"Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей"
методическая разработка по теме

Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый год жизни малыша закладываются основы сенсомоторного аппарата ребенка, эмоциональности, социального контакта. Самым понятным для ребенка общением в этом возрасте является общение через прикосновение, телесный контакт.

Методическая разработка «Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей» раскрывает опыт проведения занятий с детьми данной возрастной группы в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, фитнес инструкторов, молодых мам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx56.66 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогическое сопровождение

развития ребенка от 3х месяцев до 1 года

в условиях учреждения дополнительного образования детей»

методическая разработка

Борисова Наталья Сергеевна

педагог дополнительного образования,

муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»,

город Осинники

2012 год

Автор: Борисова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования

«Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей». Методическая разработка

Известный педагог А.С. Макаренко сказал: «Воспитание начинается с первого вздоха ребёнка, и если мать начала думать о воспитании сына на шестом месяце его жизни, то она опоздала на полгода». В первый год жизни малыша закладываются основы сенсомоторного аппарата ребенка, эмоциональности, социального контакта. Самым понятным для ребенка общением в этом возрасте является общение через прикосновение, телесный контакт.

Методическая разработка «Педагогическое сопровождение развития ребенка от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей» раскрывает опыт проведения занятий с детьми данной возрастной группы в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, фитнес инструкторов, молодых мам.

© Дом детского творчества

© Н.С. Борисова


Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть. Занятие - сказка «Колобок».
  3. Заключение.
  4. Список литературы.

Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. На сегодняшний день очень важно, что и в каком объеме было заложено в детстве, когда человеческий мозг способен максимально активно «впитывать» информацию.

Недостаточно разбираясь в детской психологии и физиологии, родители, зачастую, стремятся «загрузить» малыша сверх его возможностей и делают это, как правило, не последовательно, не системно, «набегами». Они забывают, что в раннем возрасте ребенок не только с легкостью запоминает новую информацию, но и так же с легкостью ее забывает. Поэтому, очень важно чтобы получение новых знаний, умений и навыков носили регулярный характер и были  не очень длинными по времени, что бы мозг малыша не испытывал длительной нагрузки.

В основных направлениях государственной политики в сфере дошкольного образования и перспективах ее развития в Российской Федерации определено, что «В ближайшее время большое внимание будет уделено созданию системы раннего развития детей в возрасте от рождения до 3 лет как особому направлению развития системы дошкольного образования». Система раннего развития детей (от 0 до 3 лет) признается самостоятельным элементом современной модели образования.

Все это, а так же существующий спрос населения нашего города на занятия с детьми данной возрастной группы, привело к необходимости разработать свою дополнительную образовательную программу «Кенгу-ru»  для детей от 3-х месяцев до 1 года, которая поможет родителям умело развивать и воспитывать ребенка в младенчестве. Целью данной программы является укрепление физического здоровья матери и младенца, повышение их эмоциональной взаимосвязи. Программа имеет физкультурно-оздоровительную направленность и разработана с учетом обновления содержания дошкольного образования ее вариативности и гибкого проектирования, на основе программ: «СА–ФИ–ДАНСЕ»; «ФИТНЕС–ДАНС», а также методического пособия «Фитнес для детей и подростков»; «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина, и другой литературы. Программа рассчитана на 72 занятия в течение учебного года, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Целью данной методической разработки является раскрытие опыта проведения занятий для детей от 3х месяцев до 1 года в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Занятие, представленное в основной части данного пособия, для детей 9 месяцев. По плану это занятие проходит во второй половине учебного года. На момент занятия уже пройдены такие разделы программы, как основы дыхательной гимнастики, релаксационная гимнастика, основы оздоровительного массажа, пальчиковые игры.

Возраст 9 месяцев интересен тем, что у ребенка явно начинает проявляться такое качество как самостоятельность. Координация движений  улучшается настолько, что он способен манипулировать с игрушками. Малыш узнаёт своё отражение в зеркале и с удовольствием его рассматривает. Развитие зрения малыша к этому возрасту практически достигло уровня взрослого. Усиливаются проявления эмоциональных реакций. Он становится значительно более самостоятельным и упрямым.

Психическое развитие ребенка в 9 месяцев знаменуется появлением, так называемого страха сепарации - усиления привязанности к маме и тревоги отделения от неё. В это время происходит активное развитие лепета. Лепет и жесты становятся средством общения. Малыш начинает понимать жесты окружающих его людей.

Совершенствуются движения кисти и пальцев. Ребенок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет. Кроме того, он оказывается в состоянии захватывать двумя пальцами мелкие предметы. К 9 месяцам малыш подражает взрослому, понимает речь. Выполняет действия по просьбе взрослого.

Для гармоничного развития ребенка, появление этих новшеств необходимо отслеживать, стимулировать и контролировать, т.е. сопровождать.

Подобные занятия не требуют специальной подготовки малышей и родителей. Особенность занятий заключается в том, что опережение или отставание малыша от возрастных характеристик и показателей этого возраста, не послужат препятствием для их посещения.

Это занятие в своей практике могут использовать педагоги дополнительного образования, воспитатели детских садов, фитнес инструктора и молодые мамы в повседневной жизни.


Основная часть

Ход занятия

Название раздела программы: «Фитнес по сказкам»

Тема: Сказка «Колобок»

По типу практического обучения – это занятие совершенствования умений и навыков.

Вид занятия смешанный.

Способ организация деятельности – коллективный.

На занятии используются имитационные упражнения, как метод обучения.

Цель: содействие укреплению физического здоровья младенца, повышение эмоциональной взаимосвязи мамы и ребенка, развитие мелкой моторики и ранней социализации малыша.

Задачи:  

  1. Развивающие:  
  1. развивать чувство ритма и рифмы, формировать интонационную выразительность речи малыша;
  2. развивать способность к гармоничной двигательной активности ребенка, мышечную память детей;
  3. развивать физические способности малышей (мышцы ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, дыхательные мышц ребенка) и познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие);
  4. содействовать развитию ранней социальной адаптации младенца, приобретению и накоплению социального опыта;
  1. Воспитательные:  
  1. воспитывать позитивное отношение к движению;
  2. привлекать к увлекательному миру музыки, фитнеса и здорового образа жизни.
  1. Обучающие:  
  1. знакомить малыша с первыми словами и понятиями;
  2. совершенствовать двигательные навыки детей, а также исполнительские движения;
  3. содействовать эмоциональному выражению образов своего настроения и чувств через движения;
  1. Оздоровительные:  
  1. оздоравливать организм ребенка через гимнастику, массаж и дыхательные упражнения.

Методическое обеспечение: спортивные коврики, массажные мячи (окружность не более 7 см.), гладкие мячи (окружность не более 7 см.), фитболы.


Вступительная часть:

Приветствие:

Цель: сплочение группы, настрой позитивной эмоциональной связи матери с малышом, обучение основам навыка приветствия, настрой на работу.

Методическое обеспечение: спортивные коврики

И.п.: мамы садятся вкруг, малыши сидят у мам на коленях

Сегодня на занятии мы попадем в сказку, которая называется «Колобок», но сначала мы, по традиции, поздороваемся.

Педагог читает стихотворение, вначале каждой строчки произнося имя ребенка:

- (Дима) Проснулось солнышко и сладко зевнуло,
- (Ваня) Солнышко лучик к тебе протянуло,

( мама протягивает руки  вперед держа в своих руках ручки малыша)

- (Ириша) Солнышко щечку тебе поласкало,

(мамы обнимают и целуют своих малышей в щеки)

- (Анюта) Доброго дня тебе пожелало.

(мама желает доброго дня малышу)

- (Данил) Если хочешь покружиться,

- (Алена) Сперва надо подружиться,

- Руки другу протянуть,

(мама машет ручками малышей соседям справа и слева)

- Улыбнуться не забудь

- Раз ладошка, два ладошка

(мама машет ручками малышей вначале одной, а затем другой ручкой)

- Поздоровались немножко!

2.  Основная часть:

Цель: укрепление физического здоровья малыша, обучение мам основам оздоровительного массажа и дыхательной гимнастики в игровой, сказочной  форме.

Дыхательная гимнастика и массаж

И. п.: ребенок на руках у матери, лицом к ней.

Методическое обеспечение: спортивные коврики

Педагог театрализовано начинает рассказывать сказку и сопровождать ее упражнениями:

- Жили-были старик со старухой.

- Вот и говорит старик старухе:

- Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

(мамы производят круговые надавливания ладонью по спине ребенка, передвигая ладонь по часовой стрелке (дыхательная гимнастика), имитируя движения соответствующие тексту сказки)

- Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

(мамы сжимают кулачки малышей)

- Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

(мамы производят пощипывания  по спине и ягодицам, ножкам и ручкам ребенка (массаж), имитируя движения соответствующие тексту сказки)

Упражнение на фитболе "Туда-сюда на животе" 

Цель: тренировка вестибулярного аппарата, расслабление мышц, массаж грудной клетки малыша, ознакомление с рифмой и развитие чувства ритма.

Методическое обеспечение: фитболы

И.п.: малыши лежат на фитболах на животе.

Педагог продолжает рассказывать сказку:

- Колобок полежал, полежал, взял да и покатился

- с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог,  да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

(малыш лежит на мяче животиком вниз, мама или папа кладут руку ему на спинку, удерживая кроху и покатывая его на фитболе вперед-назад, вправо и влево, потом по кругу)

- Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

 Упражнение «Колобок»

Цель: обучение младенцев простейшим упражнениям пальчиковой гимнастики, развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.

И.п.: малыши сидят на коленях у мам, спиной к ним. У малышей в руках по 1 массажному мячу.

Методическое обеспечение: спортивные коврики, массажные мячи.

Педагог вместе с мамами вместе пропевают слова сказки:

- Я Колобок, Колобок,

- Я по коробу скребен,

- По сусеку метен,

- На сметане мешон

- Да в масле пряжон,

- На окошке стужон.

- Я от дедушки ушел,

- Я от бабушки ушел,

- От тебя, зайца, подавно уйду!

(малыши, с маминой помощью, катают мячик между ладоней, мамы следят, чтобы ребенок распределял пальчики по всей поверхности мячика)

- И покатился по дороге — только Заяц его и видел!

(малыши с помощью взрослого откатывают мяч в сторону корзины)

- Катится Колобок, навстречу ему Волк:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Упражнение на фитболе: "Туда-сюда на спине"

Цель: тренировка вестибулярного аппарата, расслабление мышцы спины, массаж брюшной полости  малыша, ознакомление с рифмой и развитие чувства ритма.

И.п.: малыши лежат на фитболах на спине.

Методическое обеспечение: спортивные коврики, фитболы.

Педагог вместе с мамами поют песенку:

- Я Колобок, Колобок,

- Я по коробу скребен,

- По сусеку метен,

- На сметане мешон,

- Да в масле пряжон,

- На окошке стужон.

- Я от дедушки ушел,

- Я от бабушки ушел,

- Я от зайца ушел,

- От тебя, волк, подавно уйду!

(малыш лежит на мяче, на спине, мама или папа кладут руку ему на живот, удерживая кроху и покатывая его на фитболе вперед-назад, вправо и влево, потом по кругу)

- И покатился по дороге — только Волк его и видел!

- Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

- Колобок, Колобок, я тебя съем!

- Где тебе, косолапому, съесть меня!

Упражнение «Веселый мячик»

Цель: обучение младенцев простейшим упражнениям пальчиковой гимнастики, развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики.

И.п.: малыши сидят на коленях у мам, спиной к ним. У малышей в руках по 1 массажному мячу.

Методическое обеспечение: спортивные коврики, мячи.

Педагог вместе с мамами поют песенку:

- Я Колобок, Колобок,

- Я по коробу скребен,

- По сусеку метен,

- На сметане мешон,

- Да в масле пряжон,

- На окошке стужон.

- Я от дедушки ушел,

- Я от бабушки ушел,

- Я от зайца ушел,

- Я от волка ушел,

- От тебя, медведь, подавно уйду!

(малыши, с маминой помощью, передают мячик из одной руки в другую, мамы следят, чтобы ребенок правильно, всеми пальчиками захватывал и удерживал мяч)

- И опять покатился - только Медведь его и видел!

(малыши откатывают мяч в сторону корзины)

- Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

- Колобок, Колобок, куда катишься?

- Качусь по дорожке.

- Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Упражнение «Подвижная минутка»

Цель: развитие двигательной активности малышей, укрепление физического здоровья.

И.п.: малыши сидят на коленях у мам, спиной к ним.

Методическое обеспечение: спортивные коврики.

Педагог вместе с мамами поют песенку:

- Колобок и запел:

- Я Колобок, Колобок,

(мамы с малышами показывают колобка)

- Я по коробу скребен,

(мамы с малышами имитируют движения по тексту песни)

- По сусеку метен,

(мамы с малышами имитируют движения по тексту песни)

- На сметане мешон

(мамы с малышами имитируют движения по тексту песни)

- Да в масле пряжон

(мамы с малышами имитируют движения по тексту песни)

- На окошке стужон.

(мамы показывают малышу в сторону окна)

- Я от дедушки ушел,

- Я от бабушки ушел,

- Я от зайца ушел,

- Я от волка ушел,

- От медведя ушел,

- От тебя, лисы, нехитро уйти!

(мамы ставят малышей на четвереньки, стимулируют к ползанию, или ведут за ручку по кругу)

- А Лиса говорит:

- Ах, песенка хороша, да слышу я плохо.

(мамы показывают где у малышей ушки)

-Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

(мамы показывают где у малышей носик)

- Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

- А Лиса опять ему:

- Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.

(мамы показывают где у малышей ротик)

- Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — АМ! — и отпустила!

(мамы громко произносят слово: -АМ!, чтобы малыш видел артикуляцию)

  1. Заключительная часть

Цель: подведение итогов занятия, обратная связь с мамами, привитие малышам навыка прощания.

Методическое обеспечение: спортивные коврики.

«Минутка свободной игры»

Цель: ранняя социальная адаптация детей под присмотром взрослых.

И.п.: мамы отпускают малышей, а сами находятся рядом с детьми, ненавязчиво контролируют их игру.

Методическое обеспечение: спортивные коврики.

Педагог задает вопросы: - Сегодня наше занятие прошло под одну из самых детских сказок. Какие-то упражнения или движения, из тех, что были сегодня, вы будете делать дома с детьми? Как Вы чем помогут эти упражнения Вашему ребенку в дальнейшем? …


Прощание.

И.п.: малыши на руках у мам, пары готовы покинуть кабинет.

Педагог рассказывает стихотворение обращаясь к малышам:

- Когда мы увидимся снова?  
- Никто не ответит заранее…
- Сказать остается два слова,
- И мы говорим: «До свидания!»

(педагог по имени обращается к каждому ребенку, машет и говорит «До свидания», мамы учат малыша махать ручкой в ответ).


Заключение

Внимание к своевременному развитию ребенка доступными  возрасту средствами и способами особенно актуальны в ранний период жизни человека. Темпы и интенсивность развития в младенческом и раннем возрасте столь велики, что важны не годы и даже не месяцы, но недели жизни, особенно на первом году жизни. Потери в развитии, допущенные в этот период жизни, трудно компенсируются в последующие годы.

Результатом педагогического сопровождения развития ребенка до 1 года будет являться максимально легкий переход от младенчества к раннему детству. Именно на этом рубеже происходит всплеск самостоятельности малыша, который расходится с его возможностями и как следствие  появляются аффективные реакции, так называемый кризис 1 года.

Подобные занятия помогут родителям установить крепкую эмоциональную связь с ребенком. Умения, приобретенные на занятиях, сделают его более ловким и здоровым, подготовленным вступить в раннее детство.


Список литературы

  1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста 2-е изд., испр. и доп./ А.И. Буренина. – Спб.: ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  2. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость [Текст]: пособие для воспитателей детского сада/ Е.Н. Вавилова. – М.: Просвещение, 1981 .– 96 с.
  3. Вавилова, Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Е.Н. Вавилова. –  М.: Просвещение, 1983 . – 144 с.
  4. Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». Модель 2020. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  5. Карен Клиппинир,  А. Лашаун Дэйл. Фитнес для детей и подростков [Текст]: методическое пособие/ Карен Клиппинир,  А. Лашаун Дэйл. – М.: Федерация Аэробики России, 1997 . – 102 с.
  6. Кильпио Н.Н. Восемьдесят игр для детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ Н.Н. Кильпио. – М.: Просвещение, 1980 . – 148 с.
  7. Крамкина С.В., Белецкая М.М. Ритмическая гимнастика [Текст]: пособие для воспитателя детского сада/ С.В. Крамкина. – М.: Просвещение, 1985 . – 76 с.
  8. Логинова М.И. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее [Текст]: пособие / сост. М.И. Логинова. –  СПб.: Дельта, 1998 . – 208с.
  9. Печора К.Л., Пантюхина В.Г., Голубева Л.Г.  Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]: методическое пособие/ К.Л. Печора, В.Г. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Просвещение, 1986 . – 106 с.
  10. Смирнова Е.О. Детская психология [Текст]: методическое пособие. – М.: «Владос», 2008
  11. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е. Г. СА–ФИ–ДАНСЕ. Танцевально-игровая гимнастика для детей [Текст]:  учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений/ Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина.  –   СПб.: Детство–пресс, 2003 . – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

Педагогическое сопровождение развития ребенка в условиях стандартизации дошкольного образования (из опыта работы)

В статье описан опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, опираясь на духовно-нравственные и социокультурные ценности...

Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).

Четырнадцатый раз на сцене  ДДТ город  Донской проходит детский фестиваль  «Солнечный лучик». В этот раз все увидели  инсценировку, музыкальной сказки  «Дюйм...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...