Программа по приобщению к художественной литературе в средней группе
рабочая программа по художественной литературе (средняя группа) на тему

Макарова Ася Владиславовна

Программа по приобщению к художественной литературе и тематическое планирование по средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_hudozhestvennoy_literature.docx51.84 КБ

Предварительный просмотр:

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

________________________

«___»___________20____ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор гимназии

приказ № _______________

от «___»__________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРИОБЩЕНИЮ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

 СРЕДНЯЯ ГРУППА

Составитель программы:

воспитатель   Макарова А.В.

2015/2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа образовательной области «Речевое развитие» - «Приобщение к художественной литературе» (далее-Художественная литература) для детей средней группы составлена на основе:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года),

Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014,

СанПин 2.4.1.3049 – 13,

Образовательной программы дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2015 – 2016 учебный год

и с учетом приоритетного направления работы ДОУ по познавательно-речевому развитию и экологическому воспитанию.

Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие словотворчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой и детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  Главная ценность данного возраста – сохраняющаяся высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности. Детям по-прежнему нравятся произведения малых (прикладных) фольклорных жанров, растет интерес к сказкам.

При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:

 Гуманизации;

 Дифференциации;

 Принцип непрерывности и системности образования.

Цели:

  • Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
  • Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
  • Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать, детям, понять мотивы поведения героев произведения.

              Задачи:

  • Приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения
  • Поддерживать интерес к слову в литературном произведении
  • Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
  • Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
  • Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.

     

             Планируемые результаты:

  • Слушает сказки, рассказы, стихотворения
  • Запоминает небольшие и простые по содержанию считалки
  • Воспринимает содержание произведения, сопереживает героям
  • Просит прочитать любимые сказку, рассказ, стихотворение
  • Проявляет интерес к литературным произведениям, представляет с помощью взрослого небольшие отрывки из сказок
  • Проявляет интерес к рисункам, иллюстрациям в книге.
  • Выразительно читает стихи
  • Называет любимую сказку, стихотворение, считалку.

            Целевые ориентиры:

  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами;
  • Проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картин.
  • Эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства

Система оценки результатов освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой   эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

индивидуальные карты развития ребенка, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

выстраивание индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, непосредственно – образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.

Содержательный раздел

  • Развитие речи, как средства общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • Понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

Приобщение к художественной литературе

-продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.

-помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

-зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

-поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.

-продолжать работу по формированию интереса к книге.

-предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.

- познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Виды интеграции образовательной области «Речевое развитие» с другими

образовательными областями.

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесс

     «Социально-коммуникативное развитие» (Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях др.)   

  «Познавательное развитие» (Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми.)

   «Художественно-эстетическое развитие» (Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами

 русской речи.)

«Физическое развитие» Комплекс упражнений на дыхание, растяжку и баланс коррекционно-развивающей технологии «Успешный старт»

«Социально-коммуникативное развитие»

Игры для формирования речевого этикета. Развивающие упражнения для формирования пространственного восприятия (графические диктанты, составление планов помещений) Составление творческих рассказов с элементами драматизации.

Составление описательных рассказов по опорному картинному плану.

Составление рассказов по серии сюжетных картин.

Использование речевых подвижных игр).  «Познавательное развитие» (использование дидактической игры как средства реализации образовательной области Проектная деятельность (обучение грамоте, лексические темы).

Обогащение словарного запаса – проекты «Копилка слов», «Подари словечко»).

«Художественно-эстетическое развитие» (Речевой этикет.

Составление творческих рассказов с элементами драматизации о различных профессиях. Пересказ художественных произведений по опорным рисункам, схематичному плану.

Придумывание мини-сказок, загадок.

Заучивание стихотворений, потешек, скороговорок.

Работа с пословицами и поговорками.)

«Физическое развитие» Комплекс упражнений на дыхание, растяжку и баланс коррекционно-развивающей технологии «Успешный старт».

Комплекс упражнений пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей и пальцев рук.

Использование речевых подвижных игр, физкульминутки.

Методы развития речи

Наглядные

Словесные

Практические

  • Непосредственное наблю-дение и его разновидности
  • Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
  • Чтение и рассказывание художественных произведений
  • Заучивание наизусть
  • Пересказ
  • Обобщающая беседа
  • Рассказ без опоры на наглядность
  • Дидактические игры
  • Игры – драматизации
  • Инсценировки
  • Дидактические упражнения
  • Пластические этюды
  • Хороводные игры

Условия реализации программы

Работа по приобщению детей к художественной литературе включает в себя не только занятия, а также самостоятельное рассматривание книг, свободное общение воспитателя с детьми на основе прочитанной художественной литературы, ежедневное чтение перед сном, создание «Поэтической копилки», театральную деятельность, выставки, экскурсии (очные и виртуальные), проекты, дидактические словесные   игры.

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды

Основная часть

Содержание ППРС

(Пособие, материалы, оборудование)

Цели

Книжный уголок

1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

2.Детские книги по программе, любимые книжки детей.

3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

4. Портреты детских писателей и поэтов, художников иллюстраторов.

Совершенствование умения обращаться с книгой, расширение представлений об окружающем.

 

Вариативная часть

«Поэтическая копилка» - подборка стихов, считалок, потешек, чистоговорок, закличек.

Уголок ИЗО-деятельности

1.Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.

3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани.

4.Наборное полотно, доска, магнитная доска.

5. Иллюстрации по сказкам «Герои любимых сказок» для раскрашивания; дорисуй чего не хватает.

Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей.

Театральный уголок\уголок ряжения

1.Ширма.

2.Маленькие ширмы для настольного театра.

3.Различные виды театра: плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).

4.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

5.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см.

6.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие).

7.Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие).

8.Набор фигурок: семья.

9.Набор масок: животные, сказочные персонажи.

1. Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

2.Формирование умения ставить несложные представления.

3.Развитие интереса к театрально- игровой деятельности.

Работа с родителями.

  • Информационные письма
  • Индивидуальные беседы
  • Консультации
  • Выставки книг
  • Проектная деятельность
  • Помощь семье в литературном развитии детей (создание списка рекомендуемой литературы для чтения)
  • Творческие конкурсы (совместные рисунки по прочитанным произведениям)
  • Организация совместных проектов

Список литературы для чтения детям:

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко - ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима — аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном — дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу — Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» — рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Список художественной литературы

для чтения перед сном

           Альф Прёйсн «Про козлика который умел считать до 10»; И. Соколов – Микитов «Листопадничек»; Иозеф Чапек « Трудный день»; Хилена Бехлерова «Капустный лист»; И. Бунин «Листопад»; Тридцать третья ножка»; Фьямметта Варезе-Гамба Приключения маленького щенка»,Э.Хогарт «Марфин и его знаменитый кабачок»; В. Драгунский «На Садовой большое движение»; Чтение глав Д.Родари «Приключения Чиполлино»; Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» ; С. Михалкова «Дядя Степа»; А.Кузнецова «Подружки»; Н. Носов «Приключения Незнайки»; С. Погореловский «Урожай»; В. Серов «Золотая осень»; Чтение стихотворения «Вот он хлебушек душистый»; Слушание сказки Гофмана «Щелкунчик»; В.Бианки ”Кузяр-Бурундук” и “Инойка-Медведь; В.Бианки  «Хвосты»; В. Бианки «Первая охота»; Н. Носов «Автомобиль»; С. Михалков «Дядя Степа - милиционер»; Б. Житков «Что я видел» (главы из книги ); В. Бианки «Синичкин календарь»Декабрь.Январь.;Чтение: Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок»; М. Пришвин «Ёж»;  Чтение: Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении);Чтение: П. Бажов «Серебряное копытце»;К. Чуковский «Телефон»; А. Усачев «Школа снеговиков» («Как Дед Мороз сделал себе помощников»); Чтение: русская народная сказка «Снегурочка»;В. Даль «Девочка Снегурочка»;Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»;Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»;В. Бианки «Синичкин календарь» (февраль); В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»; В. Бианки «Красная горка»;«Заяц, Косач, Медведь и Дед Мороз»;Н.Носова «Живая шляпа»; О. Иоселиани «Пожарная команда»; М. Большинцова «У самого синего моря»; Ю. Коваль «Алый»;С. Михалков «А что у вас?»; нанайская сказка «Айога»;ненецкая сказка «Кукушка»; В. Зотов «Лесная азбука»; В. Осеева «Почему»; Н. Носов «Заплатка»;В. Драгунский «Тайное становится явным»;Л.Н. Толстой «Косточка»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; В. Бианки «Подкидыш»; В. Бианки «Лесные домишки»;  В. Бианки «Мастера без топора»;  К. Паустовский «Заячьи лапы»; Б. Заходер «Серая звездочка»; Т. Эгнер «Приключения в лесу Елки-на-Горке», русская народная сказка «Василиса Прекрасная»;

Литература для чтения в семье:

Малые жанры фольклора: песенки, потешки.
Сказки о животных, волшебные сказки, докучные сказки.
Литературные сказки. Ш. Перро, бр. Гримм, К. Чуковского, В. Гаршина, В. Катаева идр.
Стихи А. Фета, А. Плещеева, С. Дрожжина, А.К. Толстого, А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака, Ю. Владимирова, Д. Хармса, В. Катаева, М. Бородицкой, Е. Благининой, Я. Акима, В. Берестова, Ю. Тувима, С. Михалкова, В. Орлова, И. Токмаковой, Р. Сефа, Э. Успенского, Е. Григорьевой и другие произведения, рекомендованные программой;
Рассказы К. Ушинского, Л. Толстого, Б. Житкова, М. Пришвина, М. Зощенко, В. Сутеева, Е. Чарушина, Е. Пермяка, В. Драгунского, А. Дмитриева, М. Пляцковского, Г. Остера, Ю. Коваля и другие произведения, рекомендованные программой.


Учебно-методическое оснащение:

  1. Образовательная программа дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2015 – 2016 учебный год.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. Гербова В.В Развитие речи в детском саду средняя группа-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
  4. Развитие речи детей 4-5 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения/ авт.-сост.: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
  7. Книга для чтения в детском саду и дома: 3-4 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2008.
  8. Портреты художников, писателей.
  9. Кукольные театры: «Теремок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Репка»
  10. Настольные театры: «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка».
  11. Том Конструктор «Маша и медведь», «Курочка Ряба»
  12. Настольный театр-сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Три медведя», «Волк и семеро козлят»
  13. Кубики «Сказки Пушкина»
  14. Картины русских художников: репродукции и описание.
  15. Времена года: 10 репродукций с описанием.
  16. Компакт диски с музыкальными произведениями классиков
  17. Аудио записи сказок.

         Наглядно-дидактические пособия:

         Рассказы по картинкам: «Теремок», «Репка», «Колобок».

         Играем в сказку: «Три медведя», «Три поросенка».

         Мир в картинках «Герои сказок».

Техническое оснащение программы

  • магнитофон
  • телевизор
  • компьютер
  • сканер-принтер
  • флеш-карта.

Источники из интернета:

1.Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье [http://doshvozrast.ru/index.htm]

2.ВОСПИТАТЕЛЬ | в помощь воспитателю ДЕТСКОГО САДА

[http://detsadd.narod.ru/]  

3. Сайт «Всё для детского сада» [http://www.ivalex.vistcom.ru/index.htm]

4. ДЕТсад   [http://detsad-kitty.ru/]

5. Детский сад «Семь гномов»       [http://vospitatelivsexgorodov.3bb.ru/]

6. Сайт «Воспитатель»  [http://vospitatel.com.ua/]

7. Всё для оформления детского сада, школы  [http://skyclipart.ru]

8.Детский портал Солнышко http://www.solnet.ee/about.html/ 

9. Дошкольник RU [http://doshkolnik.ru/scenary.php]

10. Журнал «Обруч» – [http://www.obruch.ru]

11. Журнал Дошкольное образование» [http://www.dovosp.ru]

12. Детский портал «СОЛНЫШКО» [http://www.solnet.ee]

13. Презентации. Художники. http://chudo-udo.com

/prezentatsii/itemlist/category/109-zhivopis-izuchaem-kartiny-velikikh-khudozhnikov

14. http://allforchildren.ru/ Все для детей

15. http://chayca1.narod.ru/noti/noti_podg.html ноты


Календарно-тематическое планирование

 по Художественной литературе  в средней группе

на 2015 – 2016 учебный год

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Программное содержание

Источник

1.

Чтение рассказа Э.Успенского «Про Веру и  Анфису»

Познакомить детей с новым литературным произведением, учить детей  понимать содержание, оценивать поступки героев.

Учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, мышление, память, связную речь.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2009.

2.

Чтение стихотворений А. Барто «Игрушки».

Познакомить детей со стихами А. Барто из цикла «Игрушки».

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений.

Развивать внимание, память, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2009. – с. 4

Конспект занятия.

3.

Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу произведений.

Развивать внимание, память, связную речь.

Развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Конспект занятия.

4.

Чтение стихотворения Г.Сапгир «Садовник»

Учить детей внимательно слушать стихотворения, правильно воспринимать содержание произведения.

Учить детей отвечать на вопросы, пополнять словарный запас детей.

Развивать внимание, память, совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Конспект занятия.

5.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Учить детей понимать содержание и значение пословицы, связывать ее значение с сюжетом сказки.

Обогащать и активизировать словарь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию. Развивать внимание, память, воображение.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –№5

6.

Чтение стихотворений об осени. А.Плещеев «Осенняя песенка

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений.

 Развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Конспект занятия

7.

Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка

Продолжить знакомить детей со сказками, учить понимать содержание, сопереживать ее героям. Дать понятие нравственным качествам: добро и зло.

Обогащать и активизировать словарь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, память, воображение.

Воспитывать любовь к народным сказкам.

Конспект занятия. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 116

8.

Рассказывание украинской народной сказки «Колосок»

Продолжить знакомить детей со сказками, учить понимать содержание, сопереживать ее героям.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 56

9.

 Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой»

Продолжить знакомить детей со сказками, учить понимать содержание.

Обогащать и активизировать словарь детей, учить отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, память, воображение.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – №1

Конспект занятия.

10.

В. Сутеев – и его книги.

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему.

Воспитывать интерес к книге, к ее художнику-иллюстратору  В.Сутееву

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. –

11.

Заучивание наизусть стихотворение М. Садовского «Осень»

          Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, нравственный смысл произведения.

Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы.

Воспитывать любовь к природе.

Конспект занятия.

12.

Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей»

Продолжить знакомить детей со сказками, учить понимать содержание, сопереживать ее героям.

           Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Конспект занятия. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 69 №10

13

Чтение рассказа М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»

          Познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям.

Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.        Обогащать и активизировать словарь

Конспект занятия.

14

Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»

Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.        Обогащать и активизировать словарь.

Развивать внимание, мышление, память, чувство юмора.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2009. – с. 22

Конспект занятия.

15.

Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр»

Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.        Обогащать и активизировать словарь.

Развивать внимание, мышление, память, чувство юмора.

Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

    Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2009. – с. 22

Конспект занятия.

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Программное содержание

Источник

16.

Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему.

Стимулировать желание детей придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.

Учить понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки.

Развивать внимание, память, воображение.

 Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 67 №8

Конспект занятия.

17.

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик»

Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.

Учить отвечать на вопросы словами текста. Произносить слова четко, достаточно громко.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2009. –с. 68

18.

Заучивание стихотворения З. Александровой «Елочка»

Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.

Учить отвечать на вопросы словами текста. Произносить слова четко, достаточно громко.

Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитывать любовь к поэзии, эстетические чувства.

Конспект занятия

19.

Чтение сказки С. Козлова «Зимняя сказка»

Познакомить детей с новым произведением, учить понимать содержание, сопереживать героям.

Учить детей участвовать в беседе по содержанию произведения, развивать диалогическую речь.        Обогащать и активизировать словарь.

Развивать внимание, мышление, память.

Прививать интерес к чтению книги.

Конспект занятия

20.

Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Учить детей эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста.

Развивать образность речи детей.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 67 №11

Конспект занятия.

21.

Чтение укр.н.ск. «Рукавичка»

Продолжить знакомит детей с литературным жанром: сказкой..

Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, нравственный смысл произведения.

Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы.

Прививать интерес к чтению книги.

Конспект занятия. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 67 № 22

22.

Заучивание стихотворения В. Орлова «Почему медведь зимой спит»

Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Конспект занятия

23.

Чтение стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».

Учить детей понимать содержание стихотворного произведения юмористического характера, отвечать на вопросы по его содержанию, используя строки из произведения.

Развивать внимание, мышление, память, познавательный интерес.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Конспект занятия

24.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа»

   Учить понимать и характеризовать поступки героя.

    Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения, активизировать словарь: называть слова с противоположным значением, обозначающим величину.

     Развивать внимание, мышление, память, познавательный интерес.

     Воспитывать уважение к взрослым, интерес к их профессиям.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2009. –с. 79.

Конспект занятия

25.

Рассказывание русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Продолжить знакомить детей со сказками, учить понимать содержание, сопереживать ее героям. Дать понятие нравственным качествам: добро и зло.

Обогащать и активизировать словарь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию.

Развивать внимание, память, воображение.

Воспитывать любовь к народным сказкам.

Конспект занятия

26.

Заучивание стихотворения Я.Акима «Мама»

Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.

Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 67 № 23

Конспект занятия.

27.

Е. Чарушин – писатель и художник детских книг. Создаем книгу по мотивам рассказов Е. Чарушина.

Расширять представления детей о Е.И. Чарушине (не только писатель, но и художник, который часто рисовал любимых животных).

Расширить представление о понятиях: художник детской книги, иллюстрация.

Прививать интерес к книге.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Конспект занятия.

28.

Чтение отрывка из книги С. Вангели «Подснежники

 Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, нравственный смысл произведения.

    Обогащать и активизировать словарь детей, учить их отвечать на вопросы по содержанию.

    Воспитывать нравственные качества личности через поступки героев произведения.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2009. –с. 79.

Конспект занятия

29.

Заучивание наизусть стихотворения Г.Ладонщикова «Весна»

Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его. Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства

Конспект занятия. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – с. 67 № 23

Конспект занятия

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Программное содержание

Источник

 30.

Е. Рачев – художник – оформитель детских книг

Познакомить детей с понятиями: художник детской книги, иллюстрация.

Познакомить с художником-иллюстратором  детских книг Е. Рачевым.

Прививать интерес к книге.

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Конспект занятия.

31.

Заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

Познакомить детей с новым стихотворением, заучить его.Учить отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Развивать память, мышление, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Конспект занятия.

32.

Пересказывание басни Л.Н. Толстого «Хотела галка пить»

Познакомить детей с новым литературным жанром: басней.

Учить пересказывать литературный текст.

Развивать мышление, память.

Воспитывать познавательные интересы.

Конспект занятия.

33.

В. Бианки «Лесная газета». Чтение рассказов.

Продолжать знакомить детей с литературным жанром: рассказом. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, нравственный смысл произведения.

Развивать мышление, память, воображение, познавательные интересы.

Воспитывать любовь к природе.

Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2009. –с. 65

Конспект занятия.

34.

«О Родине». Чтение произведений. П. Воронько «Жура – жура - журавель».

Знакомить детей с понятием Родина через  художественные произведения.

Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы  и задавать их.

Развивать познавательные интересы детей.

Воспитывать любовь к Родине.

Конспект занятия

35.

Чтение сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха».

Учить детей понимать содержание стихотворного произведения, отвечать на вопросы по его содержанию, используя строки из произведения.

Развивать внимание, мышление, память, познавательный интерес.

Воспитывать интерес к поэзии, эстетические чувства.

Конспект занятия

36.

Чтение русской народной сказки «Война грибов с ягодами».

Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание, характеризовать героев.

Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь детей.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к книге.

Конспект занятия.

37.

Стихи В. Серовой о цветах. Заучивание наизусть стихотворения «Одуванчик»

Продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения.

Учить отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения.

Развивать внимание, память, интонационную выразительность.

Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии.

Конспект занятия

Мониторинг образовательной деятельности.

МОНИТОРИНГ                                    

Группа средняя

2015-2016 учебный год

Воспитатели

Показатели

 

 

 

 

Читает наизусть любое стихотворение или считалку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него, отвечает на вопросы воспитателя по его содержанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С интересом рассматривает иллюстрированные издания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнает и эмоционально реагирует на знакомые стихи, сказки, рассказы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии: Не сформирован (Н), Находится в стадии формирования (Ф), Сформирован (С)

1. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке».

Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др.

Содержание диагностического задания:

Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. Затем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану.

2. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко».

Содержание диагностического задания:

Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко.

- Как ты думаешь, из какой сказки данные герои?

- Что произошло с петушком?

- Как ты думаешь, почему петушок подавился?

- К кому сначала побежала курочка за помощью?

- Для чего нужно было маслице?

(Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием настольного театра.

3. Дидактическое задание: «Назови свои любимые сказки и рассказы»

Инструкция к проведению:

Воспитатель просит ребенка вспомнить и назвать, его любимые сказки и рассказы.

4. Дидактическое задание: «Прочитай наизусть стихотворения, считалки, загадки»

Инструкция к проведению:

Воспитатель просит ребенка прочитать 1-2 программных стихотворения,   1-2 считалки, 1-2 загадки.

Критерии оценки

Не сформирован (Н) - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами.

Находится в стадии формирования (Ф) - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку.

Сформирован (С)  - ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром и приобщению к художественной литературе в средней группе «Моя малая Родина»

Конспект НОД по ознакомлению с социальным миром и приобщению к художественной литературе в старшей группе «Моя малая Родина»Конспект занятия по Ознакомление с социальным миром (краеве...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе по программе Веракса

Материал по ознакомлению с художенственной литературой в средней группе. Материал можно использовать в свободной деятельности, знакомить детей с художественной литературой....

Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития

В своей работе я стараюсь, чтобы литература была интересна детям, высокохудожественна, разнообразна.В данной работе я показала некоторые  методы ознакомления детей средней группы с художественной...

Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир б...

НОД по ОО " Речевое развитие" приобщение к художественной литературе в средней группе " Чтение рассказа Н.Носова " Живая шляпа"

Возрастная группа: средняя (4-5 лет ).Тема: Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа»Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»Цель: познакомить детей с произведением Ник...