календарно - тематическое планирование по развитию речи и художественной литературе 1 младшая группа
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (младшая группа) на тему

календарно - тематическое планирование по развитию речи и художественной литературе 1 младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_razvitie_rechi.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методы по развитию речи и художественной литературы:

наглядные, словесные, практические.

Приёмы: 1. Словесные: речевой, образец, повторное, проговаривание, объяснения, указания;

                  2. Наглядные: показ материала (картинок, игрушек и т.д.);

                 3. Игровые.

Календарно – тематическое планирование

по развитие речи и художественной литературы

1я младшая группа

п/п

Тема

Цель

Количество часов

Сентябрь

1

Путешествие по территории участка.

Приучать детей участвовать в коллективном мероприя тии, слушать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (проговаривать или сделать).

2

2

Путешествие по комнате.

Приучать детей участвовать в коллективном мероприя тии, слушать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (проговорить или сделать).

2

3

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (Саша, Сашенька, Сашаля

2

4

«Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко».

Помочь детям понять, что утреннее расставание пере живают все малыши и все мамы; поупражняться в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

2

Октябрь

1

Чтение немецкой народной песенки «Три весёлых братца»

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

1

2

Дидактическая игра «Поручение».

Дидактическое упражнение «Вверх-вниз».

Совершенствовать умение детей понимать речь

воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчётливо произносить их.

1

3

Чтение сказки «Репка».

Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»».

Напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.; активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчётливо произносить звук а, небольшие фразы.

1

4

Дидактические игры «Поручения», «Лошадки».

Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчётливо произносить звук и.

5

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Спала кошка на крыше».

Дидактическая игра  «Ослики».

Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчётливом произноше нии гласных звуков и, а и звукосочетания иа.

1

6

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь».

Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

1

7

Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у).

Чтение песенки «Разговоры».

Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).

1

8

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).

Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

1

Ноябрь

1

Дидактическая игра «Кто пришёл? Кто ушёл?».

Чтение потешки «Наши уточки с утра…».

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстни ками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

1

2

Дидактическое упражнение «Ветерок».

Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит».

С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением – загадкой, совершенствовать речевой слух.

1

3

Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение русской народной потешки «Пошёл котик на торжок…».

Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошёл котик на торжок…».

1

4

Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками

Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, жёлтый), выполнении заданий воспитателя («сделайте так-то»), рассчитанных на понимание речи и её активизацию.

1

5

Чтение сказки «Козлятки и волк».

Познакомить детей со сказкой «Козлята и волк» (обр. К. Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку.

1

6

Игра инсценировка «Добрый вечер, мамочка».

Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку).

1

7

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).

Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.

1

8

Дидактическое упражнение «Выше-ниже, дальше-ближе».

Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; развивать память.

1

Декабрь

1

Дидактические игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь.

Формировать умение чётко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание.

1

2

Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» (Показ картинок).

Познакомить детей с новым произведением, доставить  малышам удовольствие от восприятия сказки.

1

3

Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлечь детей к воспроизведению диалогов между Щенком и теми животными, которые попались ему на глаза.

1

4

Дидактическое упражнение на произношение звука Ф.

Дидактическая игра «Далеко – близко».

Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) и использовать в речи соответствующие слова.

1

5

Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке «Кто сказал «мяу»?». Повторение песенки «Пошёл котик на торжок».

Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. Повторить с детьми народную песенку «Пошёл котик на торжок…».

1

6

Дидактическая игра «Подбери пёрышко».

Учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёный цвета; повторять фразы вслед за воспитателем.

1

7

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).

Учить детей рассматривать картину, радоваться изображённому, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, делать простейшие выводы.

1

8

Дидактические упражнения и игры на произношения звука К.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Катауси и Мауси».

Учить детей правильно и отчётливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь. Познакомить детей с новым художественным произведением.

1

Январь

1

Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».

Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объёму художественные произведения.

1

2

Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?».

Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

1

3

Рассказывание без наглядного сопровождения (Л. Славина «Зайчик»).

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и то же сюжет в сокращённом и полном варианте.

1

4

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение на произношение звуков д, дь.

Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова.

1

5

Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…».

Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.

1

6

Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи.

Упражнять детей в отчётливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

1

7

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей; угадывать животное по описанию.

1

8

Повторение материала

Повторить материал, который вызвал затруднения у детей.

1

Февраль

1

Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Познакомить детей со сказкой «Теремок» (обр. М. Булатова) и песенкой-присказкой.

1

2

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата.

Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчётливом произношении звука х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах).

1

3

Чтение потешки «Наша Маша маленька…»,

стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова маленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

1

4

Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»,

Дидактическая игра «Чей, чья, чьё».

Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении.

1

5

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок».

Дидактическое упражнение «Что я сделала?».

Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению.

1

6

Инсценирование сказки «Теремок».

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре).

1

7

Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд».

Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.

1

8

Рассматривание сюжетной картины.

Проанализировать: пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее.

1

Март

1

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя».

 Дидактическая игра «Чья картинка».

Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

1

2

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).

Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображённого.

1

3

Чтение произведения К. Чуковского «Путаница».

Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница», доставив радость малышам от звучного, весёлого стихотворного текста.

1

4

Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница».

Продолжать объяснять детям, как интересно рассматри вать рисунки в книжках; активизировать (С помощью упражнений) в речи детей глаголы, противоположные по значению.

1

5

Рассказывание произведения К. Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения.

Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

1

6

Игра- инсценировка «Как машина зверят катала».

Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фра зы, отчётливо произносить звук э, звукоподражание эй.

1

7

Дидактическое упражнение «Не уходи от нас киска!».

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка».

Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям повторять за воспитателем и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке.

1

8

Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?».

Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

1

Апрель

1

Чтение сказки «Маша и медведь».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).

1

2

Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке.

Постараться убедить детей в том, что рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь», прививая им интерес к драматизации.

1

3

Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…».

Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней.

1

4

Чтение главы «Друзья» из книги Ч. Янчарского «Приключения Миши Ушастика».

Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, и желание узнать что-то новое про  симпатичного медвежонка.

1

5

Рассматривание картин из серии «Домашние животные».

Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детёнышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь.

1

6

Купание куклы Кати.

Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.

1

7

Чтение сказки Д. Биссера «Га-га-га».

Вызвать у детей симпатию к маленькому гусёнку, открывающему мир; поупражнять малышей в произношении звукоподражаний.

1

8

Повторение материала.

С помощью разных приёмов помочь детям вспомнить сказки, прочитанные на предыдущих занятиях, побуждая к инициативным высказываниям.

1

Май

1

Чтение сказки А. и П. Барто «Девочка-резвушка».

Познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка-резвушка», помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой всё не нравится.

1

2

Рассматривание картин «Дети кормят курицу и цыплят».

Игра в цыплят.

Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога).

1

3

Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок».

Познакомить детей с рассказом Г. Балла «Желтячок», учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их признаков.

1

4

Дидактическое упражнение «Так или не так?».

Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик».

Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить своё впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить со стихотворением «Кораблик».

1

5

Дидактическое упражнение «Так или не так?».

Чтение песенки «Снегирёк».

Продолжать учить детей осмысливать различные

жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры отрабатывать у детей плавный лёгкий выдох.

1

6

Чтение сказки В. Бианки «Лис и Мышонок».

Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и мышонок», учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и небольшие фразы.

1

7

Здравствуй, весна!.

Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать её.

1

8

Повторение материала.

Работа по закреплению программного материала (*по выбору педагога).

1

                                                                                               Всего занятий -

72

Дидактические игры по развитию речи в свободной деятельности:

  1.  Д/и «Игрушки, транспорт»                          
  2.  Д/и «Играем вместе»
  3.  Д/и «Инструменты»
  4.  Д/и «Сложи картинку из 2х частей»
  5.  Д/и «Сложи картинку из 3х частей»
  6.  Д/и «Сложи картинку из 4х частей»
  7.  Д/и «Расскажи по картинкам» (1-2, 1-4)
  8.  Д/и «Описание картинки»
  9.  Д/и «Профессия – продавец»
  10.  Д/и «Профессия – доктор»
  11.  Д/и «Лото игрушки»
  12.  Д/и «Кто это? Что это?»
  13.  Д/и «Кто что делает?»
  14.  Д/и «Когда это бывает?»
  15.  Д/и «Ферма»
  16.  Д/и «Дикие животные»
  17.  Д/и «Домашние животные»
  18.  Д/и «Дом, комната, оборудование»
  19.  Д/и «Одежда»
  20.  Д/и «Занятия ребенка»
  21.  Д/и «Детское лото» (цветное)
  22.  Д/и «Детское лото» (Чёр.-бел.)
  23.  Д/и «Овощи, фрукты»
  24.  Д/и «Едим, плаваем, летаем»
  25.  Д/и «Сказки на фланелеграфе»
  26.  Д/и «Жесты»
  27.  Д/и «Предлоги и наречия»
  28.  Д/и «Предметы быта»
  29.  Д\и «Потешки с картинками»
  30.  Д/и «Удивительные слова».
  31.  Д/и «Посуда»
  32.  Д/и «Кому что нужно?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в подготовительной группе.

Данный материал составлен на основе пилотного варианта общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", книг Л.Е. Кыласовой, О.Н. Лиманской. Материал подготовлен для испол...

Тематическое планирование по развитию речи в 1-й младшей группе (для детей с ОВЗ - возраст развития 2 - 3 года).

Содержание материала будет интересно широкой аудитории педагогов, занимающихся над развитием и коррекцией речи детей данного возраста и детей, имеющих отставание от нормы. В плане отражены  темат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...