Главные вкладки

    Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого
    план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

    Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chtenie_hudozhestvennoy_literatury.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтение художественной литературы «Осень» Г. Скребицкого

    Задачи: способствовать формированию активного слухового контроля над содержанием произведения. Содействовать развитию фразовой речи и навыков составления распространенных ответов на вопросы, формированию грамматических обобщений и усвоение нормативного использования языка. Активизация и обогащение словарного запаса по теме.

    Средства: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, разноцветные листочки с разных деревьев (вырезанные из цветной бумаги, магнитофон с записью произведения Чайковского «Осень», произведение «Осень» Г. Скребицкого, мяч средних размеров.

    Виды деятельности: беседа, игра с мячом, игра с листочками (физкультминутка)

    Ход образовательной ситуации.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?

    Воспитатель: А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени?

    Чтение рассказа ГСкребицкого «Осень».

    Для своей работы Художник - Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

    Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

    Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

    «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

    Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

    Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

    Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

    Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.

    Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам.

    Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.

    Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.

    Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.

    Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.

    Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.

    Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?

    Вопросы детям:

    • Какими красками раскрасила осень деревья: березки, клены, дуб-богатырь?

    • На что стали похожи листья осинок?

    • С чем еще можно их сравнить?

    • Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?

    • А сосны и ели осень в какой цвет красит?

    • Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?

    • Почему лебеди шлют прощальный привет?

    • Какие еще птицы улетают в дальние края?

    • Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?

    Физкультминутка «Раз, два, три…»

    На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю» музыку дети бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу воспитателя.

    - Раз-два-три! Красный лист бери!

    - Раз-два-три! Кленовый лист бери!

    - Раз-два-три! Осиновый лист бери!

    - Раз-два-три! Два листа бери!

    - Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!

    - Раз-два-три! Ничего не бери!

    Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?

    Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.

    Игра с мячом:

    Нужно подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения.

    • Осень какая?

    • Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)

    • Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)

    • Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)

    • Трава какая?

    • Листья какие?

    • Погода какая?

    • А можно сказать, что погода вьюжная?

    • А можно сказать, что погода знойная?

    Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, почему говорят «Волшебница Осень»?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

    В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

    Конспект занятия. Чтение художественной литературы. 2-ая мл. Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.

    Конспект заняимя. Чтение художественной литературы. 2-ая мл.Тема: «Осень» Я. Ким. Чтение стихотворения.Цель: Познакомить детей со стихотворением, дать возможность детям договаривать слова, фразы....