Литературная викторина
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

Ефремова Ирина Николаевна

конспект литературной викторины по сказкам А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_skazkam.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ  ВИКТОРИНА  ПО  СКАЗКАМ 
А.С.ПУШКИНА – старший дошкольный возраст.

       

Цель: воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству.

                                                                             

Задачи:

- формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции в ролевом взаимодействии;

– сохранять психическое здоровье детей; создавать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии;

– закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта;

– учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос; учить выразительно рассказывать отрывки из сказок.

- учить решать кроссворды, участвовать в интеллектуальных соревнованиях.

Демонстрационный материал:

 

Книги-сказки А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и  рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», портрет А.С.Пушкина, макет моря, рыбки с номером задания, две удочки, кроссворды,ручки, жетоны для фиксации ответов, «Волшебный сундучок» (зеркальце, орешки, яблоко, белка, рыбка, петушок), призы для участников викторины.

 

Х О Д   З А Н Я Т И Я

Дети заходят в группу и становятся полукругом .

 - Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? Сейчас я вам расскажу о сказках много интересного.

          Все сказки можно разделить на три группы. Давайте вместе подумаем как мы их разделили бы.

           Какие герои встречаются в сказках чаще всего? (Животные). Так вот, к 1-й группе мы отнесём сказки о животных.

           Ко 2-й группе относятся сказки, которые называют волшебные.

           И к 3-й группе сказки социально-бытовые.

           Если мы скажем, что это сказки о животных, то мы сразу поймём, что главными персонажами в них являются - животные. А кто действующие лица в волшебных сказках? (Люди и фантастические существа, в этих сказках всегда происходят чудеса). А вот  в сказках с таким интересным названием социально – бытовые, основными персонажами являются – люди.

           Сказки – это произведения большого искусства. Каждая сказка имеет зачин (начало). Назовите, какие зачины вы знаете? (Жили-были…, В некотором царстве, в некотором государстве…) И все сказки имеют своеобразные концовки. Какие концовки вы знаете? (Живут, поживают и добра наживают…, И я там был мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало).

            Сказки знают все. По крайней мере, несколько знает каждый из вас, сможет вспомнить и назвать. Назовите сказки, которые вы знаете? (Ответы детей). Кто сочиняет сказки (Народ и писатели). Сказки, которые сочинял народ, назывались народными. Их передавали из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам. Они вырастали и тоже рассказывали своим детям. А сказки, которые сочиняли писатели, записывали. И книги с этими сказками мы можем прочитать и сейчас, хотя писатель мог сочинить эту сказку очень давно. Много талантливых сказочников и мы послушаем стихотворение о сказках одного из самых любимых писателей.

                         Ребенок рассказывает отрывок из «Руслана и Людмилы».  

     

           Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок, великого русского поэта, А.С.Пушкина (показать портрет). А.С.Пушкин родился в 1799 году. У него в детстве была няня Арина Родионовна. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые она слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего великого поэта. В период своего творчества он написал 7 сказок и много стихотворений. И сейчас мы с вами поговорим о творчестве этого великого поэта. Вспомним его произведения. С ними знакомили вас ваши родители и в детском саду мы тоже слушали сказки и стихи Пушкина. А также рисовали героев различных сказок Пушкина. А какие сказки Пушкина вы знаете?

         Ответы детей: « Сказка о попе и работнике его Балде»; «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; «Сказка о золотом петушке».

                 И чтобы наше занятие прошло интересно, мы разделимся на 2 команды. Команда «Золотые рыбки » и команда «Золотые петушки». За каждый правильный ответ команда получает жетон. И в конце нашей викторины мы узнаем, какая команда лучше знает сказки Пушкина.

Дети рассаживаются по стульям напротив друг друга.

                Наша литературная викторина начинается.

1 задание:      Отгадайте, из каких сказок эти строки:

  • Ветер, ветер! Ты могуч.

Ты гоняешь стаи туч.

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного. (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)

  • Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно – золотисто

Будто мёдом налилось!

Видно семечки насквозь. (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях).

  • Вот пошёл он к синему морю:

Видит,- море слегка разыгралось.

Стал он кликать золотую рыбку,

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке).

  • «Ты, бесёнок, ещё молоденек,

            Со мною тягаться слабенек;

Это было б лишь времени трата.

Обгони-ка сперва моего брата.

Раз-два-три! Догоняй-ка»

Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому.

А зайка в лесок до дому. (Сказка о попе и работнике его Балде).

  • Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

«Кабы я была царица,-

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки – царя

Родила богатыря» Сказка о царе Салтане).

  • Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

И к той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке).

Обе команды справились с этим заданием хорошо.

2 задание:     А теперь следующее задание. Вы должны  назвать сказку и ответить на вопросы:

- Сколько лет жили старик со своею старухой у самого синего моря? (30 лет и 3 года).

- Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Звездочёт. «Сказка о золотом петушке»).

 - В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – кем?(Поварихой. Да, царь так и сказал сёстрам, а другая поварихой. « Сказка о  царе Салтане»).

 - С чем пришёл невод в 1-й, 2-й и 3-й раз? (В 1-й – с тиной, во 2-й – с травой морской, в 3-й – с золотой рыбкой. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

 - С кем наперегонки бегал бесёнок вокруг моря? (С зайкой. «Сказка о попе и работнике его Балде»).

 - Царевна Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона 3 чуда. Назовите эти чудеса? ( 1-е: Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт, а орешки непростые все скорлупки золотые; 2-е: В чешуе, как жар горя 33 богатыря; 3-е: Лебедь обернулась царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. «Сказка о царе Салтане».

 - Князь Гвидон в сказке 3 раза превращался в насекомых. Назовите их? (В комара, муху, шмеля. «Сказка о царе Салтане»).

-  Какой предмет получила в приданое гордая, своенравная, ревнивая царица? (Говорящее зеркальце. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

Разминка:

Ветер по морю гуляет (поднимают руки через стороны вверх)

И кораблик подгоняет (помахивают руками)

Он бежит себе в волнах (сцепляют пальцы в замок)

На раздутых парусах (опускают руки)

Мимо острова крутого (расцепляют руки, садятся на корточки)

Мимо города большого (встают)

Пушки с пристани палят (хлопают)

Кораблю пристать велят (топают).

3 задание:          

А теперь давайте поиграем в игру «Поймай рыбку». (На ковре лежит лист бумаги, изображающий море (речку), в котором плавают рыбки, каждая со своим номером на хвостике. Вы должны удочкой поймать рыбку и найти на столе карточку, с заданием под таким же номером, как у вашей рыбки).

                       Иллюстрации к сказкам Пушкина.

                  4 задание: кроссворд.

                   5 задание: назовите из какой  сказки пред В коробке лежат предметы (орех,                     белка, яблоко, рыбка, месяц, зеркало). (Дети с закрытыми глазами выбирают предмет из коробки, достают и называют сказку).

меты.

Пока жюри подводит итоги, наши дети расскажут стихотворения Александра Сергеевича Пушкина.

                                 Вручение призов участникам викторины.

Какой волшебный предмет был у гордой злой царицы в сказке о мертвой царевне и семи богатырях?

Князь Гвидон три раза превращается в насекомых. Назовите их?

В каком жилище встретила Шамаханская царица Дадона?

Царевна – Лебедь выполняет по желанию князя Гвидона три чуда. Назовите эти чудеса?

Кто подарил царю Дадону золотого петушка?

Какую птицу подстрелил князь Гвидон?

Одна сестра стала царица, другая ткачихой, а третья – кем?

С кем на перегонки бегал бесенок вокруг моря?

Какую плату попросил Балда за свою работу?

У кого просил помощи королевич Елисей, когда искал царевну?

Одна сестра стала царица, другая ткачихой, а третья – кем?

С кем на перегонки бегал бесенок вокруг моря?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературная викторина по рассказам Н.Носова

Шуточная литературная викторина по рассказам Н.Носова.Викторину можно использовать, как итоговое мероприятие после знакомства детей с творчеством Н.Носова, рассказы которого дети просто обожают и гото...

литературная викторина по стихотворениям"По ступенькам литературного творчества"

Литературная викторина "По ступенькам литературного товрчества" проводится с целью закрепления знаний детей об изучаемых стихотворений известных авторов:К.И.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Л. Барто, А.С. П...

Музыкально-литературная викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста

         Музыкально-литературная  викторина «Осенняя палитра» осенняя викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»

Конспект викторины по развитию речи для детей средней группы Тема: Литературная викторина «Сказочное путешествие»...

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки» Литературная викторина в подготовительной группе

Викторина в подготовительной группе «В гостях у сказки»Литературная викторина в подготовительной группе...

Конспект занятия «Литературный калейдоскоп по басням И. А. Крылова». Литературная викторина с решением кроссворда, разгадыванием ребусов, с использованием ЭОР, игр и игры драматизации. Для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная запискаКраткая аннотация с указанием основной цели: Знакомство с книжным  Санкт-Петербургом. Жизнью и  творчеством И. А. Крылова, памятником поэту в летнем саду, «домом К...

Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"

Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...