Литературная викторина по развитию речи для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Масленникова Регина Раиловна

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей по теме «Сказки».
  2. Формировать образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера;
  3. Развивать речевую активность детей.
  4. Воспитывать интерес и уважение к литературному жанру — сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по развитию речи

для детей старшей группы

Задачи:

  1. Систематизировать знания детей по теме «Сказки».
  2. Формировать образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера;
  3. Развивать речевую активность детей.
  4. Воспитывать интерес и уважение к литературному жанру — сказка.

Методы и приемы: объяснение, вопросы, чтение. Дидактические игры «Отгадай загадку по отрывку», «Заблудилось слово», «Какой герой говорит эти слова», «Помоги животным попасть в свою сказку»,  воображаемая ситуация. Рассматривание иллюстраций к знакомым сказкам.

Материал: сказочный сундучок, иллюстрации к знакомым сказкам; разрезные картинки для дидактической игры «Помоги животным попасть в свою сказку», соответствующие животные - мягкие игрушки, фишки.
Предварительная работа: чтение сказок «Сивка-бурка», «Заяц-хвастун», «Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Сказка о царе Салтане», «Никита Кожемяка», «Домовенок Кузька»; обсуждение, классификация сказок на «авторские» и «народные». 

Ход викторины:

Воспитатель входит в группу в образе сказочницы.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я сегодня к вам пришла с сюрпризом, это сказочный сундучок, в котором столько интересных вопросов, заданий по сказкам.

А не провести ли нам викторину «Кто лучше всех знает сказки?» (ответы детей). Делимся на две команды! За правильный ответ я буду давать фишки. Если кто-то не может ответить, то дети из другой команды могут помочь. Побеждает та команда, которая наберет большее количество фишек.

1 задание

Воспитатель достает из сундука первое задание: читает отрывки из сказок, дети должны отгадать название сказки:

1. «Не плачь, мальчик, не плачь, девочка, я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое» («Курочка ряба»).

2. «Покатился Ёжик по дороге, а навстречу ему крокодил: «Ёжик! Ёжик, я тебя съем. Не ешь меня, крокодил. Я тебе песенку спою!» («Колобок»).

3. «Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты сковороду с яичницей. Подобралась к сковороде коза» («Лиса и кувшин»).

4. «Шла обезьяна по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук!» («Лисичка со скалочкой».)

2 задание

Воспитатель читает название сказок, у которых название состоит из двух слов. Но одно слово "заблудилось". Дети должны правильно дать название сказкам

1.«Царевна-утка» («Царевна-лягушка»).

2.«Сивка-будка» («Сивка-бурка»).

3.«Серебряное ушко» («Серебряное Копытце»).

4.«Цветик-одноцветик» («Цветик-семицветик»).

5.«Серая тучка» («Серая шейка»).

6.«Господин Уа» («Господин Ау»).

3 задание

Воспитатель: Назовите сказки, в которых главный герой заяц («Заяц-хвастун», «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Как заяц от дождя прятался»).

Воспитатель: В каких сказках герой должен был пролезть через одно ушко и в другое вылезти. («Хаврошечка», «Сивка-бурка»).

Воспитатель: В какой сказке герой превращается то в муху, то в комара, то в шмеля. («Сказка о царе Салтане...»).

Воспитатель: Где находчивость помогает побить сильного змея. («Никита Кожемяка»)

4 задание

Воспитатель: Ребята, вспомните героев сказок, которые сказали следующие слова: 

1.«Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка из сказки «Хаврошечка»)

2. «Если дерево будет с листьями всю зиму, значит, у меня будут зимние яблоки!» (Господин Ау из сказки «Господин Ау»).

3. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц-хвастун»).

4. «Я таки наподдал ему как следует, этому мылу твоему. Как жваркну его, как дряпну — больше не будет свориться». (Кузька из сказки «Домовенок Кузька».)

5 задание

Воспитатель: Ребята, вспомните и прочитайте наизусть заклинания.

• Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка». (Сивка-бурка, вещий каурка. Стань передо мной, как лист перед травой!)

• Жени из сказки «Цветик-семицветик». (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели!)

6 задание

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат иллюстрации к сказкам. Разложите их на две группы: авторские и народные сказки. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Иллюстрации к сказкам:

«Сивка-бурка», Заяц-хвастун», «Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый», «Сказка о царе Салтане».

7 задание

Дидактическая игра «Помогите животным (насекомым) попасть в свою сказку».

 Дети собирают разрезные картинки, где герои сказок животные. Далее находят это животное на столе и относят его в свою сказку. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.

Животные (насекомые): 

• комар, муха, шмель к сказке «Сказка о царе Салтане...»;

• коза к сказке «Серебряное Копытце»;

• лошадка к сказке «Сивка-бурка;

• корова к сказке «Хаврошечка»;

• лиса к сказке «Лиса и кувшин»;

Воспитатель с детьми подсчитывают фишки, определяют победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

 Интегрированное занятие по математике и развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи....

Литературная викторина "Наши любимые сказки" для детей старшей группы

Конспект занятия по развитию речи. Закрепления знаний о героях сказок....

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие по сказкам"

Викторина по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Путешествие по сказкам"Цель: уточнить, расширить и закрепить знания воспитанников о сказках разных жанров.Задачи:...

Викторина по развитию речи для детей подготовительной группы

Программное содержание:- Способствовать развитию связной речи через использование приема моделирования, познавательных интересов, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения), творче...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы «Путешествие в страну Красивой речи»...