Краткосрочный проект к 1 апреля "Все наоборот"
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Салихова Светлана Викторовна

Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Все наоборот»

Актуальность: 
Нелепицы, небылицы, нескладушки… А они-то начинаются с детских перевёртышей и словотворчества наших малышей! Сколько позитива в этих детских высказываниях! И ведь они вполне серьезны и, главное, более точно выражают суть происходящего или предмета, чем наши «взрослые» слова. Нелепицы. Что это значит? 
НЕЛЕПИЦА (бессмыслица, нелепость), по определению Википедии — это «литературный жанр, связанный с художественным приемом заостренно-комедийного изображения действительности, основанным на сознательном нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками и явлениями».
Упражнения с нелепицами, не только развивают фонематический слух, слуховое внимание, но и логическое мышление. Несмотря на то, что нелепицы, казалось бы, состоят из несуразицы, тем не менее, усваивая большой объем информации, дошкольники учатся на примере небылиц, находить различия между правдой и вымыслом, находить существующие и несуществующие свойства предметов и объектов. 
Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»… 
Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее. 
Например, дети, придумывая свои небылицы, опираются на уже услышанные и начинают менять реальные предметы и наделять новые, придуманные объекты или явления какими-то функциями или признаками. И получают огромное удовольствие от своих небылиц! Небылица – это небольшой рассказ о том, чего на самом деле нет. Но, иногда малышам так хочется, чтобы то, чего нет на свете, то, чего нет в реальной жизни, оказалось правдой. «Эти произведения (нелепицы), — отмечал К.И. Чуковский,- построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава». 

Тип проекта - Познавательно-творческий
По числу участников проекта: групповой (25 человек, средняя группа). 
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).  
Участники проекта: 
Дети, родители, воспитатели средней группы, муз.руководитель. 

Цель: 
Развивать фонематический слух, слуховое внимание и логическое мышление при помощи составления нелепиц. 

Задачи: 
1. Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы» 
2. Развивать чувство юмора, воображение и фантазию детей. 
3. Развивать все стороны устной речи. 
4. Учить самостоятельно придумывать небылицы. 
5. Создать положительный эмоциональный настрой.

Предполагаемые результаты: 
1. Развитие у детей фантазии и воображения. 
2. Научить детей составлять короткие небылицы. 
3. Подобран художественный материал и создана картотека небылиц. 

1 этап. Разработка проекта. 
1. Довести для участников проекта важность данной проблемы. 

2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме. 
3. Подобрать материалы, атрибуты для театрализованной деятельности. 
4. Прочитать рассказ Н.Носова «Фантазеры» 
5. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей. 
6. Составить перспективный план мероприятий. 



2 этап. Выполнение проекта. 

Организованная деятельность для детей: 
- чтение рассказа Н,Носова «Фантазеры»                                                                                                                          - тест « Нелепицы» для детей; (см. Приложение1)

- тест «Как у вас с чувством юмора?» для родителей; 
- чтение сборника небылиц и нелепиц в стихах «Все наоборот»; 
- дидактические игры «Придумай небылицу», «Бывает – не бывает», «Путаница», «Что не так» и др.  (см.Приложение2)
- рисование небылиц – создание папки «Кладовая небылиц»


Организованная деятельность для педагогов: 
- подбор художественного материала; 
- составление картотеки нелепых картинок;  
- выставка совместных творческих работ родителей и детей «Где это видано, где это слыхано?».  

3 этап 
Проведение развлечения к 1 апреля. 

Содержание работы 

1 день 
Подготовительный этап -  Привлечь внимание детей к литературному жанру «Небылицы». 
- Просмотр мультфильма «Небылицы в лицах» Предоставить детям наглядный пример небылиц. 
- Тест «Нелепицы» 
оценить элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами окружающего мира. 
- Дидактическая игра «Нелепицы и перевертыши из жизни» Учить детей составлять или вспоминать нелепицы, которые с ними происходили 
2 день 
Чтение книги «Все наоборот» Продолжать знакомить детей с небылицами 
Дидактические игры «Бывает – не бывает», «Ситуации» Учить составлять и узнавать нелепые ситуации. 
Рисование противоречий Учить детей отражать в рисунке нелепые ситуации 
Составление картотеки нелепых картинок Подбор наглядного материала по теме проекта 
Составление «Большой книги нелепиц» Подбор литературного материала по теме проекта 
3 день Чтение книги «Все наоборот» Продолжать знакомить детей с небылицами 
Дидактические игры «Что не так?», «Путаница», «Противоположности» Продолжать учить детей узнавать нелепицы и небылицы 
Выставка совместных творческих работ родителей и детей «Где это видано, где это слыхано?» Привлечь родителей для совместного творчества и участия в организации выставки 
4 день
Разучивание небылиц и песен-небылиц к развлечению. Рисование небылиц – создание папки «Кладовая смеха». Подобрать атрибуты для игр к развлечению. Оформить  приемную и групповую комнату к 1 апреля.
5 день                                                                                                                                                                        Проведение развлечения



Приложение №1 
Тест "Нелепицы" 

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. 
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: 
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». 
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть. 
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть. 
Оценка результатов 
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. 
8-9 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел доконца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 
6-7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 
4-5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самомделе должно быть. 
2-3 балла — за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 
0-1 балл — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. 
Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть. 

Приложение №2 
Дидактические игры, основанные на небылицах 

1. Небылицы и перевёртыши из жизни. 
Сочинение небылиц, основанных на собственных ошибочных действиях. Например, ваш малыш может «надеть ошибочно варежку на ногу»… так, может появиться история-небылица или рифмованное стихотворение – нелепица. Однажды моя маленькая дочка подбежала ко мне словами: «Мама, мама, меня сова укусила!» Сова – это оса! Так у нас появился рассказ о сове-осе, который мы вспоминаем до сих пор. 
2. Ситуации. 
Наряду с игрой «Чего не бывает на свете», можно поиграть в игру «Ситуации». Взрослый предлагает определенную ситуацию, а ребёнок должен ответить, может ли это быть на самом деле. Лучше, конечно, поочередно предлагать реальные и несуществующие ситуации. 
3. Картотека. 
Вместе с ребёнком можно нарисовать картинки по определённому сюжету (на заборе медведь, в берлоге кошка, собака в будке, дятел на насесте, корова на лугу и т.д.). Сделать картотеку нелепых картинок и играть. Ребёнок должен определить, на какой картинке нарисована правда, а на какой – вымысел. 
4. Противоположности. 
По очереди с ребенком придумывайте одно-два предложения о каких-либо событиях: реальных и нереальных. Если ребёнку трудно самостоятельно придумать предложение, то эту игру можно провести другим способом: взрослый говорит предложение, отражающее, например, реальное событие, а ребёнок говорит противоположное, с нереальным событием. Или наоборот. 
5. Бывает – не бывает. 
Расскажите ребёнку маленький рассказ. А потом попросите малыша проанализировать его с точки зрения небылиц: бывает – не бывает. Или взрослый говорит, например, предложение: «Ученик несёт портфель», а ребёнок меняет местами слова в предложении и получает то, чего не бывает. 

6. Игра Путаница. 
Прочитайте стихотворение Фр. Галаса «Мир наоборот». 
Дым столбом валил в трубу, 
Месяц с неба выл на пса, 
Птицы пугало пугали, 
Ела кошку колбаса… 
Хулиганов били стёкла, 
Пыль пошла – вода промокла, 
Тень отбрасывала шест – 
Это всё в один присест 
За шесть лет я сочинил 
Пока я голову чинил. 
Теперь, когда ребёнку понятно, что такое путаница, можно с ним поиграть. Договоритесь, что вы придумываете слова, отвечающие на вопрос «ЧТО?», а он на вопрос «ЧТО ДЕЛАЕТ?». Если вы организуете игру с группой детей, то их можно разделить на две команды. Затем берутся слова от каждой команды и составляются пары – словосочетания. Например: кот спит, черепаха поёт и т.д. Обсуждают, что не так, где же возникла путаница? 
Другой вариант игры. Придумываются предложения-перевёртыши. Ведущий читает предложение, дети придумывают перевёртыши. Например, прямое предложение «В магазине продают сыр». Перевёртыш – «Сыр продаёт магазин» и т.д. Конечно, это смешно и такого быть не может! 
7. Что не так. 
Определите тему рисунка. Например, осень. И рисуйте с ребёнком тематический рисунок, потом поменяйтесь и пусть каждый расскажет, что же на рисунке не так, как в жизни. 
8. Рисование противоречий. 
Прочитайте стихотворение «Ералаш». 
Светофор на солнце тает, 
Пастушок на кошку лает, 
Снеговик в углу мяучит, 
Самосвал уроки учит, 
Шахматист горит без дыма, 
Паучок поймал налима, 
Рыболов залез на сноп, 
Рыжий кот наморщил лоб. 
Ученик привёз песок, 
Фокстерьер дудит в рожок… 
Поскорее нужно нам 
Всё расставить по местам! 
(автор неизвестен) 
Предложите детям нарисовать, какие противоречия и нелепицы они запомнили. 

Подбор литературного материала «Большая книга нелепиц» 
*** 
Ехала деревня 
Мимо мужика. 
Вдруг из-под собаки 
Лают ворота. 
Он схватил дубинку 
Разрубил топор. 
А по нашей кошке 
Пробежал забор. 
*** 
Дело было в январе 
Первого апреля. 
Жарко было во дворе 
Мы окоченели. 
*** 
По железному мосту 
Сделанном из досок, 
Шел высокий человек 
Низенького роста. 
Был кудрявый без волос, 
Тоненький как бочка. 
Не было детей у него 
Только сын да дочка. 
*** 
Мамонт и папонт гуляли на речке, 
Бабант и дедант лежали на печке. 
А внучок сидел на крылечке 
И сворачивал хобот в колечки. 
*** 
- Зайчик белый, куда бегал? 
- Во лес дубовый. 
- Чего делал? 
- Лыки драл. 
- Куда клал? 
- Под колоду. 
- Кто украл? 
- Я не знаю, я не знаю. 
*** 
Из-за леса, из-за гор 
Едет дедушка Егор. 
Он на сивой на телеге, 
На скрипучем на коне, 
Топорищем подпоясан, 
Ремень за пояс заткнут, 
Сапоги нараспашку, 
На босу ногу зипун. 
*** 
Из-за леса, из-за гор 
Едет дедушка Егор. 
Сам на кобылке, 
Жена на коровке, 
Дети на телятках, 
Внуки на козлятках. 
Съехали с гор, 
Развели костёр, 
Кушают кашку, 
Слушают сказку. 
*** 
Иван Топорышкин 
Д. Хармс 
Иван Топорышкин пошел на охоту, 
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор. 
Иван, как бревно, провалился в болото, 
А пудель в реке утонул, как топор. 
Иван Топорышкин пошел на охоту, 
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор. 
Иван провалился бревном на болото, 
А пудель в реке перепрыгнул забор. 
Иван Топорышкин пошел на охоту, 
С ним пудель в реке провалился в забор. 
Иван, как бревно, перепрыгнул болото, 
А пудель вприпрыжку попал на топор. 
*** 
Бочонок собачонок 
Б. Заходер 
- Дайте мне 
Кусок щекотки, 
Дайте смеха - 
Две щепотки, 
Три столовых ложки 
Ветра 
И грозы - 
Четыре метра! 
Писку-визгу - 
Двести граммов 
Плюс пол-литра 
Шумов-гамов, 
Да ещеГлоток веревки 
И моточек газировки! - 
- Дам я все, 
Что вы хотите, 
Если вы 
В обмен дадите 
ТюкМальчишек, 
ПукДевчонок 
Да бочонокСобачонок! 
*** 
Лает кошка из лукошка, 
На сосне растёт картошка, 
Море по небу летит, 
Волки съели аппетит. 
Звонко квакают утята, 
Тонко квакают котята. 
Проползла змеёю луковица – 
Получилась перепутаница. 
В. Бурыкина. 
*** 
Жучка булку не доела – 
Неохота, надоело. 
На островок налетел ураган. 
На пальме остался последний баран. 
*** 
Собака садится играть на гармошке, 
Ныряют в аквариум рыжие кошки, 
Носки начинают вязать канарейки, 
Цветы малышей поливают из лейки. 
З. Александрова. 
*** 
Теплая весна сейчас, 
Виноград созрел у нас. 
Конь рогатый на лугу 
Летом прыгает в снегу. 
Поздней осенью медведь 
Любит в речке посидеть. 
А зимой среди ветвей 
«Га-га-га!» — пел соловей. 
Быстро дайте мне ответ — 
Это правда или нет? 
Л. Станичев. 

Чудаки 
Ю.Владимиров 
Я послал на базар чудаков, 
Дал чудакам пятаков: 
Один пятак 
– На кушак, 
Другой пятак – на колпак, 
А третий пятак – так. 
По пути на базар чудаки 
Перепутали все пятаки: 
Который пятак – 
На кушак, 
Который пятак – 
На колпак, 
А который пятак – 
Так. 
Только ночью пришли чудаки, 
Принесли мне назад пятаки. 
– Извините, 
Но с нами беда: 
Мы забыли – 
Который – куда: 
Который пятак – на кушак, 
Который пятак – на колпак, 
А который пятак – так.


D:\рабочий стол\С.С.В\56537669_003.jpg

D:\рабочий стол\С.С.В\56537723_005.jpg

D:\рабочий стол\С.С.В\12.jpgD:\рабочий стол\С.С.В\scrn_big_1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект

Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...

Проект по ПДД «Дорожная азбука» в старшей группе (краткосрочный проект)

Совместный проект подготовили:Качинская И.А. воспитательСеряпина А.Г. воспитательЦель проекта: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмо...

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...

Групповой краткосрочный проект . «Надо правильно питаться, чтоб здоровым оставаться». Информационная карта проекта.

Цель: Расширять представления о рациональном питании, как одном из важных компонентов ЗОЖ. Задачи: 1.Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;.2....

Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики»

Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики» (для воспитанников 4-5 лет)...

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе 2022 г. Вид проекта: познавательный, творческо – информационный. Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022 Участники: дети средней группы, воспитатели, родители. Актуальность: Патриоти

Краткосрочный проект «9 Мая — День Победы» в средней группе2022 г.Вид проекта: познавательный, творческо – информационный.Длительность: краткосрочный 25.04.2022 -29.04.2022Учас...