Проект "По дорогам сказок"
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему

Дети любят сказки. Но оказывается они забываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx774.11 КБ

Предварительный просмотр:

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=94000764022e17b0a2123b0787ac101b&n=13

 Выполнила: воспитатель высшей категории

Семенова Маргарита Анатольевна,

средняя группа «ПЧЁЛКИ»

2018

Содержание
1. Введение.
2. Актуальность проекта.
3. Содержание проекта.
4.Этапы реализации проекта.
5.Вхождение в проект.
6.План мероприятий.
7.Работа с родителями.
8.Ожидаемый результат.
9.Список литературы.
Введение.
Характеристика проекта 
Вид проекта: информационно - творческий.
По срокам проведения: краткосрочный – 2недели
По составу: групповой
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Происхождение темы: В группе появились мнемотаблицы с графическими изображениями сказок и рядом иллюстрации из книг русских народных сказок. Дети заинтересовались, что они обозначают, как это отображается на рисунке.
Мотивация: Вы хотите превратиться в героев сказок и попасть в них?
Объект исследования: познавательно-речевое развитие детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс работы по запоминанию и рассказыванию русских народных сказок с помощью приёмов мнемотехники.
Цель проекта:
Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники.
Задачи проекта: 
Обучающие: 


*Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире. *Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. 
*Побуждать включаться в игровой образ и брать роль на себя.
*Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.

Развивающие:


*Продолжать развивать артикуляционный аппарат, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. 
*Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
*Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам, способствовать накоплению эстетического опыта, обсуждая литературные произведения.
*Развивать продуктивную изобразительную деятельность детей. 

Воспитательные:


*Формировать навыки сотрудничества, воспитывать чувство дружбы и коллективизма.
*Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.

В работе с родителями:


*Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
*Активное включение родителей в образовательный процесс.

Оборудование и материалы: 

Иллюстрации к сказкам, разные виды театра, мнемотаблицы по сказкам, атрибуты для музыкальных и дидактических игр, музыкальное сопровождение к драматизациям сказок, элементы костюмов к играм драматизациям по сюжетам сказок, материалы для продуктивной деятельности.
Предполагаемый продукт проекта:
Праздник «В гостях у Феи сказок», презентация по результатам проекта.
Актуальность проекта.


В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО, является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование эффективных технологий, направленных на развитие познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста.
Развитие познавательно - речевой активности ребенка дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов, т.к. возрастающая динамичность социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. 
Проблему повышения познавательно-речевой активности дошкольников широко исследовали в психологии Выготский, Леонтьев, Ананьев, Беляев, в педагогической литературе Щукина, Морозова и другие.
Познавательно-речевое развитие ребенка — один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющий уровень социальных и познавательных достижений дошкольника — потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. В дошкольной педагогике инструментом познания могут стать приёмы мнемотехники.

Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение
Актуальность использования мнемотехники в работе по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста состоит в том, что: 
• во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование приёмом мнемотехники;
• во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; 
• в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность приёмов мнемотехники детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и другое).
Для ребёнка сказка всегда была и остаётся не только первым и наиболее доступным средством познания, но и способом познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. Сказка удовлетворяет тягу малышу к поступкам, необычному, формирует и развивает фантазию. 
Очень важно пробудить интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – ИГРУ. 
Учитывая актуальность и практическую значимость использования мнемотехники в развитии познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста, мной составлен  Проект «По дорогам сказок» по развитию познавательно-речевой активности детей дошкольного возраста с использованием приёмов мнемотехники. 


Содержание проекта.


Для развития познавательно-речевых способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная, музыкальная, познавательно-исследовательская, конструирование. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении 2 недель содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.
В средней группе мной за основу взяты сказки. 
Обучение пересказу литературных произведений начинаю со знакомых сказок: «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», при этом используется приём совместного рассказа. 
Схема обучения пересказу сказки:
1.Рассказывание сказки с одновременным показом настольного театра. 
2. Повторный рассказ воспитателя с детьми. Воспитатель начинает фразу, дети продолжают. Например, Жили-были дед…(и баба) Была у них…(курочка-ряба).

Дети находят на столе предметные картинки или мнемо-квадраты с цветным изображением героев сказки, раскладывают их в правильной последовательности. 
3.Показ иллюстраций, воспитатель обращает внимание на героев сказки и дети учатся описывать их внешний вид, действия. Используется приём художественного слова: читаются потешки, песенки на тему сказки. 
4. Привлечение детей к обыгрыванию сказки
Работа по использованию мнемотаблиц состоит из 3 этапов:
1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодировние информации: символы в образы.
3 этап: После кодирования осуществляется пересказ сказки с помощью взрослого...
Для детей среднего дошкольного возраста использую  цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая.
Этапы реализации проекта.


Подготовительный этап. 
1.Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2.Подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.).
3. Подбор наглядно-дидактического материала. 
4. Организация развивающей среды в группе.
5. Создание условий для продуктивной деятельности.
6. Разработка сценария литературно-музыкального праздника «В гостях у Феи сказок»
Основной этап.
Реализация плана мероприятий:
1.Работа по плану мероприятий 
2.Создание презентации.
3.Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта, индивидуальное и групповое консультирование по вопросам использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста).
Заключительный этап. 
1.Анализ результатов проекта, выводы и дополнения к проекту.
2. Планы на расширение проекта по использованию приёмов  мнемотехники в работе с детьми в старшей группе.



Изменяется предметно-развивающая среда. Появляются мнемотаблицы с графическим изображением, иллюстрации со знакомыми детям сказками, разные виды театра, атрибуты для драматизации сказок.
Дети заинтересованы, что изображено на мнемотаблицах.
Беседа с детьми: Что мы знаем о сказках и мнемотаблицах?
Что мы хотим узнать? Как можно изобразить сказку.
Что мы будем делать, чтобы научиться по-разному изображать сказки?

План мероприятий.

понедельник 
1. Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_2badb5710d4860820a18558c9f8a515a.png.jpg


2. Показ настольного театра «Курочка ряба».
3. Слушание аудиозаписи «Курочка ряба».
4. Моделирование сказки «Курочка ряба».
Изобразительная деятельность: Рисование «Золотое яичко» (рисование пальчиками).
Двигательная деятельность: Подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»
Музыкальная деятельность: Обыгрывание элементов драматизации сказки под музыку.

вторник
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_da0ea2b8c155816943c0f1f807ece2c8.png.jpg


2. Показ настольного театра «Теремок».
3. Показ плоскостного театра «Теремок» на ковролине.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Рисование  «Кто в теремочке живёт?» (поролоновый рисунок).
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Кто быстрей до теремка?».
Музыкальная деятельность: Инсценировка по сюжету сказки.
                                                                    среда


1. Чтение русской народной сказки «Репка».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_a53ff62664e3c35d605e8e64d60c7ce5.png.jpg


2. Показ плоскостного театра «Репка» на ковролине.
3. Н/печатная игра «Репка».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Репка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Лепка «Репка большая и маленькая».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Вытяни репку».
Музыкальная деятельность: Муз. дид.игра «Урожай собирай».


четверг
1. Чтение русской народной сказки «Колобок».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_bfcbab5ae351bae9136505ba7c29c2aa.jpg.jpg


2. Показ настольного театра «Колобок».
3. Игра-пазлы «Колобок».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Коллективная работа по рисованию «Я от бабушки ушёл».
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Хитрая лиса».
Музыкальная деятельность: Музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок».

пятница

1.Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_2ce614e6f43c2cfbd5f203f589fe84a8.jpg.jpg

2. Показ настольного театра «Маша и медведь».
3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
4. Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».
5. Моделирование сказки «Маша и медведь».
Продуктивная деятельность: Рисование «Маша и медведь» ( трафаретные рисунки) составление сюжетов сказки.
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Медведь и пчёлы».
Музыкальная деятельность: Просмотр и музыкально-театрализованное представление по сюжетам мультфильма «Маша и медведь».

понедельник
1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_10866a19257b8cbdc78e4f656343a905.jpg.jpg


2. Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».
3. Н/печатная игра «Собери фигурку».
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Рисование «Лисья избушка» (солёный рисунок).
Двигательная деятельность: Подвижная игра «Лиса и петухи».
Музыкальная деятельность: Разучивание песен про лису и зайца.

вторник


1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_97641b221a90c91fff1182fe61e68b1c.jpg.jpg


2. Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
3. Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
4. Вспомним сказку по коллажу.
5. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью мнемотаблицы.
Продуктивная деятельность: Рисование набрызгом и ладошкой «Петушок и курочки клюют зёрнышки.
Двигательная деятельность: Эстафета «Петушки».
Музыкальная деятельность:  Попевки про петушка.

среда

1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята».

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/27013_1cf74579b2a2071d163683a948ee3ad9.jpg.jpg


2. Показ настольного театра «Волк и козлята».
3. Н/печатная игра «Собери картинку».
4. Игры-имитации «Волк», «Козлята».
5.Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования.
Продуктивная деятельность:Р исование «Путаница для волка»(загадочные рисунки нитью)
Двигательная деятельность: Соревнование козлят с волком.
Музыкальная деятельность: Музыкальное представление по сказке «Волк и семеро козлят»

                                                         четверг
итог
Праздник «В гостях у Феи сказок».
Отгадывание загадок по сказкам.
Дидактическая игра «Наши сказки».
Вспомним сказку по коллажу.
Инсценирование детьми сказок с помощью мнемотаблицы.
Презентация результатов реализации проекта: Показать драматизацию сказок «Курочка ряба», «Теремок» детям младшей группы. 
Работа с родителями. 
Информационная ширма «Мнемотехника для детей среднего дошкольного возраста.
Папка -  передвижка с образцами мнемотаблиц  составленных по сказкам.
Составление дома детьми вместе с родителями  мнемотаблицы по сказкам.

Изготовление с детьми поделок и рисунков для выставки «Ох уж эти сказки!».
Ожидаемый результат.
В процессе реализации проекта «В гостях у сказки»:
-повысится интерес детей к познавательной деятельности, дети будут охотно включаются в образовательный процесс;
-повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появится желание пересказывать сказки, придумывать свои сюжеты;
- дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности;
-родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.

Приложение H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8147.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8148.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8150.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8153.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8156.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_8158.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_8159.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_8164.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_8166.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_8170.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_8171.JPG

        H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8172.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8177.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8224.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8222.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8230.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8229.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8233.JPGH:\DCIM\100PHOTO\SAM_8237.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8239.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8242.JPG

H:\DCIM\100PHOTO\SAM_8229.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе "По дорогам сказок"

Разработанное занятие по развитию речи в старшей-подготовительное группе детского сада...

Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"

- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...

Конспект занятия "По дорогам сказок"

Конспект занятия по развитию речи  предназначен для воспитателей старших дошкольных групп , а также для логопедических групп детей с общим недоразвитием речи...

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Спортивный праздник "По дорогам сказок"

Спортивный праздник,посвященный 23 февраля с нестандартным оборудованием....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"

Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека  навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...

Развлечие "По дорогам сказок" старшая группа

Развлечение по художественной литературе, старшая группа...