«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
статья по художественной литературе на тему

Маменко Юлия Александровна

В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления со сказками, представлены  этапы работы со сказкой, методы и приемы  по ознакомлению со сказкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Воспитатель МАДОУ «Детский сад  №460»

Маменко Юлия Александровна

В статье рассматриваются вопросы нравственного воспитания дошкольников в процессе ознакомления со сказками, представлены  этапы работы со сказкой, методы и приемы  по ознакомлению со сказкой.

«Сказка- это зернышко, из которого прорастает

эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений»

                                                                                                                                                            В.А.Сухомлинский

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив познавательной информации: телевидение, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой формирования у детей духовно-нравственных ценностей. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, так как именно на этом возрастном этапе ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и человеческих ценностей.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств, представлений, положительных навыков и привычек поведения. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у дошкольника нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других, проявление заботы, внимания.

По моему мнению, сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Сказка – первое художественное произведение, позволяющее ребёнку переживать чувство сопричастности горю и радости героев, ненавидеть жадность и вероломство, страстно желать победы добра. Она прочно вошла в детский быт малыша, и по своей сущности вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлениям.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что – то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными.  Композиция сказки - это яркое противопоставление добра и зла, вымышленные и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно – следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка – все это делает сказку интересной и волнующей для детей. Одним из главных уроков сказки является то, что в ней в «чистом» виде представлены противоположные нравственные качества: добро и зло, честность и лицемерие, благородство и низость, верность и предательство, ум и глупость. Нравственные понятия, ярко выраженные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с ближайшим окружением ребенка, превращаются в эталоны, которыми регулируются его желания и поступки.

Полезные уроки, которые извлекает ребенок из сказки:

  • Сказка разделяет на хороших и плохих персонажей (людей, зверей и прочих существ). Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злых героев в конце сказки ждет расплата.
  • Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
  • Сказка учит не бояться трудностей: главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы трудной она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
  • Сказка учит дружить. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.
  • Сказка учит не судить о людях по внешнему виду: Иванушка-дурачок на проверку оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной.
  • Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
  • Сказка учит любви к родителям: герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр.
  • Сказка учит патриотизму: главный герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от захватчиков.

        В сказках высмеиваются пороки: страх и трусость в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Несомненно, что для маленького ребёнка именно сказка может стать надежным и мудрым наставником, другом и советчиком. Именно в ней ребенок сможет найти ответы на многие вопросы, которые будут интересовать его активный и пытливый ум.

Цель моей работы: создание условий для развития нравственных качеств у детей посредством сказки.

 Для реализации этой цели я выделила следующие задачи:

1. Побуждать у детей интерес к сказкам;

2.  Формировать у дошкольников представления о нравственных категориях;

3.  Развивать у детей умение сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать нравственную оценку поведению сказочных персонажей, себя и сверстников;

4.  Упражнять детей в использовании различных средств выразительности для передачи образов литературных персонажей в разных видах деятельности;

5.  Привлекать родителей к активному участию в образовательном    процессе, способствовать формированию гармоничных взаимоотношений между детьми и родителями.

Этапы работы со сказкой:

  • Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
  • Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, театрализованная деятельность, подвижные игры с персонажами сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют закрепить содержание сказок.
  • Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) позволяет детям выразить свое отношение к героям сказки, сопереживать, сочувствовать персонажам.
  • Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок.

Методы и приемы по ознакомлению дошкольников со сказкой:

  • чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста (самый распространенный метод ознакомления со сказкой). Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что дошкольникам очень важен зрительный контакт. Большие по объему произведения читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
  • рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. По моему мнению, главная задача рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети ярче представляли себе живой образ.
  • повторное чтение. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки я повторно зачитываю отрывки, наиболее значимые и яркие. Зачастую повторное чтение и рассказывание я сочетаю с изобразительной деятельностью. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые он потом воссоздает.
  • выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов: «Из какой сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка?»
  • дидактические игры на материале знакомых сказок. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
  • драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
  • словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях я даю им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, я объясняю отдельные слова и выражения до чтения,  чтобы не нарушить восприятие произведения.
  • рассматривание иллюстраций в книге, широко распространенный прием, усиливающий воздействие текста и способствующий лучшему его пониманию. Иллюстрации я показываю детям после чтения в той последовательности, в которой они размещены в сказке.
  • беседа по сказке. Различают вводную (предварительную) беседу до чтения и краткую (заключительную) беседу после чтения. Во время заключительной беседы я акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседе с детьми стараюсь использовать такие вопросы, ответы на которые требуют мотивации оценки.

Свою работу я осуществляю во взаимодействии с родителями воспитанников, так как одна из основных задач организовать свою работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении становления духовно-нравственной личности.

В уголке для родителей я представляю информацию о том, какие сказки входят в круг чтения детей, для этого размещаю списки литературных произведений с указанием того, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

Также размещаю консультации, рекомендации о том, как организовать чтение ребенка в домашних условиях: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»,  «Рисуем сказку», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги» и др.

Совместно с родителями был дополнен книжный уголок  группы новыми красочными книгами со сказками, дисками для прослушивания, был организован детско-родительский проект «Книжка своими руками», проведена литературная викторина «По дорогам сказок».

В результате проведенной работы можно отметить положительные результаты: у воспитанников повысился интерес к сказкам, дети научились понимать их смысл, различать нравственные категории, давать нравственную оценку поведению сказочных персонажей, своему собственному и сверстников; наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать активное участие в проектах, подготовке праздников, выставок.

 

Библиографический список.

1.           Зинкевич- Евстигнеева «Путь к волшебству» - СПб, Речь, 2008 г.

2.           Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996 г.

3.           Трунова, М. Сказки? Сказки! / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 7.

4.           Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.

5.           Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

   Важной специфической особенностью воспитания через сказку является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка, для усиления воспитательно...

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искаже...

Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....

Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста

ВведениеАктуальность данной проблемы в нынешнее время чрезвычайно высока, поскольку сегодня мы все чаще можем видеть примеры детской жестокости и агрессивности не только по отношению друг другу, но та...