Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему: «Александр Сергеевич Пушкин – биография»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Галактионова Ирина Геннадиевна
Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А. С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект итогового интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепкой на тему:

«Александр Сергеевич Пушкин – биография»

                                                                                   

         Подготовительная к школе

Цели:

Создать эмоционально - положительное настроение у детей; активизировать литературную память дошкольников; обогатить представления о жизни и творчестве А.С. Пушкина

Демонстрационный материал:

Портрет А. Пушкина; книги сказок с крупными иллюстрациями;

аудиокассеты с записями сказок А. Пушкина

Предварительная работа:

Знакомство с творчеством А. Пушкина; чтение его сказок, просмотр мультфильмов по сказкам А. Пушкина.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня у нас необычное занятие посвящённое дню памяти Александра Сергеевича Пушкина. Мы с вами много читали произведений, а также смотрели мультфильмы и прослушивали сказки Пушкина.

Вот сегодня и вспомним, а может быть и узнаем что-то новое о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Биография великого русского поэта и писателя Пушкина Александра Сергеевича началась 6-ого июня 1799-ого года в Москве. Ещё с момента рождения его знаменитое будущее было предопределено – он рос в литературной среде. Его родной дядя был известным поэтом, среди гостей которого можно было встретить Карамзина, Дмитриева, Жуковского и многих других известных деятелей литературы.

Отец Пушкина, человек образованный, был знаком со многими русскими писателями, которые часто бывали у него в доме, говорили о литературе, читали свои сочинения. А маленький Пушкин смирно сидел где-нибудь в уголке и внимательно слушал.

Ребенок читает стих:

Мне видится мое селенье,

Мое Захарово; оно

С заборами в реке волнистой,

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

На холме домик мой; с балкона

Могу сойти в веселый сад.

Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами нам дарят. . .

Воспитатель: 

Огромное влияние на становление личности Пушкина оказала его няня Арина Родионова, которой поэт в будущем посвятит немало своих произведений. В основу некоторых из них лягут сказки, которые няня рассказывала маленькому Александру Сергеевичу. Эту добрую женщину поэт будет вспоминать, и любить всю свою жизнь.

Первые колыбельные песни Пушкин услышал от Арины Родионовны. Она открыла для него красоту русской речи, ее удивительную образность и напевность. И потом всю жизнь поэт собирал и записывал русские песни, любил их слушать.

К семи годам он уже хорошо говорил и читал по-французски, и даже сам сочинял небольшие пьесы на французском языке.

Как-то он лег спать и долго не засыпал. «Что ты, Саша, не спишь?» - спросили его. А он ответил: «Сочиняю стихи».

Ребенок читает стих: 

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

То чудится тебе...

Воспитатель:

Одиннадцати лет его увезли в Петербург и отдали в новое, только что открытое учебное заведение - Лицей, который находился в Царском Селе. На его торжественном открытии в актовом зале у стола, покрытого красным сукном с золотой бахромой, стояли первые воспитанники Лицея - тридцать мальчиков в одинаковых синих мундирах в обтяжку, высоких сапожках; тут же были преподаватели и гости. Говорили речи; потом мальчиков вызывали по списку, знакомились с ними.

Ребенок читает стих: 

Вы помните, когда возник Лицей,

И царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей…..

Воспитатель: 

Его одноклассниками были знаменитые в будущем люди – Антон Дельвиг, Иван Пущин, Вильгель Кюхельбекер и другие. С этими ребятами Пушкин будет дружить и общаться всю свою жизнь, он будет посвящать им свои стихи. Именно в Лицее Александр Сергеевич Пушкин начинает писать свои первые стихотворения. Одно из них – «К другу-стихотворцу» было напечатано в 1814-ом году, когда Пушкину было всего 15 лет.

Ребенок читает стих: 

Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!

Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;

За лаврами спешишь опасною стезей

И с строгой критикой вступаешь смело в бой!

Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,

Забудь ручьи, леса, унылые могилы,

В холодных песенках любовью не пылай;

Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!

Воспитатель:

Пушкин любил Лицей, своих учителей и однокашников, нашел среди них друзей на всю жизнь. Все воспитанники много читали, издавали рукописные журналы, пробовали и сами писать.

Ребенок читает стих: 

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастье куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Воспитатель:

Когда Пушкин закончит Лицей (1817-ый год), он переедет в Петербург, где поступит на службу в коллегию иностранных дел. В это время он начинает тесно общаться с другими литераторами, посещает различные салоны, приходит в светское общество. И уже спустя три года, Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».

Ребенок читает стих:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русской дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету...

Воспитатель:

 Задорный и шутливый талант Пушкина Александра Сергеевича проявился в написании эпиграмм на различных людей. Именно из-за них его отправят в ссылку на юга. В ссылке, в 1823-ьем году поэт садится за написание романа «Евгений Онегин», который принесёт Пушкину великую славу.

9 февраля поэт стрелялся на дуэли с Дантесом, и был смертельно ранен. 10 февраля великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин умер.

Ребенок читает стих:

Погиб поэт! — невольник чести —

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор,

И жалкий лепет оправданья:

Судьбы свершился приговор.

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь...— Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас как светоч дивный гений,

Увял торжественный венок.

Воспитатель:

С каждым годом вы будете узнавать все больше и больше произведений А.С.Пушкина, по-новому, по-взрослому поймете их и научитесь, как сказал его друг, «отыскивать его, живого, в бессмертных его творениях».

Ребята, а давайте  сделаем своё Лукоморье и оно будет нам напоминать о этом занятии.

 Я  предлагаю вам разделится на пять команд  :

1 будет лепить- избушку на курьих ножках и Бабу-Ягу

2 будет лепить -  Русалку

3 лепит – Дуб

4 лепит – кота и золотую цепь

5 лепит – Кощея и сундук.

Воспитатель подсказывает, какой прием лучше применить при лепки предметов, какой цвет лучше подобрать.

Собирается композиция из вылепленных предметов.

И читается отрывок из  поэмы «Руслан и Людмила» - Лукоморье

 Вот и закончилось наше  занятие.

Что вам больше всего запомнилось о жизни А.С.Пушкина?

(ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по: ознакомлению с художественной литературой. Тема: «Готовимся встречать весну и Международный женский день».

Интегрированное занятие по   ознакомлению с художественной литературой  в средней группе детского сада. По программе М.А. Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду"....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»

Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и лепке с детьми с ТМНР "Потешки"

Дети в игровой форме знакомятся смалыми  фольклорными произведениями (потешками). На занятии обыгрываются потешки, дети лепят оладушки из пластилина...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «Путешествие в страну сказок»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой через театрализованную деятельность в средней группе "В мире трудолюбия"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой через театрализованную деятельность в средней группе "В мире трудолюбия"...