Статья "Мир сказок"
статья по художественной литературе на тему

Хибиева Жанна Мусаевна

Статья на тему "Мир сказок" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_skazok.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИР СКАЗОК

На вопрос «Зачем нужны сказки?» каждый отвечает по-своему. Одни считают, что главная их цель – развлекать. Другие говорят, что в сказках собран народный опыт, и поэтому к ним надо относиться как своего рода учебнику жизни. Третьи уверены, что сказки несут в себе информацию о делах давно минувших дней. А четвертые настаивают, прежде всего, на поэтичности, красоте, особом языке этих народных произведений.

Считаю, что, наверное, правы все. Ведь в сказках мы находим не только все перечисленное, но и еще многое-многое другое, как полезное, так красивое.

        Сказка – один из любимых народных жанров – занимает достаточно заметное место в русской классической литературе. Она стоит у истоков словесности, и в ней слились воедино поэзия народа и его мудрость. Вспомним восторженный отзыв А.С. Пушкина, когда он в одном из писем к брату писал: «Вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Ему же принадлежит фраза: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И ведь действительно в сказке есть урок. Они учат доброте, честности, находчивости, любви к труду, умению не сдаваться в трудную минуту, любви к родному краю, отличать добро от зла и многому другому, что постигается ребенком в течение жизни. Сам Рихард Вагнер говорил: «Сказка ведет к добру, сеет отвращение к злу».

        Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Роль сказок в жизни ребенка очень велика. Сказка для ребенка — не просто фантазия, а особая реальность. Она помогает понять мир человеческих чувств, усвоить важнейшие нравственные понятия. Следя за сюжетом, ребенок сопереживает героям и пытается упорядочить свои сложные чувства. По мнению психологов, именно детство является определяющим периодом для формирования воображения. И чем успешнее оно развивается, тем легче ребенок овладевает школьными премудростями. Сказка активизирует воображение. Благодаря ей сознание ребенка не только обогащается новыми знаниями и представлениями, возникает главное — новое отношение к людям, событиям и явлениям.

        Сюжеты сказок разнообразны: народные, волшебные, бытовые, сказки о животных и страшные сказки.

         В русской народной сказке можно обнаружить все художественные особенности фольклора. Начинается сказка традиционными зачинами: "В некотором царстве, в некотором государстве..." или проще: "Жили-были...". Кончается сказка богатым свадебным пиром и присловьем:  "Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало"  или:  "И стали они жить-поживать и добра наживать". 
В народных сказках много постоянных эпитетов. Таких как:  лес  - дремучий, молодец - добрый, трава - шелковая, луга - зеленые. Число "три" со времен глубокой древности имеет особое, магическое значение. В сказке всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу, у Змея три головы. Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. С каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот прием не только усиливает напряжение, но и придает сказке композиционную стройность и строгость.

        В волшебной сказке человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощеем Бессмертным, Бабой Ягой, многоголовым Змеем, великаном, колдуном-карликом. Тут и невиданные звери: Сивка-бурка, Жар-птица, Царевна-лягушка. Нередко в руки человека попадают чудесные предметы: клубочек, который указывает дорогу; кошелек – самотряс; скатерть-самобранка; ковер – самолет.  В такой сказке все возможно.

        В сказках о животных говорится,  о повадках, проделках и приключениях диких и домашних зверей, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характер зверей уподобляется человеческому: медведь - глуповат, заяц - трусоват, волк - жаден, а Лиса Патрикеевна - хитрее хитрых.

        Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Эти сказки подходят для детей подросткового возраста.

        Страшные сказки – сказки о нечистой силе (о колдуньях и колдунах, о чертях и леших, о Кощее бессмертном и оборотнях).  Подобных сказок достаточно много. Наверное, они появились и передавались из поколения в поколение, для того чтобы мы помнили, что наша жизнь состоит не только из радостей и приятностей.  А если в ней есть зло, то с детства надо знать о нем, уметь его распознавать и бороться с ним. Тем более, что зло не всегда имеет лицо и имя. Например, сказка о Горе горемычном – это сказка о зависти, о том, как один брат позарился на богатство другого, стал желать ему плохого, а пострадал сам. А такие сказки, как «Золотой хлеб», «Черт и горшечник» рассказывают нам о том, что легкого богатства не бывает, за все надо платить. И лучше тяжелым трудом, чем потерянной свободой, а то и самой жизнью. В страшных сказках всегда ведется борьба Добра и Зла, и учит детей тому, что только от самого человека зависит, что победит. Если мы сами добры, справедливы, чисты, то и всеобщее Добро на земле становится сильнее.

        Закончить свою статью хочу замечательным высказыванием С. Серова: «В сказках, как и в жизни, живут рядом люди и звери. Сказка не умирает, как не умирает добро и зло. Есть добрые люди и добрые звери; есть злые звери и злые люди. Если встретятся злые люди и звери – сказки не будет. А бывает, что встречаются добрые люди и добрые звери и помогают друг другу. Борьба добра и зла, будь они в зверином или человечьем обличье, не кончается: это вечная сказка, которая реальнее быта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сундучок сказок (использование сказок для воспитания толерантности)

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства масс...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Отличие русских народных сказок от сказок других народов

1. В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служ...

Итоговое мероприятие в средней группе по тематической неделе: «Неделя сказок» - «Путешествие по страницам сказок». Ивановская Светлана Степановна, воспитатель

Цель: Закрепить и расширить представление детей о знакомых сказках (названия сказок, их героев).Задачи: Формировать чувства близости между родителями и детьми. Активизировать творческий потенциал...