Выступление на педагогическом совете "Психологическое сопровождение развития ребенка в ДОУ"
методическая разработка по психологии

Воробьева Ольга Александровна

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области психологического сопровождения развития  ребенка.

Задачи:

1. Формировать у педагогов новый взгляд на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности.

2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на эмоциональное развитие ребёнка.

3. Совершенствовать систему по созданию психологического комфорта пребывания детей в ДОО.

Ценность выступления заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками и ведущим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_zdorove_detey.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

«Психологическое сопровождение развития

ребенка в ДОУ»

материал подготовил:

педагог-психолог

Воробьева О.А.

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области психологического сопровождения развития  ребенка.

Задачи:

1. Формировать у педагогов новый взгляд на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности.

2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на эмоциональное развитие ребёнка.

3. Совершенствовать систему по созданию психологического комфорта пребывания детей в ДОО.

Ценность выступления заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками и ведущим.

1. Теоретическая часть

Вводная часть начинается ритуалом приветствия и психологического настроя.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем пед. совете. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.

1.1. Психологический настрой«Все в твоих руках»

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил«Все в твоих руках»».

В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».

 Требования ФГОС по обеспечению психологического и физического комфорта пребывания детей в ДОУ.

1.Уважение взрослых к человеческому достоинству детей,

формирование и поддержка их положительной самооценки,

уверенности в собственных возможностях и способностях

2. Использование в образовательной форм и методов

работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным

Особенностям.

3. Построение образовательной деятельности на основе

взаимодействия взрослых с детьми.

4. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.

5. Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

6. Оценка индивидуального развития детей.

7.Наполняемость групп.

8. Обеспечение эмоционального благополучия.

9. Поддержка индивидуальности и инициативы детей в специфических для них видах деятельности.

10. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

11. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития.

12. Взаимодействие с родителями, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

13. Доступность информации о программе для всех участников

образовательного процесса.

14.Объём образовательной нагрузки.

1.2. Вхождение в тему:

Метод «Ассоциации»

Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:

К – О – М – Ф – О – Р – Т – 

  • К- кайф
  • О- отдых
  • М- музыка
  • Ф- физическая гармония
  • О- обстановка
  • Р- релакс
  • Т- тишина

 Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)

- Какой бывает комфорт? Физический и психологический.

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (Психологический комфорт ребёнка в детском саду- это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой. С. А. Козлова)

- Физический комфорт – потребность, включающая в себя удовлетворение, связанное физической безопасностью, хорошим здоровьем, свободой от боли.

- Как оценить психологический комфорт? – по внешним признакам, по методикам.

- От чего зависит психологический комфорт ребёнка в детском саду?- от эмоционального благополучия педагога, от атмосферы в группе (отношения между педагогом и детьми, отношения между самими детьми, от стиля педагогического общения.

Обобщенный портрет психологически здорового человека — это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.

Проблема психологического здоровья.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.

Почему важно сохранять психологическое здоровье детей?

-  Последствия психологического дискомфорта для ребенка:

  • Проявление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
  • Переход психологических переживаний в соматические расстройства;
  • Проявление психологических травм полученных в детском возрасте, потом в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты (замкнутость, суицидальные наклонности, наркотики, побеги из дома, вандализм и т.д.)

 Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия:

- удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими,

- в любви и педагогической поддержке,

- самостоятельной деятельности по интересам,

- в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками.

- Самореализации и признании их достижений окружающими.

Одной из главных задач педагогов является создание психологического комфорта дошкольников.

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

 Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.

Воспитатель оказывает существенное влияние на качество группового климата, а не дети.

Первый шаг, который должен сделать педагог, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

1.3. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.

Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада. Данные методики лежат на столах для изучения педагогами.

Посмотрите перед вами лежат методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.

Рисунок «Я в своей группе детского сада».

Цветовая диагностика «Домики».

Тест на эмоциональное отношение.

Анализ «Атмосфера в моей группе».

Социометрия.

 

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

  • Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

1.4. Алгоритм работы педагога-психолога в период адаптации детей к ДОУ

  • Работа с воспитателями: помочь педагогам перестроиться на работу по адаптации детей раннего возраста к ДОУ;
  • Дать общие рекомендации по ведению документации. Лист адаптации предназначен для фиксации важных параметров поведения ребенка в дошкольном заведении, а также состояние здоровья. 

        Возникает вопрос, если ребенок приходит в детский сад на 1-2 часа, то мы не можем знать, как ребенок ложился спать, как он ходил в туалет в дни адаптации. Но мы подскажем воспитателю, что эти данные  можно получить из беседы с родителями.

     Окончанием адаптации считается тот момент, когда ребенок полностью привыкает к детскому саду и набирает все максимальные показатели по критериям листа адаптации. Это может случиться и на 15 день, и на 128 день. По окончании адаптации лист далее не заполняется и передается педагогу-психологу, который прилагает его к карте  нервно-психического развития ребенка. Ведение воспитателем адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических и при необходимости, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

  • организовать психологическую поддержку в период адаптации. Это могут быть индивидуальные консультации.
  1. Работа с родителями. Формы работы

    Работа с родителями — это одно из самых важных направлений в работе педагога-психолога в период адаптации, так как от того как будут проявлять себя родители зависит на сколько быстро адаптируется ребёнок к детскому саду. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение. И это нужно объяснить родителям до их прихода в детский сад. Это возможно сделать на этапе подготовки к поступлению в ДОУ во время консультации или университета для родителей, в рамках работы консультационного центра с родителями будущих воспитанников. Необходимо обратить внимание родителей на режим дня, питание, отказ от сосок, бутылок, грудного вскармливания.

В качестве форм работы с родителями можно использовать:

  1. Стендовую информацию, папку-передвижку с практическими рекомендациями для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад;
  2. информационные листы, памятки, буклеты с кратким материалом «Адаптация. Что это такое?» и «Рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду», которые родители могут взять с собой;
  3. Психологические встречи.
  4. Выступления на родительских собраниях.
  5. Анкетирование.
  1. Работа с детьми в период адаптации

Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:

  1. наблюдение за адаптационным процессом.
  2. организация игровых ситуаций в течение недели. Желательно, чтобы эта форма работы не сводилась к единоразовому посещению детей. Необходимо ежедневно будет заходить в группу к детям в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к нему и не успеют забыть.
  3. индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете психолога (если ребёнок согласен пойти), так и в групповом помещении. Как правило в индивидуальной помощи нуждаются дети, которые подолгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребёнка на любой вид деятельности.  Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями.

4. контроль за НПР, заполнение карт нервно-психического развития- это следующая форма работы.

2.2. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

Упражнение «Разогревки - самооценки»

Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.

Участвуют все педагоги.

Задания:

если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;

если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;

если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;

если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;

если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;

если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;

если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;

если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;

если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;

если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;

если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;

если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;

если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.

2.3 Мандала-терапия, как метод снижения стресса и психоэмоционального напряжения:

Цель: способствовать профилактике и сохранению психологического здоровья педагогического коллектива.

Что дает работа с мандалой?

  • Умственное и телесное расслабление
  • Сочетание работы с мандалой и медитации дают большую концентрацию

Когда можно использовать мандалы:

  • Невозможность сосредоточится на чем-либо
  • Ухудшение памяти
  • Слишком часто возникает чувство усталости
  • Довольно часто проявляются боли (голова, спина, область желудка)
  • Повышенная возбудимость
  • Работа не представляет прежней радости
  • Постоянное ощущение недоедания

Таким образом, мандалы можно использовать для снижения уровня стресса и психоэмоционального напряжения

 

3.1. Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

- Быть затейником и участником детских игр и забав.

-В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

3.2.В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей.

Создание такой среды включает в себя:

-организацию зоны для психологической разгрузки;

-обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;

- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;

- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

-повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;

-обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Организация психологического уголка в группе.

Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т. к психологический уголок является реальным инструментом в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.

Оснащение психологического уголка :

1. Зона саморегуляции и релаксации:

2. уголок для уединения;

2. кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

3. телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;

4. груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;

5. мишени, мешочки с поролоном для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;

6. набор бумаги для разрывания,

7. корзина или кольцо для метания бумаги;

8. коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.

9. стаканчики «одноразовые» для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче

10. стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;

11. волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;

12. шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;

13. дидактическая игра «Собери бусы»;

14. цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;

15. массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;

16. мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

3.3. Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это – Психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, создания хорошего настроения.

Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т. д.

Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.

Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:

(слайд)Примеры психологических речевых настроек :

- Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

 4. Заключительная часть

Завершая работу, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой – «Я заслуживаю…» Счастье редко дается человеку «большим куском», в течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например«Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса»«Я заслуживаю того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т. д. вспомните не менее 5 событий.

Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой«Я заслуживаю.» Это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное место. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.

Рефлексия «Все в твоих руках»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей"

Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый ...

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Модель взаимодействия педагогов в психолого-педагогическим сопровождении развития ребенка с ОВЗ

В материале описаны этапы психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. Взаимодействие специалистов на каждом этапе по сопровождению ребенка....

Выступление на педагогических чтениях Сопровождение ребенка с ОВЗ родителем как эффективная практика создания образовательной среды в условиях ДОУ

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...

Педагогический практикум «Познавательное развитие ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить. Выступление на тему «Педагогическая технология развивающих игр Никитина»

quot; Игры Никитина"развивают у дошкольников -   наглядно-действенное мышление;мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза; цветовое восприятие;способности комбинирования...