Значение произведений К.И.Чуковского в воспитании детей дошкольного возраста
статья по художественной литературе на тему

Бутина Надежда Васильевна

В статье отмечается, что при формировании личности у детей дошкольного возраста, можно и нужно пользоваться произведениями К.И.Чуковского, В статье показан пример изучения воздействия  творчества К.И.Чуковского на формирование личности дошкольника, пример того, что его произведения могут дать достаточно мощный толчок духовного роста ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_tvorchestva_k.i.chukovskogo_v_vospitanii_detey.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Значение творчества К.И.Чуковского в воспитании детей.

"Детским писателем нельзя сделаться,

 им должно родиться...

Детские книги пишутся для воспитания,

 а воспитание -  великое дело:

им решается участь человека".

Белинский

     Может ли такой человек, как К.И. Чуковский, наделенный литературным талантом, через свое творчество воспитывать детей, формировать их личностные качества, формировать представления о добре и зле, любви, милосердии, дружбе ?  Конечно – да. К.Д.Ушинский писал: "Только личность может влиять на воспитание развития другой личности".                          Среди многочисленных занятий Корнея Ивановича, одним из таких фундаментальных были его занятия детской психологией. Еще в 1911 году он написал книжку «Матерям о детских журналах», которая потом называлась «Маленькие дети», а потом с какого-то момента она стала называться книга «От двух до пяти» и это название вообще вошло в обиход, оно существует даже в массовом сознании.  К.И. Чуковский знал своего читателя, знал что сказать, и как сказать. Он знал, какие неисчерпаемые возможности познания таит в себе детский развивающийся мозг. Способность улавливать объяснения, накапливать знания с самых ранних лет у ребенка громадная. И Чуковский умело будил в душе ребенка добрые чувства, свойственные именно его возрасту. Детские игры, детские шалости, детские фантазии, детские интересы, детские разговоры... Ведь именно в них зарождается будущее богатство духовного мира ребенка.            К.И.Чуковский подчеркивал исключительное значение для детей сказки, которая не только развлекает, но и учит. Определяя цель сказок, он в 1956 году писал «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою. Любовь и привязанность к людям, животным, природе, первое чувство дружбы и товарищества, первая благодарность за добро, ненасытная любознательность - вот что должно наполнять духовный мир ребенка».                                                                                                               Как играют дети? Какие рисунки рисуют? Как говорят дети? Мы видим, каким солнечным, ярким, переполненным самыми невероятными чудесами видится им мир! Таким же рисует мир в своих произведениях Чуковский. Он вселяет в детей веру в этот прекрасный мир! Чуковский - самый первый поэт, он входит к нам бессознательно. Мы не читаем сами Чуковского, его нам читают взрослые, сами наслаждаясь яркими картинами прочитанного. А у нас остается вечная связь взрослые - Чуковский. Встреча с ним длится всю нашу жизнь.                                                                                                    Чуковский - это сегодняшнее детство наших воспитанников. Это первые слова наших детей, повторяющие за нами, может и не все понимая : "Муха-цокотуха...". Это и наше собственное детство, когда сердце сжималось от страха за бесстрашного Айболита. Чуковский - это наша многолетняя привязанность, это радость встречи с русской поэзией.                            Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания, любви, внимания и уважения.                                                      Какие  же качества личности формирует Чуковский у детей через свои произведения?                                                                                      Формирование человека в ребенке происходит исподволь, ведь писатель никогда не навязывает читателю своего мнения, никогда открыто не призывает следовать герою, но зато умело включает ребенка в процесс осмысления происходящего. Взгляды Чуковского практически претворены в жизнь в его сказках.                                                                                                           В статье «Работа над сказкой» он указывал, что его задача состоит в том, чтобы, максимально приспособившись к малым ребятам, не только внушить им наши «взрослые идеи о гигиене» («Мойдодыр»), об уважении к вещам («Федорино горе»), но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень." Выполняя поставленную задачу, Чуковский  ввел в сказки обширный познавательный материал, дал маленьким детям понятия о далеком и близком, о большом, слабом, сильном. В сказки введены темы о морали, о правилах поведения, о победе добра над злом. Через сказочные образы писатель учит детей гуманному отношению к людям, воспитывает высокие нравственные качества. Сказки Чуковского учат детей сочувствовать в беде, помогать в несчастье и радоваться благополучию других.   Сказки Корнея Ивановича Чуковского просты для понимания самых маленьких читателей и, в то же время, имеют глубокий смысл. Они дают понять ребенку, что героические поступки могут совершать не только «супермены», но и обычные люди, способные прийти на помощь ближнему в трудную минуту и  какие бы страшные события не происходили, все они кончаются полным торжеством справедливости и веселой, радостной пляской.                                                                                                                   К.И Чуковский пишет для детей с огромной любовью. В его произведениях для детей соблюден наиважнейший принцип формирования нравственных ценностей: принцип ценностного отношения к Человеку – признание Человека наивысшей ценностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...

Значение культурного наследия народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурн...

Консультация для родителей"Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Цель:Способствовать формированию представления о роли классической музыки у детей дошкольного возраста....

Статья "ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию  первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творче...

Проект "Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Проект "Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"...

КАРТОТЕКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нравственно – патриотическое  воспитание  сегодня – одно   из  важнейших  звеньев системы   воспитательной  работы с дошкольниками. В последнее...

Консультация для педагогов ДОУ «Использование музыкальных произведений различных жанров в трудовом воспитании детей дошкольного возраста»

Одной из задач педагогов детского сада является воспитание положительно – эмоциональное отношение дошкольников к любому виду труда. А поскольку мы говорим об эмоциях, то большим подспорьем для п...