«Сказкотерапия как метод педагогического и психологического воздействия на ребенка»
консультация по художественной литературе (подготовительная группа) по теме

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, реальность. сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Слушая ч\сказки. дети глубоко сочувствуют персонажам. сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Обучение ребенка посредством сказки является интересным и актуальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_nikonorova.docx138.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия им. Н.В. Пушкова»

Дошкольное отделение № 2

Сообщение на муниципальном методическом объединении воспитателей старших и подготовительных к школе групп

«Сказкотерапия как метод педагогического и психологического воздействия на ребенка»

Подготовила воспитатель

подготовительной к школе группы
Никонорова Нина Васильевна

г. Москва, г. Троицк
28 февраля 2018 года

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение»

Д. Родари.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, реальность. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки является интересным и актуальным. Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:

  1. Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
  2. Образность и метафоричность языка;
  3. Психологическая защищенность;
  4. Наличие тайны и волшебства.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Дети, сталкиваясь с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую –либо проблему. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности. В своей работе с помощью сказкотерапии я преследую следующие цели: коррекция познавательного и личностного развития детей, развитие взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций.  При работе с детьми использую методы, предложенные Зинкевич – Евстигнеевой.

Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Основные приемы работы со сказкой

  1. Анализ сказок

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?

- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал такого поступка?

- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок.

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.

Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

3.Переписывание сказок

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Переписывая сказку ребенок сам выбирает тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок с помощью кукол.

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на поведении куклы. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок.

В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения.

В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок:

- народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)

-сказки о животных (дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них)

-бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций)

- волшебные сказки (дети 5-7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).

В работе со сказкой использую следующие формы организации:

- игровые занятия;

-комплексные занятия

-интегрированные

- тематические недели.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура создает атмосферу «сказочного мира».

Работа со сказкой строится следующим образом:

- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение

- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка

- драматизация, проигрывание сказки по ролям.

Длительность таких мероприятий должна соответствовать возрасту детей.

-в младшей и средней группах – 15-20 минут

- в старшей и подготовительной к школе – до 25-30 минут

При этом необходимо наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание.

Необходимое оборудование для сказкотерапии:

- пластиковые и деревянные персонажи людей и животных;

- куклы бибабо;

- пальчиковые куклы;

- красочные картины по сюжету сказки.

При моей работе со сказкой дети стали более доброжелательными, активными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. В дальнейшем я планирую, долгосрочный проект по сказкотерапии.

Восприятие сказки, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи

Данный материал содержит опыт работы  применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...

Педагогическая и психологическая поддержка одаренного ребенка

Нынешний век новых технологий требует уникумов, поэтому образовательная система стала вмещать в себя огромное количество нововведений. И главное звено этой системы — педагог — должен обладать рядом ва...

"Арт-терапия" как метод психологического воздействия

Введение в понятие "Арт-терапия". Показания к применению.Принципы. Техники. Направления....

Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"

Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека а...

"Классическая музыка в ДОУ как эффективный метод психолого-педагогического воздействия на ребенка"

Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, психологам и другим педагогам, имеющим отношение к музыке и детям....

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Выступление на педагогическом совете "Психологическое сопровождение развития ребенка в ДОУ"

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области психологического сопровождения развития  ребенка.Задачи:1. Формировать у педагогов новый взгляд на ...