Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Идрисова Наида Валерьевна

 

Программные задачи: 
Образовательные 

• Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о 
произведениях русских писателей. 
* Учить детей ассоциировать содержание художественных произведений с 
определенным цветом. 
* Обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости. 
Равивающие 
* Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок 
появления героев в сказках. 
* Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к 
существительному. 
* Развивать речь, воображение, фантазию, мышление, умение действовать 
согласованно. 
* Развивать сенсорные чувства. 
Воспитательные 
* Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному 
творчеству. 
* Закреплять умение ориентироваться в добре и эле. 
Оборудование: 
Фланелеграф со схемой к сказке «Репка», сундук, шарик с письмом, цветик-семицветик (на стойке), лепесточки цветика-семицветика, шапочка лисы, корзинка, иллюстрации к сказкам, карточки с изображением сказочных персонажей, лепестки для оценки занятия детьми, подарки детям.

 

Ход занятия:


Дети входят в зал. Садятся на стульчики 

Воспитатель: Здравствуйте ребята!Посмотрите к нам пришли гости. Поздороваемся с ними! Сегодня среда, зимний месяц февраль. Сегодня у нас занятие ознакомление с художественной литературой, тема: «Цветик-семицветик». Занятие не обычное, а сказочное. 

Ребята, нам пришло письмо. Кому же оно адресовано? (читает). Детям старшей группы. Это вам сейчас я его прочитаю: 
«Дорогие ребята! Я - домовёнок Кузя! Живу в вашем детском саду, охраняю его по ночам. А днём мне так нравится слушать, как вы поёте добрые песни, слушаете сказки! Вот я решил сделать вам подарок. 
Подарок мой лежит на дне 
В моем волшебном сундуке 
Открыть сундук поможет, дети, 
Волшебный цветик-семицветик. 
Как листочки соберете, подарок мой тотчас возьмете! 
Вот, так домовёнок Кузя! Задал нам загадку! Сундук стоит, на нём замок весит. А замок-то и правда непростой - — это же серединка цветочка. Значит, если мы найдем лепестки цветика-семицветика, сможем открыть сундучок. Готовы ли вы к путешествию? Но на чём мы отправимся в путь? У нас нет ни машины, ни поезда, ни корабля. Зато у нас есть топ-топ-тобус! 
Речевая игра «По лесной тропинке» 
По лесной тропинке (шагают друг за другом) 
В сказку мы пойдём. 
Цветик-семицветик 
Быстро соберём. 
Веточки березы (качают руками) 
Ласково шуршат. 
Лес чудес и сказок, 
Принимай ребят! (кланяются) 
Где ты, лепесточек (выглядывают поочередно из-под правой и левой руки)                            Найдём тебя, дружочек! 
Помоги цветок собрать, 
Все загадки отгадать! (хлопают в ладоши). 
Воспитатель: Мы пришли с вами в сказку. Посмотрите, здесь расцвел цветик-семицветик. Он подскажет нам, какого цвета лепесток нужно найти. Начнем с этого лепесточка. Какого он цвета? 
Дети: Желтый 
Воспитатель: Ребята, какое время года напоминает этот цвет? 
Дети: Осень. Воспитатель: Конечно! Желтый цвет напоминает красавицу осень. Что делают люди осенью в огороде? 
Дети: Осенью люди в огороде собирают урожай. 
Воспитатель: посмотрите, какая непонятная картинка. Что на ней изображено? Может быть сказка? 
Дети: Сказка «Репка». 
Воспитатель: Кто из героев изображен на схеме? 
Дети: Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. 
Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием, и получаете жёлтый лепесток. 
Воспитатель: Какого цвета лепесток будем искать следующий. 
Дети: Синего цвета. 
Воспитатель: Синий цвет, как бескрайнее море. В каких сказках встречается море? 
Дети: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»                                                    Воспитатель: Мы с вами сейчас превратимся в волны морские и поиграем в игру «Море волнуется раз!» 
Море волнуется — раз! 
Море волнуется — два! 
Море волнуется — три! 
Морская фигура замри! 
Воспитатель: Ребята, а вот и синий лепесточек. Молодцы! 
Воспитатель: Скажите, какого цвета листок будет следующим? 
Дети: Оранжевый. 
Воспитатель: Как по- другому можно назвать оранжевый цвет? 
Дети: Рыжий. 
Воспитатель: Кто же в русских народных сказках самый известный рыжий герой? 
Дети: Лиса. 
Воспитатель: Назовите сказки, в которых мы встречаем лисичку?                                               Дети: Сказки «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Лисичка — сестричка и серый волк», «Лиса и кувшин», «Лисичка со скалочкой», «Рукавичка» и другие. 
Дети, к нам сегодня пришла лисичка (ребёнок), чтобы с нами поиграть. Лисичка выполнит ваше поручение, если попросите вежливо. 
Например: «Лисичка, пожалуйста, покачай головой,,,» 
(Дети играют с лисой). 
Воспитатель: Лисичка, что же ты принесла нам в корзинке? 
Лиса: Оранжевый лепесточек. 
Воспитатель: Спасибо, лисичка. Теперь у нас есть оранжевый лепесточек. Какого цвета лепесточек будет следующим? 
Дети: Зеленого цвета. Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою новую загадку: «И попала стрела 
Ивана Царевича в самое болото. . .» Отрывок из какой сказки вы сейчас 
услышали? 
Дети: Отрывок из русской народной сказки «Царевна Лягушка». 
Воспитатель: Можно ли эту сказку назвать зеленой? Почему? 
Дети: Главная  героиня лягушка, она живёт в зеленом болоте. 
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в веселых лягушек? 
Дети: Да. 
Воспитатель: Тогда повторяйте за мной: 
Вправо — прыг, 
Влево—прыг 
И потерли ушки. 
Мы теперь не дети, 
Мы теперь — лягушки! 
На болоте две лягушки, две весёлые подружки, 
Утром умываются, чисто вытираются. 
Влево, вправо наклоняются 
И обратно возвращаются. 
Ручками хлопают, ножками топают. 
Вот здоровья в чем секрет, 
Всем друзьям большой привет. 
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом). 
Воспитатель: Подарю лягушкам я зелёный лепесток, 
Чтобы вы быстрей собрали свой цветок! 
Какого цвета лепесток следующий? 
Дети: Фиолетовый цвет. 
Воспитатель: Ребята, посмотрите, стрелки фиолетового цвета ведут сюда (к 
ширме) Значит, здесь спрятан фиолетовый лепесток. Поиграем в игру 
«Подбери слово». В этой сказке (показ): 
1. Баба Яга злая, а Машенька (добрая). 
2. Волк доверчивый, а лиса (хитрая). 
3.  Собака и медведь трусливые, а петух (смелый). 
4. Теремок маленький, а Медведь (большой). 
5.  Баба Яга страшная, Василиса (прекрасная). 
 Сказки вы все отгадали 
И сравнения назвали 
И за правильный ответ 
Фиолетовый вам цвет. 
Ребята, какого цвета лепесток следующий? 
Дети: Черного цвета. 
Какой странный цвет — чёрный. Как вы думаете, что он олицетворяет — добро или зло? 
Дети: Зло 
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: я буду загадывать загадки, если ответ на загадку — добрый персонаж, то вы захлопаете в ладоши, а если злой -затопаете. 
-Он чемпион по кровожадности, 
Он рекордсмен по беспощадности. 
Он страх наводит на детей, 
Он злой разбойник... (Бармалей). 
- Лечит маленьких детей 
Лечит птичек и зверей. 
Сквозь очки на всех глядит 
Добрый... (доктор Айболит). 
- Белая у злодея до пят борода, 
В театре всех кукол он мучил всегда. 
«Подайте мне плётку!» гремел его бас. 
Скажите скорее, кто он? (Карабас). 
- Это что за очень странный, 
Человечек деревянный? 
Всюду нос суёт он длинный. 
Кто же это? (Буратино). 
Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. Получаете черный лепесток. 
Какого цвета лепесток будет следующий? 
Дети: Красного цвета. 
Воспитатель: Назовите сказку Ш. Перро о маленькой девочке в имени которой есть красный цвет. 
Дети: Красная Шапочка. 
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Подбери пару» и поможем Красной Шапочке и другим героям сказок найти свою пару. Пока играет музыка, мы пойдем по коврику, музыка остановится — образовываем пару из картинок. 
Ребята, вы так весело играли, получите красный лепесток. Вы молодцы! Хорошо потрудились и собрали все лепестки цветика — семицветика. Теперь замок на сундуке открывается, а в нём подарки для детей. (Дети получают подарки). 
Воспитатель: Что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей)  Вывод. На этом наше занятие закончилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы на тему: «Литературная викторина по русским народным сказкам»

Конспект занятия - викторины по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: "Пересказ рассказа Скребицкого Г.А. "Весна" с добавлением последующих событий".

Познакомила детей с биографией Скребицкого Г.А. автора рассказа "Весна". Побуждала детей эмоционсально воспринимать образное  содержание художественного текста, учила подбирать слова о весне .Всп...

конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙВ    СРЕДНЕЙ ГРУППЕНА ТЕМУ:«ДРУЖБОЙ НАДО ДОРОЖИТЬ»...

Конспект интегрированного занятия по экологии и художественной литературе в подготовительной группе на тему «Лис и мышонок»

Расширить кругозор и представления детей о подготовке лесных жителей к зиме, узнать, что поможет хищникам (лисе) добывать пищу в зимнее время, где найдут еду травоядные (мышь)....

Конспект НОД по социальному миру (чтение художественной литературы) в старшей группе В.Катаев "Цветик - семицветик"

Конспект занятия по социальному миру в старшей группе на тему В.Катаев "Цветик - семицветик"...

План-конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему: "Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Цель: Расширить и обобщить знания детей о творчестве К.И. Чуковского.Задачи:1. Способствовать воспитанию устойчивого интереса детей к творчеству писателя, закрепить знания о прочитанных сказках.2. Раз...