Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Борисова Ирина Сергеевна

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.

Программное содержание: вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы

в подготовительной к школе группе

Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.

Программное содержание: вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.

Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе, чтение художественных произведений о «золотой» осени, чтение пословиц и поговорок, заучивание стихов, рассматривание картин с изображением осени.

Материалы и оборудование: иллюстрации на тему «Золотая осень», краски, кисточки, подставки под кисточки, альбомные листы; магнитофон с тематическим подбором музыки - аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь. Осенняя песня».

Планируемые результаты: дети знакомы с признаками осени.

Структура занятия

I

Вводная часть

 Загадка

3 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Чтение рассказа

Г. Скребитцкий «Осень»

3 мин

2

Рассматривание картин

О весне

4 мин

3

Физкультминутка

2 мин

4

Чтение стихотворения

И.Бунин «Листопад»

3 мин

5

Чтение рассказа

М.Пришвин «Последние грибы»

3 мин

6

Пальчиковая гимнастика

«Осень»

2 мин

7

Рисование

8 мин

III

Заключительная часть

2  мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

- Ребята, послушайте загадку:

Вот художник так художник -

Все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим:

Кто художник этот? (Осень.)

- Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? (Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.)

- Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)

- Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.)

- Подберите существительные к слову «осенний». (Осенний день, дождь, небо, погода, тучи, краски, деревья, листва и т.д.)

II. Основная часть

  1. Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень»

- Осень, как художник, самые яркие краски выбирала, чтобы раскрасить всё вокруг. Послушайте, как рассказал об осенних красках природы Георгий Скребицкий:

Для своей работы Художница-Осень взяла самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.

Глядит, а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своемупо-осеннему, кого одела в желтый наряд, кого - в ярко красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»

  1. Рассматривание картин

- Давайте рассмотрим осенние пейзажи. Найдите в них то, о чём я вам прочитала.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, побуждает их к использованию в своих ответах образных слов и выражений.

- Вот на картинках берёзки стоят гурьбой, как будто… (В хоровод встали).

- Какими красками раскрасила осень деревья: берёзки и клёны, дуб – богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета.)

- На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на румяные яблоки.)

- С чем ещё их можно сравнить? А листья каштана (На звездочку.)

- Золотые листочки липы (На золотую монетку.)

- Листья стали красными. Значит, что с ними стало? Они… (Они покраснели.)

- Жёлтые листья… (Жёлтые листья пожелтели.)

- Золотые… (Позолотились, стали золотыми.)

- Деревья были красивыми, а стали ещё… (Краше.)

3. Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся.               Дети кружатся на цыпочках

Листья нам под ноги тихо ложатся,        руки в стороны приседают

И под ногами шуршат, шелестят             движение руками вправо- влево

Будто опять закружиться хотят.               поднимаются, кружатся.

4.  Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад»

- Послушайте стихотворение о лесе осенью, русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. Называется оно «Листопад».

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

- Какие красивые, нежные слова нашёл поэт, чтобы рассказать о лесе! С чем он сравнивает лес? (Поэт сравнивает лес с расписным теремом.)

- Какого цвета лес – терем? (Лиловый, золотой, багряный, пёстрый.)

- Как называется явление, когда падают желтые листья (Листопад).

5. Чтение рассказа М.Пришвина «Последние грибы»

- Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали об осени?

- Сейчас вы будете не просто рисовать осень, а нарисуете иллюстрацию к рассказу М. Пришвина «Последние грибы».

Воспитатель читает рассказ.

«Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.

Это и были последние грибы».

- А теперь нам пора в мастерскую, проходите на свое рабочее место.

6. Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал,         Плавные, волнообразные движения ладонями.

Ветер листики считал:                  

Вот дубовый,                     Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Вот кленовый          

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.          Спокойно укладывают ладони на стол.

7. Рисование

- Постарайтесь нарисовать так, чтобы рисунок соответствовал теме рассказа.

В процессе рисования звучит аудиозапись П. И. Чайковский. Времена года Октябрь «Осенняя песня».

Заключительная часть

 Выставка детских рисунков. Педагог совместно с детьми рассматривает рисунки и предлагает составить выставку осенних пейзажей.

- О чем рассказы и стихотворение, которые мы прочитали?

- На какую тему ваши рисунки? Что вы изобразили?

- Какие цвета красок использовали для этого.

- Попробуйте отыскать те, которые подходят к нашему рассказу.

-Ребята, посмотрите, какая чудесная выставка у нас получилась!

- Вы все сегодня старались, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе.Тема: «Остров на море лежит

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе.   Тема: «Остров на море лежит             Град на острове стоит…» З...

Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе. Тема: "Волшебная иголочка"

Предлагаю пример конспекта занятия по обучению детей шитью с использованием картонного шаблона. На занятии используют схемы по технике безопасности и трудового процесса как средства для развития речи ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...

Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )

Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)

Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....