова Ирина Владимировна,

воспитатель I квалификационной категории.

Методическая разработка ООД Тема: «Природоведческая литература Республики КОМИ» (Подготовительная к школе группа)

 Образовательная область «Развитие речи» - приобщение к художественной литературе

Автор: Аносова Ирина Владимировна, воспитатель I квалификационной категории.

Цель: Расширить  кругозор детей в творчестве писателей Республики Коми.

Задачи:

  • Познакомить с писателями природоведческой литературы Республики Коми; 
  • раскрыть красоту природы родного края,
  • развивать национальную гордость, обычаям, языку, культуре народов Коми;
  • Обогатить словарный запас;
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к малой родине, к родной природе. 

УДД у детей развивается представление об окружающем мире, расширяется словарный запас. Дошкольники приобретают знания о животном и растительном мире Р. Коми через художественные произведения. Использование иллюстраций формирует у детей наиболее реалистичное представление об окружающем мире.

Необходимое оборудование и материалы: Компьютер, презентация «Природоведческая литература Республики Коми».

Дидактическое обеспечение: детские книги писателей Республики Коми.

Содержание организационной деятельности детей

1.   Организационный момент. I часть (просмотр презентации)

Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы с вами  познакомимся с творчеством писателей Республики Коми.

Слайд – 1 -5  Ирина  Васильевна Запорожцева -  Учёный и поэтесса, доктор  геолого – минералогических  наук.

Ирина Васильевна открывает мир  людей,  которые  находятся  в  поиске,  открывают  неизвестное. Она   рассказывает  о  труде  геофизиков,  о  жизни  северян  на  просторах  суровой  тундры,  о  северной  природе.

В  произведении «Две вороны» - писательница  заостряет   наше  внимание  на   взаимоотношения  человека с   дикими птицами.

Запорожцева,   характеризуя  ворон,  отмечает,  что  Машка  была  осторожной,  Сашка  -  важный,  очень доверчивый,  за  что  и  поплатился;  его   подстрелил вновь  прибывший  геолог: «… упал  черный  Сашка  на  белый  снег…» Горько  оплакивала  Сашку   повариха,  геологи молчали, не  говорили  ничего.    Так  они  выразили  свое  отношение  к проступку этого «чужака», а в произведении «Маленький  оленевод» писательница  рисует  образ    Саши,  настоящего  оленевода,  который  не боится  холода,  не  болеет,  далеко  ездит  на  оленях с отцом капканы проверять, не плачет, когда  с нарт падает. Вот такой настоящий оленевод растет в тундре.  

Слайд – 6- 9  Степан  Семёнович Раевский  - это писатель, переводчик, книгоиздатель.    Он много сделал для развития литературы в республике, по изданию произведений для детей, учебников для школ. В 1975 за создание учебников  «Луч солнца», «Утренняя заря», «Родина». Всего им было создано шесть учебников по коми литературе. Много сделал по переводу русской литературы на коми язык.  

Раевский  Семен Степанович – автор  двух  книг  для  ребят,  это  небольшие  сборники   рассказов  для  детей  о неповторимой  красоте  северной  природы,  об  интересных  наблюдениях  в  лесу,  о  повадках  зверей,  о  радости  общения  с  лесными  просторами. 

В   рассказе   «Мича   серпас»  («Красивый   узор»)  чувствуется  дыхание    осени  в  лесу (кругом  тихо, вот  и  опять  осень  наступила),  обращает внимание  на поведение   птиц ( не  поют   как  летом, они  отдыхают,  готовятся  в  дальнюю  дорогу),  замечает  смену   времен  года ( деревья  кругом  будто  красивой   краской  покрашены), в рассказе  показано    «горение»  осени. Это достигается   наличием  в  рассказе  постоянных  эпитетов (солнечные  краски, ало – красные  грозди  рябины,  золотые  кисти), сравнений ( деревья  как  будто  покрыли  краской,  сидит  как  жар – птица ), олицетворений ( ветки  шепчутся  друг  с другом ,  листья  покрывают  землю  золотистым  ковром).    Эти  приметы,  сравнения,     народные  по  характеру  звучания,    оживляют  рассказ.  Делают  его  эмоционально  насыщенными. А в рассказе «Озъя  йов» («Земляника  с  молоком») переносит  нас  в  летний лес,  где  три  девчонки - сестрички  собирают  землянику.  Ее  так  много!  Вся  она  крупная  как на  подбор. А  какая  она  сладкая! Быстро  набрали  ягоды,  и только  брат  не  положил  ни  одной  ягодки  в  корзинку,  рука  его  с  ягодкой  тянулась  в  рот.  Раевский живо  показывает  азарт детей  во  время  сбора  ягод: быстро собирали, соревновались, им  любо,  они  счастливы,  горды. Вывод  писатель  делает  в  конце  рассказа  пословицей: что  соберешь,  то  и  съешь.  Лес  человека  кормит,  но  надо  для  этого  приложить  свои  силы,  труд,  терпение.

Слайд – 10  - 12 Эдуард  Юрьевич Шим - настоящая фамилия Шмидт.  Русский писатель, драматург, сценарист. Пишет преимущественно для детей. В книгах ставятся вопросы отношения человека к природе («След на волне» (1958), «Пикет 200» (1963), «Весенние хлопоты» (1964), «Вода на камешках» (1969)).

В рассказе «Березовый  сок»  описывает   весенний  лес,  сетует,  что  какой – то  недобрый  человек   обрубил   у  самых  корней  молодую  березку.  Писатель  поднимает  проблему   охраны  природы. Поэтичность    рассказу  придают  эпитеты:  мокрая  береза; сравнения -  совсем  как  вода:  переносное  значение  слова: руки  злые. Вывод  звучит  в  конце  рассказа  из  уст  дедушки: «Эй,  люди, руки  злые,  а  голова  дурная… ну,  захотелось  соку – возьми  от  старой  березы,  которую  все  равно   зимой  на  дрова  срубим».

 Рассказ «Война  с  грибами» - дед с  внуком  едут  по  лесу  на  телеге  за  грибами, перед  нами осенний    лес. Красиво:  «Тут  просторно,  светло,  половина  листьев  уже  осыпалась».  Писатель использует  сравнения  при  описании  грибов:  красавцы:  как  будто  в солнечном  загаре,  как  будто  в  веселых  веснушках. Олицетворение: трясутся  новые  плетеные  корзины.
Эдуард  Юрьевич Шим  напоминает  в своем произведении юным  читателям,  чтобы  они  не  забывали о  бережном  отношении  к природе.

Слайд 13 - 15 Георгий  Алексеевич Скребицкий - писатель. Очень любил природу, наблюдать за животными и птицами, с большой теплотой относился к ним. В своих рассказах воспитывал у детей любовь к природе и животному миру.  Все о чем рассказывает Георгий Алексеевич, с ним случилось, когда он был еще маленьким.

В рассказе  «Скворец» - произведение  начинается  с     загадки:  на  колу  дворец,  а  во   дворце  певец.  Конечно,  это про  скворца. Писатель  говорит  о пользе  этой  птицы:  « Много  вредных  насекомых  переловят  они  за  лето  для  себя  и  для своих  скворчат.»  Знакомит  с  повадками  и нравами  пернатого  друга   человека: то песенки  распевает,  то засвистит, затрещит,  то лягушкой  заквакает,  то,   как  курица,  закудахчет,  то  начнет  скрипеть. Наблюдая,  автор  подмечает: «Скачут  скворцы  по  полю,  ищут  на  земле  червей,  слизняков,  жучков  разных.  Это  их  любимая  пища,»  «Полезная  птица  скворец,  а  уж   какая  занятная».

А в   рассказе  «Лесной  голосок»  автор  переносит  нас  в  березовый перелесок  в  самом  начале  лета. «Солнечный  день,  все  кругом  будто купается,  плещется  в  золотых  волнах  тепла  и  света».  При  описании   природы  автор  не  скупится  на  эпитеты:  листья  золотые,  изумрудные;  олицетворения: струятся  ветви  берез, бегут  синеватые  тени. Описывает  кукушку,  которую  никогда  до  этого  не  видел: «…хвост  длинный,  сама  серая,  только  грудка в  темных  пестринках…  значит, она  не  на  сову,  а  на ястребка похожа».  
С  большой  теплотой  рассказывает   Скребицкий  о крылатых  друзьях.  Хочет, чтобы  все  дети  были  добры,  жалели  бы   братьев  меньших.  Открывает все новые и новые тайны. И нет конца тайнам о Родной природы.

Слайд  - 16 – 17  Геннадий  Яковлевич Снегирев - один из известных писателей – натуралистов. Книги Геннадия Яковлевича интересны для людей всех возрастов, особенно неоценимы они для экологического воспитания самых маленьких.  Его известные книги: «Обитаемый остров», «Про оленей», «Хитрый бурундук» , «В разных краях», «Чудесная лодка», «Про пингвинов» и т.д.

Рассказы Снегирева ближе к поэзии,  - к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателей любовью к родной стране и природе во всех ее проявлениях. Совершенно реальные и точные вещи в рассказах Снегирева порой воспринимаются как сказка, а сам Снегирев – как проводник по чудесной стране, имя которой – Россия. (К. Паустовский)

В  рассказе  «Песцовая  земля» переносит  нас,  читателей,  на  Дальний восток. Волей  случая  Сережа    попадает на  остров,  наблюдает  за  дикими  животными:  китами, песцами,  улитками,  кайрами,  узнает,   что  есть  такая  профессия -  зверовод,  это  тот,  кто  разводит  зверей,  изучает  их, подкармливает  в естественных  условиях. Сережа  увидел  птичий  базар,  помогал  кормить  песцов,  заметил,  что  все  они  разные:  есть  хитрые,  они  подкрадывались  и  отнимали  корм  у других  песцов.  Есть  и  такие,  которые  совсем  не  брали  корма -  они  бегали  на  птичий  базар  и  там  воровали   яйца.

Слайд 18 - 20 Александр Витальевич Кокачев – писатель, художник иллюстратор. Родился в 1925 году. 

Сказка  «Ухрюмон» - о  лесном  малыше,  о  его  подружке -  белочке  Уре.  С  ними  в  лесу  происходят  разные  приключения.  Книга  состоит  из  двух  частей,  первая – загадки,  чтобы  их  отгадать,  надо  знать  фауну  наших  северных  лесов.  И    не  беда,  если  ты  не  сразу  справился  с  загадками,  прочитаешь  вторую  часть  книги,  отгадаешь  загадки.
     Вторая  часть  книги -  сказка,  состоящая  из   одиннадцати  небольших  главок.  Каждая  главка  имеет  свое  название.
   Глава «Спор  грибов»  повествует  о  появлении  Ухрюмона.
Выпал  он  из  корзинки  с  грибами  у  тети  Даши, темно – желтый  комочек,  с хвостиком, глаза большие, сразу  же убежал от нее, нашел белочку и начал с ней дружить.
   Из  главы  «Палка – выручалка» узнаем,  как  Ухрюмон  ищет возможности выживать. В  «Схватке» Ухрюмон  сражается  со  щукой  и  выигрывает.
     В  главе  «Изобретение»  удивляемся      находчивости героя, он  изобретает    штаны,  используя  лишайник.
Для  ночлега  друзья  выбрали  безопасное  место – дупло  белки.
Постепенно  Ухрюмон  начал  говорить.  

Сказка  Кокачева  очень  познавательная,  она  как – то  ненавязчиво,  незаметно  вводит  нас  в  северный  лес,  знакомит  нас  с  растительный  миром  тайги,  знакомит  с его  обитателями. Так  как  читатель  уже  ознакомился  с  первой  частью  книги  - загадками,  не  смог  отгадать  их,  то  будет  очень  внимательно  читать  сказку,  мысленно  искать  ответы. Да  и  сам  главный  герой – Ухюмон – какой – то  необычный,  такого  еще  не  видели.  

Слайд – 21 – 22 Егор Васильевич Рочев - Коми писатель. Родился тундре в семье оленевода. Цикл рассказов о сыне оленевода Лёве показал умение автора писать для маленьких читателей. Первая его книга "Батьлöн ордым" (1971) также была посвящена людям тундры. А повесть "Сьöлöмын вурыс", вышедшая на русском языке под названием "За каждый свой шаг..." (1979), рассказывала о строителях Сыктывкарского лесопромышлен-ного комплекса. И здесь автору, конечно, тоже было что сказать: ведь он сам трудился на стройке. . Его книга для детей "Маленький Митрук и большая тундра" издана на русском, украинском, эстонском, удмуртском и молдавском языках.

В книге «Маленький  Митрук  и  большеземельская  тундра».    Обаятельный   маленький  герой   Митрук  постигает  все  тонкости  оленеводческого   мастерства,  наблюдая  за  отцом – оленеводом  и  его  товарищами.  Мальчик  понимает  своих  друзей – оленей,  учится  предсказывать  погоду,  знает,  почему  так,  а не  иначе  ведет  себя  оленье  стадо,   и  все  это  идет  от  векового  опыта  предков. Мы  узнаем,  что  в  тундре  можно  легко ослепнуть от  яркого  солнца и  белоснежных  сверкающих  просторов,  если  не  защищать  глаза  солнцезащитными  очками.  В  повести  много  интересного  о  жизни  оленеводов.  Рочев  подчеркивает  в  Митруке  его  человечность,  его  душевную  тонкость,  способность  к  сопереживанию,  например,  чтобы  дикий  гусь  не  попал  в  капкан,  поставленный  отцом,  Митрук  разряжает  капкан  так,  что  сам  попадает в него. Он    уже  много  знает  и  умеет  - знает,  как заманить  в  западню  куропатку, откуда  появились  менуреи,  самые  сильные  и  крепкие  олени – самцы,  умеет  бросать  аркан  и  поймать…  пока  не  живого  оленя,  а только  носовую  часть  нарт. Он  многое  постигает самостоятельно.  Так  он  чуть не  сжег  свой  чум, выдернув  арканом  основной  опорный  шест. Он  размышляет  о  том,  откуда  взялись  звезды,  как  рождается  дождь,  откуда  возникла  луна.

Слайд – 23 – 27  Владимир  Михайлович Ануфриев -   родился в городе Сыктывкаре. Рассказы Ануфриева В.М., проникнутые добрым юмором, знакомят читателя с миром северной природы, её обитателями: зверями и птицами. Они адресованы в первую очередь детям среднего школьного возраста.

В произведении    «Прыгни выше, Юхан, или  путешествие в волшебном лесу», главными  героями  повести являются  братья   Свенсоны – Юхан  и  Матиас,  финские  мальчики,  приехавшие  в  Печоро – Илычский  заповедник. О  прекрасной  природе  девственной  европейской  тайги  повествует  нам  автор.  Заповедник  огромный  и  величественный. И  все  это  мы  видим  глазами  детей,  которые  видят  все это впервые.  Мальчики  увидели  сибирские  кедры,  березы  - исполины,  могучие  ели,  осины,  сосны.  Многие  деревья  были  такой  толщины,  что  обнять  их можно только целой командой.      Они  заворожены   сосновым  бором,  который  золотыми  колоннами  подпирал  небо, а  под  соснами  лежал  такой  же  великолепный  лишайниковый  ковер   столетней  работы.
   Это  очень  любознательные  дети.  Им  все  интересно. Они  до  всего хотят
докопаться:
- Осина, почему такая золотая? -Это лишайники?
   Мальчики  очень  возбуждены  увиденным,  никак  не  могут  уснуть,  а  тут  еще  комары  мешают. Это  не  просто  наблюдатели,  находясь  вместе  со  взрослыми  в  заповеднике,  они  пытаются  принести  какую – то  пользу:  измеряют  толщину  деревьев, отмечают  высохшие  на  корню  деревья.  
В истории  Юхан осознал две важнейшие мысли: первая мысль была о том, что их путешествие и таежные приключения в сущности только начинаются. И разу в след за этим он понял, что несмотря на огромные пространства, мир вовсе невелик. И люди которые вмещаются в одно – пусть даже маленькое сердце, всегда будут близки к друг другу.

В сборнике     Ануфриев  «Мишкин  мундир» с  добрым  юмором  и  любовью  рассказывает о  встречах со  зверями  и  птицами  во  время  научных  экспедиций.

В рассказе «Про  плавунчика» автор  знакомит  нас  с  жителем    маленькой  речки   куликом – плавунчиком.  Отмечает  его  повадки: лапками  гребет  быстро – быстро,  юлой  крутится,  тюк – тюк  по  воде  клювом,  личинок  собирает.  За  вертлявость  автор  сравнивает   кулика  с  поплавком.  Так  и прозвали   -  плавунчик. Описывает  внешний  вид:  самка  яркая,  а  самцы  тусклые.  А  почему,  ведь  обычно  наоборот. А  все  дело  в  том,  что  плавунчик птенцов  сам  высиживает,  а самка  в  это  время  с  подружками  весело  летает  по  тундре. Вот  и  такое  бывает  в природе.

О  щедрости  Печорской  тайги  рассказывает  Ануфриев  в  рассказе «Хозяйственный  поползень»:   - «  Созрело  в  лесу  много  всяких  ягод.  Тут  тебе  и  смородина  красная  да  черная  вдоль  рек по  чащам. И  морошка на  болотах,  и  черника  с  голубикой  по ельнику  да  борам  сосновым.»  Описывает  замечательное  дерево  -  сосну,  люди  ее  называют  кедром.  И  зреют  на  дереве  чудо – шишки,  огромные,  с  кулак.  Начинают  их  в  августе  собирать,  чтобы  зимой  лакомиться. А  пока  они  мокли  в тазу  возле  дома,  зачастил  к  ним  поползень,  это  птичка  такая  нарядная , начал  таскать  орешки,  делать  на  зиму  запасы.

Воспитатель: В  произведениях   коми  писателей  даются  зарисовки  природы  нашего Коми  края.  Рассказывается  о богатствах  нашей  земли, о ее  красоте.  Они  рассказывают  о  жизни  детей,  о  трудностях,  которые  они испытывали.
Суровая природа  Севера  оказывает   существенное  влияние  на  формирование  особых  качеств  характера человека:  стойкости,  выносливости,  настойчивости,  решительности  и  смелости,  стремление  к взаимовыручке  и поддержке.   Человек  вынужден  был  проявлять  изобретательность  и  мужество.  Чтобы  выжить,  победить в  единоборстве  с  северной  природой,  человек  надеется  прежде  всего
  на  самого  себя.  Складывается  особый  северный характер.

2. Физкультминутка: коми народная игра «Мышь и угол»

Игроки бросают жребий. На кого падает, тот водит (он будет котом), остальные – мыши. Мышки занимают пустые углы в комнате (если углов недостаточно, устраивают дополнительно с помощью стульев и скамеек). Водящий ходит по середине комнаты и повторяет:

Мышка, мышка дай мне угол

Мышка, мышка дай мне угол!

Мышки в это время меняются своими углами, перебегают из – за одного угла в другой, а кот наблюдает за ними, если останется какой – либо угол пустым, занимает его. Заняв пустой угол, сам становится мышкой, а мышь, оставшаяся без угла, становится котом, начинает ходить по комнате, приговаривая:

Мышка, мышка дай мне угол!

3. Создание выставки книг. 

Воспитатель: Ребята! Давайте создадим в нашей группе выставку детских книг писателей Республики Коми (слайды – 30 – 35)

4. Рассматривание иллюстраций в книгах. Беседа.

5. Рефлексия. IV часть.

 - С какими писателями мы познакомились?

 - О чем писала  Ирина  Васильевна
Запорожцева?  (ответ - о  жизни  северян, о  северной  природе,    о                            взаимоотношения  человека с  дикими птицами).

 - О чем рассказывалось в произведениях Раевского  Семена Степановича? (ответ детей  о неповторимой  красоте  северной  природы,  об  интересных  наблюдениях  в  лесу,  о  повадках  зверей,  о  радости  общения  с  лесными  просторами).

 - О чем писал Эдуард  Юрьевич Шим? (ответ - об отношении человека к природе).

 - О чем писал в своих рассказах  Георгий  Алексеевич Скребицкий? ( ответ – о любви к природе и животному миру).

 - К какому литературному  жанру относятся рассказы Геннадия  Яковлевича Снегирева? (ответ – к поэзии).

 -  О чем говорилось в сказках Александра Витальевича Кокачева? (ответ – о северном  лесе,  знакомит  нас  с  растительный  миром  тайги и его его  обитателями).

 - Назовите произведения Владимир  Михайлович
Ануфриев? (ответ -   «Прыгни выше, Юхан, или путешествие в волшебном лесу», «Мишкин  мундир», «Про  плавунчика», «Хозяйственный  поползень»)

Список литературы:

1. Ануфриев В.М.«Прыгни выше,  Юхан», Сыктывкар,  1996 г.
2. Ануфриев  В.М.«Мишкин  мундир»,  Сыктывкар  1989 г.
3. Демин  В.Н. «Писатели  Коми» в 2- х  томах, Сыктывкар.2001 г.
4. Демин  В.Н.«Под  кронами  сосен»,  Сыктывкар,  1989 г.
5. Запорожцева  И.В. «Пастух  и  белый  олень»,  Сыктывкар,  1980 г.
6. Кокачев А.  «Ухрюмон», Сыктывкар, 1995 г.
7. Латышева В.А.«Классики  и  современники»,  Сыктывкар, 2005 г.
8. Мартынов В.И. «Литераторы  земли Коми», Сыктывкар, 2000 г-
9. Раевский  С. С.« Подарок  ко  дню  рождения»,  Сыктывкар,  1995 г.
10. Скребицкий  Г.А.«Крылатые  соседи». Москва,  1977 г.
11. Снегирев Г. Я.«Песцовая земля», Москва,  1978 г.
12. Шим Э.Ю. «Жук  на  ниточке», Москва,  1978 г.
13. Энциклопедический  словарь  школьника «Коми литература»,Сыктывкар, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Формирование природоведческого словаря у детей подготовительной к школе группы через изучение художественной литературы

Проект коммуникативный, среднесрочный, групповой. Он реализуется в течении 4 тематических недель: "Осенние изменения в природе", "Птицы", "Животные", "Труд людей в природе".  В соответствии с тем...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

Интегрированная ООД – Тема: «Водные ресурсы Республики Коми» (подготовительная к школе группа)

Расширение знаний и представлений детей о Малой Родине. - дать детям общее представление о водяных ресурсах реки Печора; - познакомить с рыболовным промыслом народа коми; -...

конспект ООД по развитию речи и восприятию художественной литературы с детьми подготовительной к школе группы на тему: «Пересказ русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

конспект  ООДпо развитию речи  и восприятию  художественной литературы с детьми  подготовительной к школе группына тему:  «Пересказ русской народной сказки «Лисичк...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Художественная литература для детей Подготовительной к школе группы (6-7лет)

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Художественная литература для детейПодготовительной к школе группы (6-7лет)...