Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы
план-конспект занятия (аппликация, лепка, младшая группа) по теме

Воронкова Надежда Михайловна

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».

  1. Ознакомление с художественным словом.
  • Заучивание потешки «Сорока-ворона».
  1. Лепка.
  • Зёрнышки для воронёнка.

Программное содержание:

Используя элементы драматизации помочь детям запомнить потешку. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями. Продолжать воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь. Продолжать вызывать интерес к лепке. Учить отрывать от большого кома пластилина маленькие кусочки и скатывать их кругообразными движениями в зёрнышки. Воспитывать у детей аккуратность, работая с пластилином.

Предварительная работа:

  • Заучивание потешек, скороговорок, русских народных песенок.
  • Рассматривание иллюстраций книг, сказок.
  • Лепка кругообразных форм из пластилина: мяч, снежный ком, неваляшка, витамины.

Оборудование: диапроектор.

Материалы: элементы русского костюма и украшений для воспитателя (бусы, ленточки и т.п.). Предметы русского быта (чугунок, крышка, глиняные мисочки, чашечки), деревянные расписные ложка по две штуки на каждого ребёнка.

Дополнительный материал:использование современных технологий, диск с записями русских народных плясовых мелодий («Калинка», «Выйду ли я на реченьку», «Светит месяц» и т.п.).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и посмотрите какая я сегодня красивая, нарядная! Вот у меня юбочка одета, бусы, ленточки атласные (дети рассматривают воспитателя). А вы хотите быть такими красивыми как я?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда подойдём к уголку ряженья, и я помогу вам надеть юбочки, косыночки и жилетки (каждый малыш получает какую-то деталь русского костюма. Девочкам раздают фартучки, косыночки, бусы, мальчикам – цветные пояски, жилетки).

Воспитатель:   Кто в обновку нарядится?

       Чья дочурка баловница?

       Настя – вот кто!

(после как оденется Ваня)

       Кто у нас хороший?

       Кто у нас пригожий?

       Ванечка хороший,

       Ванечка пригожий!

 

       Новенькую юбочку

       Мы подарим Маше

       Как наденет девочка

       Станет сама краше

Воспитатель: Какие красивые у нас ребята! Посмотрите в зеркало и вы увидите, что это действительно так. И Ванечка красивый, и Олечка, и Женечка. Все нарядные. Дети, хотите пойти в гости  к Сороке – вороне?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда пойдёмте, я отведу вас к Сороке – вороне.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ:

(Дети приходят в дом Сороки - вороны)

Воспитатель: Ребята, закройте все глазки и сейчас здесь появиться Сорока – ворона.

(Воспитатель надевает платочек, к которому пришит «клюв», на плечи набрасывает шаль). Сорока – ворона встречает гостей низким поклоном.

Сорока – ворона: Входите гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу, как живу. Вот чугунок, в котором я кашу варю. Вот печка: здесь пироги пеку, бараночки, кренделёчки, калачи.

Ай качи, качи, качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

Все румяны, горячи!

(Показываю блюдо с понарошечными пирожками, баранками).

Сорока – ворона: Потрогайте, ребята. Ой, горячи – горячи! Взять в руки нельзя, обжигают. Я положу на окошко, чтобы остудились, а потом вас угощу. А сейчас хотите расскажу, где летала, что видела.

Дети: Да.

Сорока – ворона: Спросите меня громко :Сорока – ворона, где была?

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ:

Дети: Сорока – ворона, где была?

Сорока – ворона: Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашку варила, детишек скликала, кашкой угощала. Прошу за стол, гости дорогие!

(Из печки достаю ухватом горшочек с кашей).

Сорока – ворона: Олечка, как меня зовут?

Дети: Сорока – ворона.

Сорока – ворона: Спроси, где была?

Дети: Где была?

Сорока – ворона: Где была? Далеко! По полю летала, зерна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала. (Таким образом в процессе драматизации дважды повторяется первая часть потешки).

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ:

Сорока – ворона: (Продолжаю раздавать детям угощение).

Этому дала в чашечке, этому в плошечке, этому в поварешечке. Этому на ложечке. А этому весь масленник. (При последних словах кладу ладонь на ладонь игрушку - птицу). Вот он мой сынок – вороненок! Ему весь масленничек!

(Раскладываю понарошку кашу в заранее приготовленную посуду. Дети понарошку едят кашу).

Сорока – ворона: Ребята, вкусная ли каша, кого ещё угостить?

ЧАСТЬ ПЯТАЯ:

Сорока - ворона: Понравилась каша? Тогда сыграйте на ложках для меня и моего вороненка. (Потешку повторяют дети индивидуально от начала до конца, при этом отбивая текст на деревянных ложках).

 - Сорока, сорока,

Где была?

- Далеко!

По полю летала,

Зерна собирала,

Печку топила,

Кашку варила,

Детишек скликала,

Кашкой угощала.

Этому дала в чашечке,

Этому – в плошечке,

Этому  - в поварешечке,

Этому – на ложке,

А этому – весь масленничек!

Толчет, мелет,

По воду ходит,

Дрова носит,

Печку топит!

Сорока – ворона: Какие молодцы! А тебе понравилось, сынок – вороненок? Скажи мне на ушко (прикладываю игрушку к уху). Очень? Что ты хочешь? Поплясать для ребят? А вы хотите поплясать вместе с вороненком?

Дети: Да.

ЧАСТЬ ШЕСТАЯ:

Вместе с детьми исполняю русский танец, держа на ладони игрушку – вороненка (играет музыка).

ЧАСТЬ СЕДЬМАЯ:

Сорока – ворона: И плясать детки умеют! Молодцы! Тише, ребятки, вороненок мне что – то хочет сказать (подношу вороненка к уху). Ой, дети, вороненок мой снова проголодался. А кашу – то я вам всю раздала и зернышек не осталось. Что же делать? Может быть вы мне поможете сделать зернышки для вороненка (усаживаю детей за стол и показываю как лепить зернышки. После лепки дети угощают вороненка).

Сорока – ворона: Ой, дети, вороненок мой очень устал и хочет спать. Нужно для него песенку спеть, про меня, про Сороку – ворону. (Вместе с детьми исполняю потешку в ритме колыбельной).

Сорока – ворона: Тихо дети, вороненок спит. А вам пора домой. До свидания. Приходите ещё, гости дорогие!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы»

Тема: «Русский народный костюм и элементы интерьера русской избы».Ознакомление с художественным словом.Заучивание потешки «Сорока-ворона».Лепка.Зёрнышки для воронёнка....

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через знакомство с русскими народными сказками»

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно - они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны,...