Консультация для педагогов "Ребенок 4-5 лет в мире художественной литературы"
консультация по развитию речи (средняя группа)

После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, постепенно развиваются у них представления о некоторых особенностях жанра. (небылицы, загадки, сказки, рассказы).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_4.docx151.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Ребенок 4-5 лет в мире художественной литературы»

После четырех лет у ребенка возникают новые возможности в понимании литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники начинают ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, постепенно развиваются у них представления о некоторых особенностях жанра. (небылицы, загадки, сказки, рассказы).

На пятом году жизни дети осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причины в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения.

Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Ребенок 4-5 лет прежде всего- активный соучастник изображаемых событий. Он внимательно слушает и слышит чтение литературных произведений, устанавливает причинно- следственные связи в тексте. Мысленно он переживает вместе с героями.

Поддержать и развить детскую впечатлительность, эмоциональность- важная задача воспитания.

Рассмотрим приемы, которые наиболее эффективны при восприятии новых литературных произведений, сказок и т.п.

Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - то и рисунки художников в этом произведении. Дети рассматривают иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она.  Педагог расспрашивает об их предположениях, хвалить за догадливость и наблюдательность. Называет произведение.

Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки или рассказа, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

Воспитатель проводить специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Так, перед чтением сказки, рассказа педагог поясняет смысл слов.

Воспитатель сообщает, что собирается рассказать сказку с необычным названием- «Крылатый, мохнатый и масляный». Спрашивает: «Как вы думаете, кто это такие?». Дети отвечая на вопрос, упражняются в умении согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

В данной возрастной группе надо чаще использовать присказки. Желательно, чтобы по своему настрою присказка была связана с произведением.

После чтения (рассказывания) педагог проводить беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, рассказа, правильно оценить поступки, обратить внимание на некоторые сравнения, яркие и точные слова и выражения, предложить детям еще раз зачитать понравившийся эпизод.

В свободное время можно детям предложить раскраски, либо нарисовать самому картинку к этому произведению, сказке.

Участвовать в играх, инсценировках по сюжетам знакомых книг. Выразительно исполнять стихи, знать  тексты хороводных игр, потешек, загадок и других произведений.

И тогда у детей сложатся положительные отношения к книге, они получать удовольствие от общения с книгой, будут стремиться к повторной встрече с ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Ребенок в мире художественной литературы изобразительного искусства и музыки".

Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, жи...

Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы

Данная статья систематизирует и углубляет знания педагогов по теме: "Приобщение ребёнка - дошкольника к миру художественной литературы"...

Ребенок в мире художественной литературы

Программное содержание:1. Развивать связную речь через устное народное творчество;2. Закреплять знание знакомых потешек, сказок;3. Учить отвечать на вопросы воспитателя полным предложением;4. Упражнят...

интегрированное занятие по окружающему миру, художественной литературе и труду по теме: "Как звери готовятся к зиме"

Интегрированное занятие  проводится с детьми 3-4 лет на конец ноября учебного года....

Ребенок в мире художественной литературы

Цель: познакомить  детей  с русской народной сказкой «Колобок»,  обратить внимание  на  повторность событий  и действий,  ритмичность мест, песенок. Учить внимательн...

«ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Художественная литература выступает как фактор громадного значения в деле постижения живой русской речи. Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей все неисчерпаемое богатство родно...

Консультация для родителей Ребенок в мире художественной литературы

Детская литература это искусство и «чтение детям любого художественного произведения должно быть подчинено целям эстетического воспитания»....