Проект "Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
проект (старшая группа) на тему

Сулейманова Винера Фазылъяновна

Проект "Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_narodnye_igry_bez_foto.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 20 комбинированного вида городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

Проект:

«Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Сулейманова В.Ф., воспитатель

МДОБУ д/с № 20, г. Нефтекамск

Нефтекамск, 2015

План проекта

  1. Вид проекта
  2. Актуальность проекта
  3. Цель проекта
  4. Задачи проекта
  5. Ожидаемые результаты
  6. Участники проекта
  7. Сроки реализации проекта
  8. Этапы реализации проекта
  9. Содержание игр
  10. Список литературы
  11. Приложения

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Актуальность проекта

Проблема духовно – нравственного воспитания и развития ребенка в современной России – одна из приоритетных. Основы духовно – нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в познании, оценивании, осмыслении. Любознательность детей, их вопросы обо всех сторонах жизни способствуют становлению уникальной картины мира. Стремление к целостному пониманию объектов и явлений выражается в огромном количестве вопросов, раскрывающих мир с разных точек зрения. Целостное представление возникает благодаря ответам взрослых, экспериментам, исследованиям, информации из сказок, рассказов, телевизионных передач, компьютерных игр.

На рубеже  6-7 лет ребенок  начинает осознавать  базовые ценности: красоту, добро, любовь, истину, здоровье и др. Становление  основ  духовно – нравственной культуры ребенка – последовательный и длительный процесс, при котором  элементы духовности  претерпевают определенные изменения: из непосредственных  в опосредованные, из  несознательных в сознательные, из непроизвольных  в произвольные, что предъявляет особые требования не только к содержанию, технологиям, но и к логике воспитательного процесса.

Дети чувственны к миру культуры, и миссия взрослых – сохранить эту эмоциональную  откликаемость  и доверчивость ребенка к нам, безболезненно и без страха  ввести его во взрослый мир с помощью культуры, ее ценностей и смыслов.

Основные задачи духовно – нравственного воспитания дошкольников это: развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку:

- высокую духовность;

- доброту;

- отзывчивость;

- трудолюбие,

- уважение к старшим;

- милосердие;

- бережное отношение к природе, ко всему живому;

-терпение, сострадание, мужество;

Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно:

-  в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке;

-  в ознакомлении  с бытом, традициями, обрядами  народов, населяющих нашу Родину;

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили Родину, свой город или деревню, свой народ, нам нужно показать все это с привлекательной стороны.

В воспитании основ духовно – нравственной культуры личности дошкольника важную роль играют народные игры. Народные обряды, игры, праздники вызывают все больший интерес у специалистов самых разных областей знаний. Ученые, педагоги стремятся понять сущность, особенности, возможности народных игр в современных условиях.

Что же такое народная игра?

Народными мы называем как собственно игры, так  и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства.

Народная игра – средство воспитания и обучения, сохраняющее свою исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающее самообразование ребенка через рефлекцию. Она – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая, опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Народная игра – это наше детство, забавы старшего поколения – наших бабушек и дедушек, практическое размышление ребенка об окружающей действительности.

Значение народной игры

Народная игра всегда использовалась с целью воспитания и развития подрастающего поколения: формировала привычку к труду, навыки охоты, военной подготовки. Подвижные игры представляли собой  состязания: бег, прыжки, метание, стрельба из лука и различные ритуальные танцы. Характер игр зависел от географической среды обитания: у кочевников были распространены забавы с элементами верховой езды, у племени, живших у водоемов,  с плаванием, греблей.

Игры – удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Они развивают ловкость, гибкость, силу. Моторику, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, с помощью них познаются этические нормы и законы физики. Они разнообразны. Развлекательны и эмоциональны.

Народные игры вызывают активность мысли. Способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Кроме того они совершенствуют все психические процессы: внимание, память, воображение, стимулируя переход детского организма на более высокую ступень развития. Они являются неотъемлемой  частью художественного, физического, эмоционального формирования дошкольника.

К.Д.Ушинский  считал народные игры материалом наиболее доступным, понятным для малышей благодаря близости их образов и сюжетов детскому воображению, благодаря самостоятельности и активности, заложенных в них. Многие исследователи отмечают такие особенности  народных игр , как высокая эмоциональная насыщенность, юмор, связь движений со словом, образность содержания.

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых  средств, для  формирования человека – гражданина своей страны.

Пожалуй, нет сомнений, что подвижные игры необходимы для физического развития ребенка. Они содержат едва ли не все естественные движения человека, сочетаемых в самых различных и постоянно меняющихся комбинациях: бег, ходьба, прыжки, метание (лапта, скакалки, горелки, городки).

Подвижные народные игры возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована, правила складывались по общему уговору участников игры: сколько человек надо поймать, как наказать проигравшего (не поймал мяч – пробеги десять шагов), куда можно убегать, сколько раз забит мяч, и. т.д. Сегодня мы с вами  играем в эти игры и не задумываемся, откуда они к нам пришли, какую ценность имеют. Хотелось бы обратиться ко всем людям, воспитывающим младшее поколение: не забывайте народные игры.

Игра – деятельность, с помощью которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Единая задача, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания сближают, определенные правила помогают воспитывать целеустремленность. Ребенок начинает себя чувствовать членом коллектива, учится справедливо оценивать поступки товарищей (не закрыл глаза – выходи из игры, не добежал до черты – нарушил правила и. т. д.). Задача взрослого - дать правильное направление, которое способствовало бы восстановлению между детьми добрых чувств, основанных на дружбе, доверии, справедливости, взаимной выручке и ответственности.

Цель проекта

 Гармоничное духовно-нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи:

 - Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства.

-     Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

-     Изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства.

-  Физическое развитие дошкольников, формирование навыков здорового образа жизни.

- Консолидация и координация деятельности детского сада, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.

-  Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений.

Ожидаемые результаты  реализации проекта

для детей:

-    обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-    пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-    формирование чувств национального достоинства;

-    развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

-   совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-    объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

-     разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

-     реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-    объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-     создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Участники проекта

- воспитатели;
- музыкальный руководитель; 
- дети старшей группы;
- родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: сентябрь – май

Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

- консультации для родителей;

- анкетирование родителей;

- анкетирование детей;

- разучивание слов к играм;

- заучивание считалок;

- чтение народного фольклора;

- изготовление атрибутов к играм.

Основной этап:

- проведение игр в соответствии с календарным планом.

Заключительный этап:

- Развлечение «Мы играть не устаем».

Содержание игр

Драчливые петушки

На площадке начерчены круги диаметром 1м., по одному кругу на пару.   В кругу два ребенка стоят на одной ноге, придерживая другую ногу  рукой. Все произносят слова:

Всю ночь шел снег,

Накрыл он землю белым одеялом.

Почему же  наши петушки

Стали одноногими?

С этими словами дети-петушки, прыгая на одной ноге и толкаясь плечами, стараются вытолкнуть соперника из круга. Тот, кто оказался за кругом, считается проигравшим.

Правила: на один бой отводится 1 минута; игрок, коснувшийся земли согнутой ногой, считается проигравшим.

Бычок пестренький

Играющие становятся в круг, с помощью считалки выбирают «бычка». «Бычок» встает в центр, остальные идут по кругу под песенку:

Бычок пестренький, долгохвостенький,

Рожки востренькие,

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На лужок водили,

Ты нас не бодай,

С нами поиграй,

Скорей догоняй!

«Бычок» им отвечает: «Му-у-у! Догоню!» - и бежит за детьми, пытаясь поймать кого–нибудь.  Когда «бычок» осалит игрока, тот должен остановиться. «Бычком» становится тот, кого поймают последним.

Голуби

На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5-8 метров,  вдоль этих линий чертятся круги «гнезда». Дети стоят в кругах «гнездах» напротив друг друга. Водящий – «пастух», с закрытыми глазами ходят между шеренг и произносит три раза текст:

Гур – гур, голуби

Для всех нас одно гнездо.

С окончанием слов дети меняются местами («гнездами») – бегут в противоположные «гнезда». Пастух открывает глаза и старается занять пустое «гнездо». Оставшийся без «гнезда» ребенок «голубь»   становится «пастухом».

Правила: меняться местами можно  только тогда, когда пастух произнесет  текст три раза.

Уточка и селезень

Дети встают в круг, выбирают «уточку» и «селезня». «Уточка» остается в кругу, а «селезень»- за кругом. Дети, высоко подняв руки и образовав свободные проходы, поют:

Селезень утку догонял,

Селезень серу догонял,

«Поди утица домой,

Поди, серая домой.

У тя семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая сама.

Поцелуй же ты меня!»

«Селезень» бежит по образовавшимся проходам за «уточкой». Если он ее догоняет, то выводит на середину круга, кланяется и целует. «Уточка»  и «селезень» выбирают новых водящих.

Курай

В центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону.    Дети, взявшись за руки, идут по кругу, бегут, выполняют притопы на слова:

Услыхали наш курай

И собрались все сюда.

Наигравшись с кураистом,

Разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай

На зеленом,  на лугу

Мы попляшем под курай.

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай.

Ребенок-кураист  выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.

Правила: разбегаться только после окончание слов.

Никанориха

По считалке выбирают «козлика» и «Никанориху». Дети стоят парами, взявшись за руки. «Козлик» быстро идет между ними, а «Никанориха» за ним, помахивая прутиком. Дети поют:

Никанориха гусей пасла

Да пустила в огород козла,

Никанориха ругается,

А козел – то улыбается.

После припева все разбегаются, а Никанориха стоит, ругает «козлика». После того как музыка кончается, дети снова встают парами, а тому, кто останется без пары, говорят, «Раз, два, три – козлик ты!» Оставшийся ребенок становится «козликом», игра продолжается.

 Юрта

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным  узором. Взявшись за руки,  все идут четырьмя кругами  переменным шагом и поют:

                    Мы, веселые ребята, соберемся мы в кружок.

                   Поиграем,  и попляшем, и помчимся на лужок.

Затем образуют общий круг, идут по кругу. По окончании музыки  быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра, получается юрта.

Правила: бежать к своему стулу только по окончании музыки. Выигрывает группа, первой построившей юрту.

Яша

Это игра – хороводный вариант «Жмурок». Из числа играющих по считалке выбирают водящего – «Яшу». Играющие встают вкруг, в центре сажают Яшу, завязывают ему глаза, после чего образуют вокруг водящего замкнутую цепь, взявшись за руки, приговаривая:

Сиди, сиди, Яша,

Ты забава наша.

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша делает вид, будто грызет орешки. При последнем слове играющие останавливаются, хлопают в ладоши, а Яша, встав, с закрытыми глазами кружится. Играющие поют:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

Яша с закрытыми глазами подходит к кому–нибудь, дотрагивается до него и отгадывает, кто это.


Тимербай

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего – Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

                    Пять детей у Тимербая,

                    Дружно, весело играют.

                    В речке быстрой искупались,

                    Нашалились, наплескались,

                    Хорошенечко отмылись

                    И красиво нарядились.

                    И ни есть, ни пить не стали,

                    В лес под вечер прибежали,

                    Друг на друга поглядели,

                    Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое–нибудь движение.  Все должны повторить его. Затем водящий выбирает  кого –нибудь на место себя. 

Правила игры: движения,которые уже показали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно в игре использовать различные предметы (мячи, косички, ленты).

Баба Яга

Дети стоят в кругу, в середине – Баба Яга, в руке ремешок или ветка. Дети идут по кругу и поют дразнилку:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

Пошла на улицу, раздавила курицу,

Вышла на лужайку – раздавила зайку.

По окончании припевки Баба Яга догоняет играющих, прыгая на одной ноге и стараясь осалить их ремешком.

Спрячь платочек

Дети сидят  по кругу, закрыв глаза. Позади круга ходит водящий с платочком в руках. Подходит сзади к каждому играющему и произносит слова:

Прячу, прячу я платочек

Под зеленой сосной.

Незаметно положу

Я кому-то за спиной.

Затем кладет незаметно платочек за спиной у одного из детей. С окончанием текста все дети поворачиваются и ищут платочек у себя за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает и догоняет водящего. Если догонит, то садится на свое место, если нет, то водящий занимает место играющего, а ребенок становится водящим. 

Правила: бегать через круг нельзя, оборачиваться только после окончания текста.

Как у бабушки Федоры

Играющие  становятся в круг, один из них – водящий – в центре. Все идут по кругу со словами:

Как у бабушки Федоры,
         Было семеро детей,

Они не пили, не ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так…

Стоящий  в центре круга изображает фигуру, играющие повторяют ее и замирают. Тот, кто первым пошевелится, выходит из игры. Если водящий – мальчик, то говорят: «Как у дедушки Ивана»


Волк и зайцы

 Для игры выбираются волк и водящий. Остальные дети – зайцы. Волк прячется  - приседает на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки, ограниченной чертой.  На слова ведущего  «зайцы»  выходят из дома и  прыгают  на двух ногах по всей площадке:

Белый заяц, мягкий заяц

В гости к нам пришел.

Ушки – длинные.

Короткий хвост.

 На сигнал ведущего «Волк» дети-зайцы прыжками быстро возвращаются в свой дом, а волк старается поймать как можно больше детей.

 Правила: передвигаться по площадке можно только прыжками на двух ногах; убегать в дом только после сигнала водящего; ловить, касаясь игрока рукой.

Салочки в два круга

Образуют два круга: внешний и внутренний. Играющие  в разных кругах двигаются в противоположных направлениях. По сигналу водящего, которого предварительно выбирают по считалке, они останавливаются. Все играющие во внутренном кругу, стараются быстро осалить игроков внешнего круга, дотронувшись до них рукой раньше, чем те успеют присесть. Осаленныевстают во внутренний круг, игра начинается сначала. Когда во внешнем кругу останется мало игроков (о количестве договариваются заранее), игра заканчивается.

Штандер

Играющие образуют круг, выбирают водящего, который с мячом встает в середину. Водящий, подбрасывает мяч вверх, и выкрикивает имя одного из играющих (например:«Наташа»). Пока Наташа ловит мяч, остальные разбегаются в разные стороны. Поймав мяч, Наташа громко произносит: «Штандер!» - это сигнал, чтобы все играющие остановились. Наташа, стоя в кругу, определяет расстояние до любого играющего (до Саши – три прыжка, десять «гусиных» шагов, пять обычных). Затем она выполняет все перечисленные действия и бросает мяч в другого  игрока. Если попадает в него, он становится водящим и все играющие возвращаются в круг, если не попадает, то водит.

Разновидность игры. Водящий подбрасывает мяч вверх и выкрикивает: «Штандер»! Играющие стараются поймать мяч. Тот, кто ловит мяч, считает до трех, остальные разбегаются в стороны, но на счет «три» должны остановиться. Водящий целится в любого. Игрок, которого выбивают, становится водящим, и игра возобновляется.

Список использованной  литературы

1. Л.А.Лялина «Народные игры в детском саду», Москва – 2008г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» №2 2014г.

3. Н.Т.Аверина  «О духовно – нравственном воспитании младших школьников».

4. С. Черноскутова «Народный календарь и дети» Екатеринбург 2001г.

5. А Науменко «Детские фольклорные праздники», журнал «Молодежная эстрада» №3,4 1999г.

6. Интернет ресурсы.

Правила для  играющих

1. Играйте честно, дружно, соблюдая правила. Правила в игре – закон.

2. В игре проявляйте выдумку, смекалку (не нарушая принятых правил).

3. Играя с товарищами, помни, что ты не один (не выставляй всюду себя, давай играть другим, нарочно подолгу не води).

4. В играх-поединках выбирай противников, равных по силам.

5.Старайтесь все время выручать товарищей по команде. Закон каждой команды в игре: один за всех и все за одного.

6. Не горячитесь понапрасну! Так вернее прийти к победе.

7. Обязательно слушайте руководителя игры: он здесь главный судья, подчиняйтесь капитану команды: в игре он старший.

8. Победив, не зазнавайтесь, не смейтесь над проигравшими. Помните: в игре вы – противники, вне игры – товарищи.

9. Проиграл, – не унывай! Поблагодари победителя за науку; постарайся взять верх при следующей встрече.

10. В игре не сердитесь на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.

11. Берегите принадлежности для игр; следите, чтобы они всегда были исправны и красивы.

12. Судьей должны быть довольны и победители и побежденные.

13.Для игры подыщите подходящее место. Не играйте на проезжей дороге.

14. Игры с мячом проводите подальше от окон, в стороне от клумб, грядок.

Анкетирование

Традиции русской народной культуры

(для детей старшего возраста)

Место проживания наших предков

  1. В каких домах раньше жили люди?
  2. Какой самый главный предмет обихода в русской избе?
  3. Как служила печь человеку?
  4. Какие пословицы ты знаешь о русской печи?
  5. В каких русских сказках упоминается о русской печи?
  6. Знаешь ли ты, что такое красный угол, бабий кут, середа?

Труд  на Руси

  1. Какие хозяйственные работы выполняли женщины, а какие мужчины?
  2. Как дети помогали родителям?
  3. Чему учили девочек с пяти лет?
  4. Чем отличалась работа мальчиков от работы девочек?

Русская народная одежда

  1. Расскажи об одежде русского крестьянина.
  2. Расскажи об одежде девочки, девушки,  женщины.
  3. Какую женскую и мужскую обувь носили на Руси (туфли, башмаки, сапоги, лапти, онучи, валенки)?
  4. Какие русские головные уборы носили (тюбетейка, колпак, картуз, кокошник, шапка)?

Русская кухня

  1. Какой был главный продукт на столе?
  2. Какие блюда русской кухни ты знаешь (блины, оладьи, ватрушки, печенье, пряники, дичь, каша)?
  3. Что пили в жаркую погоду (квас, холодное молоко, березовый сок)?

Башкирская кухня

  1. Какие блюда башкирской кухни ты знаешь (бишбармак, чак-чак,  бэлиш, губадия)?
  2. Назови национальный напиток башкир (кумыс).
  3. Башкирская знаменитая сладость (мед).

Обычаи

  1. Какие народные приметы ты знаешь?
  2. Какие народные праздники ты знаешь?
  3. Назови пословицы о труде.

Народные игры

  1. Знаешь ли ты русские, башкирские  народные игры?
  2. Назови игры, в которые ты играешь с детьми в детском саду, на даче, на площадке?
  3. Играешь ли ты в народные игры с родителями, бабушкой и дедушкой?

Старинные игрушки

  1. Какие виды древнерусского искусства ты знаешь (дымка, городец, хохлома, гжель, резьба по дереву)?
  2. Расскажи, из чего раньше делали игрушки (глина, дерево, нитки, солома)?
  3. Есть ли такие игрушки у тебя?
  4. Играешь ли ты в них?
  5. Чем они тебе нравятся?

Анкетирование родителей

Как мы играем с ребенком

ФИО___________________________________________

Состав семьи____________________________________

  1. Есть ли друзья у вашего ребенка?
  2. Как вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируюсь на автора, цену)?
  3. Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешки, дудочки, глиняные свистульки)?
  4. В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?
  5. С кем он играет дома?
  6. Убирает ли игрушки (сам, вместе с Вами)?
  7. Как часто вы покупаете игрушки?
  8. Что делаете, если игрушке сломалась?
  9. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»)?
  10.  В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего (пирамидки, кубики, пазлы)?

Приобщение детей к истокам русской культуры

      1. Можете ли вы рассказать ребенку о традициях русского народа:

        - как жили наши предки?

        - какими занимались ремеслами?

        - как сеяли хлеб?

        - какую на Руси носили одежду?

       2. Знаете ли вы русские праздники?

       3. Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?

       4. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

        5. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?

        6. Надо ли знать народные сказки и былины?

        7. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

        8. Есть ли у Вас старинные вещи бабушек и дедушек? Знает ли об этом малыш?

        9. Какие народные игры Вам известны?

      10. Играете ли Вы в них с ребенком?

      11. Ходите ли вы в музеи (исторический, краеведческий)?

Считалки

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть,
К нам сорока подлетела,
И тебе водить велела.


За морями, за горами,
За высокими лесами,
На полянке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком сходи
И замочек отопри.


Раз, и два, и три, и десять,
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет.


Раз, два - в лесу трава,
Три, четыре - круг пошире,
Пять, шесть - сушки есть,
Семь, восемь - в гости просим,
Девять, десять – земляника,
Ну-ка, Даша, поводи-ка!


Лиса по лесу ходила.
Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое,
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.


Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, поиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок,
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, балычок.


Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Выплывает новый месяц.
Кто до месяца достанет,
Тот и прятаться не станет.


Шел баран,
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,

Тот и водить пойдет.


Тра-та-та! Тра-та-та!
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича

За Петра Петровича!
Он усат и полосат,
Ну не кот, а просто клад!

Жаба прыгала, скакала,
Чуть в болото не упала.
Из болота вышел дед,
Двести восемьдесят лет.
Нес он травы и цветы.
Выходи из круга ты.

Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать.

Вышла мышка как-то раз,
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышка дернула за гири.
Вдруг раздался сильный звон.
Выходи из круга вон.

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки пили, мышки ели,
Только сушками хрустели.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько дали?
Аты-баты, сто грошей.
Аты-баты, выходи-ка,
Аты-баты, поскорей.

За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке — теремок,
На дверях висит замок.
Кто к замочку ключ найдет,
Тот из круга вон пойдет.

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле.
Едут там трубачи,
Да едят калачи.
Погляди на небо —
Там краюха хлеба.
Раз, два, не воронь,
Беги как огонь.

Шел баран,
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и вон пойдет.

Считалки башкирские народные  (Ханашмактар)

Тары таптым, тауыккабирдем,

Ул мина йоморткабирде.

Уныхалдымказанга,

Лагыр–логоркайнарга.

Уземкиттембазарга

Алтын йозокхайларга.

Ак сук, кара сук,

Бындаторма, йукерсык!

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,

Ундан – уймак,

Табала – коймак,

Мейестэ – бэлеш,

Сык та йэбеш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...