"Русский народный костюм"
план-конспект занятия по художественной литературе на тему

Сидорова Ольга Всеволодна

русский народный костюм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_russkiy_kostyum.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 40 Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

 интегративной совместной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Самобытность русского

костюма»

в рамках проекта

«Мой дом - РОССИЯ»

Используемые технологии: ИКТ, проектная игровая деятельность, художественное творчество

Автор Сидорова О.В.

Педагог-психолог ГБДОУ № 40

Приморского района

г.Санкт-Петербург

Цель занятия: Пробудить у детей старшего дошкольного возраста

                           интерес к русскому народному костюму.

Задачи: 1. Расширить представления детей о русском народном

                   костюме, познакомить с его разновидностями в зависимости

                   от времени года.

                2. Обогатить знания детей о быте и традициях русского народа

                   деталями русского народного костюма.

                3. Расширить знания детей о русском народном фольклоре

                    (потешках, пословицах, поговорках) и познакомить с

                     русскими народными играми.

                4. Обогатить представление детей о профессиях, бытовавших

                    на Руси и пополнить словарный запас.

                 

             

 Формы организации занятия

В ходе занятий используются:

- формы организации;

- сидя за круглым столом;

- стоя в кругу;

- сидя на ковре вокруг большого обруча.

Материальное обеспечение

  1. Диск с записью русской народной музыки (песен и танцев).
  2. Конспект интегративного занятия по теме: «Самобытность русского костюма»
  3. Картотека малого народного фольклора ( народных потешек, пословиц и поговорок).
  4. Подборка иллюстративного материала, посвященного русскому народному костюму.
  5. Куклы в русских костюмах.

  1. Вступление

     В-ль: Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

    Дети заинтересованно спрашивают – «В какое?»

    В-ль: Вы знаете, в какой стране мы живём?

    Дети отвечают – в России.

    В-ль: А когда наша страна называлась- Русь, а люди, которые в ней

              жили, назывались «русичи». Были они сильными, работящими,

              любили красоту окружающего мира  и занимались земледелием,

              скотоводством, различными ремёслами. Любили они в праздник

               веселиться: петь, плясать, водить хороводы, играть в разные

               народные игры. Были они мастера на «все руки» и для каждого

               дела и случая была у них своя одежда – «Самобытный русский

               костюм, непохожий ни на какой другой.

               Страна Русь была довольно большой и состояла из нескольких

               областей. И в каждой из них были свои небольшие отличия в

               одежде.

    В-ль:   И сегодня мы с вами отправимся в путешествие по древней

                Руси и познакомимся с особенностями Русского народного

               Костюма.

             

               П. Основная часть

     В-ль:  А сейчас мы с вами рассмотрим иллюстрации, на которых

                Изображены костюмы различных областей России:

                Ярославского края(г.Ростов Великий), Рязанской губернии

                (на реке Оке), Подмосковье – «Ситцевый край».

                 Столица государства Российского – красавица Москва.

Дети:      Внимательно рассматривают иллюстрации, изображающие

                русский народный костюм различных областей России.

В-ль:       сопровождает иллюстрации соответствующими комментариям.

В-ль:       Русскому костюму народ посвятил много поговорок и пословиц:

                 «Баба в сарафане, мужик в кафтане», «Дерево красиво листвой,

                а человек – одеждой» «Красна девица в сарафан рядится»,

                «В  родном краю и холст мягок», «Что к лицу, то и красит»,

                « Коням бы не изнеживаться, цвету платью не изнашиваться»,

                «Не платье красит человека, а человек платье»,

                «Кто в камке, кто в парче, а мы  в холсту по тому же мосту»,

                 «Красна девица до град в сарафане до пят»,

                  «Курицу не накормить, девицу не нарядить».

В-ль:         Мы с вами рассмотрим детали русского костюма.

                  Русский народ любил нарядно одеваться и придавал красоте

                  большое значение.

                  Верхняя одежда по краю представляла собой отрезную в поясе

                  «распашонку» полушубок  шили мехом внутрь из белых  

                  сыромятных овчин. Юбка в русском костюме считалась

                    исключительно женской одеждой. Повседневный женский

                  костюм в женское время включал в себя полушубок, шапку,

                  сарафан. Рубаху, передник и обувь. В Екатерининскую эпоху в

                  гардероб придворных модниц вернулись сарафан, кокошник и

                  сборчатые рубахи. Гардероб наших предков был удивительно

                   органичен. Каждая деталь костюма являлась своеобразным

                   свидетельством жизненного уклада того или иного места или

                    волости. Понёву со временем вытеснил более удобный наряд – сарафан.

Активизация словарного запаса

В-ль:            Давайте мы с вами повторим новые слова, которые мы узнали,

                     путешествуя по древней Руси.

                     «Душегрей», «Шугай» - верхняя мужская одежда, верхняя женская

                     юдежда. «Кичка» - головной убор замужней женщины и «Понёва» -              

                     юбка из нескольких продольных полотнищ.

                     «Браный» - вытканный с узорами.

                      «Прошва» - узкая кружевная вставная полоска в одежде.

                      «Арняк» - крестьянский костюм из сукна, верхняя мужская одежда.

                      «Колер» - цвет, окраска.

                       «Кумач» - ярко-красная хлопчатобумажная ткань.

                       «Лапти» - плетёная обувь из лыка.

                       «Оборы» - длинные  завязки у лаптей, которыми перехватывается

                        обувь.

                        «Онучи» - кусок ткани, которым обматывали ноги под сапоги или

                        лапти.

                       «Поярок» - шерсть первой стрижки ягнёнка.

                       «Гарус» - шерстяная пряжа, которую использовали для вышивания.

                        «Камка» - шёлковая ткань с двусторонним рисунком .

                        «Парча» - ткань со словарным узором.

                        «Позумент» - тесьма или лента, сотканная  из золотых или

                         серебряных нитей.

                        «Сорока»  - самый богатый головной убор.

                         «Шушун» - верхняя женская одежда из сукна со сборками у пояса.

Физ.минутка

В-ль:             А теперь мы с вами поиграем в Русскую народную игру,

                       которая называется «У медведя во бору». Воспитатель объясняет детям

                       правила игры.

                       Дети играют.

В-ль:               А сейчас мы с вами узнаем, как же создавался русский костюм.

                        Исконно русской тканью считался лён. Из него шились рубахи,

                        сарафаны.  Чтобы его вырастить, крестьяне пахали землю, сеяли

                        семена льна. Когда лён вырастал, его обрабатывали, ткали из него

                         полотно. Так, появились профессии: - «пахари», «ткачихи». В

                        богатых зажиточных семьях праздничную одежду украшали

                        золотым шитьём. Так появились «золотошвеи». Мужчины и

                        женщины «знатного рода» любили носить дорогие украшения. Так

                         появились «ювелиры».

В-ль:                Давайте. Каждый из вас назовёт одну из профессий, бытовавших на

                         Руси.

Дети:                По очереди называют: ратник, кузнец, гончар, пахарь, ткачиха,

                         Ювелир, купец.

Заключение:  

В-ль:                Дорогие ребята, наша встреча заканчивается. Давайте мы вспомним и

                         поделимся своими впечатлениями и рассказами о том, что мы

                         сегодня узнали. Дети по очереди делятся своими впечатлениями.

В-ль:                Ну а теперь, нам пора попрощаться. Наше занятие закончилось. Я

                         надеюсь, что оно вам понравилось и вы узнали много нового о

                         русском народном костюме.

         

Используемая литература

  1. Детям о традициях и  праздниках русского народа».  С.О. Куликова

СП-б «Паритет» 2015 г.

  1. «Мы входим в мир прекрасного» - СП-б 2010 г. (тетради для творческих работ) для детей 6-7 лет и 5-6 лет.
  2. «Куклы в народных костюмах» - изд. «Россия» 2013 г. (серия журналов).
  3. «Русские дети и их игры» И.И.Шангина ,СП-б «Искусство – СП-б», 2000 г.

         

             

   

 Формы организации занятия

В ходе занятий используются:

- формы организации;

- сидя за круглым столом;

- стоя в кругу;

- сидя на ковре вокруг большого обруча.

Материальное обеспечение

  1. Диск с записью русской народной музыки (песен и танцев).
  2. Конспект интегративного занятия по теме: «Самобытность русского костюма»
  3. Картотека малого народного фольклора ( народных потешек, пословиц и поговорок).
  4. Подборка иллюстративного материала, посвященного русскому народному костюму.
  5. Куклы в русских костюмах.


План занятий

Содержание

Время

мин.

1.

Вводная часть

П.

Обозначение темы занятия и краткое раскрытие её содержания

3

1.

Рассматривание иллюстративного материала, посвященного русскому народному костюму

3

2.

Потешки, пословицы и поговорки о русском народном костюме

3

3.

Интерактивное слушание рассказа о быте и традициях русского народа.

4

4.

Разбор деталей русского костюма

4

5.

Физ «минутка»

Русская народная игра «У медведя во бору»

3

6.

Интерактивный рассказ о профессиях, бытовавших на Руси

4

7.

Активизация словарного запаса

2

111.

Заключительная часть

Интерактивная игра: «Что я сегодня узнал».

Прощание

4

ИТОГО

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

Русский народный костюм...

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка.Программное содержание:Используя ...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект экскурсии в мини - музей "Русская горница" по теме: "Русский народный костюм - хранитель истории"

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре....

БЕСЕДА в подготовительной группе о красоте русского народного костюма: «Одежда русской деревни»

: Показать детям красоту русского народного костюма, отражение русских традиций в его исполнении; привить интерес к русской крестьянской культуре, к ее особенностям; обнаружить влияние обычаев, традиц...

Конспект экскурсии в мини - музей «Русская горница» по теме: «Русский народный костюм – хранитель истории»

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям,воспитание уважения к народному костюму,развитие интереса к народной культуре....