Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой, с искусством, музыкой и рисованием "Иван-царевич и серый волк"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Знакомя детей с творчеством художников, мы тем самым поддерживаем у детей интерес не только к искусству живописи, но и к  устному народному творчеству. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытое интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой, с искусством, музыкой и рисованием

Цель:

Поддерживать интерес детей к художественной литературе, воспитывать любовь к    русскому народному устному творчеству;

Расширять знания детей о творчестве художника В.М.Васнецова;

Учить использовать в речи слова, характерные для сказки (кафтан, чащоба, трясина и  

 т.д.);

Учить высказывать собственное мнение при рассматривании картины;    

Учить передавать сюжеты, отдельных персонажей по сказке «Иван- царевич и серый  

волк»;

Формировать у детей эстетическое восприятие;

Воспитывать умение понимать сказочные эпитеты (Иван-царевич, Елена  

Прекрасная, серый волк).

 Звучит музыка.

В. Ребята, понравилась вам эта музыка? Какое настроение она у вас вызывает?

(Загадочное, волшебное, ожидание чуда). Эту музыку написал П.И.Чайковский.

В-ль: Вспомните, какую сказку мы с вами читали недавно.

Дети: «Иван-царевич и серый волк».

В-ль: Есть ли автор у этой сказки?

Дети: Нет, это русская народная сказка. Ее сочинил народ.

В-ль: Ребята, а как узнать, что речь идет не о стихотворении, не о рассказе, а о сказке? Дети: В сказке есть волшебство, может быть то, что в жизни не встретишь.

В-ль: Какими словами начинаются сказки?

Дети: «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».)

В-ль: Давайте вспомним, как начинается наша сказка.

Жил-был царь Берендей, у него было три сына;

В-ль: Правильно. Начало сказки называется «зачин».

А какими словами заканчивается сказка?

Дети: «И я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить – поживать и добра наживать».

В-ль: Верно, ребята, вы назвали «концовки» русских сказок.

А какое волшебство может происходить в русских сказках?

Дети: царевна превращается в лягушку, животные разговаривают, ковер летает,).

В.   Есть ли в нашей сказке волшебные помощники?

(Ответы детей).

 В.  Кто главный герой сказки?

      Что попросил царь у сыновей?

       Кто помогал Ивану - царевичу?

       Почему Серый волк стал помогать ему?

       Почему Иван-царевич нарушил запрет Серого волка?

       Что сделали братья?

        Какие они?

        Кто спас Ивана-царевича?

     

Физкультминутка.

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри.

(Дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу.)

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.

(Наклоны вперед.)

Выставляю репродукцию картины В.М.Васнецова «Иван-царевич на сером волке».

В.  Ребята, художник Виктор Михайлович Васнецов нарисовал вот такую картину.

Виктор Михайлович с детских лет наслаждался сказками, которые ему рассказывали бабушка и дедушка.

Чтение стихотворения И.Сурикова (читает ребенок).

И начну у бабки

Сказки я просить,

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал…

И во сне мне снятся

Чудные края.

И Иван-царевич-

Это будто я.

Картины на сказочные сюжеты В.М. Васнецов писал на протяжении всей жизни, и особенно много в последние голы. Прежде всего он старался раскрыть суть народной сказки, заключенное в ней понимание добра и зла.

В-ль: О ком эта картина?

Дети: О волке, Иване-царевиче, Елене Прекрасной.)

В-ль: Как можно догадаться, что это Иван-царевич?

Дети: По одежде. (Одет в кафтан)

В-ль: Расскажите об одежде и лицах героев.

      Как вы думаете, почему они такие испуганные? Какое у них настроение?

      Что с ними могло случиться?

      Какой пейзаж окружает героев? Почему?

      Пейзаж, окружающий героев, грустный, тревожный. Чащоба леса сумрачна, она      

      готовит героев к разлуке на всю жизнь.

      Как вы думаете, откуда и куда едут герои?

      Давайте вспомним то место из сказки, которое послужило художнику темой

      картины?

     Читаю отрывок из сказки: «Помчался Серый волк с Иваном-царевичем, с Еленой      

     Прекрасной, обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом  

     заметает».

           Среди темного леса, где громадные стволы сплелись ветвями, охраняя тайну дремучей чащобы, фигуры Ивана и Елены в златотканых, расшитых жемчугом одеждах, возникают как два волшебных клубка.

Огромный волк мчит Ивана-царевича и Елену Прекрасную как ветер. Отлетающий на узорной перевязи меч Ивана-царевича, подчеркивает это стремительное движение. Под ними разворачивается вся красота земли - пруд с кувшинками, незабудки, ирисы. Внизу у самого края картины – лягушка, может быть, тоже царевна… Внезапно расцвело на их пути нежное яблоневое дерево. Оно как напоминание о том, с чего началась сказка: о яблоне с золотыми яблоками, к которым повадилась прилетать Жар-птица. А еще эта, распустившаяся яблоня, символизирует победу добра над злом. Сказка и реальность в картине перепутались: такие могучие деревья не растут из воды, да  и внезапно выросшие цветы не цветут одновременно. Но мы знаем: волшебная кисть художника может творить чудеса.

 

Физкультминутка для глаз.

В-ль: Ребята, а если бы вы рисовали картину, какой бы сюжет нарисовали? (Ответы детей)

А теперь попробуйте каждый нарисовать свой сюжет к сказке, постарайтесь, чтобы были разные рисунки.

Давайте скажем волшебные слова: «Кисти, краски, помогите, сказку нам нарисовать!» А еще нам будет помогать музыка. Музыка и песня сопровождали всегда русского человека в труде. А нарисовать сюжет к сказке - это труд. (Дети рисуют. Звучит музыка)

В.Молодцы, вы все хорошо потрудились. Каждый придумал свой сюжет. Отличные рисунки получились у вас. (Выставка рисунков)

                                                 ГОУ 2316 ЮВОУО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, С ИСКУССТВОМ, МУЗЫКОЙ  И РИСОВАНИЮ.

                            ТЕМА: ИВАН –ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК.

                                                                                        Подготовила и провела Тюлина Л.М.

                                                Москва 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

Конспект интегрированного занятия по: ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день».

Интегрированное занятие по   ознакомлению с художественной литературой  в средней группе детского сада. По программе М.А. Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"....

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»

Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. С.Пушкина...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»

Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...

Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой, рисованию для 2 младшей группы. Тема: «Цыплёнок» К. И. Чуковский

Программное содержание:- учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки;- расширить словарный запас детей и активизировать его;- продолжать формировать интерес к изобразительному искусству;- ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепке с детьми с ТМНР "Потешки"

Дети в игровой форме знакомятся смалыми  фольклорными произведениями (потешками). На занятии обыгрываются потешки, дети лепят оладушки из пластилина...