Организация домашнего чтения
проект по художественной литературе (подготовительная группа)

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать», – писал Дидро. И был, безо всякого сомнения, прав. Ведь при чтении книг формируется образное мышление, что благотворно сказывается на развитии личности в целом. Книга учит «культуре ума», заставляет глубже мыслить, наполняет память, тренирует внимание и дисциплинирует ум. Дети же, которые не начинают читать, теряют возможность развивать свой интеллект. Они не расширяют свой запас знаний и не нагружают мозг настолько, насколько это необходимо. 
Установлено, что у не приученного к чтению ребенка наблюдается низкий уровень речи, ограниченный словарный запас, а в разговоре часто проскакивают вредные словечки вроде «вот», «это», «ну». Ребенок, читая, становится грамотным, он неосознанно запоминает правильное написание слов, употребление их в предложении. Кроме того, чтение – это источник хорошего чувства юмора. 
Современный ребенок большинство времени проводит у телевизора, просмотр которого дает пассивное восприятие информации и не учит прилагать волевые усилия при работе. Не читающий ребенок не получает возможности развивать текстовое мышление. Причины этого различны. В последние десять лет изменился сам рынок книг. На обложках большинства современной литературы для детей находятся либо монстры, либо картинки, наполненные скрытой, а порой и неприкрытой эротикой. К тому же изменился характер ритма жизни. Дети с раннего детства привыкают к восприятию больших объемов информации за короткое время. У большинства современных детей есть установка спешить по жизни. Эта установка негативна, так как спешка, как и в народных пословицах, так и по научным фактам, приводит к стрессам и сбоям в деятельности. 
Ребенок, который не читает ничего, кроме учебников, вряд ли вырастет грамотным и эрудированным человеком. Даже аттестат о среднем образовании не сделает его образованным. И школа вряд ли его приучит к так называемому «внеклассному» чтению: она лишь спросит с него базовый уровень знаний, заданный программой, но читать «для себя» не заставит. 
В течение ряда лет я работаю над вопросом повышения педагогической компетентности  родителей. А изучив проблему и актуальность семейного чтения и учитывая ,что это направление приоритетно в этом учебном году родилась идея организации  системы взаимодействия с семьёй по развитию семейного чтения. Поэтому мной был разработан проект  «Организация домашнего  чтения ». Активное участие родителей в реализации проекта позволяет ребенку чувствовать неподдельный интерес родителей к его жизни. А родители в процессе взаимодействия с ребенком в то же самое время учатся лучше понимать его.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Организация семейного чтения» Выполнила: Смирнихина Елена Викторовна воспитатель МКДОУ д /сад № 195

Слайд 2

Актуальность проекта : Кризис чтения в стране, падение интереса к книге и чтению . Международные исследования основных навыков грамотного чтения у старших школьников: -умение выделить главную мысль текста - 71% , -умение находить заданную информацию в тексте - 77% -понимание связности и последовательности событий –63 % Среди учащихся не справились с заданием по определению главной мысли текста - 51%. Фактически количество "плохо" читающих детей в возрастной категории от начальных классов к старшим увеличивается, пополняя армию элементарно неграмотных.

Слайд 3

Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом разработана и принята «Национальная программа поддержки и развития чтения» на 2007-2020 годы

Слайд 4

В программе отмечено, что от уровня культурной компетенции граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безопасность и конкурентоспособность страны.

Слайд 5

Традиция семейного чтения вслух

Слайд 6

Цель проекта: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха.

Слайд 7

Задачи нашего проекта : 1. Способствовать сближению родителей и детей через семейное чтение. 2. Воспитывать у взрослых и детей любовь к художественному слову, книге, литературе. 3. Развивать у детей и взрослых поэтический слух, интонационную выразительность речи, способность чувствовать художественный образ. 4. Воспитывать в дошкольнике будущего читателя.

Слайд 8

Анкета для родителей Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты. Ваше мнение для нас очень важно. 1. Есть ли у Вас дома детская библиотека? (Да, нет) 2. В Вашей детской библиотеке преобладают познавательные книги, сказки, стихи? (Нужное подчеркнуть) 3. Часто ли Вы покупаете ребенку книги? (Часто, редко) 4. Чем Вы руководствуетесь при покупке книги ребенку? - просматриваю содержание, - учитываю возраст ребенка, - выбираю книгу по иллюстрациям, - покупаю случайно. 5. Как часто Вы читаете ребенку книги? - ежедневно, - раз в неделю, - два-три раза в месяц, - раз в год, - другое (написать)____________________________________________________

Слайд 9

7 .6. По чьей инициативе Вы читаете книги? -по просьбе ребёнка; -по своей инициативе 7. Как Вы узнаете, внимательно ли слушал ребенок художественное произведение? - спрашиваю, что нового он узнал из прочитанной книги, - обсуждаю поступки героев, - предлагаю пересказать содержание. 8. Есть ли у ребенка любимые художественные произведения? (Да, нет, затрудняюсь ответить. Если есть, напишите какие.) ______________________ _____________________________________________________________________ 9. Рассказывает ли Вам ребенок о художественных произведениях, с которыми он познакомился в детском саду? (Да, нет 10. Какова, по Вашему мнению, роль книги в развитии ребенка? (Напишите ) Спасибо!

Слайд 10

Родительское собрание «Как организовать семейное чтение?» Цель собрания : помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, как залог их жизненной судьбы.

Слайд 11

Советы для родителей. • Чаще говорите о ценности книги; • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи; • Вы главный пример для ребенка, и если хотите, чтобы ваш ребенок читал, значит, стоит тоже некоторое время проводить с книгой; • Посещайте вместе библиотеку, книжные магазины; • Покупайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию; • Радуйтесь успехам ребенка, а на ошибки не заостряйте внимание; • Обсуждайте прочитанную книгу среди членов семьи; • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги; • Чаще устраивайте семейные чтения. Чтение для детей должно стать ежедневной привычкой , стать необходимостью .

Слайд 12

Литература для чтения с детьми 6 – 7 лет дома Для детей 6-7 лет среди всех жанров художественной литературы на первом месте всё еще сказки, только к народным добавляются и авторские. Поэтому их можно познакомить с творчеством Эдуарда Успенского, со смешными рассказами Н. Носова. Детям следует покупать яркие книги с крупным шрифтом и множеством красивых картинок, сюжет книги должен быть интересным, чтобы ребенку захотелось дочитать до конца. Надо учитывать, каковы герои, к чему они стремятся, как поступают, чему у них может поучиться ваш ребёнок. Воспитывать нужно на добрых книгах, без страшных событий, с хорошим финалом. Книга в таком возрасте должна доставлять удовольствие. Выбирая книгу, обращайте внимание на количество диалогов в произведениях, ведь вы сможете читать по ролям. Примерный список книг, но выбирать вам. Народные сказки о животных. Рассказы Н.Носова. «Живая шляпа» и др. Н.Сладков « Бежал ёжик по дорожке». В.Бианки « Лесные домишки», «Чей нос лучше?»,«Первая охота» и др.рассказы. М.Зощенко «Показательный ребёнок», « Умные животные». Бытовые сказки разных народов (о смекалке и сообразительности) Сказки Ш.Перро « Красная Шапочка», «Кот в сапогах». А. Барто « Стихи». В.Осеева « Волшебное слово». Г-Х . Андерсен « Дюймовочка ». «Гадкий утёнок». «Цветы маленькой Иды» … Д. Мамин-Сибиряк « Алёнушкины сказки». А.Линдгрен «Малыш и Карлсон , который живёт на крыше». В.Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик- семицветик ». П.Бажов «Серебряное копытце». ДЖ. Родари «Приключение Чиполлино ». Г. Осер «Котёнок по имени Гав», «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке» и др. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот». «Каникулы в Простоквашино », «Меховой интернат».

Слайд 13

Знакомство с известными детскими писателями

Слайд 15

«Сказка о царе Салтане »

Слайд 16

Выставка книг « Моя любимая книга»

Слайд 17

Благотворительная акция «Книга в новый дом»

Слайд 18

Конкурс « Придумай свою сказку» Ю.Г. Каратаева «Игрушки и дети»

Слайд 19

«Книга выходного дня»

Слайд 20

Индивидуальный проект «Где живут книги»

Слайд 21

«Новость выходного дня» экскурсия в библиотеку

Слайд 23

Промежуточные результаты: - повысилась активность участия родителей в жизни группы;

Слайд 24

-повысилась заинтересованность детей не только в чтении художественной литературы , но и в обсуждении прочитанного;

Слайд 25

-наши дети участвовали в конкурсе чтецов

Слайд 26

Перспектива: 1. Сказка «Игрушки и дети». 2. «Вечер поэзии». 3. Создание своей библиотеки в группе. 4. Ввести традицию группы: «Книжное дерево».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы родителям по организации домашнего чтения

1.    Показывать ребенку, что чтение вслух оставляет вам удовольствие.2.    Демонстрируйте ребенку уважение к книге.3.    Во время чтение сохраняйте ...

Организация домашнего чтения

Консультация для родителей по созданию детской библиотеки...

Взаимодействия воспитателя с семьей по организации домашнего чтения

В статье есть советы как приблизить ребенка к книге как полюбить читать книги...

Организация домашнего чтения

В век информационных технологий интерес к чтению заметно убывает. Даже уже в дошкольном возрасте предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, интернет, которые могут уд...

рекомендация для родителей: Организация домашнего чтения.

Рекомендация для родителей: организация домашнего чтения...

организация домашнего чтения

Материал поможет родителям организовать домашнее чтение...

Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семьях»(найдено в интернете)

Анкета для родителей  «Организация домашнего чтения в семьях»...