конспект НОД по чтению в старшей группе на тему рассказ А.Митта «Шар в окошке»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Тема: «А.Митта «Шар в окошке»

Направление образования и развития (Образовательная область):

«Художественно – эстетическое  развитие»

Цель:познакомить детей с произведением А. Митта «Шар в окошке»; обеспечить понимание текста и создание читательской интерпретации.

Задачи: обеспечить восприятие текста на слух; помочь понять  идейный смысл произведения; вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать рассказ;формировать  представления о построении художественных текстов, о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;

воспроизводить  сюжет по опорным картинкам посредством игры  «Что сначала, что потом» (по технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ).

Закрепить представления детей об основных эмоциях человека.

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление;

Воспитывать потребность проявлять доброту, заботливость, ответственность к сверстникам и к окружающим по собственному побуждению, желание совершать добрые поступки;

Обеспечить рациональное сочетание разных видов детской деятельности (сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sazonova_-_konspekt_po_chteniyu_s_triz.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 78»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности

выполнила  воспитатель

первой   квалификационной категории

Сазонова   Наталья   Борисовна

Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х ч. Часть 1. Образовательные программы для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. - М. :Баласс, 2014. - 544 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Возрастная группа:старшая  (5-6 лет)

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием):

«А.Митта «Шар в окошке»

Направление образования и развития (Образовательная область):

«Художественно – эстетическое  развитие»

Цель:познакомить детей с произведением А. Митта «Шар в окошке»; обеспечить понимание текста и создание читательской интерпретации.

Задачи: обеспечить восприятие текста на слух; помочь понять  идейный смысл произведения; вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать рассказ;формировать  представления о построении художественных текстов, о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения;

воспроизводить  сюжет по опорным картинкам посредством игры  «Что сначала, что потом» (по технологии ОТСМ – ТРИЗ – РТВ).

Закрепить представления детей об основных эмоциях человека.

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление;

Воспитывать потребность проявлять доброту, заботливость, ответственность к сверстникам и к окружающим по собственному побуждению, желание совершать добрые поступки;

Обеспечить рациональное сочетание разных видов детской деятельности (сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок)

Виды деятельности:  игровая, познавательная, речевая, читательские действия, продуктивная деятельность

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: дидактическая  игра, решение проблемной ситуации

Оборудование:воздушный  шарик,  фломастеры/цветные карандаши, картинки  из рассказа.

Предварительная работа: беседы  с рассматриванием  иллюстраций о дружбе.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Педагог:

- Ребята, а какое у вас настроение? Давайте поиграем и узнаем!

Дидактическая игра: «Кубик с эмоциями»

И\З: учитьраспознавать эмоции по схематическому изображению  и отражать с помощью своих жестов и мимики.

Создание затруднения. Проблемная ситуация:

В группе появляется воздушный шарик с прикреплённым к нему конвертом, в котором записка с  просьбой  расставить  по порядку  картинки из незнакомого рассказа.

Один ребенок кидает кубик и изображает в жестах и мимике выпавшую на кубике эмоцию, а остальные дети угадывают ее, затем картинка на кубике показывается остальным.

Дети рассматривают на  доске картинки,   высказывают свои  предположении, но  затрудняются  в последовательности, так как не знакомы с текстом.

II. Основная часть

Изложение нового материала

Педагог предлагает детям сесть на ковер и сам садится с ними, читает текст, но не называет название и автора.

Чтение рассказа с коментированием

«Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс (ребята, а что такое компресс?- ответы детей), в ушах вата, нос от капель щиплет. И не кто к нему в гости не придет. (Как вы думаете почему?Ответы ребят принимаются, но не комментируются). Нельзя, заразиться могут. (Вот, оказывается, почему).Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лежа! Только небо. Редко, когда самолет пролетит, да и то его только слышно бывает, а не видно. И вдруг видит Коля – красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоя, стал дергаться. Вверх-вниз, вверх-вниз. Что такое? Не поймет Коля. (А вы поняли, что это за шарик? Догадались? Ответы ребят принимаются, но не комментируются). Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Мишка придумал». Стало Коле хорошо. Кажется – пустяк- шарик в окне, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за веревочку дергает. А рядом, наверное, Толя стоитсмеется. И все ребята, наверное, стоят, советы дают. Хорошо, когда о тебе друзья помнят».

Беседа по тексту:

Педагог: Ребята, я вам прочитала текст, а как бы вы его назвали? (ответы детей)  Почему?

Педагог: Ребята, это  рассказ и  называется «Шар в окошке», а  написал  рассказ А. Митт.

Педагог: О чем говорится в этом рассказе?

-Что случилось с Колей, почему нельзя его навещать?

- А что они придумали, чтобы порадовать Колю?

-Какими словами можно охарактеризовать ребят, которые пришли к Коле? (заботливые, внимательные, хорошие…)

-Как вы думаете,  какое настроение стало у Коли, когда он увидел шар в окошке? (он обрадовался, стал веселым, а был грустным.И мне кажется, поэтому он выздоровел.)

- А как вы думаете?

Вывод: в этом рассказе видно, какие друзья у Коли. Внимательные, заботливые, изобретательные, надули шар, нарисовали рожицу на шарике, чтоб порадовать Колю.

- Ребята, а вы знаете, положительные эмоции влияют на скорейшее выздоровление.

- Дети, а как вы думаете, кого можно назвать дружными?

- Какие они дружные ребята?

А) которые относятся с уважением друг к другу.

Б) прислушиваются к мнению других.

В) не ссорятся, не ругаются, делятся игрушками, ходят, друг к другу в гости. Дарят подарки.

Педагог:

- Ребята, а сейчас мы с вами отдохнем.

Физкультминутка:

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

Раз-туда, два-сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз-присели,  два-привстали,

Руки кверху все подняли,

Ручки опустили

И на стульчики  присели.

Закрепление нового материала в новых условиях: работа в тетрадях

Педагог предлагает детям пройти на свои места, открыть пособия на закладке и выполнить 1 задание на стр.6

-Для чего нарисовали веселую мордочку на воздушном шарике?

Воспитатель: Ребята, а помогли ли друзья своим поступком Коле?

Возвращение к первичной проблемной ситуации: игра «Что сначала, что потом»

-После того, как вы прослушали рассказ,  вы можете расставить картинки по порядку?

Выполните 2 задание на стр.7-  игра «Что сначала, что потом»

- Обменяйтесь рабочими тетрадями и проверьте друг друга.

Педагог:

-Ребята, а у вас есть друзья? (спросить несколько детей).

-Почему вы считаете их хорошими друзьями?

Расскажите о своём лучшем друге. Начни свой рассказ словами: «Мой друг самый …»

- А может ли твоим другом быть взрослый человек?

-Что нужно делать, чтобы дружба была крепкая?

Дети сидятна ковре, слушают

Дети высказывают свои предположения

Дети высказывают свои предположения

Дети высказывают свои предположения

Дети высказываются

Ответы детей

Дети высказывают свои предположения

Дети проходят на свои места, открывают пособия на закладке и выполняют 1 задание на стр.6 – раскрашивают шарик красным цветом и рисуют на нём весёлую рожицу

Дети высказывают свои предположения

Ответы детей

Дети выполняют 2 задание на стр.7 – заполняют  пустые числовые карточки  цифрами  по порядку

Обмениваются рабочими тетрадями и проверяют друг друга, делают замечания

Ответы детей

Рассказы детей  (Мой друг  самый хороший. Он делится игрушками. Мой друг никогда меня не обижает, помогает мне. Он весёлый и добрый…)

Дети высказывают свои предположения

III. Заключительная часть. Рефлексия.

- Да, конечно  настоящий друг познается не только в радости, но и в беде, он всегда поможет, утешит, удержит от дурного поступка. Никогда не обижайте, ни словом, ни поступком, заботьтесь о младших, помогайте, защищайте тех, кто слабее вас. Живите, поступайте так, чтобы окружающим взрослым и детям было радостно и приятно.

- Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня хорошего настроения и т.д. …»

- Молодцы, я рада, что у всех хорошее настроение. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом.

Комментарии детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему «Рассказ о К. И. Чуковском»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

Занятие по развитию речи в старшей группе «Знакомство с рассказом А. Митты «Шарик в окошке»

Занятие по развитию речи в старшей группе«Знакомство с рассказом А. Митты «Шарик в окошке»Цель: познакомить детей с произведением А. Митта «Шар в окошке»; обеспечить пони...

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме «Рассказ педагога «Для чего человеку нос?»

Доминирующая ОО:  познавательное развитие.Интеграция ОО:  физическое, речевое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель:-познакомить детей с важным органом чувств-...