Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему
В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Организация занятий по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
«Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…»
Джон Хершел
Старшие дошкольники в силу накопленного жизненного опыта способны тоньше воспринимать образную речь автора, более глубоко осознавать смысл произведения, анализировать характеры главных персонажей. Всё это пробуждает подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты.
У старших дошкольников пробуждается подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты
Цели и задачи занятий
Цели занятий чтением в старшей группе:
становление у ребёнка подлинного интереса к книге и внутренней потребности в чтении художественной литературы;
воспитание грамотного и чуткого читателя.
Образовательные задачи:
расширять кругозор, формировать целостную картину мира;
учить слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения;
учить анализировать причины поступков главных героев, видеть скрытые контексты, побуждать рассказывать о своём понимании характеров персонажей;
развивать навыки выразительного чтения стихов, помогать участвовать в ролевых театрализованных играх и инсценировках;
подготовить к всестороннему литературному образованию, организовать первичное знакомство с иллюстрированной книгой, народным творчеством, познакомить с информацией о жанрах произведений, писателях и поэтах.
Развивающие задачи:
эстетическое и нравственное развитие личности ребёнка;
формирование и развитие грамотной литературной речи.
Воспитательные задачи:
воспитывать способность к эмоциональному восприятию произведений литературы;
способствовать формированию литературно-художественного вкуса.
Дети учатся слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения
Педагогические приёмы работы с художественными произведениями
При обучении чтением используются наглядные, словесные и игровые приёмы. Среди наглядных наиболее популярны:
знакомство с автором произведения (демонстрация портрета писателя);
рассматривание и сравнительное описание книжных иллюстраций;
демонстрация и обсуждение тематических презентаций, слайд шоу, видеофильмов, посвящённых тому или другому произведению (это приём желательно использовать после чтения книги);
детский рисунок, как способ передачи впечатлений от услышанной сказки или рассказа.
Словесные приёмы разнообразны и рассчитаны как на работу со всем текстом, так и его частями и даже отдельными словами. Сюда входит:
выразительное чтение по книге или наизусть, ориентированное на закрепление умения слушать, слышать, воспринимать содержание произведения;
рассказывание с элементами свободной импровизации (замена слов, их перестановка);
беседа, которая выстраивается вокруг вопросов, позволяющих определить жанр, сюжет, главную идею произведения, средства художественной выразительности;
выборочное чтение ключевых фрагментов текста книги, что усиливает эмоциональность восприятия и активизирует внимание детей;
пояснение значения незнакомых слов:
замена синонимом в процессе чтения, например, «венец — корона», «лукавый — хитрый»; знакомство с новыми словами во время демонстрации картинок;
обсуждение неизвестных оборотов и словосочетаний во время вводной беседы.
творческие задания на придумывание сюжета, продолжения рассказа, подбор рифмы, сравнительных описаний, эпитетов.
Как игровые приёмы используются всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения):
костюмированная постановка с участием детей;
театральные постановки и игры (настольные, кукольные);
дидактические литературные игры и викторины.
Формы работы, используемые при обучении чтению
Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:
ежедневное чтение различных по жанру произведений;
самостоятельное знакомство детей с книгой в специально оборудованном литературном уголке;
организованные плановые занятия;
непринуждённое общение педагога с детьми на основе художественной литературы во время игр, прогулок, занятий другими видами деятельности;
плодотворное сотрудничество с родителями, популяризация домашнего чтения:
консультационная работа по поводу оптимального выбора литературы для чтения с учётом возрастных особенностей детей;
участие родителей в оформлении книжных выставок, викторин, литературных праздников;
оформление информационных стендов и книжек-передвижек;
проведение открытых занятий для родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературе в старшей группе
Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературе в старшей группе «Чтение сказки Ш. Перро «Золушка»...
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе.
Данный конспект, непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе, был использован для открытого показа студентам Владимирского Педагогического колледж...
Методическая разработка по теме: Развитие эмоций средствами художественной литературы в средней группе детского сада.
Целью представленной работы является обогащение имеющихся у дошкольника знаний об эмоциях и чувствах, используя средства художественной литературы. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоц...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»
Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»Задачи: Формирование умения внимательно слушать и понимать содержание произведения. Закрепление умения определять характер...
Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе.
Материал предназначен для проведения занятий НОД по речевому развитию....
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада...