Ребенок в мире художественной литературы
консультация по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Татьяна Викторовна Крючкова

Возрастные особенности знакомства детей с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_v_mire_hudozhestvennoy_literatury.docx13.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок в мире художественной литературы.

Дошкольное детство невозможно представить себе без книг. Известно, что художественная литература воздействует на нравственное, эстетическое и умственное развитие ребенка. Открывает мир человеческих отношений и чувств, объясняет ребенку жизнь общества, природы. Художественная литература обогащает эмоции детей, развивает мышление, воображение. Дети дошкольного возраста проходят путь понимания литературных произведений от безотчетного эмоционального отклика до понимания  средств выразительности содержания произведения. Такое развитие происходит при донесении литературного произведения до детей, когда их внимание обращается не только на содержание, но также и на выразительные средства языка текста. У дошкольников формируется художественный вкус, появляется избирательное отношение к литературным произведениям. Слушая стихи, сказки  ребенок переживает и волнуется вместе с героями. Понимая и осмысливая литературные произведения, ребенок посредством этого формируется как личность.

Знакомство с литературой в младшей группе осуществляется с помощью стихов, сказок, фольклорных произведений, небольших рассказов. Малышей учат следить за развитием действия в сказке. Особенно привлекают малышей произведения стихотворного жанра, отличительная черта которых ритмичность, музыкальность, четкая рифма. Дети запоминают текст при повторном, многократном повторении и при этом речь малыша обогащается запомнившимися словами и выражениями.

В средней группе продолжается знакомство детей  с художественной литературой. Обращается внимание детей на содержание произведения и на особенности языка, на эпитеты, сравнения. После прочтения важно сформулировать правильно и грамотно вопросы и побуждать детей отвечать на них. Нужно и важно это для того, чтобы помочь ребенку выделить главное, заставить его думать, размышлять.

В старшей группе учат детей замечать выразительные средства при восприятии произведений. В этот возрастной  период  дети способны более глубоко  осмысливать содержание произведения, осознавать особенности художественной формы. При ознакомлении со стихами, стихотворным жанром, необходимо помочь ребенку увидеть и почувствовать красоту и напевность, ритм произведения. Вопросы по прочитанному должны определять понимание ребенком основного содержания и умение оценивать действия и поступки героев.

В подготовительной группе перед педагогами стоят задачи воспитания у дошкольников любви и уважения к книге, развития поэтического слуха, выразительно интонационной речи. Необходимо проводить анализ литературных произведений, при котором дети будут учиться различать жанры, чувствовать особенности языка сказок, басен, стихотворений и рассказов.

Ознакомление с художественной литературой также включает, наряду с целостным анализом произведения, выполнение творческих заданий. Все это положительно влияет на развитие поэтического слуха и творчества детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Ребенок в мире художественной литературы изобразительного искусства и музыки".

Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, жи...

Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы

Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы"...

Ребенок в мире художественной литературы

Программное содержание:1. Развивать связную речь через устное народное творчество;2. Закреплять знание знакомых потешек, сказок;3. Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;4. Упражнят...

Ребенок в мире художественной литературы

Цель: познакомить  детей  с русской народной сказкой «Колобок»,  обратить внимание  на  повторность событий  и действий,  ритмичность мест, песенок. Учить внимательн...

Консультация для родителей Ребенок в мире художественной литературы

Детская литература это искусство и «чтение детям любого художественного произведения должно быть подчинено целям эстетического воспитания»....

Ребенок в мире художественной литературы

Статья о преемственности ДОО и НОО...

Консультация для педагогов "Ребенок 4-5 лет в мире художественной литературы"

После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и ...