календарно - тематическое планирование по развитию речи и художественной литературе 1 младшая группа
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (младшая группа) на тему

Тыван Наталья Витальевна

календарно - тематическое планирование по развитию речи и художественной литературе 1 младшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_razvitie_rechi.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Методы по развитию речи и художественной литературы:

наглядные, словесные, практические.

Приёмы: 1. Словесные: речевой, образец, повторное, проговаривание, объяснения, указания;

                  2. Наглядные: показ материала (картинок, игрушек и т.д.);

                 3. Игровые.

Календарно – тематическое планирование

по развитие речи и художественной литературы

1я младшая группа

п/п

Тема

Цель

Количество часов

Сентябрь

1

Путешествие по территории участка.

Приучать детей участвовать в коллективном мероприя тии, слушать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (проговаривать или сделать).

2

2

Путешествие по комнате.

Приучать детей участвовать в коллективном мероприя тии, слушать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их (проговорить или сделать).

2

3

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий»

Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (Саша, Сашенька, Сашаля

2

4

«Про девочку Машу и Зайку – Длинное Ушко».

Помочь детям понять, что утреннее расставание пере живают все малыши и все мамы; поупражняться в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).

2

Октябрь

1

Чтение немецкой народной песенки «Три весёлых братца»

Формировать у детей умение слушать стихотворный текст, проговаривать звукоподражательные слова, выполнять движения, о которых говорится в тексте песенки.

1

2

Дидактическая игра «Поручение».

Дидактическое упражнение «Вверх-вниз».

Совершенствовать умение детей понимать речь

воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их; помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчётливо произносить их.

1

3

Чтение сказки «Репка».

Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»».

Напомнить детям сказку «Репка»; вызвать желание рассказывать её вместе с воспитателем; уточнить представление детей о том, какое животное что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.; активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть; учить отчётливо произносить звук а, небольшие фразы.

1

4

Дидактические игры «Поручения», «Лошадки».

Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься); учить отчётливо произносить звук и.

5

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Спала кошка на крыше».

Дидактическая игра  «Ослики».

Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения; упражнять в отчётливом произноше нии гласных звуков и, а и звукосочетания иа.

1

6

Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Был у Пети и Миши конь».

Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

1

7

Игры и упражнения на звукопроизношение (звук у).

Чтение песенки «Разговоры».

Закрепить правильное произношение звука у (изолированного и в звукосочетаниях).

1

8

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).

Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

1

Ноябрь

1

Дидактическая игра «Кто пришёл? Кто ушёл?».

Чтение потешки «Наши уточки с утра…».

Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог со сверстни ками, развивать внимание. Учить детей различать и называть птиц, о которых упоминается в потешке.

1

2

Дидактическое упражнение «Ветерок».

Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит».

С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания). Познакомить детей со стихотворением – загадкой, совершенствовать речевой слух.

1

3

Дидактическая игра «Это я придумал». Чтение русской народной потешки «Пошёл котик на торжок…».

Закрепить умение детей объединять действием 2-3 любые игрушки, озвучивать полученный результат при помощи фразовой речи; познакомить с народной песенкой «Пошёл котик на торжок…».

1

4

Дидактические упражнения и игры с кубиками и кирпичиками

Упражнять детей в различении и назывании цветов (красный, синий, жёлтый), выполнении заданий воспитателя («сделайте так-то»), рассчитанных на понимание речи и её активизацию.

1

5

Чтение сказки «Козлятки и волк».

Познакомить детей со сказкой «Козлята и волк» (обр. К. Ушинского), вызвать желание поиграть в сказку.

1

6

Игра инсценировка «Добрый вечер, мамочка».

Рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или любому другому родному человеку).

1

7

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).

Помочь детям понять содержание картины; в процессе рассматривания активизировать речь детей; учить договаривать слова, небольшие фразы.

1

8

Дидактическое упражнение «Выше-ниже, дальше-ближе».

Упражнять детей в определении местоположения объекта и правильном его обозначении; развивать память.

1

Декабрь

1

Дидактические игры на произношение звуков м-мь, п-пь, б-бь.

Формировать умение чётко произносить звуки м-мь, п-пь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание.

1

2

Чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?» (Показ картинок).

Познакомить детей с новым произведением, доставить  малышам удовольствие от восприятия сказки.

1

3

Инсценирование сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?».

Доставить малышам удовольствие от восприятия знакомой сказки; привлечь детей к воспроизведению диалогов между Щенком и теми животными, которые попались ему на глаза.

1

4

Дидактическое упражнение на произношение звука Ф.

Дидактическая игра «Далеко – близко».

Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф; учить произносить звукосочетания с различной громкостью; определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) и использовать в речи соответствующие слова.

1

5

Рассматривание иллюстраций В. Сутеева к сказке «Кто сказал «мяу»?». Повторение песенки «Пошёл котик на торжок».

Приучать детей рассматривать рисунки в книжках; рассказывать им о сверстниках, которые внимательно рассматривают иллюстрации. Повторить с детьми народную песенку «Пошёл котик на торжок…».

1

6

Дидактическая игра «Подбери пёрышко».

Учить детей различать и называть красный, жёлтый, зелёный цвета; повторять фразы вслед за воспитателем.

1

7

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).

Учить детей рассматривать картину, радоваться изображённому, отвечать на вопросы воспитателя по её содержанию, делать простейшие выводы.

1

8

Дидактические упражнения и игры на произношения звука К.

Чтение стихотворения К. Чуковского «Катауси и Мауси».

Учить детей правильно и отчётливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний с разной громкостью); активизировать словарь. Познакомить детей с новым художественным произведением.

1

Январь

1

Чтение сказки Л.Н. Толстого «Три медведя».

Познакомить детей со сказкой «Три медведя», приучая их внимательно слушать относительно большие по объёму художественные произведения.

1

2

Игра «Кто позвал?». Дидактическая игра «Это зима?».

Учить детей различать на слух звукоподражательные слова; узнавать сверстников по голосу (игра «Кто позвал?»). Рассматривать с детьми раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснять, что на них изображено.

1

3

Рассказывание без наглядного сопровождения (Л. Славина «Зайчик»).

Развивать у детей способность понимать содержание рассказа без наглядного сопровождения, умение слушать один и то же сюжет в сокращённом и полном варианте.

1

4

Дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Дидактическое упражнение на произношение звуков д, дь.

Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить чётко и правильно произносить звукоподражательные слова.

1

5

Повторение знакомых сказок. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…».

Вспомнить с детьми знакомые сказки, помогать малышам драматизировать отрывки из произведений; помочь запомнить новую потешку.

1

6

Упражнения на совершенствование звуковой культуры речи.

Упражнять детей в отчётливом произношении звуков т, ть, развивать голосовой аппарат с помощью упражнения на образование слов по аналогии.

1

7

Дидактическое упражнение «Чья мама? Чей малыш?»

Учить детей правильно называть домашних животных и их детёнышей; угадывать животное по описанию.

1

8

Повторение материала

Повторить материал, который вызвал затруднения у детей.

1

Февраль

1

Рассказывание сказки «Теремок». Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

Познакомить детей со сказкой «Теремок» (обр. М. Булатова) и песенкой-присказкой.

1

2

Составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили». Упражнение на звукопроизношение и укрепление артикуляционного аппарата.

Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчётливом произношении звука х (изолированного, в звукоподражательных словах и во фразах).

1

3

Чтение потешки «Наша Маша маленька…»,

стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».

Помочь детям понять содержание потешки, обратить внимание на слова маленька, черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно; познакомить со стихотворением С. Капутикян; учить договаривать звукоподражательные слова и небольшие фразы, встречающиеся в стихотворении.

1

4

Повторение стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»,

Дидактическая игра «Чей, чья, чьё».

Вызвать у детей удовольствие от восприятия знакомого произведения и совместного чтения его с педагогом; учить согласовывать слова в предложении.

1

5

Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок».

Дидактическое упражнение «Что я сделала?».

Дать детям почувствовать (на интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунков к нему. Учить правильно называть действия, противоположные по значению.

1

6

Инсценирование сказки «Теремок».

Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизвести диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театрализованной игре).

1

7

Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд».

Совершенствовать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения.

1

8

Рассматривание сюжетной картины.

Проанализировать: пытаются ли дети передавать содержание картины или в основном перечисляют предметы, действия; возросло ли число инициативных высказываний детей, стали ли они разнообразнее.

1

Март

1

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя».

 Дидактическая игра «Чья картинка».

Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

1

2

Рассматривание сюжетных картин (по выбору воспитателя).

Продолжать учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображённого.

1

3

Чтение произведения К. Чуковского «Путаница».

Познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница», доставив радость малышам от звучного, весёлого стихотворного текста.

1

4

Рассматривание иллюстраций к произведению К. Чуковского «Путаница».

Продолжать объяснять детям, как интересно рассматри вать рисунки в книжках; активизировать (С помощью упражнений) в речи детей глаголы, противоположные по значению.

1

5

Рассказывание произведения К. Ушинского «Гуси» без наглядного сопровождения.

Продолжать приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

1

6

Игра- инсценировка «Как машина зверят катала».

Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фра зы, отчётливо произносить звук э, звукоподражание эй.

1

7

Дидактическое упражнение «Не уходи от нас киска!».

Чтение стихотворения Г. Сапгира «Кошка».

Объяснить детям, как по-разному можно играть с игрушкой и разговаривать с ней. Помогать детям повторять за воспитателем и придумывать самостоятельно несложные обращения к игрушке.

1

8

Дидактическое упражнение «Как можно медвежонка порадовать?».

Продолжать учить детей играть и разговаривать с игрушкой, употребляя разные по форме и содержанию обращения.

1

Апрель

1

Чтение сказки «Маша и медведь».

Познакомить детей с русской народной сказкой «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).

1

2

Повторение сказки «Маша и медведь». Рассказ воспитателя об иллюстрациях к сказке.

Постараться убедить детей в том, что рассматривая рисунки, можно увидеть много интересного; помочь детям разыграть отрывок из сказки «Маша и медведь», прививая им интерес к драматизации.

1

3

Дидактическое упражнение «Я ищу детей, которые полюбили бы меня…».

Привлечь внимание детей к новой игрушке; учить их рассказывать о том, как они будут играть с ней.

1

4

Чтение главы «Друзья» из книги Ч. Янчарского «Приключения Миши Ушастика».

Вызвать у детей радость за Мишку Ушастика, нашедшего друзей, и желание узнать что-то новое про  симпатичного медвежонка.

1

5

Рассматривание картин из серии «Домашние животные».

Помочь детям увидеть различия между взрослыми животными и детёнышами, обогащать и активизировать словарь, развивать инициативную речь.

1

6

Купание куклы Кати.

Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, тёплая вода; показывать малышам, как интересно можно играть с куклой.

1

7

Чтение сказки Д. Биссера «Га-га-га».

Вызвать у детей симпатию к маленькому гусёнку, открывающему мир; поупражнять малышей в произношении звукоподражаний.

1

8

Повторение материала.

С помощью разных приёмов помочь детям вспомнить сказки, прочитанные на предыдущих занятиях, побуждая к инициативным высказываниям.

1

Май

1

Чтение сказки А. и П. Барто «Девочка-резвушка».

Познакомить детей с произведением А. и П. Барто «Девочка-резвушка», помочь понять малышам, как смешно выглядит капризуля, которой всё не нравится.

1

2

Рассматривание картин «Дети кормят курицу и цыплят».

Игра в цыплят.

Продолжать учить детей рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения воспитателя и сверстников, образец рассказа педагога).

1

3

Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок».

Познакомить детей с рассказом Г. Балла «Желтячок», учить слушать произведение без наглядного сопровождения, отвечать на вопросы, понимать, что кличка животных зависит от их признаков.

1

4

Дидактическое упражнение «Так или не так?».

Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик».

Помочь детям осмыслить проблемную ситуацию и попытаться выразить своё впечатление в речи. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить со стихотворением «Кораблик».

1

5

Дидактическое упражнение «Так или не так?».

Чтение песенки «Снегирёк».

Продолжать учить детей осмысливать различные

жизненные ситуации (без наглядного сопровождения); с помощью игры отрабатывать у детей плавный лёгкий выдох.

1

6

Чтение сказки В. Бианки «Лис и Мышонок».

Познакомить детей с произведением В. Бианки «Лис и мышонок», учить помогать воспитателю читать сказку, договаривая слова и небольшие фразы.

1

7

Здравствуй, весна!.

Совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать её.

1

8

Повторение материала.

Работа по закреплению программного материала (*по выбору педагога).

1

                                                                                               Всего занятий -

72

Дидактические игры по развитию речи в свободной деятельности:

  1.  Д/и «Игрушки, транспорт»                          
  2.  Д/и «Играем вместе»
  3.  Д/и «Инструменты»
  4.  Д/и «Сложи картинку из 2х частей»
  5.  Д/и «Сложи картинку из 3х частей»
  6.  Д/и «Сложи картинку из 4х частей»
  7.  Д/и «Расскажи по картинкам» (1-2, 1-4)
  8.  Д/и «Описание картинки»
  9.  Д/и «Профессия – продавец»
  10.  Д/и «Профессия – доктор»
  11.  Д/и «Лото игрушки»
  12.  Д/и «Кто это? Что это?»
  13.  Д/и «Кто что делает?»
  14.  Д/и «Когда это бывает?»
  15.  Д/и «Ферма»
  16.  Д/и «Дикие животные»
  17.  Д/и «Домашние животные»
  18.  Д/и «Дом, комната, оборудование»
  19.  Д/и «Одежда»
  20.  Д/и «Занятия ребенка»
  21.  Д/и «Детское лото» (цветное)
  22.  Д/и «Детское лото» (Чёр.-бел.)
  23.  Д/и «Овощи, фрукты»
  24.  Д/и «Едим, плаваем, летаем»
  25.  Д/и «Сказки на фланелеграфе»
  26.  Д/и «Жесты»
  27.  Д/и «Предлоги и наречия»
  28.  Д/и «Предметы быта»
  29.  Д\и «Потешки с картинками»
  30.  Д/и «Удивительные слова».
  31.  Д/и «Посуда»
  32.  Д/и «Кому что нужно?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи с использованием ТРИЗ. Подготовительная к школе группа....

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ. Подготовительная группа

Календарно-тематическое планирование по развитию речи ТРИЗ...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

Тематическое планирование по развитию речи в 1-й младшей группе (для детей с ОВЗ - возраст развития 2 - 3 года).

Содержание материала будет интересно широкой аудитории педагогов, занимающихся над развитием и коррекцией речи детей данного возраста и детей, имеющих отставание от нормы. В плане отражены  темат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в первой младшей группе.

Календарно-тематическое планирование по развитию речи в первой младшей группе....