Значение культурного наследия народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста
статья на тему

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая  сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konferentsii.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Значение культурного наследия народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста

    В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурной среды, а единые подходы к педагогическому процессу не оставляли места и времени для приобщения детей к национальной культуре. В течение нескольких десятилетий были нарушены многие звенья непрерывной цепи передачи традиций из поколения в поколение. Именно поэтому возникает потребность в такой системе образования, которая  сможет воспитать высоконравственную, толерантную и свободную личность с позитивной национальной идентичностью.

        Учеными (Ю В Бромлей, А. В. Иванов, Ф. Ф. Харисов, В. Ю. Хотинец и др ) установлено, что формирование этнического самосознания является важным условием развития этнической индивидуальности, определяющим фактором оптимизации жизнедеятельности людей в специфических условиях этнической реальности. Каждый этнос в зависимости от условий жизни формировал свою культуру и систему этнических ценностей, отражающих специфику духовных отношений и ментальности. В связи с этим немаловажное значение имеет обеспечение культурно-национальной самобытности образования.

        Необходимость развития и социализации личности ребенка как субъекта этноса и как гражданина была осознана как учеными, так и политиками Этот факт нашел свое подтверждение в официальных документах В 1990 г Министерство образования Российской Федерации приняло концепцию развития национальной школы, определившую основную задачу в области образования с точки зрения сохранения и развития языков - формирование национальных систем образования. Закон «Об образовании» (2012 год) предоставил школе как социальному институту широкие полномочия выбирать направления своего развития на принципах гуманизации, демократизации, многоукладности и вариативности, учета национальных особенностей, призвал образовательные учреждения реализовывать меры, направленные на возрождение национального самосознания личности, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (1999 год) определила основные цели и задачи образования на перспективу, среди которых важное место занимают развитие национальной культуры, гармонизация национальных и этнокультурных отношений, сохранение и поддержка национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций культуры Необходимость ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей привела к тому, что содержание образования стало структурироваться в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта Российской Федерации. В активный научный и практический оборот вошел термин «регионализация» (региональное образование).

        Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нем закладывается фундамент развития личности. Для сохранения культурной идентичности со своим народом, с точки зрения 3. А. Богатеевой, M И Богомоловой, 3. Хабибулиной и др.,  с самого раннего возраста ребенок должен включаться в естественную этническую среду. Образовательный процесс, опираясь на народную психологию и педагогику, многосторонний диалог культур, в идеале должен обеспечивать развитие личности ребенка на национальных, общечеловеческих ценностях, что будет способствовать ментальной совместимости людей в условиях их взаимодополнения и взаимообогащения, цивилизованному развитию общества в целом.  Организованное педагогом взаимодействие ребенка с ценностями народностей и наций конкретного региона составляет сущность регионально-этнической направленности воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.

        Тема нравственно-патриотического воспитания стала приоритетным направлением всей деятельности нашего дошкольного учреждения. Работа, проводимая педагогическим коллективом по разработке и внедрению методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников с обращением к основам народной жизни, к традиционной нравственности, чувству патриотизма, ярким страницам истории своей Родины,  стала чрезвычайно актуальной на данном историческом этапе. Вакуум, образовавшийся в нашем обществе в сфере нравственно-патриотического воспитания, уже обернулся большими проблемами для государства в целом и для каждого из нас в отдельности.

         Наше родное Поволжье  – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов

          Регион Поволжья - это уникальная лаборатория поиска путей развития личности через взаимодействие культур. Как показывает  многолетний опыт  работы в этом направлении, дошкольникам доступны патриотические чувства, поэтому начинать работу в этом направлении необходимо уже в детском саду. Только, воспитав в маленьком гражданине любовь к своей Родине, к русской национальной культуре, к обычаям и традициям наших предков, мы воспитаем в нем толерантное отношение к другим народностям.

               Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребенок, какой национальности он ни был, каждый является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. А задача педагогов – научить их толерантно относиться друг к другу, уважать традиции других народов. Но ребенок может научиться любить и уважать традиции других, только если он знает, уважает и чтит традиции своего народа. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, на мой взгляд, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.

           В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по патриотическому воспитанию дошкольников, разработаны научно – обоснованные методики по данной проблеме, но недостаток методических пособий по национально – региональному компоненту общеобразовательной программы дошкольного образования определил выбор темы нашего проекта: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».

           В соответствии с ФГОС  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении должен основываться на комплексно-тематическом принципе, которому отвечает такая форма организации образовательной деятельности, как проектирование. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми сумм знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Накопленный педагогический опыт в последнее десятилетие подтверждает состоятельность и эффективность использования проектного метода в дошкольной образовательной практике. Ценность проекта заключается в том, что дошкольники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и коммуникативной деятельности. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Эти аргументы явились основанием для выбора проектной деятельности как формы образовательной работы по данной проблеме.

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников

через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».

Методологическая основа нашего проекта:

-формирование человека, способного к активной и эффективной деятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего чувством понимания и уважения других национальностей, умеющего жить в согласии с людьми разных национальностей;

- подготовка к жизни в политическом социуме;

- взаимосвязь этнических. национальных, языковых элементов нашего мира и их влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств и толерантности у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов Поволжья.

Задачи проекта:

создание культурно-образовательной среды в группе;

знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Поволжья;

вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение создавать изображения по мотивам народного декоративного орнамента;

обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;

воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Поволжья; формирование толерантного отношения к представителям других национальностей;

взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –

патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.

          Все вышеперечисленные задачи реализуются как во время проведения  организованно образовательной деятельности так и во всех режимных отрезках.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: проект долгосрочный – работа над проектом ведется в течение 2 лет (в старшей и подготовительной группах).

Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 – май 2015.

Проект реализуется в 3 этапа:

1 организационно-подготовительный этап;

2 этап реализации;

3 заключительный этап.

На организационно-подготовительном этапе была проведена следующая работа:

Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.

Изучение специальной литературы о творческом наследии

народов Поволжья.

Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.

Разработка проекта.

Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.

Первоначальная диагностика проводилась в 3 направлениях, определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.

Цель диагностики – выявить: степень знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о народах Поволжья; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; наличие умений применять полученные навыки в различных видах деятельности.

         Оценка проводилась по 3 уровням: высокий (имеет достаточные знания о культуре своего народа и его этнических соседей), средний (соответствует возрасту), низкий (отдельные компоненты не развиты).

Методы диагностики: наблюдение, анализ детских работ, опрос детей.

Критерии:

1. Когнитивный критерий

Показатели:

Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Поволжья

Знания и представления детей о фольклоре народов Поволжья;

Знания и представления детей об особенностях национальных костюмов народов Поволжья.

2. Эмоционально-мотивационный критерий

Показатели:

Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Поволжья;

Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Поволжья

Эмоционально-положительное отношение к народам Поволжья.

3. Деятельностный критерий

Показатели:

Умение детей организовывать народные игры;

Умение детей действовать с предметами быта народов Поволжья;

Умение детей применять в изобразительной деятельности знания о декоративно-прикладном искусстве поволжских народов.

Знание детьми литературного и музыкального фольклора своих этнических соседей

        На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:

Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.

Создание образовательно – культурной среды в группах: пополнение краеведческого уголка материалом «Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья», «Национальный костюм народов Поволжья», «Национальный орнамент», «Сказки поволжских народов», «Пословицы и поговорки народов Поволжья», «Игры народов Поволжья»;  оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.

Разработка перспективного плана образовательной деятельности по ознакомлению с традициями и культурой народов Поволжья.

Взаимодействие с родителями в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.

Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования образовательной работы в сторону выявленных проблемных направлений.

Работа над проектом осуществляется в таких формах образовательной деятельности с детьми, как:

- Игры: дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные;

- Беседы.

- Организованно образовательная деятельность на основе метода интеграции.

- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток.

- Выставки детских работ по художественно-эстетическому развитию в детском саду.

- Просмотр видеофильмов.

- Экскурсии в Музей краеведения, Этнографический музей, Музей искусств им. Н.А.Радищева, КВЦ «Радуга», в Музей под открытым небом «Национальная деревня».

- Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей;

- Использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках.

- Создание альбомов по художественно-эстетическому развитию.

- Слушание музыкальных произведений, исполнение песен, знакомство с национальными инструментами.

- Создание галереи детского творчества: «Пока мы едины – мы непобедимы».

          На данный момент проект находится в стадии реализации. Второй год продолжается работа, которая начала вестись  с воспитанниками старшей группы. Результаты промежуточной диагностики уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников нашего детского сада показали значительный рост багажа знаний дошкольников.

          Промежуточной оценкой реализации проекта является участие наших воспитанников в ежегодном фестивале «Наследники традиций», проходящем в апреле месяце на базе кафедры методологии образования СГУ им. Н.Г.Чернышевского, итогами которого является следующее:

2013г. – 1-ое место,  миниспектакль  «Наурыз» - национальный казахский праздник весны, символом которого является тюльпан;
2014г. – 2-ое место, миниспектакль «Посвящение в казачата» - праздник Поволжского казачества.

          В рамках Дня толерантности, который отмечается 16 ноября, с приглашением старшего поколения – бабушек и дедушек,  в нашем детском саду проводятся фольклорные посиделки различных народностей с национальными играми, песнями и угощением.

           25 июня, в День дружбы и единения славян, согласно Годовому плану работы, с целью воспитания патриотических чувств и толерантности у детей дошкольного возраста на базе нашего учреждения совместно с нашими соседями  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 8 «Ягодка» проводится фестиваль игр народов Поволжья.

Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:

Заключительная диагностика.

Анализ и обобщение полученных результатов.

Презентация проекта (совместные итоговые творческие мероприятия в конце учебного года в старшей и подготовительной группах).

           В процессе работы над проектом планируется следующие результаты: повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах Поволжья, культуры поведения дошкольников; раскрытие индивидуальности ребенка; укрепление образовательного поля «ребенок –  семья - учреждение – общество».

          Мы считаем, что регионально-этническую направленность воспитания детей необходимо рассматривать как ведущую деятельность педагогов по организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. Цель этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении - создание условий для социально-личностного развития детей, успешного формирования у них начал национального самосознания, которое определяет нормы поведения ребенка в полиэтнической среде и обусловливает его активную деятельность в освоении своей традиционной культуры и культуры своих этнических соседей. И поэтому  культурное наследие нашего родного Поволжья играет огромную роль в реализации вышеперечисленных задач.


Литература

Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005.

Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.

Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.

Богомолова М.И. Использование метода проектов в формировании начал патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.// Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

Гурьянова Н.Ю., Горина Л.В. Реализация этнопедагогического подхода в обучении дошкольников пению. // Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008..

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997..

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991.

Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.

Кочетков Е. Раскраска «Народные костюмы», Москва, 2006.

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.

Спиренкова Н.Г. Этнокультурный компонент в содержании дошкольного образования. //

Вопросы теории и практики дошкольного образования – Саратов, 2009.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение театрализованной игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Театр – один из самых доступных видов искусства для детей, и с его помощью можно решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии. Театрализация педагогического процесса привлекательна т...

Консультация для родителей"Значение классической музыки в развитии и воспитании детей дошкольного возраста"

Цель:Способствовать формированию представления о роли классической музыки у детей дошкольного возраста....

Проект "Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

Проект "Значение народных игр в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"...

Значение произведений К.И.Чуковского в воспитании детей дошкольного возраста

В статье отмечается, что при формировании личности у детей дошкольного возраста, можно и нужно пользоваться произведениями К.И.Чуковского, В статье показан пример изучения воздействия  творчества...

Значение речевого развития в обучении и воспитании детей дошкольного возраста

Значение речевого развития для детей трудно переоценить. Речь - основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития. Многие родители полагаются в решении проблемы р...

Значение русских народных подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.

В статье русские народные подвижные игры рассматриваются как эффективное средство нравственного и патриотического воспитания дошкольников....