Дедушка Пень
книга по художественной литературе на тему

Демко Елена Витальевна

Сказка о природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dedushka_pen.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕДУШКА ПЕНЬ»

                 История первая, о том, почему ящерица потеряла хвост.

        (Сказочная  познавательная история о природе для детей от 5 лет).

           Эту историю я услышала от длиннохвостой Сороки - Белобоки. Прилетела она к моему дому невесть   откуда, уселась на ветку рябины, и оглядывается по сторонам –  ищет, кому бы последние лесные новости рассказать.

          Увидев, что я внимательно наблюдаю за ней, обрадовалась и затараторила без умолку.

         Слушала я её, и  всё больше и больше удивлялась: не думала, не гадала, что в наши дни могут случаться такие невероятные истории.

         Мне она так понравилась, что я решила рассказать её вам.

        … В одном самом обычном осеннем лесу среди раскидистых зелёных елей, среди могучих жёлто-красных дубов, среди ярких разноцветных клёнов на пригорке стоял пень - тоже самый, самый обычный.

           Давным-давно  он был деревом - кудрявой красавицей берёзкой. Весной муравьям нравилось бегать  друг за другом по её сладкому от сока стволу. Летом в тени  её густой листвы  прятались от жары птицы лесные. Среди мягкой  травы под ней рос папоротник. Часто к берёзке прибегали разные жучки - паучки, мышата да зайчата, чтобы полакомиться спелыми ягодами земляники и брусники. Ах! В какой нарядный жёлтый плащ она одевалась осенью, чтобы не мокнуть от холодных моросящих дождей! А зимой: то она надевала тёплую снежную шапку, а когда сердитый ветер сильными порывами снимал её, тогда она, в самый мороз, наряжалась в   серебристую шубку из инея с тонкими узорами.

          Все в лесу любили стройную берёзоньку: шептались с ней, доверяя свои тайны, и восторгались её красотой! Но шло время, и дерево постепенно старело, старело и всё – таки…засохло. Однажды, во время сильной грозы в него попала молния. Не выдержал сухой ствол такого удара, сломался и упал на землю. Только  пень остался от прежней белоствольной любимицы  всего леса.

           … И вот теперь этот берёзовый пень, весь заросший мхом, стоял одинокий и никому не нужный, даже грибы не росли возле него.  Лишь

изредка кто-нибудь пробегал, совсем не обращая на трухлявый пенёк никакого внимания.

             Обидно было старому пню: ведь,  прожив  долгую и интересную жизнь, он мог многое рассказать и многому научить, а ему приходилось молчать.

              Так и остался бы наш пень всеми забытым, и не  случилась бы эта история, если бы однажды пробегавшую мимо пня Ящерицу не

заметил Глухарь. Он быстро подлетел и только намеревался клюнуть свою добычу, как вдруг у неё неожиданно отвалился хвост.  Прыткая ящерка быстро юркнула  в густую траву, а молодой Глухарь  в растерянности замер на месте. Он ни разу не видел, чтобы ящерицы бегали без хвоста.

              Хозяйственная  Белочка, которая развешивала  грибы на

ветках возле своего дупла, услышала шум.  Она присмотрелась и увидела внизу хвост ящерицы. Хвост лежал на земле, а ящерицы нигде не видно было. Она  быстренько  спрыгнула с высокой сосёнки на пень и

зацокала: «Ай - яяй! Посмотрите, посмотрите! Ящерица свой хвост потеряла.  Сейчас я её догоню и отдам его, пусть покрепче пришьёт! Вот Маша – Растеряша»!

             Она так переживала, так волновалась, что старый пень не выдержал и решил успокоить   отзывчивую Белочку.

           - Хвост, который отпал, уже невозможно пришить.  Но, если не тревожить Ящерицу, то у неё в скором времени вырастет новый хвост! –

заговорил пень скрипучим старческим голосом.

            -Ой! Вы умеете разговаривать? – Удивилась Белочка. – Я часто пробегаю мимо, но  ни разу не слышала Вашего голоса.

            -Уже много лет я молчу, потому что мне не с кем поговорить, - грустно ответил  пень.

            - Как Вас зовут? – Спросила Белочка.

            -  Раньше я был деревом – Берёзой, а сейчас я просто пень.

           -Можно я буду вас называть Дедушка Пень! – попросила Белочка.

           -Спасибо! Мне очень понравилось моё новое имя! Оно очень доброе и ласковое.

          -Дедушка Пень, а почему  Ящерица бросила свой хвост? Он ей стал не нужен? – спросила любопытная Белочка.-  Вот я ни за что не расстанусь со своим хвостом!  Он мне помогает быстро и ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево и согревает меня в холодные дни.

           - Ящерице  длинный хвост тоже нужен, он  тоже помогает ей прыгать с камня на камень или бегать по деревьям, кустам и

земле, а ещё в своём хвосте она хранит питательные вещества. Но  в минуты опасности она без раздумий с такой силой сжимает хвост, что он отваливается.

           - Наверное, ей очень больно? – со слёзками на глазах спросила  Белочка. – Как ей помочь?

            - Нет, ей совсем не больно. Но только новый хвост вырастает уже не таким длинным и красивым... – стал рассказывать Пень и замолчал, потому что услышал  тихий шорох.

           Тут из - за куста сначала показались заячьи уши, а потом и сам зайчик осторожно выскочил   к ним.

           -Ты почему спрятался? – Спросила Белочка. - здесь нет твоих врагов.

          - Я испугался, что Дедушка Пень будет сердиться на меня. Недавно я пытался   погрызть у него кору.

          - Не тревожься об этом, я не сержусь.  Ведь вам,  зайцам, нужно чем - то питаться… Только вот моя старая кора мало пригодна для еды.

          - Дедушка! Вы очень много знаете! Скажите, пожалуйста, почему Ящерица всегда меня   пугает?

         -  Разве такая маленькая ящерка может тебя, Зайца, напугать? – удивились Пень и  Белочка.

        -  Конечно, может! Вот сегодня: сижу я в густой траве, затаился…  и  ушки  прижал и  лапки спрятал и  весь дрожу от страха, потому что боюсь, что   меня лиса найдёт, а тут  кто – то шмыг возле меня. Я от неожиданности КАК подпрыгнул,  потому что не заметил  Ящерицу, только кончик её длинного хвоста  успел увидеть.

            Засмеялся старый пень: «Да, ящерицы хорошо умеют маскироваться! Их цвет меняется в  зависимости от местности, где они обитают. Песчаные ящерицы желто – коричневые; те, которые живут в траве зелёные; между камней, с большим трудом, можно разглядеть

серых с коричневыми пятнышками.

        - А я слышал от перелётных птиц, которые летают на зиму в жаркие страны, что там есть  огромные ящерицы длиннее нашего лося, а есть совсем маленькие меньше лесного муравья. – Решил удивить всех своими познаниями Заяц.

         - Это так! Ящериц разных великое множество. Одни из них, веретенницы, очень похожи на змей, другие, их  зовут василиски, любят воду и бегают по ней на задних лапках, а ещё бывают  ящерицы, которые каждую минуту могут менять цвет. –  сказал Дедушка Пень.

         - Знаю, знаю, их зовут хамелеон. – Добавил Заяц.

          У Белочки от удивления упал орех, который она держала в лапах.  Никогда  пушистая попрыгунья не слышала о таких совсем не похожих друг на друга ящерицах.

         -  Хорошо живётся животным в тёплых краях.  А у нас уже осень и  мама сказала, что нам, зайцам, пора готовиться к холодам. Только я не знаю как это нужно делать, потому что у меня это будет первая зима– Грустно произнёс длинноухий зайчишка.. - Вы мне расскажите?

          - Конечно, расскажу. - Успокоил Зайца  Пень.

          - Дедушка Пень! А где  ящерицы прячутся от морозов? Зимой

я их не видела в нашем лесу! – спросила Белочка.

         - Пока стоят тёплые деньки ящерицы греются на солнышке: на  камнях, на пригорках или  пеньках. В середине осени они начинают

искать место для зимней спячки. Чтобы было теплее, несколько ящериц собирается в один клубок. Так они и зимуют под кучами наваленных веток, между корнями деревьев, укрываются в небольшом пространстве под камнями или забираются в свободные норки грызунов.

         -  Как интересно Вы рассказываете. Мы очень много узнали про ящериц. Как хорошо, что мы подружились!

          - Я тоже очень рад этому. Теперь я уже не одинокий, у меня есть вы - мои друзья! Но, думаю, что вам пора по домам, потому что ваши родные будут беспокоиться.– С сожалением сказал Дедушка Пень.

          - А можно мы к Вам завтра придём? – в один голос спросили  Белочка и Заяц.

          - Конечно можно. Я буду вас ждать. – И старый пень ещё долго улыбался, вспоминая, как замечательно прошёл этот день.

           Белобокая рассказчица, закончив свою историю, улетела. А я, очень надеюсь, что завтра моя знакомая Сорока  прилетит к этой рябинке, и я услышу продолжение этой истории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»

Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Опыты с пеной Тема: «Пена-фокусник»

Ознакомление со свойствами пены в младшей группе опытно-экспериментальным путем....

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»

Конспект Непосредственно Образовательной Деятельностипо познавательному развитию во второй младшей  группе на тему: «Белой пеной пенится, руки мыть не ленится»...

ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»

познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследованию предмета (мыло);-расши...

ООД во 2 младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности с использованием инновационных игровых технологий «Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится»

Программное содержание:-познакомить детей с мылом разной формы, цвета, величины;-закрепить знание детей о разных фигурах, о количестве предметов (много - мало);-развивать у детей интерес к обследовани...

Проект для детей младшего возраста " Всё о мыльной пене ".Знакомство дошкольников со свойствами мыльной пены.

развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. ...