"Что за чудо, эти русские сказки"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Уткина Оксана Николаевна

Досуг по русским народным сказкам для детей подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkie_skazki.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования города Москвы

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа №1133»

«Что за чудо, эти русские сказки»

Досуг по русским народным сказкам

для детей  подготовительной группы

                                                                                           Подготовила и провела

                                         воспитатель Уткина О.Н.

Москва

Цель:

- углублять знание русских народных сказок, понимание их значения для русского человека;

- воспитывать уважение к народному творчеству, к быту и культуре народа, осознание себя частью этого народа;

- развивать интерес к народному творчеству, желание самому приобщиться к нему.

        Воспитатель: Ребята, мы собрались с вами сегодня по очень важному делу. Поступило сообщение, что какие-то монстры, порождение больного электронного мозга, решили захватить нашу планету, нашу землю. И знаете, что они придумали? Они хотят сделать своими помощниками вас, детей. Не верите? Правда, правда. И они уже приступили к работе. Они делают все, чтобы забыли дети свой родной язык, свои песни, свои обычаи, сказки своего народа, родителей своих и родную землю. И тогда станут они управлять нашими детьми и захватят планету.

Думаете, что это все «бабушкины сказки»?

Бабушка: Кто здесь вспомнил бабушку? Что у вас случилось, внучата?(Дети отвечают).

Да, пришла беда нежданно-негаданно.

А ведь было такое уже на Руси. Правда, давно было, а может, и не было, только мне рассказывала моя бабушка, а ей – ее бабушка, что было это в глубокую старину, оттого и назвали эту историю былиной.

Было на Руси много славных богатырей, а самым славным среди них был Илья Муромец. Один против вражеской рати мог устоять. И как не сунутся враги на землю Русскую, всюду отпор получали. Но случилось так, что богатыри разъехались на дальние границы, а малый вражеский отряд тайком проник на нашу землю и захватил в плен женщин да детей малых. И среди пленных оказались жена и сын Ильи Муромца.

Узнал об этом Тугарин – хан и возрадовался. Задумал он дело темное, небывалое. Решил он забрать сынка малолетнего у матери да и вырастить его по своим законам – обычаям, чтобы забыл отца и мать родных, чтобы язык родной забыл, а землю Русскую чужой считал.

Рос Сокольничек красивым, сильным, рослым. И то сказать отец – то был сам Илюшенька. Силу свою богатырскую он сыну при рождении передал. Хан обучил его всем богатырским премудростям. И стал Сокольничек самым сильным воином у хана. Увидела его однажды мать пленная, узнала, стала звать, плакать. Но оттолкнул ее Сокольничек, не почувствовал родной крови, нищенкой убогой обозвал.

Рассмеялся от радости Тугарин – хан. Пора посылать войско на Русь. Пора Сокольничку сразиться с Ильей Муромцем.

И встретились они на поле боя. Долго бились. И стал молодой Сокольничек побеждать Илюшу. Припал богатырь к родной земле, и мать – сыра земля вдохнула новые силы в Илью Муромца. Прижал он Сокольничка и хотел уже погубить его, да заметил он на пальце у него кольцо заветное, что надел ему при расставании. И узнал сына своего. И рассказал ему, кто он есть, чьего рода-племени. Простил он Сокольничку все и пошли они освобождать из плена мать и всех остальных.

Вот так чуть было не случилась беда на Руси великой. А вы говорите: «Бабушкины сказки». Может быть, вы считаете, что не нужны они, сказки. Или нужны? (Ответы детей).

Правильно, ребята. В них собрана вся мудрость нашей земли. Они учат добру, рассказывают о том зле, которое есть в нашей жизни. Но всегда, во всех сказках добро побеждает зло, хорошие добрые люди и их дела всегда бывают вознаграждены.

Знаю я, ребята, как победить врага незваного. Да вот справитесь ли, не отступите?

Представьте себе, что именно от вас, от простых детей зависит судьба планеты. Надо всем доказать, что знаете вы сказки народные, понимаете и бережете мудрость своих предков. А раз вы не забыли и чтите старину нашу, так за вами все богатыри русские. И не оставят они вас, поможет вам в трудную минуту мать – земля русская.

В добрый путь, ребята.

1 испытание

- Как возникли сказки?

- Чем они от рассказов отличаются?

Воспитатель: Молодцы, ребята. И еще обратите внимание на то, что нигде не встречаются унылые и скучные герои. Давайте и мы покажем этим монстрам, что ничего не боимся, живем – веселимся, да песни шуточные распеваем.

Русская народная песня «Во деревне – то было в Ольховке»

2 испытание

Воспитатель: А теперь пора показать всем, как вы знаете и любите русские сказки.

Викторина

Стр. 163 «Энциклопедия праздников».

(Можно предложить родителям узнать по рисункам детей название сказки).

Воспитатель: Ребята, вы показали хорошее знание сказок. Но к вам на помощь прилетела популярная звезда русских сказок. Попробуйте угадать, кто это?  (Ответы детей)

Правильно, это – Баба – Яга!

Баба – Яга: Что испугались? Не знаете, что ли как надо с бабушкой разговаривать? Конечно, вежливо поздороваться, о здоровье спросить. А я вам игру принесла.

Эстафета «Баба – Яга»

3 испытание

Магазин сказочных вещей:

- 2 кувшинчика с живой и мертвой водой;

- ковер – самолет;

- ларец со смертью Кощея;

- хвост волка;

- посох Деда Мороза;

- клубочек;

- скатерть – самобранка.

Дети подходят и говорят о назначении этих вещей.

Воспитатель: Ну а теперь, гости дорогие, вам слово. Знают ли наши дети русские народные сказки? Не посрамили мы Землю нашу? (Слово родителям).

А мы вам хотим на прощание частушки спеть, веселые да озорные.

Кто сказал – частушки вроде

В наши дни уже не в моде?

Да и разве дело в моде,

Если любят их в народе?

Дети поют частушки

Коль от Мурманска до Кушки

Весь народ поет частушки,

Значит жив еще народ,

Ни за что не пропадет.

Воспитатель: А сейчас наша скатерть – самобранка развернулась, и мы приглашаем всех по русскому обычаю попить с нами чайку из самовара.

Литература

  1. Героические былины русского народа.
  2. «Энциклопедия праздников», автор – составитель – Чудакова Н.В., Москва, 1997 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра – викторина «Чудо - дерево» по сказкам К.И.Чуковского для детей 4-7ле

В статье представлен сценарий игры – викторины «Чудо – дерево». Эта игра – викторина позволяет в увлекательной форме познакомить дошкольников с творчеством К.И.Чуковского. Цель: показать детям удивит...

"ЧУДО - КАПЕЛЬКА" Музыкальная сказка о нотах

Музыкальная сказка о нотах "Чудо - капелька" для детей старшего дошкольного возраста...

Авторское многофункциональное пособие "Чудо варежка" к сказке "Рукавичка"

Авторское многофункциональное пособие "Чудо варежка" к сказке "Рукавичка"...

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа

Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Русские сказки (мини-викторина)».Цель. Познакоми...