Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему:
«Александр Сергеевич Пушкин – биография»
Подготовительная к школе
Цели:
Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А.С. Пушкина
Демонстрационный материал:
Портрет А. Пушкина; книги сказок с крупными иллюстрациями;
аудиокассеты с записями сказок А. Пушкина
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством А. Пушкина; чтение его сказок, просмотр мультфильмов по сказкам А. Пушкина.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычное занятие посвящённое дню памяти Александра Сергеевича Пушкина. Мы с вами много читали произведений, а также смотрели мультфильмы и прослушивали сказки Пушкина.
Вот сегодня и вспомним, а может быть и узнаем что-то новое о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Биография великого русского поэта и писателя Пушкина Александра Сергеевича началась 6-ого июня 1799-ого года в Москве. Ещё с момента рождения его знаменитое будущее было предопределено – он рос в литературной среде. Его родной дядя был известным поэтом, среди гостей которого можно было встретить Карамзина, Дмитриева, Жуковского и многих других известных деятелей литературы.
Отец Пушкина, человек образованный, был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. А маленький Пушкин смирно сидел где-нибудь в уголке и внимательно слушал.
Ребенок читает стих:
Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено.
На холме домик мой; с балкона
Могу сойти в веселый сад.
Где вместе Флора и Помона
Цветы с плодами нам дарят. . .
Воспитатель:
Огромное влияние на становление личности Пушкина оказала его няня Арина Родионова, которой поэт в будущем посвятит немало своих произведений. В основу некоторых из них лягут сказки, которые няня рассказывала маленькому Александру Сергеевичу. Эту добрую женщину поэт будет вспоминать, и любить всю свою жизнь.
Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Она открыла для него красоту русской речи, ее удивительную образность и напевность. И потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать.
К семи годам он уже хорошо говорил и читал по-французски, и даже сам сочинял небольшие пьесы на французском языке.
Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты, Саша, не спишь?» - спросили его. А он ответил: «Сочиняю стихи».
Ребенок читает стих:
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...
Воспитатель:
Одиннадцати лет его увезли в Петербург и отдали в новое, только что открытое учебное заведение - Лицей, который находился в Царском Селе. На его торжественном открытии в актовом зале у стола, покрытого красным сукном с золотой бахромой, стояли первые воспитанники Лицея - тридцать мальчиков в одинаковых синих мундирах в обтяжку, высоких сапожках; тут же были преподаватели и гости. Говорили речи; потом мальчиков вызывали по списку, знакомились с ними.
Ребенок читает стих:
Вы помните, когда возник Лицей,
И царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…..
Воспитатель:
Его одноклассниками были знаменитые в будущем люди – Антон Дельвиг, Иван Пущин, Вильгель Кюхельбекер и другие. С этими ребятами Пушкин будет дружить и общаться всю свою жизнь, он будет посвящать им свои стихи. Именно в Лицее Александр Сергеевич Пушкин начинает писать свои первые стихотворения. Одно из них – «К другу-стихотворцу» было напечатано в 1814-ом году, когда Пушкину было всего 15 лет.
Ребенок читает стих:
Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!
Воспитатель:
Пушкин любил Лицей, своих учителей и однокашников, нашел среди них друзей на всю жизнь. Все воспитанники много читали, издавали рукописные журналы, пробовали и сами писать.
Ребенок читает стих:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастье куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Воспитатель:
Когда Пушкин закончит Лицей (1817-ый год), он переедет в Петербург, где поступит на службу в коллегию иностранных дел. В это время он начинает тесно общаться с другими литераторами, посещает различные салоны, приходит в светское общество. И уже спустя три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
Ребенок читает стих:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету...
Воспитатель:
Задорный и шутливый талант Пушкина Александра Сергеевича проявился в написании эпиграмм на различных людей. Именно из-за них его отправят в ссылку на юга. В ссылке, в 1823-ьем году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин», который принесёт Пушкину великую славу.
9 февраля поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, и был смертельно ранен. 10 февраля великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин умер.
Ребенок читает стих:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья:
Судьбы свершился приговор.
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь...— Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас как светоч дивный гений,
Увял торжественный венок.
Воспитатель:
С каждым годом вы будете узнавать все больше и больше произведений А.С.Пушкина, по-новому, по-взрослому поймете их и научитесь, как сказал его друг, «отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях».
Ребята, а давайте сделаем своё Лукоморье и оно будет нам напоминать о этом занятии.
Я предлагаю вам разделится на пять команд :
1 будет лепить- избушку на курьих ножках и Бабу-Ягу
2 будет лепить - Русалку
3 лепит – Дуб
4 лепит – кота и золотую цепь
5 лепит – Кощея и сундук.
Воспитатель подсказывает, какой прием лучше применить при лепки предметов, какой цвет лучше подобрать.
Собирается композиция из вылепленных предметов.
И читается отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - Лукоморье
Вот и закончилось наше занятие.
Что вам больше всего запомнилось о жизни А.С.Пушкина?
(ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по: ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день».
Интегрированное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе детского сада. По программе М.А. Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»
Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению с художественной литературой ТЕМА: «В мире сказок А.С. Пушкина». для детей средней группы.
"В мире сказок А.С.Пушкина"...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепке с детьми с ТМНР "Потешки"
Дети в игровой форме знакомятся смалыми фольклорными произведениями (потешками). На занятии обыгрываются потешки, дети лепят оладушки из пластилина...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и коллективной аппликации в подготовительной группе
Тема: «Сказки дедушки Корнея»...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой через театрализованную деятельность в средней группе "В мире трудолюбия"
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой через театрализованную деятельность в средней группе "В мире трудолюбия"...