Русские народные сказки как средство развития словаря младших дошкольников.
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа) на тему

Петрусенко Антонина Геннадьевна

«Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

 (Валентин Берестов)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Сказки2.43 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: Петрусенко А.Г. Санкт – Петербург 2017г.

Слайд 2

Актуальность . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и высокая социальная значимость интегрированного подхода в образовании заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2015. - № 53 (ч. 1). – Ст. 7598. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ п.7). Художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи, немаловажную роль играет и в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка Вот, почему тема моего диплома достаточно актуально в настоящее время.

Слайд 3

Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как: Константин Дмитриевич Ушинский , Лев Семёнович Выготский , Виктор Владимирович Виноградов, Сергей Леонидович Рубенштейн, Евгения Александровна Флерина, Даниил Борисович Эльконин.

Слайд 4

Проблема: Какие условия развития словаря детей младшего дошкольного возраста должны быть созданы в дошкольной образовательной организации при условии педагогической поддержки?

Слайд 5

- между потребностями модернизации системы дошкольного образования в отношении развития словаря детей и не готовностью части педагогов к использованию современных форм и средств работы; - между необходимостью развития словаря у детей дошкольного возраста признанной, как учеными, так и практическими специалистами, работающими в дошкольных учреждениях, и нехваткой научно-методических разработок с привлечением потенциала русских народных сказок. - между тем, что в теории существует достаточно много исследований по проблеме развития словаря у детей дошкольного возраста и тем, что данные исследования не в полной мере используются в ДОУ; - между тем, что русская народная сказка является эффективным средством развития словаря у детей дошкольного возраста и тем, что ее недостаточно используют с этой целью в ДОУ. - между тем, что необходима педагогическая поддержка при развитии словаря детей и тем, что ее недостаточно используют в ДОУ. Противоречия педагогической поддержки:

Слайд 6

Объект исследования: процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Предмет исследования: использование русских народных сказок в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.

Слайд 7

развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность; учить детей, овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем; развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

Слайд 8

развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок будет более эффективным при соблюдении определенных условий . Гипотеза :

Слайд 9

Методы исследования: Наглядные : наблюдение, демонстрация наглядных пособий. Словесные : в качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, также используется беседа и чтение произведений. Игровые : достоинство игровых методов и приёмов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Слайд 10

К онстатирующ ий эксперимент Методика № 1. "Назови слова" автор Немов Роберт Семенович ( доктор психологических наук ). Цель обследования: определение уровня развития активного словаря у детей. Методика № 2 . "Расскажи по картинке" автор Немов Роберт Семенович ( доктор психологических наук). Эта методика также предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Методика № 3. "Выяснение пассивного словарного запаса" автор Немов Роберт Семенович ( доктор психологических наук). Цель обследования: определить объем пассивного словаря у детей младшего дошкольного возраста. Целью данного исследования является изучение возможностей формирования уровня словаря у детей младшего дошкольного возраста на материале народных сказок.

Слайд 11

Оценка результатов по методике «Назови слова». 10 баллов - ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам. 8-9 баллов - ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам. 6-7 баллов - ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами. 4-5 баллов - ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп. 2-3 балла - ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами. 0-1 балл - ребенок за все время назвал не более 19 слов. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. Оценка результатов по методике « Расскажи по картинке». 10 баллов - в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи 8-9 баллов - в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи 6-7 баллов - в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи 4-5 баллов - в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи 2-3 балла - в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи 0-1 балл - в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий. Выводы об уровне развития: 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.

Слайд 12

Оценка результатов по методике "Выяснение пассивного словарного запаса" Если ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов. Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов. Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6-7 баллов. Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5. И, наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 0-3 балла - низкий.

Слайд 13

Рис. 1. Уровень развития активного словаря детей по методике "Назови слова". Рис. 2. Уровень развития активного словарного запаса по методике "Расскажи по картинке" . Рис. 3. Результаты обследования по методике "Выяснение пассивного словарного запаса".

Слайд 14

Формирующий эксперимент Цель формирующего эксперимента : изучение возможностей формирования уровня словаря у детей младшего дошкольного возраста на материале русских народных сказок.

Слайд 15

". Цель контрольного эксперимента : исследовать уровень развития словаря детей младшего дошкольного возраста. Задачи контрольного эксперимента 1 . Определить эффективность педагогических условий процесса развития словаря детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок, выявить результативность проделанной работы. 2. Выявить особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста, охарактеризовать показатели и критерии оценки .

Слайд 16

Результаты обследования по методике "Назови слова". Анализ результатов проведенной работы Результаты обследования по методике "Расскажи по картинке". Результаты обследования по методике "Выяснение пассивного словарного запаса".

Слайд 17

Экспериментальная работа была проведена с детьми 2 младших групп ГБДОУ д.с. № 33 Петродворцового района. Нами был проведен констатирующий эксперимент и определен уровень развития словаря детей. Далее мы провели формирующий эксперимент, состоящий в развивающих занятиях с экспериментальной группой, с использованием материала народной сказки. После этого контрольный эксперимент должен был оценить нашу работу и подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. По результатам этих данных мы пришли к выводу о том, что уровень развития словаря детей экспериментальной группы повысился. Дети стали сосредоточеннее, внимательнее, активнее, вырос объем активного и пассивного словаря, в речи детей чаще стали появляться части речи: существительные, глаголы, местоимения, предлоги. Можно утверждать, что разработанная нами программа, развивающая словарь детей дошкольного возраста, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной. Мы представили результаты, подтверждающие эффективность разработанной нами программы. Таким образом, нами экспериментально было доказано, что специально организованная работа с использованием русской народной сказки способствует развитию активного и пассивного словаря детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в форме интеллектуальной игры «Русская народная сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста».

педагогический совет - традиционная форма методической работы. изменение структуры педагогического совета, отказ от привычной формы требует дополнительной подготовки. Вашему вниманию предлагается ...

"Русские народные сказки, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста"

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества рус...

Консультация для педагогов на тему:"Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников".

Кконцу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Художественная литература обогащает речь детей, делает её яркой, н...

Русские народные сказки как средство развития связной речи детей 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития.

Для качественного улучшения речевого развития детей, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Так, использование русских нар...

Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника

laquo; Русская народная сказка как средство формирования словаря младшего дошкольника»«У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются,...

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера и при таком быстром ритме жизни, мы, взрослые, педагоги должны уделять пристальное внимание речев...

Статья "Русская народная сказка как средство обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста"

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей.Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народ...