Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
Программное содержание: вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_o_chem_pechalishsya_osen_chtenie_rasskazov_ob_oseni_rassmatrivanie_illyustratsiy.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по чтению художественной литературы
в подготовительной к школе группе
Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цель: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
Программное содержание: вызвать любование красками осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе, чтение художественных произведений о «золотой» осени, чтение пословиц и поговорок, заучивание стихов, рассматривание картин с изображением осени.
Материалы и оборудование: иллюстрации на тему «Золотая осень», краски, кисточки, подставки под кисточки, альбомные листы; магнитофон с тематическим подбором музыки - аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь. Осенняя песня».
Планируемые результаты: дети знакомы с признаками осени.
Структура занятия
I | Вводная часть | Загадка | 3 мин |
II | Основная часть | 25 мин | |
1 | Чтение рассказа | Г. Скребитцкий «Осень» | 3 мин |
2 | Рассматривание картин | О весне | 4 мин |
3 | Физкультминутка | 2 мин | |
4 | Чтение стихотворения | И.Бунин «Листопад» | 3 мин |
5 | Чтение рассказа | М.Пришвин «Последние грибы» | 3 мин |
6 | Пальчиковая гимнастика | «Осень» | 2 мин |
7 | Рисование | 8 мин | |
III | Заключительная часть | 2 мин |
Длительность 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть
- Ребята, послушайте загадку:
Вот художник так художник -
Все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень.)
- Как вы думаете, почему в загадке осень сравнивается с художником? Ведь она не живая? (Осень, как художник, перекрашивает листья деревьев в разные цвета.)
- Что вы знаете об осени? Какие изменения происходят в природе с наступлением осени? (Осенью становится холоднее, часто идут дожди, птицы улетают в теплые края, листья на деревьях становятся желтыми, красными и т.д.)
- Осень бывает разная. Какая может быть осень? (Осень золотая, осень дождливая, осень теплая, осень хмурая, осень холодная, осень яркая и т.д.)
- Подберите существительные к слову «осенний». (Осенний день, дождь, небо, погода, тучи, краски, деревья, листва и т.д.)
II. Основная часть
- Чтение рассказа Г.Скребицкого «Осень»
- Осень, как художник, самые яркие краски выбирала, чтобы раскрасить всё вокруг. Послушайте, как рассказал об осенних красках природы Георгий Скребицкий:
Для своей работы Художница-Осень взяла самые яркие краски и, прежде всего, отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Березы и клены она покрасила лимонной желтизной. А листья осинок разукрасила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный. Весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб-богатырь. Стоит, густой листвой потряхивает.
Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть». Так и обрядила старца.
Глядит, а неподалеку, на самом краю поляны густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили, им больше всего подходит тяжелый убор из золотой парчи.
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему, кого одела в желтый наряд, кого - в ярко красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разукрасишь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе…»
- Рассматривание картин
- Давайте рассмотрим осенние пейзажи. Найдите в них то, о чём я вам прочитала.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации, побуждает их к использованию в своих ответах образных слов и выражений.
- Вот на картинках берёзки стоят гурьбой, как будто… (В хоровод встали).
- Какими красками раскрасила осень деревья: берёзки и клёны, дуб – богатырь? (Осень раскрасила деревья в ярко – жёлтые, красные цвета.)
- На что стали похожи листья осинок? (Листья осинок стали похожи на румяные яблоки.)
- С чем ещё их можно сравнить? А листья каштана (На звездочку.)
- Золотые листочки липы (На золотую монетку.)
- Листья стали красными. Значит, что с ними стало? Они… (Они покраснели.)
- Жёлтые листья… (Жёлтые листья пожелтели.)
- Золотые… (Позолотились, стали золотыми.)
- Деревья были красивыми, а стали ещё… (Краше.)
3. Физкультминутка
Листья осенние тихо кружатся. Дети кружатся на цыпочках
Листья нам под ноги тихо ложатся, руки в стороны приседают
И под ногами шуршат, шелестят движение руками вправо- влево
Будто опять закружиться хотят. поднимаются, кружатся.
4. Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад»
- Послушайте стихотворение о лесе осенью, русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина. Называется оно «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
- Какие красивые, нежные слова нашёл поэт, чтобы рассказать о лесе! С чем он сравнивает лес? (Поэт сравнивает лес с расписным теремом.)
- Какого цвета лес – терем? (Лиловый, золотой, багряный, пёстрый.)
- Как называется явление, когда падают желтые листья (Листопад).
5. Чтение рассказа М.Пришвина «Последние грибы»
- Если бы вы были художниками, что бы вы нарисовали об осени?
- Сейчас вы будете не просто рисовать осень, а нарисуете иллюстрацию к рассказу М. Пришвина «Последние грибы».
Воспитатель читает рассказ.
«Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков. Ветер еще разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на черных ее ветвях только редкие золотые монетки.
Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождем.
Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.
Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашел немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберезовиков.
Это и были последние грибы».
- А теперь нам пора в мастерскую, проходите на свое рабочее место.
6. Пальчиковая гимнастика «Осень»
Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Загибают по одному пальчику на обеих руках.
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладывают ладони на стол.
7. Рисование
- Постарайтесь нарисовать так, чтобы рисунок соответствовал теме рассказа.
В процессе рисования звучит аудиозапись П. И. Чайковский. Времена года Октябрь «Осенняя песня».
Заключительная часть
Выставка детских рисунков. Педагог совместно с детьми рассматривает рисунки и предлагает составить выставку осенних пейзажей.
- О чем рассказы и стихотворение, которые мы прочитали?
- На какую тему ваши рисунки? Что вы изобразили?
- Какие цвета красок использовали для этого.
- Попробуйте отыскать те, которые подходят к нашему рассказу.
-Ребята, посмотрите, какая чудесная выставка у нас получилась!
- Вы все сегодня старались, вы молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе.Тема: «Остров на море лежит
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе. Тема: «Остров на море лежит Град на острове стоит…» З...
Конспект занятия по ручному труду в подготовительной к школе группе. Тема: "Волшебная иголочка"
Предлагаю пример конспекта занятия по обучению детей шитью с использованием картонного шаблона. На занятии используют схемы по технике безопасности и трудового процесса как средства для развития речи ...
Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной к школе группы тема «Море – и его богатство»
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных услови...
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
Календарно - тематическое планирование "Чтение художественной литературы" (подготовительная к школе группа )
Учить детей воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях произведений, продолжать развивать поэтический слух: умение слышать и выд...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательной области «Чтение художественной литературы» (подготовительная к школе группа)
Формировать представления детей о русских народных и чувашских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию при восприятии сказок....
Перспективное планирование по чтению художественной литературы (подготовительная к школе группа)
по программе От рождения до школы(подготовительная группа)...