КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (средняя группа) на тему

Крикян Марина Мартиросовна

ОО «Художественная литература»

                                                                                                                                   

Пояснительная записка

В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:

·    формирование целостной картины мира;

·    развитие литературной речи;

·    приобщение к искусству слова*(см. Примечание).

Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.

Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).

К концу года дети средней группы могут:

· высказать желание послушать определенное литературное произведение;

· с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;

· назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;

· с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;

· дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».

 

Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Тема, цели занятий
1-й, 2-й недель

Тема, цели занятий

3-й, 4-й недель

Обеспечение интеграции образования (образовательные области)

Планируемые
результаты развития интегративных качеств

1

2

3

4

5

6

image

Тема

К. Ушинский «Бодливая корова» (чтение).

Потешка «Дед хотел уху сварить» (заучивание)

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (рассказывание). С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание)

Коммуникация: учить запоминать прослушанный текст произведения.

Музыка: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихотворного произведения

Владеет навыком чёткого произношения чистоговорок, скороговорок. Умеет понимать образное содержание и нравственный смысл произведения

Цели

Учить понимать:

– эмоционально-образное содержание произведения;

– нравственный смысл произведения;

– произносить чистоговорки, скороговорки.

Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию.

Знакомить с малыми формами фольклора.

Повторить знакомые считалки

Учить:

– понимать образное содержание и идею сказки;

– передавать структуру сказки с помощью моделирования;

– замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

Развивать творческое воображение

image

Тема

В. Вересаев «Братишка» (чтение).

Потешка «Ножки, ножки, где вы были?» (за-учивание)

Русская народная сказка «Зимовье зверей»
(рассказывание). С. Михалков «Дядя Степа» (чтение)

Коммуникация: формировать умение пересказа наиболее выразительного отрывка сказки.

Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

image

Цели

Учить понимать:

– эмоционально-образное содержание произведения;

– нравственный смысл произведения;

– произносить чистоговорки, скороговорки.

Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию.

Знакомить с малыми формами фольклора.

Повторить знакомые считалки

 

Учить:

– понимать и оценивать характеры героев;

– передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки

Музыка: познакомить с интонацией в музыкальном и литературном произведении

на переживания героев сказки.

В играх

со сверстниками стремится
к справедливости и дружеским отношениям

image

Тема

В. Бианки «Первая охота» (чтение).

А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»
(заучивание)

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказывание).

Б. Заходер «Никто» (чтение)

 

Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять слова-синонимы.

Художественное творчество: учить в рисунке передавать сюжет произведения

Умеет использовать в речи сравнения, образные выражения и слова-синонимы; слова, обозначающие этические качества
(злой, добрый, хитрый, жадный)

Цели

Учить понимать содержание рассказа.

Упражнять в использовании сравнений.

Воспитывать любовь к миру природы

Учить:

– воспринимать и осознавать образное содержание сказки;

– замечать образные слова и выражения
в тексте;

– понимать содержание поговорок;

– придумывать новые эпизоды к сказке.

Упражнять в подборе синонимов

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

image

Тема

В. Осеева «Волшебная палочка» (чтение).

З. Александрова «Елочка» (заучивание)

Э. Успенский «Разгром» (чтение).

Русская народная сказка «Жихарка» (рассказывание)

Социализация: объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений

Умеет высказывать личное отношение
к неблаговидным поступкам героев, оценивать их характер, используя в речи пословицы
и поговорки

Цели

Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений.

Развивать творческое воображение, выразительность речи

Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста.

Развивать образность и выразительность речи

image

Тема

Г. Цыферов «В медвежий час» (чтение).

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы)
(рассказывание)

М. Горький «Воробьишко» (чтение).

А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (за-учивание)

Коммуникация: формировать навык образной
и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты.

Музыка: объяснять значение средств выразительности в музыке и литературе

Умеет чётко формулировать идею и содержание произведения, определять связь с названием или придумывать своё название; умеет ответственно и качественно выполнять порученные задания

Цели

Учить:

– понимать тему, образное содержание
и идею сказки, значение пословицы и ее связь с сюжетом сказки;

– видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;

– формулировать тему, основную мысль сказки.

Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты
к сказке

Учить

– эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста;

– понимать средства выразительности.

Развивать образность речи

 

 

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

image

Тема

С. Есенин «Поет зима, аукает» (чтение).

Ю. Кушак «Олененок» (заучивание)

«Винни-Пух и все-все-все…» пер. с англ.

Б.  Заходера (чтение).

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича» (рассказывание)

Коммуникация: формировать навык заучивания большого отрывка из текста.

Познание: учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки

Владеет навыком выразительного чтения и пересказа; использует в речи эстетические характеристики (красивый, грациозный, нарядный)

Цели

Продолжать учить понимать содержание стихотворений.

Помочь осмыслить значение образных выражений.

Упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности

Учить:

– понимать тему, образное содержание
и идею сказки;

– видеть взаимосвязь между содержанием
и названием произведения;

– формулировать тему и основную мысль сказки.

Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке

image

Тема

С. Черный «Когда никого нет дома» (чтение).

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный» (заучивание)

К. Чуковский «Федорино горе» (рассказывание).

Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (чтение)

Труд: на примере героев произведений воспитывать трудолюбие; учить бережно относиться к книгам, тетрадям, после занятий убирать рабочее место

Умеет убеждать и объяснять при согласовании совместных действий; использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный)

Цели

Учить:

– эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения;

– видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Развивать образность и выразительность речи

Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности.

Развивать образность, выразительность речи

Воспитывать трудолюбие, аккуратность

 

 

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

image

Тема

Ш. Перро «Красная Шапочка» (чтение).

Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой (заучивание)

«Про маленького поросенка Плюха» (по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод) (чтение).

К. Чуковский «Телефон» (рассказывание)

Музыка: учить исполнять произведения малой фольклорной формы.

Художественное творчество: учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки

Умеет чётко произносить
и пропевать слова; владеет чувством ритма при чтении стихов
и исполнении частушек

Цели

Учить понимать:

– эмоционально-образное содержание произведения;

– нравственный смысл произведения.

Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Знакомить с малыми формами фольклора.

Повторить знакомые считалки

Учить:

– понимать тему, образное содержание
и идею сказки;

– видеть взаимосвязь между содержанием
и названием произведения;

– формулировать тему и основную мысль сказки.

Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.

Развивать образность и выразительность речи

image

Тема

Н. Носов «Заплатка» (чтение).

Е. Серова «Одуванчик» (заучивание)

Х.-К. Андерсен «Огниво» (рассказывание).

Я. Сегель «Как я был обезьянкой» (чтение)

Коммуникация: формировать навык составления рассказов по предложенному сюжету.

Музыка: учить слушать и запоминать музыкальные сказки

Умеет употреблять в речи образные выражения, эмоционально-оценочную лексику при самостоятельном составлении рассказа или пересказа; в театрализованных играх умеет меняться ролями

Цели

Учить:

– находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний;

– понимать значение образных слов произведения;

– замечать выразительные средства речи в произведениях.

Развивать образность и выразительность речи

Учить:

– эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности;

– придумывать небольшие рассказы по предложенному воспитателем сюжету.

Активировать употребление в речи эмоционально-оценочной лексики.

Развивать образность и выразительность речи

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oo.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

ОО «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА»

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.

Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:

  • формирование целостной картины мира;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к искусству слова* (см. Примечание).

Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.

Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).

К концу года дети средней группы могут:

 высказать желание послушать определенное литературное произведение;

 с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;

 назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;

 с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;

 дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Месяц

Тема, цели занятий
1-й, 2-й недель

Тема, цели занятий

3-й, 4-й недель

Обеспечение интеграции образования (образовательные области)

Планируемые
результаты развития интегративных качеств

1

2

3

4

5

6

Тема

К. Ушинский «Бодливая корова» (чтение).

Потешка «Дед хотел уху сварить» (заучивание)

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (рассказывание). С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание)

Коммуникация: учить запоминать прослушанный текст произведения.

Музыка: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихотворного произведения

Владеет навыком чёткого произношения чистоговорок, скороговорок. Умеет понимать образное содержание и нравственный смысл произведения

Цели

Учить понимать:

– эмоционально-образное содержание произведения;

– нравственный смысл произведения;

– произносить чистоговорки, скороговорки.

Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию.

Знакомить с малыми формами фольклора.

Повторить знакомые считалки

Учить:

– понимать образное содержание и идею сказки;

– передавать структуру сказки с помощью моделирования;

– замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.

Развивать творческое воображение

Тема

В. Вересаев «Братишка» (чтение).

Потешка «Ножки, ножки, где вы были?» (за-учивание)

Русская народная сказка «Зимовье зверей»
(рассказывание). С. Михалков «Дядя Степа» (чтение)

Коммуникация: формировать умение пересказа наиболее выразительного отрывка сказки.

Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Цели

Учить понимать:

– эмоционально-образное содержание произведения;

– нравственный смысл произведения;

– произносить чистоговорки, скороговорки.

Углублять представление о соответствии названия текста (темы) его содержанию.

Знакомить с малыми формами фольклора.

Повторить знакомые считалки

Учить:

– понимать и оценивать характеры героев;

– передавать интонацией голоса и характер персонажей.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки

Музыка: познакомить с интонацией в музыкальном и литературном произведении

на переживания героев сказки.

В играх

со сверстниками стремится
к справедливости и дружеским отношениям

Тема

В. Бианки «Первая охота» (чтение).

А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…»
(заучивание)

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказывание).

Б. Заходер «Никто» (чтение)

Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять слова-синонимы.

Художественное творчество: учить в рисунке передавать сюжет произведения

Умеет использовать в речи сравнения, образные выражения и слова-синонимы; слова, обозначающие этические качества
(злой, добрый, хитрый, жадный)

Цели

Учить понимать содержание рассказа.

Упражнять в использовании сравнений.

Воспитывать любовь к миру природы

Учить:

– воспринимать и осознавать образное содержание сказки;

– замечать образные слова и выражения
в тексте;

– понимать содержание поговорок;

– придумывать новые эпизоды к сказке.

Упражнять в подборе синонимов


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Тема

В. Осеева «Волшебная палочка» (чтение).

З. Александрова «Елочка» (заучивание)

Э. Успенский «Разгром» (чтение).

Русская народная сказка «Жихарка» (рассказывание)

Социализация: объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений

Умеет высказывать личное отношение
к неблаговидным поступкам героев, оценивать их характер, используя в речи пословицы
и поговорки

Цели

Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений.

Развивать творческое воображение, выразительность речи

Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста.

Развивать образность и выразительность речи

Тема

Г. Цыферов «В медвежий час» (чтение).

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы)
(рассказывание)

М. Горький «Воробьишко» (чтение).

А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (за-учивание)

Коммуникация: формировать навык образной
и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты.

Музыка: объяснять значение средств выразительности в музыке и литературе

Умеет чётко формулировать идею и содержание произведения, определять связь с названием или придумывать своё название; умеет ответственно и качественно выполнять порученные задания

Цели

Учить:

– понимать тему, образное содержание
и идею сказки, значение пословицы и ее связь с сюжетом сказки;

– видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения;

– формулировать тему, основную мысль сказки.

Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты
к сказке

Учить

– эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста;

– понимать средства выразительности.

Развивать образность речи


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Тема

С. Есенин «Поет зима, аукает» (чтение).

Ю. Кушак «Олененок» (заучивание)

«Винни-Пух и все-все-все…» пер. с англ.

Б.  Заходера (чтение).

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича» (рассказывание)

Коммуникация: формировать навык заучивания большого отрывка из текста.

Познание: учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки

Владеет навыком выразительного чтения и пересказа; использует в речи эстетические характеристики (красивый, грациозный, нарядный)

Цели

Продолжать учить понимать содержание стихотворений.

Помочь осмыслить значение образных выражений.

Упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности

Учить:

– понимать тему, образное содержание
и идею сказки;

– видеть взаимосвязь между содержанием
и названием произведения;

– формулировать тему и основную мысль сказки.

Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке

Тема

С. Черный «Когда никого нет дома» (чтение).

М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный» (заучивание)

К. Чуковский «Федорино горе» (рассказывание).

Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» (чтение)

Труд: на примере героев произведений воспитывать трудолюбие; учить бережно относиться к книгам, тетрадям, после занятий убирать рабочее место

Умеет убеждать и объяснять при согласовании совместных действий; использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный)

Цели

Учить:

– эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения;

– видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

Развивать образность и выразительность речи

Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности.

Развивать образность, выразительность речи

Воспитывать трудолюбие, аккуратность


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Тема

Ш. Перро «Красная Шапочка» (чтение).

Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой (заучивание)

«Про маленького поросенка Плюха» (по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод) (чтение).

К. Чуковский «Телефон» (рассказывание)

Музыка: учить исполнять произведения малой фольклорной формы.

Художественное творчество: учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки

Умеет чётко произносить
и пропевать слова; владеет чувством ритма при чтении стихов
и исполнении частушек

Цели

Учить понимать:

– эмоционально-образное содержание произведения;

– нравственный смысл произведения.

Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию.

Знакомить с малыми формами фольклора.

Повторить знакомые считалки

Учить:

– понимать тему, образное содержание
и идею сказки;

– видеть взаимосвязь между содержанием
и названием произведения;

– формулировать тему и основную мысль сказки.

Стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке.

Развивать образность и выразительность речи

Тема

Н. Носов «Заплатка» (чтение).

Е. Серова «Одуванчик» (заучивание)

Х.-К. Андерсен «Огниво» (рассказывание).

Я. Сегель «Как я был обезьянкой» (чтение)

Коммуникация: формировать навык составления рассказов по предложенному сюжету.

Музыка: учить слушать и запоминать музыкальные сказки

Умеет употреблять в речи образные выражения, эмоционально-оценочную лексику при самостоятельном составлении рассказа или пересказа; в театрализованных играх умеет меняться ролями

Цели

Учить:

– находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний;

– понимать значение образных слов произведения;

– замечать выразительные средства речи в произведениях.

Развивать образность и выразительность речи

Учить:

– эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств выразительности;

– придумывать небольшие рассказы по предложенному воспитателем сюжету.

Активировать употребление в речи эмоционально-оценочной лексики.

Развивать образность и выразительность речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по художественной литературе

Перспективное планирование разработано в соответствии с тематисеским, на каждую неделю месяца....

Перспективное планирование по художественной литературе по программе "От рождения до школы"

Перспективное планирование по разделу развитие речи и художественная литература по программе "От рождения до школы" под редакциейН.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой...

Перспективное планирование по художественной литературе в средней группе

Перспективное планированиепо художественной литературе в средней группе...

Проектирование перспективного планирования чтение художественной литературы

Процесс общения дошкольника с художественной литературой – это процесс становления в нём личности....

Комплексно - тематический план по ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Комплексно -тематический план на сентябрь ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»...

Комплексно-тематическое планирование. Чтение художественной литературы во 2 младшей группе по программе "Детство"

Комплексно-тематическое планирование. Чтение художественной литературы во 2 младшей группе по программе "Детство" на 2016-2017 учебный год....