«Литературная викторина»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Кузикова Елена Анатольевна
Итоговое занятия по художественной литературе в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Литературная викторина»

Программное содержание:

Закреплять умение  ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование:

Книги, картинки с изображением сказочных предметов, сказочных героев, иллюстрации к рассказам и стихам, портреты детских писателей.

Ход занятия: 

Организационный момент  «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

         

Воспитатель:          Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему

                                 миру литературы.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

-- Ребята, а вы любите сказки?

-- Какие бывают сказки? (народные, авторские)

-- Назовите народные сказки какие вы знаете?(…..)

-- А авторские? Может даже вспомните автора? Я для вас приготовила подсказку, вот эту выставку детских книг.

(Катаев «Цветик семицветик», Бажов «Серебрянное копытце», Чуковский   …, А. Толстой «Приключение Буратино», Андерсен «Дюймовочка», Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

-- А зачем нужны сказки?

- Люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Часто вечерами в избе при свечи, дети слушали бабушкины сказки. Вырастая, рассказывали их своим малышам.

  В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

Давайте с вами поиграем в игру «Волшебные предметы»  

Вам нужно будет выбрать предмет, назвать его и если вы знаете, то рассказать чем он помогал, кому или что можно было сделать с его помощью.

             

              Метла и ступа Бабы-Яги,

              волшебный клубок,

              волшебная палочка,

              сапоги-скороходы,

              ковер-самолет,

              цветик - семицветик

              шапка-невидимка,

              кощеева смерть в яйце

              молодильное яблоко

              живая и мёртвая вода

              скатерть самобранка

              волшебное зеркало

              золотой ключик

              серебряное блюдце с наливным яблоком

Дети идут за столы

В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его характеризующее. Например: лисичка – сестричка, Лиса Патрикеевна, Кумушка Лиса,  хитрая лиса, лиса плутовка.  (показываю картинку)

 –Давайте поиграем. Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему

характеризующее сказочное слово. Только договоримся, что вы старшие и кричать с места просто как – то не красиво.  Нужно поднимать руку.

Игра «Назови правильно»

Карабас (Барабас)

Мишка (косолапый),

Крошечка (хаврошечка)

 Петушок (золотой гребешок),

 Кощей (бессмертный),

Баба Яга (костяная нога)

Финист (Ясный сокол)

зайчишка (трусишка, побегайка, хвастун),

цветик (семицветик)

Иванушка (дурачок)

Муха ( горюха, Цокотуха)

Сивка (Бурка) – (вещая каурка)

волчок (серый бочок),

избушка (на курьих ножках),

Никита (Кожемяка)

Жар (птица)

Василиса (Премудрая)

Царевна (лягушка)

Серебряное  (копытце)

-- Молодцы!

-- Как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были, В некотором царстве…)

-- А какими словами могут оканчиваться? (Тут и сказке конец, а кто слушал молодец, жили они долго и счастливо… и я там был…мёд, пиво пил….)

           

Сказки учат отличать добро от зла, хорошее от плохого.

-- А знаете ли вы дети, чем все сказки, похоже?

-- В каждой сказке обязательно побеждает добро.

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

 Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

 – Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять.

Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь!

Воспитатель:        Кто-то к нам идёт! А кто, узнаем отгадав загадку:

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
 

(Приходит Незнайка, просит детей объяснить)

-- Ребята, а что такое рассказ?

-- Чем рассказ отличается от сказки?

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

-- Вы весёлые рассказы любите?

-- А какие помните? (люблю рассказы Носова, про Незнайку и друзей, Про Бобкину заплатку на штанах, про шляпу живую…А рассказы Драгунского «Друг детства» -  милый мальчик не обидел своего друга детства … «Если бы» когда мальчик представил как бы было хорошо если всё было наоборот, «Заколдованная буква»,  Житкова «Как я ловил человечков» помните как мальчик разобрал пароходик…  Льва Толстого «Лев и собачка», «Косточка»,)

Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация»

«Косточка» Л. Толстой

«Лев и собачка» Толстого

«Как я ловил человечков» Житков

«Кот ворюга» Паустовского

«Живая шляпа» Носов

«Буква «ты» Пантелеева

-Дети встаньте, сейчас мы с вами отдохнем.

Тень, тень, потетень, Выше города плетень                   -руки вверх

Сели звери под плетень                                                   -присели

Похвалялися весь день                                                     -встали

Похвалялася лиса:                                                            -руки под подбородком

 «Всему свету я краса».                                -наклон головы с поворотом в право, влево.

Похвалялся зайка:                                                              -руки перед грудью (лапки)

 «Пойди, догоняй-ка!»                                                       -прыжки

 Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»                     -поглаживание плеч и рук

Похвалялись блохи: «И у нас неплохи.»                          - поглаживание по бокам

 Похвалялся медведь: «Могу песни я петь»                     - руки вперед и в стороны.

«Мир стихов»

Ребята, а кто хочет рассказать Незнайке, чем отличаются стихи от рассказов?

-- Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге).

--А еще в стихах некоторые последние слова созвучны. ( Привести примеры…

свечка – печка, окном – серебром, устала – не стала,

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котенка спать укладывать.

- Вот тебе под спинку Мягкую … перинку.

Сверху на перинку Чистую … простынку.

 («Усатый-полосатый» С. Маршак)

Мама спит, она устала…Ну и я играть … не стала.

Я волчка не завожу,

А уселась и … сижу. («Посидим в тишине» Е. Благинина)

Белая берёза под моим… окном. принакрылась снегом точно… серебром («Берёза»Есенин)

В ясный полдень, на исходе…лета, Шёл… старик дорогой полевой… («Вишня»Исаковский)

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой… на ремне, с цифрой 5 на медной бляшке, в синей форменной… фуражке. Это он. Ленинградский… почтальон («Почта» Маршак)

Вот моя деревня; Вот мой дом ….родной; Вот качусь я в санках   …По горе крутой;  Вот свернулись санки,  …И я на бок - хлоп!  Кубарем качуся   …Под гору, в сугроб.(«Деревня»   Суриков)

Весна, весна на улице, Весенние… деньки! Как птицы, заливаются …Трамвайные звонки.

«Верёвочка Барто»

Физминутка «Разгром» по стихотворению Успенского

О книгах люди придумали много пословиц. Давайте их вспомним

         

           Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

           Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга мала да ума придала.

Воспитатель:                Молодцы, ребята! Давайте научи Незнайку правилам  обращения

                      с книгами. Какие правила вы знаете?

(Ответы детей)
1. Книги брать чистыми руками.
2. Книги нельзя рвать.
3. Книги нельзя мять.
4. Нельзя рисовать на книгах.
5. Нельзя загибать углы.

А если с книжкой случилась беда, стала она порванная, чем мы сможем ей помочь?

             -- Заклеить…

Итог:

 О чем мы разговаривали на нашем занятии?

Во что играли?

Дарю раскраски по сказкам детям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная викторина по рассказам Н.Носова

Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...

литературная викторина

викторина по ознакомлению с художественной литературой...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...