план работы по ознакомлению с художественной литературой
рабочая программа по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Сидуганова Светлана Георгиевна

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_hudozhesttvennoy_literature_6_gruppa_kapelki.docx29.06 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы в подготовительной к школе группе по ознакомлению с художественной литературой.

Составила: Сидуганова С. Г. группа № 6 «Капельки».

Беседа «Откуда пришла книга»

Цель: познакомить с разнообразием книг (в прошлом и сейчас), дать детям понятие как делается книга. Продолжать расширять и уточнять представление детей о книгах, о сохранении их и бережном отношении к ним.

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок»

Цель: донести до сознания детей замысел автора- стремление к учению естественно для крестьянского ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, человек «дела»

А. С. Пушкин

Цель: Познакомить с творчеством великого русского поэта. Вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А. С. Пушкина. Учить читать наизусть отрывок из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «уж небо осенью дышало…

«Айога», нанайская народная сказка (чтение и пересказ)

Цель: Учить: - понимать образное содержания сказки; - понимать и оценивать характеры персонажей. Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений.

А. Раскин «Как папа укрощал собачку» (чтение).

Цель: Закреплять представления о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения. Учить: - понимать образное содержание произведения; - понимать главную мысль рассказа; -связно передавать содержания произведения

Аппликация «Школа»

Цель: учить составлять из геометрических фигур разнообразные архитектурные постройки.

Выставка «Какими бывают книги»

Цель: познакомить с разнообразием книг, их оформления.

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Пересказ Л. Н. Толстого «Косточка»

Цель: учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их. Учить пересказывать близко к тексту.

Чтение Н. Носова «Огурцы». Рассматривание иллюстраций, знакомство с творчеством

Цель: познакомить детей с творчеством Н. Носова с его биографией. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков, воспитывать умение анализировать поступки и оценивать их, аргументируя свои суждения.

Лепка «Фрукты и овощи»

Цель: вызвать интерес к реальному изображению овощей и фруктов.

Выставка творчества Н. Носова

Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

ЯГОДЫ, ГРИБЫ

Ознакомление с малыми фольклорными формами

Цель: уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок.

Вечер загадок «В грибном царстве, в ягодном государстве»

Цель: закрепить, систематизировать знания детей о малых фольклорных формах-загадках, умение самим составлять загадки.

Рисование «Грибное лукошко»

Цель: учить по загадке изображать грибы

Изготовление альбома «Загадки и отгадки»

Цель: учить подбирать соответствующие отгадки

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе, И. Варавва «Хлеб»

Цель: поддерживать и развивать интерес к пониманию смысла образных выражений, углублять представление о пословицах и поговорках.

Чтение М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Теплый хлеб», А. Ремизов «Хлебный голосок».

Цель: учить воспринимать образное содержание произведения, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства, объяснять смысл и происхождение названий трав.

Учить осмысливать содержания сказки. Формировать оценочное отношение к героям. Закрепить знание структуры сказки. Помочь разобраться, почему эту сказку называют мудрой сказкой. Повторить известные произведения малых форм фольклора.

Рисование по пословицам о хлебе

Цель: учить предавать в рисунке содержание пословиц.

Изготовление альбома «Хлеб всему голова»

ОСЕНЬ

Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией печаль осенней природы.

Чтение стихотворений про осень, слушание П. И. Чайковского «Времена года. Сентябрь»

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; воспитывать бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).

Аппликация «Чудо листочки» (составление картины из сухих листьев)

Цель: учить составлять композицию по литературному произведению

Выставка книг и картин «Золотая осень»

Цель: формировать умения воспринимать поэтические произведения в единстве словесного и изобразительного искусства.

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Ежедневная работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций о временах года. Д/и: «Части суток»

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ

Чтение В. Бианки «Лесные домишки»; «Ой, зачем ты, жаворонок…» , укр. обр. Г. Литвака (песенка); «Голубая птица», туркм. Обр. А. Александровой и М Туберовкого.

Цель: Учить понимать образное содержание сказки. Закреплять знание жанровых особенностях литературных произведений. Обратить внимание на нравственные качества героев сказки;помочь усвоить биологические сведения: приспособленность птиц и животных к определенным условиям, обратить внимание на художественную выразительность, лаконичность и точность описания «домишек».

Чтение сказки «Серая Шейка» Д. Мамин-Сибиряк.

Цель: Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина - Сибиряка. Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Учить определять, к какому жанру относиться каждое произведение. Развивать интерес и любовь к книге.

Театрализация р.н. сказки «Гуси-лебеди»

Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театрализованной игре, подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного персонажа; формировать живой интерес к русскому фольклору.

Коллективная аппликация «Лягушка-путешественница»

Цель: передавать понравившийся эпизод сказки.

Изготовление альбома «Любимые герои сказок»

Литература для ежедневного чтения: В. Бианки «Синичкин календарь»,

М. Пришвин «Птицы под снегом», Г. Снегирёв «Скворец»,

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Прогулка; Наблюдение за птицами: внешний вид, способ передвижения, поведение птиц в разную погоду. Повесить на участке кормушки и насыпать в них корм для птиц.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЮГА И СЕВЕРА

Пересказ Л. Н. Толстого «Слон»

Цель: воспитывать нравственные качества: жалость к животным, забота о своей семье; расширять кругозор детей.

Чтение Д. Р. Киплинг «Книга джунглей»

Цель: познакомить с творчеством Д. Р. Киплинга

Рисование «Кто живет в джунглях»

Цель: передавать образы реалистичных животных.

Чтение А. Куприн «Слон»

Цель: Познакомить с произведением А. Куприна. Учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения. Развивать умение с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы

ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: углублять и расширять знания о творчестве А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

День рождение Н. Носова. Чтение Н. Носова «Живая шляпа», «Заплатка» (инсценировка)

Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).

Рисование по сказкам Пушкина

Цель: развивать творческое воображение передавая образ сказочных героев

1. «Книжкина больница»;

2.Выставка «Моя любимая книжка»

Цель: прививать любовь к художественным произведениям.

ЗИМА. ЗИМНИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Чтение стихов о зиме И. Суриков «Зима», С. Городецкий «Первый снег».

Рассказывание р. н. сказки «Снегурочка»,

Цель: Учить понимать образное содержание сказки, оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку; развивать способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра; воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Знакомство с биографией А. С. Пушкина. Чтение А. С. Пушкина «Зима! Крестьянин торжествуя…»

Цель: продолжать знакомить с творчеством великого русского поэта; расширять представления о пейзажной лирике А.С. Пушкина; вызвать чувство радости от восприятия стихов, желание услышать другие произведения А.С. Пушкина.

Заучивание стихов о зиме, на новогодний праздник. Оформление группы к празднику, украшение ёлки, изготовление гирлянд, разучивание песенного материала к утреннику.

Цель: создание праздничного настроения, помочь почувствовать красоту природы в стихотворении и выучить его наизусть. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое

Коллективная работа «Елочка» (оригами)

Цель: учить передавать красоту зимнего леса.

Выставка творчества А. С. Пушкина

Цель: познакомить с художественными произведениями и иллюстрациями к его книгам.

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Ежедневная работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций о временах года.  Д/и: «Части суток»

Прогулка: Наблюдение за снегом (чистый, белый, пушистый, рыхлый, покрыл землю белоснежным покрывалом, на деревьях пушистые шапки и шубки); рассматривание снежинок.

Литература для ежедневного чтения: В. Одоевский «Мороз Иванович»,   А. Пушкин «Зимнее утро», С. Есенин «Берёза», Ф. Тютчев «Зима недаром злится». Н. А. Некрасов «Мороз – воевода», русская народная сказка «В гостях у дедушки Мороза», З. Александрова «Дед Мороз»

 ИГРЫ И ИГРУШКИ

Чтение рассказа Драгунского «Друг детства»

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать идею; закрепить представления о жанровых особенностях литературных произведений (сказка, стихотворение, рассказ)

Слушание в аудиозаписи А. Барто «Игрушки»

Цель: учить слушать авторское чтение, воспроизводить интонационную выразительность.

Лепка «Дед Мороз спешит на елку»

Цель: лепить игрушки, которые могут быть в мешке у Деда Мороза.

Выставка «Моя любимая игрушка»

Цель: учить принимать на себя роль экскурсовода при рассказывании о своей игрушке, прививать бережное отношение к игрушкам.

МЕБЕЛЬ

Чтение С. Маршака «Откуда стол пришел?»

Цель: Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения;

Учить подбирать рифмы к различным словам;

учить выразительно читать наизусть стихотворение, чувствовать напевность рифмованных фраз.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (обыгрывание поделок)

Цель: учить детей отражать в играх события реальной жизни; совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь.

Конструирование из бумаги «Мебель»

Цель: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры.

Пополнение атрибутами мебели для сюжетно-ролевой игры

Литература для ежедневного чтения:

С. Я. Маршак «Почта», Дж. Родари «Какого цвета ремёсла?», «Чем пахнут ремёсла?», В. Маяковский «Кем быть», М. Пожарова «Маляры».

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Экскурсии в библиотеку, на почту. Цель: расширять знания детей о профессиях. Рассматривание мебели в группе. Цель: закрепить названия, назначение, из каких материалов сделана. Д/и «Слова – друзья».

ПОСУДА

Чтение Н. Носова «Мишкина каша»

Цель: воспитывать чувство юмора-умение понимать и ценить юмор, радоваться ему.

Рисование «Золотая хохлома»

Цель: передавать характерные особенности росписи, закреплять видовое разнообразие посуды

Выставка посуды по видам росписи (хохлома, гжель, Городец)

Цель: расширять знания детей о видах росписи

Литература для ежедневного чтения:

А. Гайдар «Голубая чашка», русская народная сказка «Лиса и журавль»,

Братья Гримм «Горшок каши».

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Котенок»

Цель: учить детей пересказывать текст, точно, последовательно, выразительно, проникаться чувством симпатии к мальчику, видят в его поступке проявление мужества.

Рассказывание р. н. сказки «Хаврошечка»

Цель: помочь дать мотивированную оценку персонажам, обратить внимание на яркость и образность повествования.

Аппликация «Пушистый котенок»

Цель: передавать образ котенка из рассказа Л. Н. Толстого «Котенок»

Изготовление масок животных для театрализации сказок

Чтение сказки К. Ушинский «Слепая лошадь»

Цель: Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев.

Сказка П. Ершов сказка «Конек-Горбунок»

Цель: Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотив поступков героев.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Чтение Е. Чарушина «Волчишко»

Цель: пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;

при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;

воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;

помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

Театрализация сказки «Сказка про храброго зайца»

Цель: побуждать детей к активному участию в театрализации сказки, учить четко проговаривать слова, сочетая движения и речь.

Рисование «Зайчик серенький сидит»

Цель: учить передавать в рисунке эпизод из жизни животного, через композиционное расположение персонажа.

Изготовление альбома «Узнай и расскажи сказку»

Великий сказочник Х. К. Андерсен «Гадкий утенок»

Цель: Помочь вспомнить знакомые сказки Х. К . Андерсена, познакомить с новой сказкой. Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА

А. Митяев «Почему армия родная?»

Цели и задачи: - Уточнить представление детей об Армии, объяснить смысл выражения «Армия родная». - Активизировать и обогащать словарь по теме.  - Воспитывать уважение к защитникам Отечества.

А. Митяев «Первый полет»

Цель: Продолжать расширять знания детей о государственных праздниках. Познакомить детей с рассказом А. Митяева «Первый полет», рассказать детям о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.

Рассказывание р. н. сказки «Никита Кожемяка»

Цель: обратить внимание на характерные особенности героя-стремление прийти на помощь, готовность к защите Родины, вызвать у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

Чтение А. Митяев «Мешок овсянки»

Цель: Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.

Подарок для папы

Цель: учить проявлять заботу и внимание о близких людях

Персональная выставка работ «Маленький художник»

Цель: воспитывать чувство радости за успехи своих друзей.

Литература для ежедневного чтения:

«Илья Муромец и Соловей- разбойник» (отрывок, «Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой.

 Цель: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить: - понимать главную мысль былины;- придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании;- использовать средства связи частей предложения рассказа.

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Рассматривание иллюстраций по теме «Защитники Отечества», рассказ воспитателя о разных родах войск.

СЕМЬЯ

Заучивание Г. Виеру «Мамин день»

Цель: учить выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любовь к маме.

Чтение по ролям С. Михалкова «А что у вас?», беседа о маме

Цель: учить рассказывать стихотворение по ролям, интонационно выразительно проговаривать фразы.

Рисование р. н. сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: воспитывать интерес и желание отображать в рисунке понравившийся отрывок из сказки.

Пополнение группового фотоальбома «Я и моя семья»

Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик- с-пальчик».

Цель: Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки. Учить осмысливать характер персонажей. Формировать образность речи, понимания образных выражений. Развивать творческие способности, имение разыгрывать фрагменты сказки.

К. Драгунская «Лекарство от послушности»

Цели и задачи: - Познакомить детей со сказкой, её смысловым и художественным содержанием. - Развивать связную речь. - Воспитывать нравственность через анализ содержания произведения.

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная».

Цель: Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности

ВЕСНА

Чтение М. Пришвина «Золотой луг»

Цель: помочь понять авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, воспитывать интерес к поэтическому образу.

Вечер поэзии «Полюбуйся: весна наступает»

Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов; воспитывать любовь к природе.

Рисование «Ранняя весна»

Цель: учить создавать сюжетные композиций на темы окружающей жизни и поэтических произведений.

Выставка картин-натюрмортов «Цветы»

Цель: пополнять знания детей о цветах, воспитывать чувство прекрасного

Первая неделя апреля

День рождение книги. Викторина по произведениям Н. Носова

Цель: уточнить знания детей о произведениях Н. Носова;

- воспитывать любовь к художественной литературе.

Чтение Н. Носова «Фантазеры». Вечер фантазий «Чья история смешнее»

Цель: помочь проникнуть в замысел рассказа- веселая добрая фантазия доставляет радость, ложь-неприятность, огорчение, помочь осознать смысл слова «фантазеры», учить самостоятельно придумывать смешные ситуации.

Лепка «Фантастический сказочный герой»

Цель: учить создавать фантастический образ

Коллаж по произведениям Н. Носова

Цель: закреплять знания детей о творчестве писателя

ЦВЕТЫ САДОВЫЕ

Заучивание А. К. Толстого «Колокольчики»

Цель: Закрепление представлений о весне. Различение ранней и поздней весны. Обогащение лексики признаками и действиями предметов. Развитие диалогической речи. Закрепление названий полевых цветов.

Чтение стихотворений Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

Цель: вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных тестов.

Рисование «Любимый цветок»

Цель: передавать изображение цветов по прочитанным произведениям

Выставка детских рисунков «Мой цветок»

Цель: учить любоваться красотой природы, радоваться за полученный результат

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: подвести детей к нравственному пониманию сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закрепить знания о жанровых особенностях сказки.

Чтение Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Цель: уточнить знания о творчестве Г. Х. Андерсона, учить осмысливать и оценивать характеры персонажей сказки и их поступки.

Аппликация «Цветок»

Цель: учить составлять необычный фантазийный цветок.

Изготовление альбома «Мой любимый мультфильм»

ВРЕМЕНА ГОДА (ОБОБЩЕНИЕ)

Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки»

Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.

Составление описательного рассказа по пейзажной картине «Май. Облачко» В. Подлянского

Цель: учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине, используя разные типы предложений; обогащать словарь детей образными словами и выражениями, активизировать в их речи глаголы, синонимы и антонимы.

Рисование «Цветущая весна» (пальчиковая техника)

Цель: учить передавать поэтическое весеннее настроение.

Оформление галереи картин о весне

Цель: учить соотносить литературный отрыврк о весне с соответствующей пейзажной картиной

Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов:

Ежедневная работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций о временах года. Д/и: «Части суток»

НАСЕКОМЫЕ

Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни; понимать значение пословиц о труде («Мастер своего дела», «В большом деле и маленькая помощь дорога»), связывать значение пословицы с определенной ситуацией.

Чтение с последующим пересказом В.А. Сухомлинского «Пусть будут и соловей и жук»

Цель: познакомить с литературной сказкой В. Сухомлинского; развивать у детей способность эмоционально откликаться на прочитанное; воспитывать уважение к окружающим, дружелюбие; учить диалогической речи при пересказе.

Рисование по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»

Цель: учить предавать образы героев в сюжете

Выставка «Животные в сказках»

Цель: знакомить с выразительностью образов животных разных художников

РЫБЫ ПОДВОДНЫЙ МИР

Рассказывание р. н. сказки «Царевна-лягушка»

Цель: продолжать развивать поэтический слух: умение слушать и выделять в тексте выразительные средства.

Викторина «Мы любим сказки»

Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений;

Закрепить знания о малых фольклорных формах.

Коллаж «Поможем бабушке и дедушке вспомнить сказки»

Цель: учить создавать композицию из героев различных сказок.

Выставка детских рисунков «Рисуем сказки»

Цель: развивать творчество, фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)

План работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице посредством художественной литературы (старший дошкольный возраст)  МесяцНазваниепроизведения Цель работыСоде...

Перспективный план работы по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе ЗПР

планирование непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе ЗПР...

Планирование работы по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы.

Методика  помесячного планирования работы  по ознакомлению с художественной литературой детей средней группы...

план-конспект по ознакомлению с художественной литературой

Конспект зянятия в разновозрастной группе СДТема: Чтение рассказа Н. Калининой «Про птиц»Цель:   ознакомление детей дошкольного возраста с произведением Н. Калининой «Про п...