Литературная викторина
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Ким Алёна Валериевна

Представляю конструкт литературной викторины, как итог полученных знаний по курсу «Ознакомление с художественной литературой» детей старшей группы детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozh._literatura_-_viktorina.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина

Старшая группа

Разработала: Ким А.В.

Цель: Закрепление и представление полученных знаний по курсу «Ознакомление с художественной литературой»

Задачи:

  • С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.
  • Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
  • Развивать чувство рифмы.
  • Воспитывать интерес к художественной литературе.

Методическое обеспечение:

Книги известных детям авторов, иллюстрации, атрибуты к рассказам

Планируемый результат:

  • Обогащение словарного запаса детей; развитие словесно-логического мышления, внимания у детей.
  • Закрепление знаний о жанровых особенностях рассказа, сказки, стихотворения.
  • Дети читают стихотворения по собственному выбору выразительно, не стесняясь публики.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность детей

Вводная часть.

Организационно-мотивационный момент

Целый год мы читали стихи, сказки, рассказы и вот сегодня мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждет три остановки:

  • в краю рассказов
  • в сказочном королевстве
  • в мире стихов.

Усаживайтесь удобно, отправляемся.

Основное правило – стараемся на все вопросы отвечать правильно, грамотно, полными ответами.

Дети в группе сидят на стульчиках.

Основная часть.

Актуализация знаний детей

1 остановка: «Край рассказов»

Что такое рассказ? Как называют человека, который пишет рассказы?

Назовите самого известного детского писателя

«Блиц – вопросы»

  • Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»?
  • Что считал Петя, придя из детского сада
  • Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы?
  • Что нарвали без спроса на колхозном огороде мальчики?

«Бюро находок»

Определите, из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.

  • Шляпа
  • Нитки, иголки, ткань
  • Лопата, песок
  • Огурцы

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле. Писатель.

Николай Николаевич Носов

Картофелем

Ступеньки

«Фантазеры»

Огурцы

 

«Живая шляпа»

«Заплатка»

«На горке»

«Огурцы»

Динамическая пауза

Чтоб поехала машина,

Накачаем дружно шины: с-с-с-с!

Не забудем завести: д-д-д-д!

Мы давно уже в пути: р-р-р-р!

Руки изображают работу насосом

Вращение согнутых в локтях рук перед грудью

Усиливаем темп вращения руками

Актуализация знаний детей

2 остановка: «Сказочное королевство»

Чем отличается сказка от рассказа?

Есть сказки русские народные, а есть авторские. Объясните различие этих сказок…

Русская народная сказка состоит из основных частей: зачин, основная (волшебная) часть и добрый конец. Приведите примеры.

Необычные имена у героев русских сказок. Давайте попробуем объяснить, почему именно так называют:

Чудо-Юдо девятиголовое

Царевна – лягушка

Царевна Несмеяна

Василиса Премудрая

Какие вы знаете волшебные предметы?

Дидактическая игра «Отгадай сказку и назови в ней волшебство»

Ведра сами побежали,

У избы вдруг постояли.

А потом скорей на лавку,

И плясать с водой в присядку.

Мама девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее.  

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

У кого большая шляпа?

Кто бездельник и растяпа?

Кто хвастун, болтун, зазнайка?

Знают все, малыш ...

 «Волшебные слова произнеси!» - какие слова необходимо произнести, чтобы:

  • Вызвать Сивку Бурку

  • Сварить кашу в волшебном горшочке
  • Выполнить любое желание с помощью волшебного цветка

Дидактическая игра  «Путаница» - помогите, ребята, распутать названия сказок.
«По-заячьему велению»
«Зелёная шапочка»
«Кот в туфлях»
«Два поросёнка»
«Сестрица Танюшка и братец Иванушка»
«Мальчик-с-ладошку»
«Сивка-Мурка»

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.

Народные сказки придумал народ, рассказывали их и передавали друг другу из поколения в поколение, а у авторских сказок есть автор – писатель-сказочник.

«В некотором царстве, в некотором государстве..», «Жили – были…»

«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а врот не попало», «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец»

У страшного чудовища было девять голов

Кащей превратил царевну в лягушку

Никогда не смеялась, только плакала

Очень умная, мудрая.

Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. П.

«По щучьему веленью» - щука разговаривает, ведра идут…

«Красная Шапочка» - волк разговаривает, бабушка и Красная Шапочка невредимые выходят из живота.

«Приключения Буратино» - куклы и все животные разговаривают

«Приключения Незнайки и его друзей» - маленькие разговаривающие человечки (коротыши)

  • Сивка Бурка, вещий каурка,

            Встань передо мной, как лист перед травой

  • Раз – два – три – горшочек, вари!
  • Лети, лети, лепесток,

            Через запад – на восток,

            Через север, через юг!

            Возвращайся, сделав круг!

            Лишь коснёшься ты земли

            Будь по-моему вели! Вели…

«По-щучьему велению»

«Красная шапочка»

«Кот в сапогах»

«Три поросёнка»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Мальчик-с-пальчик»

«Сивка Бурка»

Динамическая пауза

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся!

Руки в стороны развёл –

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать…

Дети выполняют описываемые движения

Актуализация знаний детей

3 остановка «Мир стихов»

Чем отличаются стихи от рассказов?

А потом позвонили зайчатки:

- Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и  перчатки.

А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

- Пришлите, пожалуйста, книжки! 

Вы узнали, из какого произведения эти строчки?

А кто автор этого стихотворения? 

«Вспомни стихотворение и расскажи нам» - по считалке мы выбираем чтеца и он рассказывает нам любое стихотворение. Если кто-то сразу не сможет вспомнить, я помогу. Ведь мы с вами учили стихи С. Есенина, Ф Тютчева, А.Пушкина... Напоминаю, стихи надо читать с выражением, чётко. Итак, начинаем…

Стихи записывают в столбик, а рассказы записывают в строчку. А еще в стихах последние слова созвучны.

Мартышки и книжки.

Из стихотворения «Телефон»

Корней Иванович Чуковский

Дети рассказывают известные им стихи любого объёма. В случае затруднения – остальные помогают.

Рефлексия

Вот и вспомнили мы различные литературные жанры. Какие?

Где же мы можем прочитать всё то, о чём мы с вами говорили?

Рассказы, сказки, стихотворения.

В книгах.

Заключение

Давайте сами составим основные правила, как нужно обращаться с книгой.

Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будите обращаться с книгой, чаще просить своих родителей читать их, а те, кто пойдут в школу, скоро научится читать их сами.

Ответы детей:

  1. Брать книгу надо только чистыми руками.
  2. Не рвать и не загибать страницы.
  3. Не рисовать в книге.
  4. Пользоваться закладкой
  5. Надо обернуть книгу.

Если порвалась страничка нужно ее заклеить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная викторина по рассказам Н.Носова

Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...

Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"

Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...