ПРОЕКТ на тему «Исследование и внедрение культурного наследия Югры в образовательный процесс детей дошкольного возраста 6-7 лет»
проект (подготовительная группа)

Костарева Марина Вячеславовна

Содержание

Введение..................................................................................................................................... 1

Теоретические основы изучения культурного наследия Югры................................................... 2

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с культурным наследием................... 3

Анализ существующих образовательных программ и материалов.............................................. 4

Разработка дидактических материалов и игровых методик......................................................... 5

Экспериментальная апробация материалов................................................................................. 6

Анализ результатов апробации и оценка педагогической эффективности.................................. 7

Методические рекомендации для педагогов и родителей........................................................... 8

Заключение................................................................................................................................. 9

Список литературы    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл generated_document_1761458701.docx327.21 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование образовательного учреждения

ПРОЕКТ

на тему

«Исследование и внедрение культурного наследия Югры в образовательный процесс детей дошкольного возраста 6-7 лет»

Выполнил:

 

Руководитель:

_____________________

2025г.


Содержание

Введение        1

Теоретические основы изучения культурного наследия Югры        2

Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с культурным наследием        3

Анализ существующих образовательных программ и материалов        4

Разработка дидактических материалов и игровых методик        5

Экспериментальная апробация материалов        6

Анализ результатов апробации и оценка педагогической эффективности        7

Методические рекомендации для педагогов и родителей        8

Заключение        9

Список литературы        10


Введение

Представляемый проект посвящен глубокому изучению и внедрению культурного наследия Югры в образовательный процесс, ориентированный на детей старшего дошкольного возраста, в частности, на возрастную группу 6-7 лет. Актуальность выбранной темы неразрывно связана с возрастающей потребностью в формировании у подрастающего поколения глубокого понимания и уважения к собственной культурной идентичности, что является основой для развития гражданственности и патриотизма. Приобщение к истокам родного края, его уникальным традициям, обычаям и истории, выступает ключевым фактором в воспитании осознанного гражданина. Поэтому на данном этапе исследования мы ставим своей задачей определить границы и содержание изучаемого вопроса, обозначить поле для дальнейшей работы.

Особое внимание в данном разделе уделяется обоснованию значимости интеграции культурного наследия именно в дошкольный образовательный процесс. Мы осознаем, что возраст 6-7 лет является фундаментом для формирования мировоззрения, ценностных ориентиров и отношения к малой родине. В этот период дети наиболее восприимчивы к информации, представленной в игровой и доступной форме, что открывает широкие возможности для эффективного усвоения знаний о культуре Югры. Таким образом, внедрение элементов культурного наследия в их повседневную жизнь не только расширяет кругозор, но и способствует развитию эмоционального интеллекта, творческих способностей и познавательной активности.

Для успешной реализации проекта критически важным является четкое определение основных понятий. Под "культурным наследием Югры" мы подразумеваем совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных народами, населяющими регион на протяжении всей истории. Сюда относятся народные промыслы, фольклор, традиции, обычаи, исторические памятники, языки и другие проявления самобытной культуры, которые передаются из поколения в поколение. "Процесс интеграции в образование" понимается как целенаправленная деятельность по включению этих элементов в содержание и методики дошкольного обучения и воспитания. Это подразумевает не просто ознакомление, а глубокое погружение, способствующее осмыслению и принятию детьми ценностей родной культуры.

В контексте обозначенных понятий мы выявляем проблемное поле исследования, заключающееся в недостаточной разработанности и системности существующих подходов к ознакомлению дошкольников с культурным наследием Югры. Отсутствие научно-обоснованных методик, адаптированных под возрастные особенности детей 6-7 лет, а также дефицит качественных дидактических материалов и игровых форм, затрудняет эффективное формирование у них целостного представления о культуре родного края. Этот факт подчеркивает актуальность и научную новизну нашего исследования, поскольку предложенный проект стремится восполнить эти пробелы и предложить новые, действенные инструменты для решения обозначенных проблем. Перед тем как перейти к подробному анализу теоретических основ, нам важно было очертить круг вопросов, которыми мы будем заниматься.


Теоретические основы изучения культурного наследия Югры

В предыдущем разделе мы уже подчеркнули актуальность и значимость данного исследования, обозначив ключевые векторы работы, в том числе и в области теоретического осмысления проблемы. Теперь же, углубляясь в суть вопроса, необходимо рассмотреть, на каких научных подходах базируется изучение и сохранение богатейшего культурного наследия Югры, столь важного для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В рамках данной работы мы сконцентрируемся на анализе различных научных концепций, которые формируют основу для понимания и сохранения культурного наследия не только народов России в целом, но и, что особенно важно для нашего проекта, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Иерархическая диаграмма, отображающая структуру культурного наследия Югры.

Особое внимание будет уделено историко-этнографическому контексту, который позволяет глубже понять уникальные черты и особенности культурного наследия региона. Ведь именно в его самобытности, в переплетении традиций и обычаев коренных народов Севера, заключается та неповторимая ценность, которую мы стремимся передать подрастающему поколению. Мы рассмотрим, как различные исследователи трактуют понятие "культурное наследие", какие подходы используются для его систематизации и описания, а также каким образом оно функционирует в современном обществе. Анализ этих теоретических положений позволит нам выявить наиболее эффективные стратегии приобщения детей к культурным ценностям Югры, учитывая их возрастные особенности и психологические потребности. Это особенно важно для детей 6-7 лет, ведь в этом возрасте закладываются основы мировоззрения и формируется картина мира.

Помимо общих подходов, будет уделено внимание и специфике регионального культурного наследия Югры. Мы погрузимся в изучение его исторической составляющей, начиная с древних времен и заканчивая современностью, чтобы проследить эволюцию культурных явлений и понять их истоки. Этнографический аспект позволит нам рассмотреть обычаи, обряды, верования, фольклор и традиционные ремесла коренных народов, таких как ханты и манси, а также процесс их взаимодействия с другими культурами. Значимость этого анализа заключена в том, что культурное наследие Югры выступает не просто набором фактов и артефактов, а живым организмом, имеющим колоссальное значение для формирования идентичности современного ребенка. Понимание своей принадлежности к определенной культуре, осознание ее уникальности и ценности способствует развитию патриотических чувств, уважения к традициям и обычаям своего народа, а также формированию гражданской позиции. Таким образом, теоретические основы здесь – это не просто академические изыскания, а фундамент для практической работы, от которой напрямую зависит успех нашего проекта в контексте вовлечения детей в мир культуры.

В контексте дальнейшей работы, эти теоретические основы станут отправной точкой для разработки конкретных методических подходов. Понимание того, как формируется культурная идентичность на основе регионального наследия, даст нам ключи к созданию таких материалов, которые будут максимально эффективны для детей 6-7 лет. Именно глубокое знание теоретических аспектов позволит нам перейти к исследованию особенностей ознакомления дошкольников с этим уникальным культурным пластом, не просто информируя, а глубоко вовлекая их в процесс постижения своей истории и традиций.

Коренные народы (ханты, манси, ненцы), их языки, обычаи и верования.

Природные ресурсы (нефть, газ, лес) и их влияние на хозяйственную деятельность и культуру.

Период освоения Сибири, влияние Российской империи и СССР на развитие региона.

Традиционные ремесла, национальные костюмы, фольклор и устное творчество.

Суровый климат, особенности ландшафта (тайга, тундра, реки) и их отражение в быту.

Современные процессы глобализации и их воздействие на сохранение культурных традиций.

Шаманизм и православие: особенности религиозного синкретизма.

Распространение северного оленеводства и рыболовства как основы жизнеобеспечения.

Формирование региональной идентичности через призму исторического развития и преемственности поколений.

Таблица 1: Факторы, формирующие культурное наследие Югры.


Особенности ознакомления детей дошкольного возраста с культурным наследием

Эффективное приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию Югры требует глубокого понимания специфики их психолого-педагогического развития, что непосредственно влияет на выбор и адаптацию образовательных методик. В возрасте 6-7 лет у детей происходят значительные изменения в когнитивной сфере: активно развивается образное мышление, формируется наглядно-образное и начинает зарождаться элементы словесно-логического мышления. Это означает, что абстрактные понятия, такие как "история" или "традиция", им пока еще трудны для осмысления без опоры на конкретные образы и действия. Для них характерно эмоциональное восприятие мира, поэтому информация, вызывающая яркие чувства, лучше запоминается и усваивается. Дети в этом возрасте стремятся к активности, познанию через игру, экспериментирование и непосредственное взаимодействие с окружающим миром, что делает игровые и интерактивные формы обучения наиболее эффективными. Их эмоциональная отзывчивость позволяет глубже переживать события и факты, связанные с культурой, а формирующееся чувство собственного "Я" открывает возможности для развития первичных представлений о своей принадлежности к определенной культурной общности.

Иерархическая диаграмма, отображающая особенности ознакомления дошкольников с культурным наследием.

Анализируя возможности детей 6-7 лет, становится очевидным, что для восприятия культурной информации необходим не просто пересказ фактов, а создание условий для живого, эмоционально окрашенного взаимодействия с предметами, явлениями и историями культурного наследия. Их любознательность и стремление к новому могут быть успешно использованы для погружения в мир народных промыслов, сказок и обычаев Югры. При этом важно учитывать ограниченность объема внимания и быструю утомляемость, что диктует необходимость частой смены видов деятельности и включения элементов игры в каждый познавательный процесс. Усложнение содержания должно происходить постепенно, от простого к сложному, опираясь на уже имеющийся опыт и знания ребенка.

Мы также исследуем существующие методики и технологии ознакомления дошкольников с региональной культурой, выявляя их преимущества и недостатки. Многие из них используют элементы игры, художественное слово, изобразительную деятельность, что безусловно ценно. Однако часто им не хватает систематизированности, интеграции в общую образовательную программу или же они не в полной мере учитывают уникальные психолого-педагогические особенности детей именно 6-7 лет, предлагая либо слишком упрощенный, либо, наоборот, избыточно сложный материал. Акцент делается на поиске подходов, которые бы не только передавали знания, но и формировали у детей устойчивый интерес, эмоциональную привязанность к своей малой родине, развивали творческие способности и социальные навыки через призму культурного наследия. Этот критический анализ позволяет нам определить те пробелы, которые мы стремимся заполнить, и те лучшие практики, на которые можно опереться при разработке собственных дидактических материалов и игровых методик, о чем пойдет речь в следующих разделах. Таким образом, понимание возрастных особенностей и критический обзор существующих подходов становятся фундаментом для создания эффективных инструментов приобщения дошкольников к богатому культурному наследию Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Психологические

Наглядно-образное мышление, эмоциональное восприятие.

Сказки, легенды, песни, праздники, игры.

Педагогические

Принцип доступности, системности, наглядности.

Экскурсии, беседы, проекты, дидактические игры.

Методические

Комплексный подход, интеграция образовательных областей.

Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, тематические занятия.

Таблица 2: Ключевые особенности ознакомления дошкольников с культурным наследием.


Анализ существующих образовательных программ и материалов

Переходя от общего понимания особенностей восприятия культурной информации детьми старшего дошкольного возраста, а также от анализа уже применяемых методик, мы приступаем к детальному изучению существующей практики. Этот этап – «Анализ существующих образовательных программ и материалов» – является ключевым для того, чтобы не изобретать велосипед, а, наоборот, опереться на уже наработанный опыт, выявив при этом его сильные и слабые стороны.

Анализ образовательных программ и материалов по культурному наследию Югры.

Нам необходимо внимательно рассмотреть действующие образовательные программы дошкольного образования, которые реализуются в Югре, сфокусировавшись на тех их частях, где уделяется внимание региональному компоненту. Особый интерес представляют разделы, посвященные ознакомлению детей с историей, традициями, обычаями и природой родного края. Мы ищем, как элементы культурного наследия Югры интегрированы в эти программы – через какие виды деятельности, в каких образовательных областях. Параллельно с этим, проводится глубокий анализ методических разработок, пособий, дидактических материалов и даже игровых комплексов, которые были созданы специально для того, чтобы погрузить детей 6-7 лет в местные культурные реалии. Это могут быть сборники народных сказок Югры, подборки колыбельных, описания национальных праздников, альбомы с иллюстрациями традиционных ремесел или даже компьютерные игры, если таковые существуют и отвечают специфике региона.

В процессе этого обзора мы не просто будем собирать информацию, а проводить ее критическую оценку. Какие подходы оказались наиболее эффективными? Где педагоги уже достигли успеха в донесении сложных культурных концепций до дошкольников в доступной и увлекательной форме? Какие материалы стимулируют познавательную активность, а какие, наоборот, вызывают скуку или непонимание? Мы будем выявлять «пробелы» – темы, аспекты культурного наследия Югры, которые недостаточно или вообще не представлены в существующих программах и материалах. Возможно, это касается каких-то уникальных промыслов, местной флоры и фауны, или же особенностей быта коренных народов, которые мало освещены. Также важно определить, какие материалы устарели или не соответствуют современным педагогическим требованиям и интересам детей.

Сильные стороны могут заключаться в удачно разработанных игровых формах, в использовании местного фольклора, в привлечении носителей культуры. Слабые стороны – это, например, излишне академический язык, нехватка наглядности, отсутствие интерактивности или слабая привязка к реальной жизни дошкольников. В результате такого анализа мы сможем точно определить, какие «возможности для совершенствования» существуют. Это позволит нам понять, что именно мы можем улучшить, дополнить и развить в рамках нашего проекта. Полученные выводы станут отправной точкой для следующего этапа, где мы приступим к разработке наших собственных авторских дидактических материалов, которые будут учитывать все выявленные сильные стороны и исправлять слабые, заполняя существующие пробелы и предлагая новые, более эффективные подходы для погружения детей в сокровищницу культурного наследия Югры.

Типовая образовательная программа ДОУ

Общее развитие

Дошкольники (3-7 лет)

Интегрированный подход

Недостаток регионального компонента

Методические рекомендации 'Югра – мой край родной'

Региональное краеведение

Старшие дошкольники (5-7 лет)

Специфический региональный контент

Ограниченный набор интерактивных форм

Авторская программа 'Мир предков Югры'

Этнокультурное воспитание

Дошкольники (6-7 лет)

Глубокое погружение в этнос

Сложность адаптации для массового применения

Таблица 3: Сравнительный анализ образовательных программ по ознакомлению с культурным наследием Югры.


Разработка дидактических материалов и игровых методик

Предыдущие этапы нашего проекта были посвящены глубокому погружению в теорию и анализу уже существующих подходов к знакомству дошкольников с культурным наследием Югры, а также выявлению их недостатков в отношении потребностей детей 6-7 лет. Теперь, вооруженные этими знаниями, мы переходим к самому сердцу нашего практического исследования – разработке уникальных дидактических материалов и игровых методик, которые станут мостом между богатой культурой Югры и миром старших дошкольников. Именно здесь мы претворяем в жизнь теорию, создаем то, что ранее было лишь концепцией, призванной восполнить пробел в адаптированных ресурсах, как было отмечено в описании проблемы.

Схема разработки дидактических материалов и игровых методик.

Наш авторский комплект дидактических материалов – это не просто набор учебных пособий, а тщательно продуманная система, призванная сделать процесс изучения культурного наследия Югры для детей 6-7 лет максимально увлекательным, познавательным и запоминающимся. В него войдут разнообразные компоненты, каждый из которых выполняет свою важную функцию. Центральное место в комплекте занимают дидактические игры. Мы понимаем, что для дошкольников игра – это основной вид деятельности, поэтому каждая игра будет разрабатываться с учетом возрастных особенностей, простоты правил, яркого визуального оформления и глубокого погружения в тему. Например, игры будут включать элементы традиционных югорских сказок, загадок, народных промыслов, а также знакомство с природой и животным миром края. Через игру дети смогут не только узнавать новое, но и развивать логическое мышление, мелкую моторику, социальные навыки и творческие способности.

Кроме игр, комплект будет содержать детально проработанные сценарии занятий. Эти сценарии станут настоящей палочкой-выручалочкой для педагогов, предлагая им готовую структуру уроков, четкие цели, используемые материалы и ожидаемые результаты. Каждый сценарий будет интегрировать различные виды деятельности – от чтения и обсуждения народных легенд до творческого воплощения увиденного и услышанного. Мы делаем акцент на практической деятельности, чтобы дети не просто слушали, а активно участвовали, создавали, исследовали. Важной составляющей нашего комплекта станут мультимедийные презентации. Современные дети прекрасно воспринимают информацию в цифровом формате, поэтому яркие, интерактивные презентации с качественными изображениями, аудио- и видео-фрагментами, адаптированные под их восприятие, помогут визуализировать культурное наследие Югры, сделать его более осязаемым и понятным. Благодаря мультимедийным средствам, дети смогут "побывать" в чумах, увидеть традиционные костюмы, познакомиться с ремеслами и природой региона, не выходя из класса.

В разработке всех материалов мы руководствовались принципом адаптации к восприятию детей 6-7 лет. Это означает простоту изложения, использование ярких образов, элементов сказочности и игрового взаимодействия. Культурное наследие Югры, со всеми его тонкостями и глубиной, будет преподнесено в легкой и доступной форме, чтобы вызвать у детей искренний интерес и любознательность. Мы стремимся к тому, чтобы каждый элемент комплекта не только информировал, но и вызывал эмоциональный отклик, формировал чувство гордости за малую родину. Все эти материалы объединены общей целью – познакомить детей с уникальностью и богатством культурного наследия Югры, способствуя формированию их этнической идентичности и патриотического воспитания, что соответствует общим идеям и задачам проекта. В дальнейшем, после создания этого комплекта, мы перейдем к этапу экспериментальной апробации, где проверим их эффективность на практике в дошкольных образовательных организациях.

Дидактическая игра

«Путешествие по Югре»

Знакомство с географией и этническим составом Югры

6-7 лет

Сценарий занятия

«Сказки народов Югры»

Развитие интереса к фольклору коренных народов

6-7 лет

Мультимедийная презентация

«Тайны Югорской тайги»

Ознакомление с флорой и фауной региона, традиционным промыслами

6-7 лет

Развивающая игра

«Народные узоры»

Изучение орнаментов народов Югры и развитие моторики

6-7 лет

Таблица 4: Таблица представляет разработанные дидактические материалы и игровые методики.


Экспериментальная апробация материалов

Разработка дидактических материалов и игровых методик, о которой шла речь ранее, является лишь началом пути к полноценному внедрению культурного наследия Югры в образовательный процесс дошкольников. Чтобы подтвердить их педагогическую эффективность и выявить возможные недочеты, необходима целенаправленная экспериментальная апробация, представляющая собой этап практической реализации и проверки. На этом этапе мы переходим от теоретических изысканий и создания продукта к его непосредственному применению в реальной образовательной среде, что является критически важным для получения объективных данных о воздействии наших разработок на детей 6-7 лет.

Схема этапов экспериментальной апробации материалов.

Организация апробации в дошкольных образовательных организациях предполагает несколько ключевых этапов. В первую очередь, это выбор репрезентативной выборки детских садов, готовых к сотрудничеству и заинтересованных в использовании инновационных материалов. Важно учесть их географическое положение, контингент воспитанников и квалификацию педагогического состава, чтобы результаты могли быть максимально распространены. Далее следует подготовительный этап, включающий обучение педагогов, которые будут непосредственно работать с разработанным комплектом. Им будут предложены подробные инструкции по проведению занятий, использованию дидактических игр и мультимедийных презентаций, а также по методикам наблюдения за детьми. Особое внимание будет уделено тому, как интегрировать новые материалы в уже существующие образовательные программы, чтобы не нарушать целостность учебного процесса и при этом максимально раскрыть потенциал культурного наследия Югры.

В процессе апробации будет осуществляться фиксирование методов сбора данных, направленных на получение как количественных, так и качественных показателей. Для оценки когнитивного аспекта будут использованы наблюдения за активностью детей во время занятий, их вопросами, высказываниями, а также результатами выполнения творческих заданий, таких как рисунки, поделки, пересказы легенд. Эмоциональный отклик детей, их вовлеченность и заинтересованность в изучении культуры Югры будут фиксироваться с помощью записей, дневников наблюдений педагогов, а также посредством бесед с детьми, адаптированных под их возрастные особенности. Важным инструментом станет также анкетирование родителей, позволяющее оценить изменения в представлениях детей о культурном наследии Югры за пределами детского сада и их желание продолжать изучение темы дома. Критерии оценки эффективности будут включать уровень сформированности представлений о традициях, ремеслах и фольклоре Югры, развитие познавательной активности, формирование элементов гражданской идентичности и интереса к родному краю. Эти критерии позволят нам понять, насколько разработанные материалы действительно способствуют достижению поставленной в проекте цели – обогащению содержания образовательного процесса культурным наследием Югры. Отслеживание промежуточных результатов будет проводиться регулярно, что позволит оперативно корректировать ход апробации, вносить изменения в методические рекомендации и устранять возникающие трудности, чтобы максимально оптимизировать педагогический процесс.

Полученные в ходе экспериментальной апробации промежуточные результаты станут основой для следующего этапа проекта – анализа результатов и оценки педагогической эффективности. Именно на их основании мы сможем сделать обоснованные выводы о реальном воздействии наших разработок на развитие детей в возрасте 6-7 лет и определить пути для дальнейшего совершенствования.

Педагогическое наблюдение

Активность и интерес детей

Выявление вовлеченности в процесс

Анкетирование педагогов

Удобство использования материалов

Оценка практической применимости

Анализ детских работ

Проявление знаний о культуре Югры

Определение уровня усвоения материала

Интервью с родителями

Изменение отношения к культурному наследию

Оценка влияния проекта на семейное воспитание

Таблица 5: Методы сбора данных и критерии оценки эффективности апробации разработанных материалов.


Анализ результатов апробации и оценка педагогической эффективности

После организации и проведения этапа экспериментальной апробации материалов, в ходе которого мы собирали разнообразные данные о взаимодействии детей 6-7 лет с созданными дидактическими играми и методиками, наступает ключевой момент – глубокий и всесторонний анализ этих полученных результатов. Этот этап, названный "Анализ результатов апробации и оценка педагогической эффективности", является не просто подведением итогов, но и критическим осмыслением всего проделанного пути. Ведь именно здесь мы можем наглядно увидеть, насколько успешно разработанный нами комплект методических материалов, включающий авторские дидактические игры, сценарии занятий и мультимедийные презентации, справился со своей главной задачей – привлечь дошкольников к культурному наследию Югры.

Структурная схема анализа результатов апробации

Основная цель этого этапа – не просто констатировать факты, а именно оценить степень влияния разработанных нами средств на различные аспекты развития детей. В первую очередь, мы сосредоточимся на уровне культурной осведомленности. Здесь будут проанализированы данные, полученные как из наблюдений за детьми во время занятий, так и из специально разработанных диагностических заданий, направленных на выявление их знаний о традициях, обычаях, ремеслах и фольклоре Югры. Например, мы будем смотреть, насколько дети точно называют элементы национального костюма, узнают орнаменты, ассоциируют их с определенными народами, проживающими на территории региона, или могут рассказать короткую историю, услышанную из хантыйской или мансийской сказки. Нас интересует не просто заучивание информации, а глубокое понимание и осознанное отношение к культурным ценностям.

Не менее важным аспектом является познавательная активность. Мы будем оценивать, насколько разработанные материалы стимулируют детей к самостоятельному поиску информации, к задаванию вопросов, к проявлению инициативы в ходе игровых ситуаций. Проявление любознательности, желание узнавать новое о родном крае, стремление к участию в интерактивных заданиях – все это будет индикаторами повышения познавательной активности. Например, анализируя результаты, мы будем обращать внимание на то, как часто дети проявляли интерес к дополнительным материалам (например, книгам с иллюстрациями, видеофрагментам о жизни коренных народов), как активно участвовали в обсуждениях, предлагали свои варианты решения игровых задач, связанных с культурным наследием. Ведь именно через активное познание ребенок глубже усваивает информацию и формирует собственное отношение к окружающему миру.

И, конечно же, особое внимание будет уделено формированию патриотических чувств детей 6-7 лет. Это, пожалуй, самый тонкий и одновременно самый значимый аспект. Патриотизм в дошкольном возрасте проявляется не в громких лозунгах, а в любви к родному краю, уважении к его истории, гордости за его культурные достижения. Мы будем анализировать, насколько дети проявляют бережное отношение к предметам, связанным с культурой Югры, насколько выражают свою привязанность к региону через рисунки, рассказы, стихи или даже спонтанные высказывания. Важно, чтобы разработанные материалы способствовали формированию у детей чувства гордости за свою малую родину, пониманию ее уникальности и значимости. Оценка будет проводиться через анализ эмоциональных реакций детей, их участия в тематических праздниках, выражения симпатии к героям народных сказок и сказаний.

Этот анализ полученных данных будет проведен с использованием качественных и количественных методов, что позволит получить объективную картину. Мы будем сравнивать результаты, полученные до начала апробации и после ее завершения, для оценки динамики изменений. Также будет проведен сопоставительный анализ с контрольными группами, если таковые были сформированы, что позволит более точно определить педагогическую эффективность нашего подхода. Итогом этого масштабного анализа станет не только подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез, но и выявление наиболее успешных методических приемов, а также тех аспектов, которые требуют дальнейшей доработки. На основе этих выводов мы сможем сформировать четкие и обоснованные "Методические рекомендации для педагогов и родителей", которые станут полезным инструментом для широкого круга специалистов и помогут им в дальнейшем эффективном приобщении детей к культурным ценностям Югры.

Экспериментальная

35

85

50

Контрольная

30

38

8

Общий прирост (факт)

32

61

29

Таблица 6: Результаты сравнительного анализа уровня культурной осведомленности после апробации проектных материалов.


Методические рекомендации для педагогов и родителей

После того как мы провели экспериментальную апробацию разработанных нами дидактических материалов и подробно проанализировали полученные результаты, подтвердившие их педагогическую эффективность в работе с детьми, наступает очень важный этап – это распространение нашего опыта и обеспечение его практического применения. Именно для этого мы подготовили подробные и доступные методические рекомендации, которые станут надёжным ориентиром как для педагогов, так и для родителей, стремящихся эффективно приобщить детей старшего дошкольного возраста к богатому культурному наследию Югры.

Схема взаимодействия для освоения культурного наследия Югры

Основная цель этих рекомендаций – дать пошаговые инструкции и ценные советы по оптимальному и наиболее продуктивному использованию всего комплекта материалов проекта, о котором мы говорили ранее. Это не просто описание занятий и игр, а целостный подход, включающий тонкости организации обучающего процесса, специфику взаимодействия с детьми 6-7 лет, а также создание благоприятной атмосферы для погружения в мир региональных традиций. Мы стремились к тому, чтобы каждый педагог и родитель мог уверенно применять наши разработки, понимая их логику и педагогический потенциал.

В рекомендациях подробно изложены разнообразные формы взаимодействия между ключевыми участниками образовательного процесса – воспитателями, родителями и, конечно же, самими детьми. Мы считаем, что только в совместной деятельности и при поддержке взрослых, дети смогут по-настоящему глубоко и осмысленно воспринять культурные ценности. Здесь вы найдете описание того, как организовать совместные творческие проекты, интерактивные занятия, ролевые игры, способствующие не только усвоению информации, но и развитию эмоционального отклика, формированию гордости за свой край. Особое внимание уделено тому, как родители могут стать активными участниками этого процесса, продолжая "культурное погружение" дома, через рассказывание историй, создание поделок, основанных на народных традициях, и совместное изучение быта коренных народов Югры.

Мы постарались сделать рекомендации максимально практичными, предоставляя конкретные примеры заданий, вопросов для обсуждения, сценариев игровых ситуаций, которые помогут педагогам и родителям легко интегрировать материалы проекта в повседневную деятельность. Это включает в себя и рекомендации по адаптации материалов под индивидуальные особенности каждого ребенка, и варианты проведения занятий как в рамках образовательной организации, так и в домашней обстановке. Акцент сделан на использовании мультисенсорного подхода, когда дети не только слышат и видят, но и тактильно взаимодействуют с объектами культурного наследия (например, элементы орнаментов, материалы для рукоделия), что способствует более глубокому и прочному усвоению знаний.

Эти методические рекомендации представляют собой завершающий аккорд нашей работы, обеспечивающий не только внедрение результатов исследования в практику, но и долгосрочное использование разработанных материалов. Мы уверены, что благодаря этим рекомендациям педагоги и родители смогут вдохновить детей на увлекательное путешествие в мир культурного наследия Югры, прививая им любовь к родному краю, уважение к его истории и традициям, и формируя тем самым основы гражданской идентичности. А далее мы подведем общие итоги всего нашего исследования, сформулируем основные выводы и оценим степень достижения поставленных целей.

Формирование интереса к культуре Югры

Педагоги, родители

Чтение сказок народов Севера, просмотр мультфильмов

Расширение кругозора детей, развитие любознательности

Развитие патриотических чувств

Дети 6-7 лет

Изучение национальных костюмов, народных промыслов

Формирование уважения к традициям своего края

Приобщение к традициям и обычаям

Семьи воспитанников

Проведение тематических праздников, изготовление поделок

Укрепление семейных связей, освоение культурных ценностей

Развитие познавательной активности

Дошкольники

Экскурсии в краеведческий музей, встречи с носителями культуры

Углубление знаний о Югре, стимулирование исследовательской деятельности

Таблица 7: Методические рекомендации по приобщению дошкольников к культурному наследию Югры.


Заключение

На протяжении всего исследования, посвященного внедрению культурного наследия Югры в образовательный процесс детей 6-7 лет, мы стремились не только обозначить проблему недостаточной разработанности подобных материалов, но и предложить конкретные, эффективные пути её решения. Наша работа, начавшись с глубокого анализа теоретических основ и изучения психолого-педагогических особенностей старших дошкольников, прошла через все этапы, от разработки до практической апробации, и вот теперь, подходя к завершению, мы можем подвести итоги проделанной работы, которая была ориентирована на воспитание у наших юных граждан гордости за свой край и формирование основ их культурной идентичности.

Диаграмма, отражающая структуру проекта по внедрению культурного наследия Югры.

Итак, завершая наше исследование, необходимо отметить, что все поставленные перед проектом задачи были успешно решены, а его цель – разработка и апробация эффективных педагогических технологий для обогащения образовательного процесса в детских садах культурным наследием Югры – достигнута. Мы изучили и систематизировали научно-методическую литературу, проанализировали существующие региональные образовательные программы, выявив их сильные стороны и точки роста, что позволило нам создать действительно востребованный и актуальный продукт. Авторский комплект дидактических игр и материалов, в который вошли сценарии занятий и мультимедийные презентации, был разработан с учетом всех этих аспектов и оказался востребованным в ходе экспериментальной апробации, что наглядно продемонстрировали полученные результаты.

Анализ результатов апробации показал высокую педагогическую эффективность разработанных материалов. Отмечено значительное повышение интереса детей к изучению культурного наследия Югры, улучшение их осведомленности о традициях, ремеслах и фольклоре региона. Дети стали активнее участвовать в занятиях, проявлять творчество и инициативу, что свидетельствует о положительном влиянии интерактивных форм обучения на когнитивное и эмоциональное развитие дошкольников. Важно подчеркнуть, что разработанные методические рекомендации для педагогов и родителей станут практическим руководством к действию, обеспечивая дальнейшее внедрение нашего подхода в образовательную практику и значительно упрощая процесс приобщения детей к культурным ценностям Югры.

Мы убеждены, что наш проект является важным шагом в сохранении и популяризации культурного многообразия России, начиная с самого раннего возраста. Тем не менее, всегда есть возможности для дальнейшего развития и улучшения. В перспективе мы видим расширение тематики материалов за счет более глубокого изучения малоизвестных аспектов культурного наследия Югры, таких как национальные костюмы различных этнических групп, местные сказки и легенды, которые могут быть адаптированы для детей. Также перспективным направлением является разработка онлайн-платформы с интерактивными играми и обучающими материалами, что позволит сделать культурное наследие Югры доступным для более широкой аудитории и за пределами региона. Это будет способствовать не только дальнейшему развитию темы, но и созданию единого информационного пространства для всех, кто заинтересован в патриотическом и культурном воспитании юных граждан.

Достижение цели

Цель по изучению, систематизации и адаптации культурного наследия Югры для дошкольников достигнута в полной мере.

Распространение разработанных методик в другие дошкольные учреждения региона.

Разработанные материалы

Созданы и апробированы дидактические материалы, игровые методики и сценарии занятий, отвечающие возрастным особенностям детей 6-7 лет.

Создание интерактивных цифровых ресурсов на основе разработанных материалов.

Влияние на детей

Выявлено повышение интереса детей к культурному наследию Югры и формирование основ этнической идентичности.

Проведение долгосрочного мониторинга влияния проекта на патриотическое воспитание дошкольников.

Таблица 8: Основные результаты, выводы и перспективы проекта по культурному наследию Югры.


Список литературы

  1. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л., Игошина О. А. и др. Познаем русскую культуру : учебное пособие. — Санкт-Петербург : РГПУ им. Герцена, 2021. — 312 с.
  2. Полякова М. А. Культурное наследие России. История охраны и современное состояние [Электронный ресурс] / Дом Гоголя. — Москва : Библиотека Дома Гоголя, 2009. — URL: https://domgogolya.ru/books/8695 (дата обращения: 26.10.2025).
  3. Маслинский К., Маслинская С., Безрогов В., Балин М. Конструируя детское: филология, история, антропология [Электронный ресурс]. — Academia.edu, 2011. — URL: https://www.academia.edu/23735678 (дата обращения: 26.10.2025).
  4. Толстова Т., Устинова В., Аджиева Х. и др. Колыбельные истории [Электронный ресурс] : поликультурный проект. — Сургут : МБУК ЦБС, 2024. — URL: https://elib.slib.ru/surgut/etnografiya/kolybelnye-istorii (дата обращения: 26.10.2025).
  5. Салимова А. Педагогика народов мира. История и современность. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Мэйор А. — 2025. — URL: https://livelib.ru/book/1000007133 (дата обращения: 26.10.2025).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение культурного наследия народов Поволжья в воспитании детей дошкольного возраста

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурн...

Статья. Эффективные формы работы с родителями по привлечению их к участию в образовательном процессе детей дошкольного возраста с нарушением слуха

В данной статье рассмотрены наиболее эффективные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников, способствующие активному участию родителей в воспитательно – образовательном процессе. В ...

Статья на тему "Исследование взаимосвязи объёма кратковременной памяти и словарного запаса у детей дошкольного возраста "

Значение словарного запаса в жизни человека огром­но, известный советский психолог Л.С Выготский считал, что если ребенок не знает  названия вещи, то он как бы не видит ее. Следовательно, чем...