«Сказкотерапия как метод педагогического и психологического воздействия на ребенка»
консультация по художественной литературе (подготовительная группа) по теме
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, реальность. сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Слушая ч\сказки. дети глубоко сочувствуют персонажам. сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Обучение ребенка посредством сказки является интересным и актуальным.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 138.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В. Пушкова»
Дошкольное отделение № 2
Сообщение на муниципальном методическом объединении воспитателей старших и подготовительных к школе групп
«Сказкотерапия как метод педагогического и психологического воздействия на ребенка»
Подготовила воспитатель
подготовительной к школе группы
Никонорова Нина Васильевна
г. Москва, г. Троицк
28 февраля 2018 года
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение»
Д. Родари.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, реальность. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки является интересным и актуальным. Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
- Образность и метафоричность языка;
- Психологическая защищенность;
- Наличие тайны и волшебства.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Дети, сталкиваясь с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую –либо проблему. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности. В своей работе с помощью сказкотерапии я преследую следующие цели: коррекция познавательного и личностного развития детей, развитие взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций. При работе с детьми использую методы, предложенные Зинкевич – Евстигнеевой.
Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Основные приемы работы со сказкой
- Анализ сказок
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал такого поступка?
- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Рассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.
Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
3.Переписывание сказок
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Переписывая сказку ребенок сам выбирает тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
4. Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на поведении куклы. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок.
В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения.
В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок:
- народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
-сказки о животных (дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них)
-бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)
- волшебные сказки (дети 5-7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
В работе со сказкой использую следующие формы организации:
- игровые занятия;
-комплексные занятия
-интегрированные
- тематические недели.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура создает атмосферу «сказочного мира».
Работа со сказкой строится следующим образом:
- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение
- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка
- драматизация, проигрывание сказки по ролям.
Длительность таких мероприятий должна соответствовать возрасту детей.
-в младшей и средней группах – 15-20 минут
- в старшей и подготовительной к школе – до 25-30 минут
При этом необходимо наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание.
Необходимое оборудование для сказкотерапии:
- пластиковые и деревянные персонажи людей и животных;
- куклы бибабо;
- пальчиковые куклы;
- красочные картины по сюжету сказки.
При моей работе со сказкой дети стали более доброжелательными, активными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. В дальнейшем я планирую, долгосрочный проект по сказкотерапии.
Восприятие сказки, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи
Данный материал содержит опыт работы применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...
Педагогическая и психологическая поддержка одаренного ребенка
Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом ва...
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...

Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"
Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека а...

"Классическая музыка в ДОУ как эффективный метод психолого-педагогического воздействия на ребенка"
Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, психологам и другим педагогам, имеющим отношение к музыке и детям....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Выступление на педагогическом совете "Психологическое сопровождение развития ребенка в ДОУ"
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области психологического сопровождения развития ребенка.Задачи:1. Формировать у педагогов новый взгляд на ...