статья "Ребенок в мире художественной литературы изобразительного искусства и музыки".
статья (средняя группа) по теме

Крутских Оксана Вячеславовна

Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, живых объектов, явлений, различные сенсорные и эстетические свойства. Воспринимает эмоциональные состояния и настроения близ людей. При активной помощи взрослого осваивает навыки, умения последовательного и внимательного восприятия прекрасного в окружающем и произведениях искусства, может соотносить воспринятое со своими переживаниями и опытом. Различает некоторые жанры и виды изобразительного искусства, средства выразительности.

Имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями. Может создавать выразительный образ, проявляя самостоятельность и активность, элементы творчества в выборе средств выразительности (цвет, материалы, построение изображения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

г.Санкт-Петербург

Пушкинский район

ГБДОУ №36

СТАТЬЯ

РЕБЕНОК В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ

          Составила:

          Воспитатель

                     Крутских О.В.

РЕБЕНОК В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ

статья

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству - как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.

Задачи воспитателя:

- воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентацию на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера: отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам; выражение симпатии и антипатии; правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям;

- формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений;

- развивать художественное восприятие произведений искусства; подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусства; формировать у детей зрительную «насморенность» художественных образов, эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению художественного произведения, способность к соотнесению увиденного с собственными представлениями о красивом, смелом, печальном, радостном, сердитом и др., с образами других видов искусства - музыки, устного фольклора, литературы и др.;

- учить детей сравнивать, сопоставлять изображенное выражение лица человека, его позу с эмоциональным состоянием, перенося эти знания на изображенный художественный образ природы, живых объектов, предметов; прививать навыки активного, последовательного, внимательного рассматривания изображенного образа, способность к элементарному эмоционально-эстетическому суждению и оценке увиденного;

- формировать навыки и умения собственной творческой, изобразительной, декоративной, конструктивной деятельности; при этом особое внимание уделять развитию у детей моторного «алфавита» изобразительных действий: техники деятельности, пространственных ориентировок, представлений о некоторых основных средствах изобразительного языка.

Изобразительное искусство

Представления, навыки, умения, отношение.

Декоративное искусство.

Ребенок должен знать:

- некоторые особенности декоративно-прикладного искусства - искусства создавать красивые вещи и украшать ими дом, одежду; представлять то, что "образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт;

- иметь представления о некоторых видах русского народного декоративно-прикладного искусства: игрушках из глины (дымковская, каргопольская, фшимоновская, оят-ская, тверская), из дерева (богородская, семеновская, полхов-майданская, мезенская, архангельские птицы из щепы); предметах из резной бересты (короба, шкатулки архангельские и шамоготские); росписи разделочных досок (Городец), подносов (Жостово); кружеве (вологодское, киришское, вятское); вышивке (владимирский шов и др.); росписи посуды (новгородская, псковская, оятская);

- иметь первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.

Графика.

Ребенок должен знать и понимать:

- особенности книжной графики: сопровождение текста, раскрытие характеров героев, украшение книги;

- ценность каждой книги и необходимость бережного отношения к ней;

- узнавать изображенные образы, видеть их выразительность, соотнося с определенным текстом;

- иметь представления о некоторых особенностях цвета, рисунка (выразительность линий, форм, передающих движение, позу образа), изобразительной манере художников Е. и Н. Чарушиных, Н. Кочергина, Т. Юфы, Т. Мавриной, М. Митурича и др.; о назначении иллюстрации и о тех, кто ее создает.

Живопись.

Ребенок должен:

- иметь представление о том, что художественные картины относятся к искусству живописи; отличать живопись от графики;

- знать жанры живописи: натюрморт, его виды (цветы, плоды, овощи, предметы быта); пейзаж, его виды (ландшафт в разные сезоны года, городской, морской); портрет (детский, женский, мужской, автопортрет; разные портреты по композиции: лицо, погрудные, портреты с изображением разных поз; по колориту, передающему яркие эмоциональные состояния);

- уметь эмоционально откликаться на образное содержание произведений живописи, сопереживать настроению художественных образов, узнавать жанры живописи, ориентироваться в некоторых средствах выразительности (рисунок, передающий с помощью линии, штриха движение, позу, жест, мимику героя; цвет как средство передачи эмоционального состояния, настроения, отношения автора к изображаемому; выделение главного на плоскости листа цветом, положением в пространстве).

Скульптура.

Ребенок должен уметь отличать скульптуру от живописи; особенности ее содержания и средств выразительности (объемность, статика и движение; значимость самого материала, из которого выполнена скульптура); знать виды скульптуры (малая пластика, декоративная), их назначение; авторов скульптуры.

Художественная деятельность

Представления, изобразительные навыки и умения, отношение.

Ребенок должен:

- иметь представление об особенностях изобразительной деятельности: изображении, украшении, постройке;

- знать общие, типичные, характерные и некоторые индивидуальные признаки предметов и явлений природы и человека; проявление в них сенсорных, эстетических качеств и свойств (разнообразие форм, размеров, пропорций, фактуры; цветовые тона и их свойства; теплая и холодная, контрастная гамма; изменение цвета в зависимости от сезона, времени дня, состояния освещенности);

- уметь в рисунке, лепке выразительно передавать образы объектов окружающего миря
(овощи и фрукты, сооружения, машины, деревья, кустарники и цветы, животные и человек); изображать типичные и некоторые индивидуальные, характерные признаки предметов
и явлений
(например: все лиственные деревья имеют ствол, толстые и тонкие ветки, листья, но они могут быть разными - высокими и низкими, тонкими и толстыми, с большом
и маленькой кроной; листья разные по цвету в зависимости от сезона; у зайчика длинные ушки и короткий хвост);

- видеть общее и отличное в похожих объектах изображения (например: петушок и курочка, воробей и синичка, елочка маленькая и старая ель);

- уметь применять обобщенные способы, лежащие в основе изображения ряда образов
(например, у бегущих животных - зайчика, белочки, лисички, кошечки и др. - туловище может быть изображено в виде дуги; у сидящих животных - в виде овала);

- использовать для большей выразительности образа изображения позы, движения,
жестов, различных деталей;        

- применять цвет как средство передачи состояния, характера образа (добрый – злой,
теплый - холодный и др.)
 и своего отношения к герою или явлению (нравится - не нравится);

- уметь правильно располагать изображение на листе бумаги (вертикально, горизонтально), строить планы (по всему листу, два плана: небо земля, близко - далеко); выделять главное цветом, положением на листе бумаги, размером;

- рисуя сказочные образы, передавать признаки сказочности (необычность цветовой
характеристики, окружающей среды, одежды и т. д.);

- в сюжетном изображении передавать взаимосвязь пространственную, временную; в декоративном изображении (рисовании, аппликации, лепке) нарядно украшать предметную основу (шарфик, шапочку, и др.), геометрическую, обозначаемую предметно (например, круг поднос, квадрат - платочек и др.), с помощью ритма, чередования и простейшей симметрии цветовых пятен, геометрических элементов узора, в лепке - путем налепов и узора, выполненного стекой;

- уметь соотносить элементы узора с природными образами; в аппликации уметь создавать нарядные, декоративные обобщенные образы, соотнося их по цвету с фоном;

- приобретать навыки и умения собственной творческой изобразительной деятельности.

Воспитатель побуждает детей к творческой активности, самостоятельности и инициативности, подводит их к пониманию необходимости выражения своего отношения к изображаемому, помогает овладеть изобразительными, декоративными и конструктивными навыками и умениями.

Технические навыки и умения, отношение.

Рисование.

Ребенок должен уметь:

- отбирать материалы, инструменты и способы изображения в соответствии с создаваемым образом (например, при изображении одуванчика его легкость, воздушность лучше передать цветными карандашами, мелом);

- правильно использовать формообразующие движения, соотносить качество движений с создаваемым образом (легкость, плавность, размах, нажим на различные инструменты), проводить узкие и широкие полосы (концом кисти и плашмя), кольца, точки, дуги, мазки, трилистник (тройной мазок из одной точки);

- составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон из синего и желтого), разбеливать основной тон для получения более светлого (например, красный с добавлением белого дает розовый тон); накладывать одну краску на другую, штриховать цветным карандашом, фломастером, мелком, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы (например, гуашь и восковые мелки, уголь).

Аппликация.

Ребенок должен:

- пользоваться ножницами, резать по прямой линии (для создания лесенки, заборчика и др.), перерезать квадрат по диагонали (крыша, парус и др.), срезать углы у прямоугольника (лодочка, крыша дома и др.), делать косой срез (ель, ракета), вырезать округлую форму из квадрата, прямоугольника (яблоко, помидор, огурец и др.);

- уметь создавать аппликационный образ путем обрывания (определенной геометрической основы) и составления его из частей с последовательным наклеиванием.

Создание объемного образа в лепке (овощи, фрукты и др. предметы питания, животные и птицы, простейшее изображение человека).

Ребенок должен уметь:

- действовать различными способами (из целого куска глины, комбинированным и конструктивным);

- освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска (клюв и хвост птички), соединение частей, прижимая и примазывая их (голову к туловищу, ручку к чашке и т. д.), украшение с помощью стеки и налепов.

Конструирование из готовых геометрических форм.

Ребенок должен уметь:

- создавать варианты знакомых сооружений из готовых геометрических форм (брусков, кирпичиков, призм, цилиндров) и тематического конструктора;

- анализировать объект, видеть основные части и детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм;

- выполнять постройки: мосты, машины, здания, гаражи (3-4 темы и 5-6 вариантов каждой темы);

- варьировать постройки в длину, ширину, высоту, соблюдая заданный принцип конструкции;

- осваивать способы замещения форм, придания им устойчивости, прочности; использование перекрытий, замыкания пространства.

Конструирование из бумаги.

Ребенок должен освоить обобщенные способы, с помощью которых можно создавать различные поделки: два способа складывания квадрата (по диагонали и пополам) с совмещением сторон и углов, отглаживанием сгиба (платочки, фартучки, шапочки, почтовые открытки, конверты, вагончики, дома и пр.), приклеиванием к основной форме деталей (колеса -к вагончику, трубу - к дому.и др.).

Конструирование из природного материала.

Ребенок должен:

- уметь видеть образ в природном материале (сучках, плодах, шишках и др.), ее образ из частей; использовать для закрепления частей клей, пластилин; творчески дополнять изображение деталями; замысливать образ, отбирать самостоятельно средства выразительности, способы создания изображения; планировать работу, дружно работать вдвоем, втроем.

- испытывать удовлетворение от своей хорошо выполненной работы и работы товарищей; проявлять потребность создавать прекрасное и украшать им дом, детский сад, да близким, вносить его в игры и др.

Уровни освоения программы.

Низкий. У ребенка есть представления о процессе художественной деятельности, на некоторых видах искусства. Ребенок владеет материалами и инструментами, но создаваемый образ маловыразителен. При активной позиции взрослого может проявить творчество и элементарно высказать собственную оценку воспринимаемого.

Средний. Ребенок проявляет интерес и желает общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит типичные и некоторые характерные признаки предметов, живых объектов, явлений, различные сенсорные и эстетические свойства. Воспринимает эмоциональные состояния и настроения близ людей. При активной помощи взрослого осваивает навыки, умения последовательного и внимательного восприятия прекрасного в окружающем и произведениях искусства, может соотносить воспринятое со своими переживаниями и опытом. Различает некоторые жанры и виды изобразительного искусства, средства выразительности.

Имеет представления о процессе создания изображения, этапах, их последовательности, способах деятельности, материалах и инструментах. Владеет техническими, изобразительными навыками и умениями. Может создавать выразительный образ, проявляя самостоятельность и активность, элементы творчества в выборе средств выразительности (цвет, материалы, построение изображения).

Высокий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает от этого радость и удовольствие. Видит свойства предметов, живых объектов и явлений, знает многообразные эстетические и сенсорные признаки, которые делают их красивыми или некрасивыми.

Может общаться по поводу искусства, давая эмоционально-эстетическую оценку.

Обладает достаточно качественными техническими и изобразительными навыкам и умениями, способами различных видов изобразительной деятельности, позволяющими создавать выразительные и интересные образы. Проявляет самостоятельность и творческую инициативу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД -КОНСПЕКТ по познавательно – речевому развитию ( образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе. Тема: « Берёза – белая подруга"

Тема: "БЕРЁЗА - БЕЛАЯ ПОДРУГА."Цель: 1.  Приобщать  детей к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического  вкуса .2.  Обогащать музыкал...

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой, с искусством, музыкой и рисованием "Иван-царевич и серый волк"

Знакомя детей с творчеством художников, мы тем самым поддерживаем у детей интерес не только к искусству живописи, но и к  устному народному творчеству....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.

Конспект занятия по изобразительной  деятельности с использованием нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства- пластилинографии.Для детей старшего дошкольного возраста...

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа.

Развитие творческого воображения и художественно-творческих способностей детей средствами изобразительного искусства и музыки в процессе продуктивной деятельности. Подготовительная группа....

«Восприятие окружающего мира и произведений изобразительного искусства как основа детской художественной деятельности»

Творческая деятельность ребенка начинается с живого созерцания — восприятия, в процессе которого он глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Таким образом, объективной основой...

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди». (на основе интеграции художественной литературы изобразительной деятельности и музыки)

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельностидля детей старшей группына тему «Путешествие в сказку Гуси-Лебеди».(на основе интеграции художественной литературыизобразительной деятел...