Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Мишина Людмила Петровна

В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Организация занятий по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»

«Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…»

                                                                                              Джон Хершел

Старшие дошкольники в силу накопленного жизненного опыта способны тоньше воспринимать образную речь автора, более глубоко осознавать смысл произведения, анализировать характеры главных персонажей. Всё это пробуждает подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты.

У старших дошкольников пробуждается подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты

                                       Цели и задачи занятий

Цели занятий чтением в старшей группе:

становление у ребёнка подлинного интереса к книге и внутренней потребности в чтении художественной литературы;

воспитание грамотного и чуткого читателя.

Образовательные задачи:

расширять кругозор, формировать целостную картину мира;

учить слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения;

учить анализировать причины поступков главных героев, видеть скрытые контексты, побуждать рассказывать о своём понимании характеров персонажей;

развивать навыки выразительного чтения стихов, помогать участвовать в ролевых театрализованных играх и инсценировках;

подготовить к всестороннему литературному образованию, организовать первичное знакомство с иллюстрированной книгой, народным творчеством, познакомить с информацией о жанрах произведений, писателях и поэтах.

Развивающие задачи:

эстетическое и нравственное развитие личности ребёнка;

формирование и развитие грамотной литературной речи.

Воспитательные задачи:

воспитывать способность к эмоциональному восприятию произведений литературы;

способствовать формированию литературно-художественного вкуса.

Дети учатся слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения

Педагогические приёмы работы с художественными произведениями

При обучении чтением используются наглядные, словесные и игровые приёмы. Среди наглядных наиболее популярны:

знакомство с автором произведения (демонстрация портрета писателя);

рассматривание и сравнительное описание книжных иллюстраций;

демонстрация и обсуждение тематических презентаций, слайд шоу, видеофильмов, посвящённых тому или другому произведению (это приём желательно использовать после чтения книги);

детский рисунок, как способ передачи впечатлений от услышанной сказки или рассказа.

Словесные приёмы разнообразны и рассчитаны как на работу со всем текстом, так и его частями и даже отдельными словами. Сюда входит:

выразительное чтение по книге или наизусть, ориентированное на закрепление умения слушать, слышать, воспринимать содержание произведения;

рассказывание с элементами свободной импровизации (замена слов, их перестановка);

беседа, которая выстраивается вокруг вопросов, позволяющих определить жанр, сюжет, главную идею произведения, средства художественной выразительности;

выборочное чтение ключевых фрагментов текста книги, что усиливает эмоциональность восприятия и активизирует внимание детей;

пояснение значения незнакомых слов:

замена синонимом в процессе чтения, например, «венец — корона», «лукавый — хитрый»; знакомство с новыми словами во время демонстрации картинок;

обсуждение неизвестных оборотов и словосочетаний во время вводной беседы.

творческие задания на придумывание сюжета, продолжения рассказа, подбор рифмы, сравнительных описаний, эпитетов.

Как игровые приёмы используются всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения):

костюмированная постановка с участием детей;

театральные постановки и игры (настольные, кукольные);

дидактические литературные игры и викторины.

                  Формы работы, используемые при обучении чтению

Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:

ежедневное чтение различных по жанру произведений;

самостоятельное знакомство детей с книгой в специально оборудованном литературном уголке;

организованные плановые занятия;

непринуждённое общение педагога с детьми на основе художественной литературы во время игр, прогулок, занятий другими видами деятельности;

плодотворное сотрудничество с родителями, популяризация домашнего чтения:

консультационная работа по поводу оптимального выбора литературы для чтения с учётом возрастных особенностей детей;

участие родителей в оформлении книжных выставок, викторин, литературных праздников;

оформление информационных стендов и книжек-передвижек;

проведение открытых занятий для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературе в старшей группе

Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературе в старшей группе «Чтение сказки Ш. Перро «Золушка»...

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе.

Данный конспект, непосредственно образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе, был использован для открытого показа студентам Владимирского Педагогического колледж...

Методическая разработка по теме: Развитие эмоций средствами художественной литературы в средней группе детского сада.

Целью представленной работы является обогащение имеющихся у дошкольника знаний об эмоциях и чувствах, используя средства художественной литературы. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоц...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»

   Тема: Чтение Т. Александровой «Домовенок Кузя»Задачи: Формирование умения внимательно слушать и понимать содержание произведения. Закрепление умения определять характер...

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада

Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада...