Конспект совместной деятельности педагога и детей (ООД) с использованием технологий культурных практик по теме "Привольная Самара".
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа) по теме

Хромова Ирина Николаевна

Главной целью данной образовательной деятельности является познакомить детей с городом Самара через восприятие художественной литературы, а так же формировать ценностное отношение, как к городу Самара, так и к своему родному городу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_priv._samara.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ «Школа №26»

структурное подразделение, д/с «Тополек»

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ООД)

по теме

«Привольная Самара»

для детей старшего возраста.

Составил: Хромова И.Н.

г.о.Тольятти

Возрастная группа: старшая группа.

Вид (разновидности) деятельности детей:

  • Восприятие художественной литературы
  • Коммуникативная деятельность (взаимодействие информационное: полилог-взаимодействие)
  • Игровая  деятельность (развивающая)
  • Изобразительная деятельность
  • Двигательная деятельность (физ.минутка)

Разновидности интегрированной деятельности детей: 

  • Литературно-коммуникативная деятельность
  • Коммуникативно-двигательная деятельность
  • Коммуникативно-игровая деятельность
  • Изобразительно-коммуникативная

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): 

  • Представление о городе Самара, о его достопримечательностях
  • Ценностные отношения к городу Самара
  • Ценностное отношение к родному городу Тольятти
  • Реализация своего замысла в памятных сувенирах

Интегрированная форма:

 практико-ориентируемый проект (или информационный)

Образовательные задачи.  

ЗНАНИЯ

Познакомить детей с городом Самара через восприятие произведения Кабанова Ивана «Привольная Самара», формировать их представления о достопримечательностях данного города.

ОТНОШЕНИЯ 

Формировать у детей ценностное отношение к городу Самара на примере художественного произведения; закрепить в сознании детей ценностное отношение к своему родному городу Тольятти по средствам литературного произведения Аитовой Дины «Мой Тольятти».

 ДЕЙСТВИЯ 

Развивать умение детей использовать свои изобразительные навыки для изготовления памятных сувениров.

Материалы и оборудование. 

1. Стимульный материал:

– реклама в форме презентации «Ах, Самара, городок!»

2. Материалы для деятельности детей:

Материалы для представления заданий и результатов деятельности:

– слайд-шоу « Красивые места Самары»

Материальные средства для деятельности детей:

– иллюстративный материал с изображением памятников основателям городам Тольятти и Самара.

3. Дидактический материал:

– развивающая игра «Разрезные картинки»

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

– магнитофон, мультимедиапроектор.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

 

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-целевой

Педагог рекламирует город Самару, не называя его, (презентация), привлекает внимание детей, предлагает присесть.

Педагог спрашивает у детей, а знают ли они посетить какой город их приглашают?

Дети обращают внимание на педагога, заинтересовываются информацией, рассаживаются и рассматривают слайды.

Дети отвечают на вопрос педагога.

Содержательно-деятельностный

Педагог предлагает послушать стихотворение Кабанова Ивана «Привольная Самара» и организовывает беседу по данному произведению.

Педагог предлагает выполнить физ.минутку.

Педагог обращает внимание детей на иллюстрации с изображением памятников основателям городам Тольятти и Самары, предлагает подойти к ним поближе и рассмотреть.

Просит вспомнить кем был основан наш город и называет кто основал город Самара.

Педагог предлагает детям разделиться на две команды и собрать разрезные картинки с изображением  памятников основателям городов Тольятти и Самары.

Педагог предлагает сделать памятные сувениры для гостей, выбрав необходимые материалы.

Педагог просит детей прочитать стихотворение Аитовой Дины «Мой Тольятти».

Педагог говорит, что в этом году Самарской губернии исполнилось 165 лет и предлагает подарить сделанные сувениры.

Дети слушают стихотворение, участвуют в беседе.

Дети повторяют движения и слова вместе с воспитателем.

Дети подходят к иллюстрациям, рассматривают их. Отвечают на поставленный вопрос, воспринимают информацию.

Дети делятся на две команды и собирают разрезные картинки.

Дети самостоятельно выбирают материал для изготовления памятных сувениров, изготавливают их.

Дети декламицируют стихотворение.

Дети воспринимают информацию и дарят гостям сувениры.

Оценочно-рефлексивный

Педагог словесно поощряет результаты детей по ходу всей образовательной деятельности.

Дети слушают вербальную оценку педагога.

Методы и приемы:

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

презентация: «Внимание, внимание, все сюда! Приглашаю, приглашаю посетить интересный город. Как красив он с высоты птичьего полета, сколько памятников и красивых мест для отдыха! Посмотрите, посмотрите, стороной не проходите!

демонстрация иллюстраций о городе Самара.

2. Методы организации и осуществления деятельности:

декламация литературного произведения: И.Кабанов «Привольная Самара».

  • Ребята, а догадались ли вы  какой город я вас приглашаю посетить ?
  • Послушайте стихотворение Кабанова Ивана и вы узнаете, что это за город.

В Самаре я рождён привольной!
Она, как лебедь над рекой,
Крыла раскинула широко,
Оберегая наш покой!

Просторы Волги взгляд ласкают,
И кручи гор волнуют нас!
В полей туманах дали тают
В недолгий предрассветный час !

Был город издревле заложен
В слиянье двух красивых рек.
Разросся нынче мегаполис!
И зодчим был здесь человек!

Крыла вознёс над ним рабочий!
Ладья вот- вот – и поплывёт!
Фонтанов радуги - до ночи!
И горд на въезде «Самолёт»!

беседа по стихотворению Ивана Кабанова «Привольная Самара»

-  показ слайд-шоу «Красивые места Самары».

  • Скажите о каком городе говорится в стихотворении? ( о Самаре).
  • Кто из вас был в городе Самара?
  • Что вы видели интересного? Что запомнили?
  • Послушайте еще раз первые четыре строчки.

В Самаре я рождён привольной!
Она, как лебедь над рекой,
Крыла раскинула широко,
Оберегая наш покой!

  • С какой птицей автор сравнивает свой город? ( с лебедем)
  • Посмотрите, как  Самара ,с высоты птичьего полета, похожа на лебедь. «Крыла раскинула широко». Как красиво говорит об этом автор. Значит, на что он хотел обратить наше внимание. ( что Самара так же красива и «грациозна» как лебедь)
  • Послушайте следующие строчки.

Просторы Волги взгляд ласкают,
И кручи гор волнуют нас!
В полей туманах дали тают
В недолгий предрассветный час !

  • Догадались ли вы о каких горах идет речь? ( о Жигулевских).
  • А о какой реке идет речь? (о Волге).
  • Как вы думаете  почему вся природа: и горы, и река волнует автора Кабанова Ивана, ласкает его взгляд? (автор любит природу родного города, видит красоту родного края, ему нравится любоваться, наблюдать).
  • Давайте послушаем следующее четверостишие.
    Был город издревле заложен
    В слиянье двух красивых рек.
    Разросся нынче мегаполис!
    И зодчим был здесь человек!
  • Как вы понимаете « город издревле заложен»? (очень давно)
  • Автор говорит «в слиянье двух красивых рек». Первая река Самара, а вторая Волга.
  • Как вы понимаете слово мегаполис?(большой город)
  • А слово зодчий означает строитель , архитектор.  Т.е. люди строили свой город, развивали его, вложили в него свои силы, знания. И в итоге разросся город Самара в мегаполис. Посмотрите на сколько автор любит свой город, обращает наше внимание на прошлое города, потому что очень важно знать историю создания своего города.
  • Послушаем заключительные строки.
  • Крыла вознёс над ним рабочий!
    Ладья вот- вот – и поплывёт!    
    Фонтанов радуги - до ночи!
    И горд на въезде «Самолёт»!
  • О чем автор говорит в этих строчках?( о ладье, о самолете, о фонтанах)
  • Да, Самара богата фонтанами, самолет-это памятник  военному штурмовику , который собирали в годы войны самарцы, а ладья стоит на набережной. Все это что? (достопримечательности)
  • Как вы считаете, почему автор говорит нам об этом? (он хочет обратить наше внимание на достопримечательности Самары).
  • Как вы думаете какие чувства испытывал автор при написании этого стихотворения? (можно ли сказать что автор любит , гордиться своим городом? Значит, что он своим городом…  гордится, восхищается, ценит, любуется, заботится).
  • И мы тольяттинцы тоже гордимся своим городом.
  • А как мы можем проявить все эти чувства по отношению  к своему родному городу Тольятти?( ухаживать, не ломать, беречь памятники, сажать , посещать любимые места, прославлять свой город)

 проведение физ.минутки .

1,2,3,4,5- будем город украшать               дети шагают на месте

В парке деревце посадим                           имитируют сажание дерева

Во дворе цветы польем                              имитируют поливание

А на улице широкой                                   круговые движения руками

Мы весь мусор уберем                                наклоны, имитируя сбор мусора             

демонстрация иллюстраций с изображением памятников основателям городам Тольятти и Самара.

Иван Кабанов в своем стихотворении говорил и о природе Самары, и о достопримечательностях, и о истории своего города. Наш город тоже имеет свою историю, свою природу и памятники, а вы какой памятник узнали?

- передача информации. – вопрос к детям.

Иван Кабанов в своем стихотворении говорил и о природе Самары, и о достопримечательностях, и о истории своего города. Наш город тоже имеет свою историю, свою природу и памятники, а вы какой памятник узнали?

А кто это Василий Татищев?

Город Самара был построен, как город-крепость. А основал его князь Григорий Засекин.

- объяснение задания (развивающая игра «Разрезные картинки».)

Ребята, поделитесь, пожалуйста на две команды. Одна команда собирает картинку с изображением памятника основателю города Тольятти, а другая-основателю города Самара.

-объяснение задания

Посмотрите как много у нас гостей. Они к нам приехали из разных городов самарской области. Давайте сделаем для них небольшие сувениры.

- декламация стихотворения Аитовой Дианы «Мой Тольятти» детьми.

Ребята, автор И.Кабанов сочинил стихотворение о своем городе Самара, потому что он своим городом, что?..(гордится), а мы тольяттинцы, тоже гордимся своим родным городом Тольятти. Давайте расскажем стихотворение о нем. Аитова Диана «Мой Тольятти».

Тольятти – мой город родной.

Город с широкой душой.

Улицы, парки – всё мне родное.

Никогда не смогу я расстаться с тобою!

Волга – матушка нас омывает.

Горы Жигулевские меня восхищают.

Родные березы, родные поля.

Тольятти – Родина моя!

-передача информации

В этом году Самарской губернии исполнилось 165 лет.

Вид Самарской губернии красочный,
Куда только ни бросите взгляд;
А сегодня еще и праздничный
Потому что ей сто шестьдесят пять.

Это событие можно отметить аплодисментами… Ребята, можете дарить сувениры гостям.

  1. Методы контроля и самоконтроля:

вербальная оценка результатов выполнения заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности в I младшей группе. С использованием технологии сказкатерапия Тема: «Рассказывание русской народной сказки»

Конспект совместной деятельности в I младшей группе.С использованием технологии сказкатерапияТема: «Рассказывание русской народной сказки Колобок» конспект направлен на:-Приучать детей слушать ру...

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...

Конспект совместной деятельности с детьми по рисованию с использованием технологии нетрадиционной изобразительной деятельности

Совместная деятельность с детьми с  используемыми технологиями: здоровьесеберегающие, нетрадиционные техники рисования, игровые технологии и другие...

Конспект совместной деятельности педагога и детей с использованием технологии культурных практик.

Детский сад, в котором я работаю, является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик (восприятие художественной литературы и фольклора). Восприятие (чтение) художественной ли...

Конспект совместной деятельности педагога и детей с использованием технологии культурных практик по теме "В мире фольклорных произведений о матери".

Наш детский сад является пилотной площадкой по разработке технологии культурных практик, направление - восприятие художественной литературы и фольклора. Восприятие художественной литературы выступает ...

Конспект совместной деятельности педагогов и детей по образовательной области «Познавательное развитие» с элементами игровой технологии.

Конспект совместной деятельности педагогов и детей по образовательной  области «Познавательное развитие» с элементами игровой технологии.Воспитатели: Ковтун Т. В.; Федорова Н. Г....

Конспект совместной деятельности педагога и детей по образовательной области «Речевое развитие» с элементами игровой технологии.

Конспект совместной деятельности педагога и детей  по образовательной области «Речевое развитие» с элементами игровой технологии.Воспитатель: Андреева Елена Владимировна.Дата: 09.06. ...