Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Баталова Мария Валерьевна

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina1.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы

Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Цель: закрепление и уточнение знаний детей о ранее изученных сказках.

Задачи:

Образовательная: учить различать жанры литературных произведений: сказка, загадка, совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Развивающая: развивать связную речь, усидчивость, внимание, процессы мышления – память, сравнение, анализ.

Воспитательная: воспитывать дружеские отношения в команде при выполнении совместных заданий, уважительное отношение к ответам сверстников, любознательность, интерес к литературным произведениям.

Материалы и оборудование: фишки, разрезанные картинки с изображениями иллюстраций из сказок «Гуси-лебеди», «Лисичка-сестричка и серый волк», яблоки, музыкальное сопровождение, сундук, клубок, яйцо, картинки лисы и волка.

Предварительная работа: ознакомление детей с русскими народными сказками и сказками народов: «Лисичка- сестричка и серый волк», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», «Курочка-ряба», «Красная шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Планируемый результат: дети знают и различают русские народные сказки и сказки разных народов.

Словарная работа: Активизация словаря:  самовар, гуси, лебеди, красная, желтая.

 Обогащение словаря: Федора, лапоть.

Ход занятия:        

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методы и приемы

1.

Организационно – мотивационный

Формирование интереса детей к дальнейшему выполнению заданий викторины

Ребята, мы рады видеть вас на нашей литературной викторине! Давайте мы улыбнемся друг другу и скажем «Какой сегодня хороший день!»

От ваших улыбок даже в группе стало светлее! Скажите, ребята, вы любите сказки?
А какая ваша самая любимая сказка?

Как много сказок вы знаете! Сейчас я вам предлагаю взять каждому по фишке желтого или красного цвета. Те, у кого фишки красного цвета, сядьте слева, вы будете Красной командой, те, у кого желтые- справа. Вы- Желтая команда.

Ой, что это? Вы слышите?

Раздается гогот гусей и в группу заходит Аленушка.

Какой сегодня хороший день!

Да!

Ответы детей
Дети распределяются по командам в соответствии с цветом выбранных фишек.

Организация детей

Актуализация знаниц

Указание

Сюрпризный момент

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Постановка перед детьми проблемы в доступной для восприятия форме.

Ох, ребята! Какая беда случилась! Скажите, здесь не пролетали гуси-лебеди?
Беда-беда! Значит, я оказалась совсем в другой сказке! Как же мне теперь найти моего братца?

Ой, ребята, я слышала, что в группе матрешка самые умные, внимательные, смышленые дети! Таких детей ни в одной из сказок не найти! Скажите, как же мне найти моего братца?

Правда? Вот здорово! Спасибо вам, ребята! А вы знаете, как называется моя сказка?

Правильно! Для того, чтобы вернуться в мою сказку, нам нужно будет совершить увлекательное путешествие по всем сказкам и выполнять интересные задания! Вы готовы?

 Нет!

Мы можем помочь тебе вернуться в твою сказку.

Гуси-лебеди!

Да!

Сюрпризный момент

Обращение к детям

Актуализация опыта.

2.1

Этап практического решения проблемы

Закрепление и уточнение знаний детей русских народных и народных сказок через отгадывание загадок и выполнение заданий

Тогда отправляемся в путь! Ребята, за каждое задание мы с вами будем находить по одной фишечке. И эту фишку получит та команда, которая правильно выполнит задание! А в конце мы посчитаем, кто из ребят набрал больше фишек! А путешествовать по сказкам и находить задания нам поможет волшебный клубочек, давайте же посмотрим, куда он нас приведет!

Воспитатель кидает клубочек в сторону сундука.

Посмотрите, ребята! Это же сундук Кощея Бессмертного! Внутри, должно быть, что-то интересное! Хотите посмотреть?

Воспитатель достает листочек с заданиями.

«Ваше первое задание придумал я, Кощей Бессмертный! Вам нужно ответить на мои хитрые вопросы! Если ответите, получите фишку, а если нет- так и останетесь навеки в моей сказке!»

Ребята, какое интересное задание! Сейчас я каждой команде по очереди буду задавать вопросы. Мы ответы не выкрикиваем, даем ребятам подумать. Если команда не может ответить на вопрос, мы ей поможем! Вам понятны правила?

1 конкурс « Блиц- опрос»

1. С кем встречался Колобок во время путешествия?

2. Какое  яйцо  снесла  курочка  Ряба?

1. К кому шла Красная Шапочка?

2. Кто тянул Репку?

1. Кого встретила сестрица, когда бежала за гусями-лебедями?

2. Что купила на базаре Муха – Цокотуха?

1. Кто разбил золотое  яичко?

2. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»?

Мы спраились с заданием, ребята! Каждая команда получает фишки!

Отправимся к следующему заданию!

Воспитатель снова бросает клубок в сторону стульчиков:

Ты катись, катись, клубок,

С овражка в лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Посмотрите, ребята! Это же золотое яичко! Как вы думаете, из какой оно сказки?

Правильно! ОЙ! Яичко упало и разбилось! Посмотрите, что же это? Внутри снова письмо! Ребята, Курочка Ряба приготовила нам интересные загадки!

Конкурс 2 «Загадки»

1.« Возле леса на опушке трое их живёт в избушке, Там три стула и три кружки, три кровати и подушки».

2. «На сметане он мешен, на окошке он стужен, круглый бок, румяный бок, кто же это?».

3. «Убежали от  грязнули  сковородки и кастрюли, ищет  их она зовет, по дороге слезы льет».

4. «Докторов он всех добрей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит, кто же это?».

5. «В гости к бабушке пошла, пирожков ей понесла, серый волк за ней следил, обманул и проглотил».

6. «С Пятачком он ходит в гости, любит мед, варенье просит, это кто, скажите вслух, медвежонок…».

Все загадки отгадали! Молодцы, и Красная и Желтая команда получают по фишке!

Куда же клубочек приведет нас на этот раз?

Воспитатель бросает клубочек в стороны плюшевого медведя.

Ой, ребята, кто это тут у нас?

Правильно, а в какой сказке у нас рассказывают про семью медведей?

Медвежонок узнал, что вы путешествуете, и захотел поиграть с вами! Вы хотите поиграть с мишуткой?

Конкурс 3 «Физкультминутка "Три медведя»

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой - большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).

А сынок - малютка просто. (Присесть).

С погремушками ходил. (Встать, руки перед  грудью сжаты в кулаки).

Дзинь - дзинь, дзинь - дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).


Мишутке было с вами так весело! Он дает каждой команде по фишке!

Звучит гогот гусей.

Ой, ребята, вы слышите? Мы совсем близко к моей сказке! Давайте бросим клубочек и узнаем, куда он нас приведет!

Воспитатель кидает клубок в сторону доски.

 Ой, ребята, посмотрите! Что здесь изображено?

Мне кажется, или что-то у них не так?

И правда! Ребята, Лесичка и волчок просят вас помочь им! Кто-то перепутал не только их тела, но и названия всех сказок! Скажите, мы сможем вспомнить, как сказки называются правильно?

Тогда слушайте внимательно!

4 конкурс.  «Назови сказку правильно»        

«Сестрица  Аленушка  и братец Никитушка»

«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«Волк и 7 тигрят»

«Пашенька и медведь»

«Пузырь, лапоть и ветка»

«Гуси-вороны»

Молодцы, ребята, все сказки мы распутали! И каждая команда получила свои фишки! Отправляемся дальше!

Воспитатель кидает клубок к столам.

Ой, ребята! Кто-то разрезал картинки из сказок! Какая беда! Скажите, мы сможем собрать картинки снова?

Тогда пусть Желтая команда подойдет к синему столу, а Красная- к коричневому. На столе лежат кусочки картинок. Ваша задача собрать картинку и определить, из какой она сказки.

Красная команда, какая у вас сказка?

А у Желтой команды?

Вот мы и нашли мою сказку! Молодцы, ребята, вот вам последние фишки!





Дети вместе с воспитателем подходят к сундуку.

Да!

Дети слушают  задание!

Да!

С зайцем, волком, медведем, лисой

Золотое!

К бабушке.

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.


Яблоню, речку и печку.

Самовар.

Мышка.

Хвостом.

Дети идут за клубочком.

Курочка ряба!

Дети слушают загадки.

Три медведя.

Колобок.

Федора.

Айболит.

Красная шапочка.

Винни-Пух.

Мишутка!

Три медведя!

Да.

Дети выполняют движения совместно с воспитателем.

Да!

Дети идут за клубочком.

Лисичка сестричка и серый волк

Да! У них перепутаны головы.

Да!

Сестрица Аленушка и Братец Иванушка.

Лисичка- сестричка и Серый волк!

Волк и 7 козлятю

Машанька и медведь.

Пузырь, лапоть и соломинка.

Гуси-лебеди.

Дети идут вместе с воспитателем.

Да!

Дети делятся на команды и собирают картинки.

 «Лисичка-сестричка и серый волк»

«Гуси-лебеди»

Пояснение

Объяснение

Обращение к детям.

Объяснение

Вопросы

Художественное слово

Вопросы

Художественное слово

Похвала

Указание

Вопросы

Физминутка

Вопросы

Объяснение

Похвала

Вопросы

Похвала

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности

Спасибо вам, ребята, что вы помогли мне! Давайте посчитаем, у какой команды больше фишек!

Воспитатель помогает детям посчитать фишки и дети хлопают команде победителей.

В знак благодарности я хочу вручить вам лесных яблочек доброй Яблони!

Мне пора спасать братца, до свидания, ребята!

Дети считают фишки.


Спасибо!

До свидания!

Подведение итогов

Похвала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей средней группы с использованием ИКТ «Сказочный зимний лес»

Цель: Совершенствовать умение образовывать наименования детенышей животных в именительном и косвенных падежах. Задачи:Обучающие-    Активизировать и обогащать словарь детей;-...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему: "Космическое путешествие"

МБДОУ «Большеелховский детский сад №1 комбинированного вида» Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему : «Космическое путешествие» Подготовила и провела: воспитатель Курманбае...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы "Путешествие в сказку"

Данный конспект разработан для того, чтобы способствовать развитию диалогической и монологической речи; воспитанию интереса к явлениям погоды; закреплению знаний о диких, домашних животных и птицах; з...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Тема «Дикие животные» Воспитатель: Мышанская Н.В.

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы.Тема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение представления о диких живо...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей»....

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы. Тема: "Поделись улыбкою своей".

Формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива....