Проект"Русские народные сказки"
презентация к уроку по художественной литературе (старшая группа) на тему

Орленко Екатерина Ивановна

Приобщение детей  к традиционному русскому фольклёру, к русским народным сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Русские народные сказки»

 

1. Пояснительная записка

Проект «Русские народные сказки» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую,познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  

7 дней

Тип проекта        

Творческий, кратковременный.

Участники проекта        

Дети, родители и педагоги  

Актуальность

Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно – исторического опыта.

Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком. Но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.

Очень важно использовать в своей работе театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Они проходят по известному детям сюжету, но оставляют малышам простор для творчества, импровизации.

Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

В каждой группе должен быть уголок сказок, уголок книги. И любой воспитатель сталкивается с проблемой правильного оформления этого уголка и организации работы в нем. Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу (сказку) и спокойно рассмотреть и «перечитать» ее.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, где ребенок знакомится с творчеством замечательных художников: Юрия Васнецова, Евгения Чарушина и многих других.

Наконец, только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.

Исходя из вышесказанного, возникла проблема: необходимость устройства в группе уютного «дома» для книг (сказок).

Мы решили создать проект «Русские народные  сказки».

Проект «Русские народные  сказки».

Цель проекта: развитие творческой личности детей, знакомство с жанровыми особенностями, структурой, видами, сюжетами сказок, развитие интереса к литературе, театрализованной деятельности.

Задачи:

Познакомить детей с особенностями и структурой сказок.

Формировать у детей интерес к чтению.

Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка.

Привлекать интерес к творчеству. На примере сказок показать, что добро, побеждает зло.

Побуждать детей драматизировать, проигрывать отдельные части сказок, использовать различные виды театра.

Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

Задачи обучения:

- побуждать интерес к предполагаемой деятельности.

- приобщать детей к процессу познания.

- формировать представление о сказках.

- привлекать к воспроизведению образов.

Продукт детской деятельности:

- создание кукол совместно с детьми и родителями.

- дидактические игры - викторины по сказкам.

- практическая мастерская: летим героев сказок.

- драматизация сказки «Теремок», «Репка», «Волк   и семеро козлят».

Продолжительность проекта: Одна неделя.

Оборудование: художественная литература, пластилин, краски, бумага, материал, кукольный театр, пальчиковый театр, плоскостной театр, фланелеграф, ноутбук, тематические словари,игрушки .

Участники: педагог, дети, родители.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая.

 Деятельность детей.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- слушание сказок.

- рассматривание иллюстраций книг.

- тематические занятия, беседы.

- пересказ сказок.

Образовательная область «Социально-комм-ное развитие»:

- игровая деятельность: конкурсы, викторины.

- игры драматизации.

 

- На примере сказок поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.

 

 - В рамках проекта провести беседу о правилах поведения дома и на улице. Вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам:

- «Гуси – лебеди»

- «Маша и Медведь»

- «Волк и семеро козлят»

-«Лубяная избушка»

Образовательная область «Физическое развитие»:

- образное имитирование героев сказок.

- подвижная игра «У медведя во бору».

- использование спортивного инвентаря: обруч – домик, скакалка – ручеек, мяч – волшебный клубок и т.д.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- тематические занятия.

- лепка героев сказок.

- раскрашивание иллюстрации по сказкам.

- работа с родителями: изготовление книжек.

 

- разучивание песен из сказок: «Песня колобка», « Песня петушка»

Образовательная область «Речевое развитие»:

- использование различных театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, кукольный) при воспроизведении сказок.

- вырабатывание интонации, выразительности, правильного темпа, силы голоса посредствами игры драматизации.

 

Знакомство и чтение сказок:

- «Лисичка сестричка и волк»

- «Зимовье»

- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

- «Лисичка со скалочкой»

- «Петушок и бобовое зернышко»

Заключительный этап.

- подведение итогов.

План совместной деятельности родителей и детей на тему: «Книжкина неделя по русским народным сказкам»

Содержание деятельности

Практические материалы

Познакомить родителей с планом проведения работы по проекту

План-схема по реализации проекта

Консультации для родителей, индивидуальные беседы

«Значение сказок в жизни ребенка»

«Что и как читать ребенку дома»

Информационные стенды-передвижки

«Учите вместе с нами»

«Что мы сегодня читали»

Изготовление книжек-малышек по сказке «Теремок»,

Пополнение развивающей среды настольными играми по сказкам

Оформление  книжек-сказок (совместное творчество детей и родителей)

Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; ---   записаться в библиотеку.

Анкетирование родителей

Какие сказки любят дети.

Совместная выставка игрушки из сказок.

Режим

Формы работы с детьми

Понедельник

Беседа «ИСТОРИЯ КНИГИ» (Рассказ воспитателя о развитии письменности с показом иллюстраций – глиняные таблички, свиток, папирус, пергамент, береста, рукописные книги, первопечатники, печатный станок).

-Рассматривание портретов детских писателей: А. СПушкин, С. Я. Маршак, Н. Некрасов, В. Бианки, С. Есенин, К. Чуковский Расширять естественно-исторические  представления

КОММУНИКАЦИЯ ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «Заюшкина избушка». Развить умение внимательно слушать рассказ взрослого, активно отвечать на вопросы по содержанию; сформировать интерес к сказкам; развивать слуховое внимание, слуховую память.

Работа в книжном уголке. Знакомство с выставкой, рассматривание книг, иллюстраций к сказкам ,чтение произведений, беседы о прочитанном.

Вызвать у детей интерес к книгам, творчеству русского народа.

Игра «Телефон» : развивать слуховое внимание, слуховую память.

Подвижные игры «КРАСКИ», «ХВОСТЫ».

Развивать слуховое внимание, слуховую память.

Заучивание стихотворений про книги.

Вторник

Консультация для родителей. Расширение знаний по теме проекта.

Ручной труд «КНИЖНАЯ  МАСТЕРСКАЯ»

Изготовление «Книжек малышек».

Под.игра «Зайцы и волк»

 Развивать навыки ручного труда, реставрировать книги в группе, учить бережному отношению к книге.

Игра «Кого не стало?»

Цели: развивать зрительное внимание, зрительную память.

Театрализованная игра по сказке «Волк и семеро козлят».

Формировать  у детей умение разыгрывать представления по знакомым литер.произведениям

Сюж.ролевая игра «Книжный магазин».

Творческая мастерская "Рукам работа – сердцу радость" - изготовление аппликаций, лепка "По страницам любимых сказок";

П/и «Бездомный заяц»

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве

Настольный театр «Лубяная избушка».

среда

Раскрашивание любимых героев сказок.

Просмотр мультфильма «Загадки про животных»

Спектакль «РЕПКА» по пьесе Л.Поляк

Цель:учить чувствовать и понимать эмоциональное состояниегероя .

Сюж.рол.игра «День рождения у животных»

Игра «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать речевой слух, грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).

Игра «Угадай кто?»

Цели:  обогащать   словарь   прилагательными.   Развивать   умение подбирать животное по описанию.

П/и «Бездомный заяц»

Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве

Чтение пословиц и поговорок про книги.

четверг

Рассматривание тематических словарей по сказкам.

Пересказ сказки «Мужик и медведь» по картинкам.

Посещение выставки «Игрушки из сказок».

Викторина по русским народным сказкам

 Цель. Вспомнить с детьми русские народные сказки, их название и содержание. Воспитывать интерес к народному творчеству.

 "Ребятишкины книжки"  выставка рукописных книг, изготовленных совместно с родителями .

Сюж. рол. игра «Зоопарк».

Игра «Чей дом?»

Цели:  уточнять   и   обогащать   словарь   по   теме   «Жилища   диких животных», развивать слуховое внимание.

Под. игра «Зайцы»

Цель: учить играть, соблюдая правила.

П/и «Лиса в курятнике»

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

пятница

Просмотр фильма «Дикие животные леса».

Загадки о животных леса.

Пальчиковый театр «Колобок».

Знакомство с русским народным творчеством;

Развитие эмоционального мира ребенка;

Формирование коммуникативных навыков;

Игра «Хвосты»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных), развивать слуховое внимание.

П/и «Совушка»

Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать .

Складывание кубиков «Русские народные сказки».

Игры-драматизации по сказке «Теремок» Использование театров: пальчиковый, настольный, маски, кукольный, фланелеграф.

.