Организация домашнего чтения
методическая разработка по теме

Консультация для родителей по созданию детской библиотеки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_domashnego_chteniya.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И СЕМЬИ

В ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ

        Как установили исследователи, в период становления русской литературы, с 11 до середины 13 века, произведений для детей не было, во всяком случае, до нас не дошло ни одного памятника такого рода. Скорее всего, взрослые и дети имели в своем распоряжении одни и те же книги. В основном это были переводы византийских произведений, знакомившие восточных славян с христианством.

        В круг детского чтения входили поучения, жития святых.

        Широкое распространение имели апокрифы – полукнижные, полународные сказания на религиозные темы, основанные на преданиях и мифах рассказы о библейских и евангельских лицах, христианских святых, событиях ветхозаветной и новозаветной истории. Например, среди апокрифов немало было таких, которые повествовали о детстве Иисуса, Девы Марии, святых.

        Для совместного чтения с детьми рекомендовались также фрагменты из летописей, легенды и сказания, военные и бытовые повести.

        Иллюстрации к подобным библейским повествованиям, печатные гравюры с картинками и текстом, описывающие картины воинской славы, важные события, народные развлечения и обычаи, бытовые сценки, народный календарь, сказки, песенки и даже политические сатиры легли в основу лубочной литературы.

        Первым детским писателем, известным современным исследователям, можно назвать переводчика и дипломата Дмитрия Герасимова, который оставил первое высказывание о специфике детской книги: «Якоже мати младенца питает от сосцу млеком, а не жестокими брашны, аще бо не сушим ему зубом, сице и учитель в толику меру достигших учеников, не мудрая и хитрейшая истазает их вопрошая, но легчайшая и препростейшая». Иными словами, он провозгласил основополагающий принцип обучения: от простого к сложному.

Сам Д. Герасимов перевел и переложил для детей учебник латинской грамматики «Донатус» (1491). Ему принадлежат и самые ранние из известных ученым записи двух народных сказок.

Среди дошедших до нас первопечатных книг второй половины 16 века известно двенадцать детских. В основном, это книги для учения и учебного чтения, их называли азбуками или грамматиками. Первую печатную детскую книгу – азбуку – издал Иван Федоров во Львове в 1574 году. Его азбука, как и другие подобные книги, делилась на три части. В первой помещался алфавит и первые упражнения для чтения; вторая часть содержала сведения по грамматике; а третья служила хрестоматией: там помещались тексты для чтения. Такое построение азбук сохранилось до наших дней.

Первые стихи, написанные для детей, тоже связаны с азбукой. В печатной азбуке 1634 года помещены вирши, или стихи Савватия – справщика Московского печатного двора. Они представляют собой обращение взрослого к ребенку с наставлениями трудолюбия, послушания и хорошей учебы.

Так в 30 – 40-х годах 17 века зарождается поэзия для детей.

Наставник юного царя Алексея Михайловича, Симеон Полоцкий, создает стихотворный сборник «Вертоград многоцветный», который представляет собой своеобразную поэтическую энциклопедию, где стихи расположены по алфавиту, как в некоторых азбуках. В ней встречаются сведения обо всем, что есть интересного, редкого в истории и современности. Во многих стихах восхваляются просвещение, знания, книжная премудрость.

Наставник будущего Петра первого, Карион Истомин, продолжает данную традицию. В своих стихах он рассказывает царским детям о двенадцати науках, о правилах поведения для детей. Например, в «Книге вразумления стихотворными словесы» автор использует прием воображаемого диалога: поэт от имени Бога, Божьей Матери и матери царевича, Натальи Кирилловны, обращается к царевичу с наставлениями, а тот отвечает.

Вслед за поэзией начинается становление прозы для детей. Перерабатываются и сокращаются (адаптируются) русские  воинские повести: «Сказание о Мамаевом побоище» (о Куликовской битве), «Повесть об осадном сидении донских казаков», семейно-бытовая «Повесть о Петре и Февронии» и т.д.

Рукописные пособия по истории и «Грамматика малая» Кариона Истомина, изданные им «Лицевой букварь» (1694), «Букварь языка словенска» (1696), «Повесть об Иване Воине» (1696) составляют первый на Руси комплект учебных книг для детей. Их особенность – в единстве научной мысли и искусства.

В петровскую эпоху новые книги издаются сравнительно мало, в основном, сохраняются традиции минувшего века. Самая известная светская книга того времени – «Юности честное зерцало» (1717). Просветитель, сподвижник Петра, Феофан Прокопович написал для детей «Краткую русскую историю» и «Первое учение отрокам» - еще один свод назиданий и правил для детей.

Середина 18 века особенно скудна на детские книги. Некоторый подъем наметился только в последней трети века, в пору правления Екатерины Второй. Огромную роль здесь сыграли такие выдающиеся деятели, как Н.И. Новиков, Н.Г. Курганов, А.Т. Болотов, Н.М. Карамзин.

Н.И. Новикову принадлежит честь организации первого в России журнала для детей – «Детское чтение для сердца и разума». Журнал выходил с 1785 по 1789 год еженедельно как бесплатное приложение к газете «Московские ведомости» и был адресован детям от 6 до 12 лет. Здесь можно было найти познавательные статьи, повести и рассказы, пьесы и сказки, забавные истории, басни, загадки и остроумные шутки, написанные правильным разговорным языком, эмоционально и живо. Большая часть произведений для детей Н.М. Карамзина (сказки «Илья Муромец» и «Дремучий лес», повесть «Бедная Лиза» и др.) тоже была напечатана в этом журнале.

«Детское чтение для сердца и разума» заложило важнейшие традиции отечественной детской периодики: энциклопедизм в сочетании с художественностью, уважение, доверие к сознанию ребенка, правдивость и оптимистический тон.

В начале 19 века складывается целый круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие. Например, А. Ишимова перерабатывает «Историю России в рассказах  для детей» для более младшего возраста и издает под названием «Бабушкины уроки, или Русская история для маленьких детей».

На это же время приходится появление теории и критики детской литературы. В трудах В.Г. Белинского было доказано, что детская литература является высоким искусством, к которому приложены строгие критерии народности, гуманизма, образности, что детская книга должна служить не только предметом развлечений или обучения, но и важным средством духовного развития ребенка. Так была поставлена высокая планка для детских писателей следующих эпох.

В детскую книгу приходят крупные художники, нередко выступающие как соавторы писателей-популяризаторов. Они закладывают традиции иллюстрированных энциклопедий.

Начало этому типу изданий было положено еще в 18 веке. Тогда не раз переиздавалась, например, энциклопедия чешского педагога Яна Амоса Коменского «Мир в картинках». Появляются и оригинальные энциклопедии.

Одним из основоположников русского энциклопедизма в детской литературе является Константин Дмитриевич Ушинский. Учебные книги К.Д. Ушинского («Детский мир и хрестоматия», «Родное слово» и др.) энциклопедичны по охвату и многообразию включенных материалов. Здесь начала всех наук: естествознания, географии, биологии, зоологии, логики, истории.

К.Д. Ушинский считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом человеке, частях его тела, о домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях, минералах, воздухе, воде. Делалась установка на активную работу мысли и чувств ребенка. Педагог стремился систематизировать понятия и представления, «уже существующие в детском уме», однако при этом преследовал в своих учебно-методических и учебных книгах не только образовательные, но и художественные цели. «В душе дитяти, - писал он, - с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ, развитие ума будет дружно с развитием фантазии и чувства; логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение, и, наоборот, поэзия выражения закрепит самую мысль».

Традиционное для русской литературы реалистическое направление продолжает развиваться и в 20 веке с прежней силой.

Одни писатели продолжают традиции учебной литературы для детей, стремятся отображать конкретные факты, приобщить детей к науке (М. Ильин, В. Бианки, а также и Б. Житков – в своих научно-популярных произведениях).

Для других писателей оказывается характерно стремление к эпическим обобщениям, советской символике, поэтизации действительности (А. Гайдар, Ю. Олеша, Б. Житков, М. Пришвин и др.). Оживает детская драматургия благодаря пьесам С. Маршака, Е. Шварца, Т. Габбе, С. Михалкова. Важным шагом вперед становится сочинение пьес с расчетом на исполнение самих детей.

В 1921 году создается Институт детского чтения. Здесь рассматриваются насущные вопросы развития литературы для детей: традиции и новаторство, роль сказки, критерии оценки детской книги, ее язык, содержание, герои. В дискуссиях принимают участие как видные писатели (М. Горький, С. Маршак, К. Чуковский), так и ученые, педагоги, критики, издательские работники. Со статьями о детской литературе выступают даже государственные деятели – А.В. Луначарский, Н.К. Крупская и др.

Н.К. Крупская в статье «К вопросу об оценке детской книжки» высказывает требования к детской книге:

  1. Книга должна расширять понятия ребенка о социальных отношениях,
  2. В ней должны быть «выпукло и рельефно» изображены типы людей, их характеры и события, в которых они участвуют;
  3. Все это должно быть дано в «ярко выраженном драматическом движении».

К.И. Чуковский, в свою очередь, формулирует «Заповеди для детских поэтов» (в книге «От двух до пяти»). Детский         писатель, по мнению автора, должен учиться у народа, который в течении «многих веков в своих песнях и сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку». Второй учитель детских поэтов – сам ребенок.  «Прежде, чем обращаться к нему со своими стихами, необходимо изучить его вкусы и потребности, выработать правильный метод воздействия на его психику».

                Зрительный образ и звук должны составлять единое целое, «быть графичными» - из каждого двустишия должен получиться рисунок. «Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью, - гласит заповедь поэта. – У ребенка мысль пульсирует заодно со стихами».

                Стихи должны быть игровыми. Они должны содержать в себе музыку и пляску. Почему именно это требование выдвигает  К.И. Чуковский? Детское зрение воспринимает не качества вещей, а их движение, их действия, поэтому сюжет стихов должен быть подвижен, разнообразен; ритм – подвижен и переменчив, однако рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии друг от друга. Детям трудно воспринимать несмежные рифмы.

                Итак, к произведениям для детей нужен особый подход, но чисто литературные достоинства их должны оцениваться по тем же самым критериям, что и любое художественное произведение. «Поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!» - это одна из последних заповедей К.И. Чуковского.

                Как критико-биографическое издание в 1932 году был организован журнал «Детская литература». Здесь стали появляться статьи ведущих критиков, литературоведов, педагогов того времени: В. Шкляровского, Б. Бегака, В. Смирновой, Л. Разгона, О. Капицы, А. Бабушкиной. Эти материалы отражали возраставший интерес к вопросам теории и истории детской литературы, к перспективам ее развития. Поэтому в журнале были созданы разделы «Теория и история детской литературы», «Трибуна работника детской книги», «Критика и библиография».

                В это время перед писателями и педагогами были поставлены сходные воспитательные и образовательные задачи: заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определение круга чтения для детей дошкольного возраста. Конечно же, решение этих задач было невозможно без участия ученых. В связи с этим нельзя не упомянуть таких исследователей, как И.П. Мотяшов, Т.Д. Полозова, А.В. Дановский, Л.В. Долженко и др.

                На разработку методики ознакомления детей дошкольного возраста с литературными произведениями оказали влияние труды А.М. Леушиной, Е.Ф. Флериной, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Л.М. Гурович, М.М. Алексеевой, А.И. Максакова и др.

                На современном этапе исследования психологов и педагогов, методистов дошкольного образования можно условно разделить на два направления:

  1. Изучение возможности использования книги в процессе организованного обучения в ДОУ или в школе.

На это направлены соответствующие разделы по ознакомлению с художественной литературой в комплексных программах: «Истоки» Л.А. Парамоновой, «Детство» И.В. Логиновой, Т.И. Бабаевой, «Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста», разработанная под редакцией д. п. н. Л.А. Парамоновой, и другие.

В дополнении к ним могут быть использованы специальные парциальные программы литературного образования детей («Знакомим дошкольников с литературой» О.С. Ушаковой и Н.В. Гаврилина и т.д.). В некоторых подобных программах (например, «Синтез искусств в эстетическом воспитании» О.А. Куревиной и Л.С. Васильевой) выделяются даже специальные разделы по формированию междисциплинарных связей художественной литературы с другими видами искусства:

  1. «Формирование представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусства»,
  2. «Формирование навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства»,
  3. «Знакомство с жанром многообразия искусства»,
  4. «Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности».
  1. Изучение процесса формирования ребенка-читателя в процессе его самостоятельного (совместного с родителями) общения с книгой дома (Б.В. Ленский, Н.В. Зиновьева, А.С. Спиваковская, С.В. Безрукова и др.).

Представители обоих направлений убеждены, что будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще слушает. Однако «детское чтение» - это не просто чтение. Среди «детского чтения» можно выделить следующие виды чтения: опосредованное, самостоятельное, чтение-сотворчество. На этих разновидностях остановимся немного подробнее.

Опосредованное чтение

        Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть, как правило, взрослому: родителю или воспитателю, в частности, в нашем случае родителю. Ребенок выступает в роли слушателя.

        Это дает возможность взрослому:

  1. Контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст, делая его более доступным;
  2. Ярко и выразительно подавать материал;
  3. Следить за реакцией детской аудитории.

Чтение ребенку вслух – задача не из легких. Текст требуется не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения. Это только на первый взгляд кажется легким. На самом деле, как показывает опыт некоторых родителей, буквально через страницу начинает одолевать сон, или, как минимум, зевота (ну, конечно, книжка-то детская), и бороться с ней практически невозможно. Правда, случается это преимущественно тогда, когда просьба ребенка «что-нибудь почитать» воспринимается как еще одна назойливая и скучная обязанность. Значит, можно с уверенностью сказать: для того, чтобы чтение стало радостью, важен настрой не только ребенка, но и взрослого как чтеца.

Кроме настроя на чтение, трудность при опосредованном контакте ребенка с книгой могут вызвать следующие моменты.

Во-первых, если аудитория маленьких слушателей состоит более чем из двух детей, неизбежно возникает проблема несоответствия выбора чтения интересам всех присутствующих. В этом случае, чтобы не ущемлять интересы детей, необходимо найти компромисс. Лучше всего, если можно предложить для чтения свой вариант произведения, снабдив его предварительно интригующей рекомендацией.

Во-вторых, взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий.

В-третьих, не нужно забывать, что чтение – это общение, разговор (причем напоминать об этом необходимо только взрослым, для детей это и так непреложная истина). В таком случае как себя чувствует человек, когда с ним не хотят разговаривать? Правильно, «брошенным» и никому не нужным.

Чтение – процесс творческий. Результат такого творчества зачастую не материален, но имеет огромную ценность (опять же не материальную). Творится внутренний мир читающего, изменяются миры: реальный и созданный писателем, оттачивается читательский вкус, гармонично развивается речь устная и письменная (это далеко не все результаты чтения как творчества). Недостаток у всего сказанного один: все это применимо лишь к читателю непосредственному и самостоятельному.

Разве это справедливо? Нет. Тогда почему бы не превратить чтение из простого творчества в сотворчество? Бывают же соавторы у книг: пусть они появляются и у чтения.

Чтение – сотворчество

Чтение как сотворчество – это не просто нечто среднее между опосредованным и самостоятельным чтением ребенка. В нем на равных участвуют и родители, и ребенок. Ребенок совмещает привычную для него роль слушателя с ролью чтеца (пусть ненадолго) и ролью литературного критика. Да-да, учить отличать положительные и отрицательные стороны произведений и героев необходимо как можно раньше. Разумеется, никто не ждет от дошкольника подробного анализа текста или литературного исследования, но высказанная вслух, симпатия к герою, возникшая спонтанно, поможет малышу самому осознать, почему нравится один и не нравится другой.

Сотворчество как совместное исследование, открытие нового мира книги дает массу положительных эмоций и полезных навыков. Ничего, что ребенок чаще все-таки выступает в роли наблюдателя, а не реального участника: он слушает, смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой. Кроме развития речи и творческого мышления, сотворчество при общении с книгой позволяет исподволь, незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессу чтения, который еще не слишком доступен и представляет определенную трудность.

Можно начать чтение и предложить ребенку продолжить его. Очень нравится детям игра в «договорки», когда текст (лучше стихотворный) нужно закончить словом, подходящим по смыслу (в рифму это сделать легче). Такое полезное развлечение не только увеличивает словарный запас, но и развивает чувство языка, ребенок учится слышать не только отдельные слова, но и их сочетания.

Можно предложить и такой вариант: взрослый читает, а ребенок слушает текст и считает, сколько раз встречается какое-либо слово (рекомендуется брать небольшие произведения). Поскольку в кропотливый и довольно сложный для ребенка процесс становится более интересным. Учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольника – игровой, родители смело могут этим воспользоваться, то есть попробовать обыграть в том или ином варианте чтении любимого детского произведения.

Следующим интересным моментом может быть чтение «по ролям» (если ребенок уже умеет читать, что бывает, как правило, уже к 5 – 6 годам). Замечательно подходят для ролевого чтения небольшие рассказы, которые не успеют утомить ребенка. При таком чтении ребенок следит за смыслом, за словами, учится читать с выражением.

Самостоятельное чтение

Наиболее сложный вид чтения – самостоятельное чтение детей. Как правило, дети к шести годам умеют читать и читают. Важно, чтобы на фоне неудач у ребенка не пропал интерес к обучению чтения.

Во-первых, стремление ребенка получить из книги интересующую его информацию (ведь дети читают и слушают не только сказки), натыкается, с одной стороны, на помехи в виде собственной слабой техники чтения, с другой стороны, на необходимость одновременно вникать в смысл читаемого текста.

Во-вторых, чтение взрослого, как правило, выразительно, эмоционально, что делает содержание еще более захватывающим и несравнимым с маловыразительным чтением по слогам самого ребенка.

В-третьих, взрослый помогает вникнуть в смысл, если попадаются незнакомые слова. Эта еще одно возможность подтвердить мнение ребенка о партнере по общению как о «все знающем» взрослом, родителе или воспитателе.

Говоря о чтении, как о творчестве, необходимо отметить, что все виды чтения интересны и хороши по-своему. Каждый вид несет в себе уникальные моменты, которые оставляют свой след в воспитании ребенка как личности, помогают сделать процесс общения с ребенком более продуктивным.

ДИАГНОСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

 ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В СЕМЬЕ

В процессе проведения практикума-семинара педагогическим коллективом могут быть разработаны анкеты для родителей детей, посещающих ДОУ, касающиеся определения интереса родителей к организации домашнего чтения в семье, педагогический компетенции взрослых в области понимания специфики детской литературы и особенностей приобщения сына или дочери к чтению книг.

В качестве примера приведем анкеты.

Анкета для родителей № 1

  1. Ф.И. ребенка, его возраст, кто отвечает на анкету (мама, папа, бабушка, дедушка).
  2. Какое место в Вашей жизни занимает книга?
  3. Как часто Вы читаете? Сколько времени? (20, 30 мин. и т.д.).
  4. Любите ли Вы читать книги?
  5. Часто ли Вы читаете книги своему ребенку?
  6. Какие книги вы читаете своему ребенку?
  7. Какие книги любит ваш ребенок?
  8. Вы читаете книги ребенку каждый день? Как долго?
  9. Есть ли у Вашего ребенка потребность в том, чтобы ему читали книги?
  10.  С удовольствием ребенок слушает или нет?
  11.  Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребенком?
  12.  Как Вы считаете, приносит ли пользу домашнее чтение? Какую? (Охарактеризуйте результат).
  13.  Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок любил книги?
  14.  Ваши пожелания и замечания по поводу чтения книг.

Анкета для родителей № 2

  1. Ваш ребенок с удовольствием слушает чтение книг?
  2. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное?
  3. Каким образом обсуждается прочитанное?

а) ребенок изображает услышанное в рисунке;

б) ребенок лепит из пластилина героев услышанного произведения;

в) с удовольствием пересказывает услышанное.

     4. Какое участие принимают взрослые в обсуждении прочитанного (вместе рисуют, лепят, играют…)?

        Кроме анкетирования родителей, необходимо провести обследование и детей. Оно может быть осуществлено в разных формах.

        Например, воспитатель может определить преобладающие формы активности детей при чтении художественной литературы, используя модифицированную методику М.И. Лисиной.

        При проведении исследования по этой методике заранее раскладываются на столе игрушки и книги. Каждого ребенка спрашивают, что бы он хотел:

а) поиграть в то, о чем рассказывается в книжке;

б) послушать, как взрослый читает книжку, и рассмотреть картинки в ней;

в) почитать книгу самому, а взрослый послушает, как он «умеет читать».

        Во время беседы с ребенком организуется та деятельность, которую он выбирает. По прошествии 10 – 15 минут малышу предлагают другой вид деятельности. Если ребенок не может выбрать, то взрослый предлагает сначала поиграть, послушать или почитать. Если испытуемый выбирает разные виды деятельности, то выделяется ведущий, то есть та форма общения по которой ребенок набирает наибольшее количество баллов. На каждый вид активности ребенка заводится протокол. Анализ результатов проводится по следующим параметрам:

  1. Порядок выбора: игра – 1 балл, слушание и рассматривание картинок в книге – 2 балла, чтение книги – 3 балла.
  2. Активность ребенка в процессе общения со взрослыми и книгой: не смотрит книги – 0 баллов, осматривает беглым взглядом – 1 балл, проявляет интерес к книге – 2 балла, начинает рассказывать о книгах – 3 балла.
  3. Реакции: напряжен, скован – 0 баллов, озабочен – 1 балл, смущен – 2 балла, спокоен – 3 балла, свободен и раскован – 4 балла, активен и весел – 5 баллов.
  4. Продолжительность взаимодействия: до трех минут – 1 балл, до пяти минут – 2 балла, до десяти минут – 3 балла.

Полученные данные заносятся в протокол:

Ситуация

Порядок выбора

Активность к объекту

Реакция на объект

Продолжи-тельность взаимо-действия

Общее количество баллов

Игровая

Познавательная

Личностная (демонстрация достижений)

Наибольшее количество баллов указывает на ведущую активность.

Затем с детьми может быть проведено устное анкетирование. Чтобы сделать его более интересным для воспитанников, можно организовать его в виде игры «Интервью». Ответы детей можно записать на диктофон, чтобы потом дать возможность родителям послушать мнение сына или дочери.

Приведем пример подобной анкеты.

Анкета для детей

  1. Ты любишь книги?
  2. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?
  3. Какие книги ты любишь?
  4. У тебя есть любимая книга?
  5. Кто твой любимый герой?
  6. Кто читает лучше: мама, папа, дедушка, бабушка?
  7. Что ты больше любишь делать?

а) пересказывать прочитанное;

б) рисовать;

в) лепить героев произведения из пластилина;

г) играть в героев книги.

    8. Ты хотел(а) бы научиться читать?

        Апробация анкеты показала интересные результаты, которые позже оценили родители во время проведения заседаний «Клуба семейного чтения», поэтому приведем ответы воспитателей, тем более что они типичны для современных детей.

        Вопрос 1. Ты любишь книги?

        Ответы детей были бурными и эмоциональными. Все дети ответили, что «очень любят книги» - «разные, красивые и интересные».

        Вопрос 2. Любишь ли ты, когда тебе читают книги взрослые?

        Опять все ответы были положительными. Детям нравится, когда им читают книги взрослые, а особенно «бабушки: они читают долго» и «интересно» (здесь, видимо, сказывается дефицит времени у родителей). Некоторые воспитанники отвечают, что им нравится, когда читает книги старший брат (сестра) или хотя бы «пытаться научить читать».

        Вопрос 3. Какие книги ты любишь?

        Первое, что приходило в голову детям, были слова: «Интересные, красивые, книги о животных, энциклопедии, сказки, рассказы». Ответы были яркими, красочными, эмоциональными.

        Вопрос 4. У тебя есть любимая книга?

        «Да, - отвечали дети, - есть». Это были всевозможные сказки, энциклопедии о диназаврах, книги о рыцарях, «Незнайка на Луне», книги о животных, басни Крылова, «Золотой ключик», «Винни-Пух и все, все, все» и т.д.

        Вопрос 5. Кто твой любимый герой?

        На первом месте оказались Питер Пэн и Человек-паук, вторые и третьи места разделили Незнайка, Буратино и Винни-Пух, также были названы Снежная королева, Герда и Кай и многие другие герои детских произведений.

        Вопрос 6. Кто читает лучше: мама, папа, бабушка, дедушка?

        «Конечно же, бабушка!» Потому что «у нее много времени» и ей «не надо никуда бежать». Также дети ответили, что бабушки читают «более интересно».

        Вопрос 7. Что ты больше любишь делать:

а) пересказывать прочитанное;

б) рисовать;

в) лепить героев произведения из пластилина;

г) играть в герое.

        Почти все дети ответили, что они любят рисовать и обыгрывать ситуации, взятые из книг, что часто противоречит ответу родителей на подобный вопрос. Отвечая на этот вопрос, взрослые члены семьи говорили, что чаще всего дети стараются пересказать услышанное», гораздо реже «отображают в рисунке» и уж совсем «редко» обыгрывают услышанное.

        Получается, что родители плохо знают интересы и потребности своих детей. И им надо иметь в виду, что все действия ребенка полностью зависят от инициативы родителей, которые, по-видимому, не слишком активно ее проявляют.

        Вопрос 8. Ты хотел(а) бы научиться читать?

        Ответ однозначный – «Да, очень, ведь это так интересно».

        Проанализировав свое наблюдение в процессе бесед с детьми, воспитатели ДОУ могут сделать очень интересный вывод: у взрослых есть понимание необходимости домашнего чтения и его пользы для ребенка и его развития, а у детей – огромное желание слушать чтение взрослых. Однако, к сожалению, не все родители готовы к этому. Для многих из них организация процесса домашнего чтения вызывает затруднения, связанные, в частности, с незнанием произведений современной детской литературы.

        Как правило, родители слабо ориентируются в книжных новинках, их представление о книгах для детей довольно узкое, ограничено небольшим количеством авторов, знакомых самим родителям с детства. Также родители затрудняются охарактеризовать сам процесс чтения, это свидетельствует о том, что современным мамам и папам совершенно не знакомы приемы организации семейного чтения.

        Наблюдения показывают, что дети из таких семей даже не понимают, что значит «почитать сказку», поэтому воспитателю на первых порах можно предложить детям не просто «послушать» сказку, а «поиграть» в нее. Можно вместе с детьми проигрывать все движения и жесты, которые присутствуют в сказке: сажать репку и тянуть ее, прыгать, «как зайцы» или подкрадываться тихо-тихо, «как лисичка». По мере того как дети взрослеют, занятия усложняются: дети учатся «тихо, как мышки» сидеть и слушать чтение не только сказок. Затем к работе подключаются и родители воспитанников.

Занятия с условным названием «Загадка»

        На таких занятиях воспитатель создает различные проблемно-игровые ситуации, позволяющие закрепить изученный материал, расширить представления детей о нем и узнать новое.

        Примерные темы занятий: «В гостях у Мойдодыра», «Путешествие по квартире» и т.д.

Занятия с условным названием «Диалог»

        Эти занятия предполагают коллективное обсуждение прочитанного, обмен мнениями и впечатлениями детей и взрослых. В этом случае отрабатываются речевые умения на литературном диалоге.

        Примерные темы занятий: «Кошкин дом», «Теремок» (по следам произведений К.И. Чуковского) и т.д.

        Открытые занятия для родителей могут проводиться и как комплексные.

        Приведем примерное содержание серии таких занятий, посвященных знакомству со сказкой в процессе нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

        Образовательные задачи серии:

  1. Познакомить с нравственными качествами: «добрый – злой», научить детей узнавать их в героях (и в других людях);
  2. Познакомить (научить узнавать в героях сказок) с моральными чертами характера и соотнести их с моральной оценкой: «хорошо – плохо»;
  3. Учить распознавать чувства героев (радость – грусть, удивление, гнев, страх, стыд, вина) и их настроение по эмоциональным проявлениям, обнаружить их нравственную причину;
  4. Обогащать и активировать словарь детей за счет слов, обозначающих:
  1. Различные чувства, настроение (эмоции),
  2. Различные черты характера,
  3. Нравственные качества.

Воспитательные задачи:

  1. Способствовать формированию положительных черт характера (уважение, щедрость) сначала в игре по сюжету сказок, затем в повседневной жизни;
  2. Развивать эмпатию, а именно понимание, сочувствие и содействие к сказочным героям (людям);
  3. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка и индентификации с положительными персонажами сказок.

Средства и методы, способствующие достижению данных целей и реализации обозначенных задач:

  1. «Погружение» в сказку при помощи «волшебных вещей» из нее. Создается воображаемая сказочная ситуация в начале или середине комплексного занятия.
  2. Чтение и анализ сказок:
  1. беседа, направленная на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
  2. выделение героев с различными чертами характера  (качествами) и идентификация себя с одним из персонажей;
  1. Проигрывание отрывков из сказки, демонстрирующих различные черты характера через объяснение или разъяснение нравственных качеств и мотива действий персонажей. Обычно проводится игра воспитателя с игрушками и детьми.
  2. Режиссерская игра (игра со строительным и дидактическим материалом).
  3. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  4. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

Данные методы и приемы могут реализоваться на одном занятии. Согласно методическим рекомендациям Л.П. Стрелковой, такое занятие должно состоять из трех частей.

Вводная часть (проводится как с группой детей,

 так и индивидуально)

        «Введение в сказку» проводится следующими приемами: посмотреть на вещи, стоящие в групповой комнате с «другой стороны» (используя «волшебный элемент» - зажмурить глаза, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться).

        Воспитатель привлекает внимание детей к какой-либо вещи:

  1. Скамейка («может, на ней сидели Дед и Баба? или «Не с нее ли упало яичко?»);
  2. Миска («А может, в этой миске испекли Колобок?»);
  3. Зерно («Из этого зернышка может вырастит Репка?»);
  4. Брусок («А из этого брусочка можно смастерить Теремок?») и т. д.

Затем детей спрашивают, узнали ли они, из какой сказки эти вещи.

Затем следует чтение сказки: «Давайте почитаем эту сказку, а потом и поиграем». После чтения идет короткая беседа: «О ком эта сказка? Почему они плакали, радовались? Кто же здесь оказался «молодец» и поступил хорошо (пожалел, помог, посочувствовал)? Кто поступил плохо (обманул, испугался)?»

Дальнейшее разыгрывание отрывка или всей сказки происходит в процессе игры-драматизации с помощью следующих приемов: показ воспитателем игры с игрушками (главными героями) с разъяснением нравственных и моральных качеств «хороший – плохой»
(«добрый – злой»), выявлением мотива и причины нравственного или безнравственного поведения («Почему Лисичка так поступила?», «Захотела погреться, да решила обманула, обидеть Зайчика» и т.д.).

Затем следует совместная игра с детьми (индивидуально или в парах).

Основная часть. Работа с дидактическим материалом

                На этом этапе происходит:

  1. Узнавание эмоций и чувств героев на картинках, где изображены события сказок (сравнение их с пиктограммами);
  2. Совместное рассказывание сказки в процессе передвижения фишек (фигур сказочных персонажей) по игровому полю. Этому предшествует совместное с детьми изготовление воспитателями (родителями) игрового поля и игровых атрибутов на занятиях по аппликации и рисованию.

Игровое поле соответствует разделению сказки на кульминационные моменты, отражающие нравственные или безнравственные поступки персонажей. На кубике для игры вместо точек или цифр изображены символы.

Согласно введенным воспитателем правилам, передвижение «персонажей» по игровому полю возможно только при понимании ребенком:

  1. Эмоций и чувств персонажа (на вопросы, связанные с ними, ребенок отвечает, если выпадет сторона кубика с изображением пиктограммы лица);
  2. Особенностей его характера (вопросам взрослого на эту тему соответствует сторона кубика с изображением сердца);
  3. Причины его нравственного или безнравственного поведения: «Почему он так поступил?» (вопросы задаются, если на кубике выпадет изображение ладошки);
  4. Цели его поведения: «Чего он хотел добиться? Что он хотел сделать?» (вопросы задаются, если выпадет изображение стойкого оловянного солдатика);
  5. Последствий его поступка (сторона кубика с изображением звезды);
  6. Приведение похожего примера поступка из другой сказки или их своей жизни (изображение змейки в виде вопроса).

Естественно, что взрослый помогает детям и рассуждать, и формулировать собственное мнение. За это «оценки» не снижаются и баллы не вычитаются». Здесь важно помочь детям осознать собственное отношение к нравственным и безнравственным поступкам и сформировать желание поступать нравственно, как положительные герои.

Затем моделируются отдельные ситуации в реальной жизни детей в группе (перенос сказки в повседневную жизнь детей в группе): чаепития, уборка игрового уголка, хождение в гости с героями сказки и т.д.

Заключительная часть

        В этой части происходит подведение итогов и выражение собственного отношения к происходящему на занятии в виде рисунков и поделок из глины и пластилина, природного материала, придумывания продолжения сказки.

        Для того, чтобы повысить эффективность таких комплексных занятий, можно провести ряд консультаций для родителей и воспитателей на тему: «Роль сказки в организации взаимодействия детей и взрослых», «Сказка как источник детского творчества», «Сказка как средство нравственного воспитания детей».

        Старший воспитатель ДОУ может организовать специальный семинар по методике проведения и оценке подобных комплексных занятий. В конце семинара воспитателям должна быть предложена схема анализа занятий. Например, по схеме Л.П. Стрелковой следует задаться вопросами:

  1. Обращает ли ребенок внимание на мимику изображаемых персонажей?
  2. Умеет ли по изображению достаточно верно определять характер персонажа?
  3. Удается ли ребенку рассказ по изображению? Участвует ли его изображение в этом рассказе?
  4. Может ли ребенок начинать и разворачивать игру по сюжету сказки?
  5. Использует ли он предметы-заместители в этой игре?
  6. Умеет ли активно, действенно выражать сострадание?
  7. При чтении «писем» от сказочных героев старается ли (или соглашается) ребенок поддержать, утешить обиженных персонажей и выражает ли свое возмущение по поводу поведения обидчиков?
  8. Понимает ли ребенок шутки, юмор и помогает ли это снять страх перед сильными по безнравственности персонажами?
  9. Доступен ли ему переносный смысл рассказываемого (например, обыгрывание слов «большой» и «маленький» в прямом (размеры Таракана, Воробья) и переносном смысле (их поступки, бесстрашие Воробья и т.д.)?
  10. Может ли ребенок «остановить» сказку в тот момент, от которого зависит поворот дальнейших событий, и чем он это объясняет?
  11. Подбирает ли ребенок цвет для рисунков персонажей или в «подарок» им, для раскрашивания фона иллюстрацией, обосновывает это или нет? Соответствуют ли цвета образцу?

При анализе ответов детей внимание взрослых (родителей и воспитателей) обращается на необходимость привлечения опыта познания, переживания и преобразования на комплексных занятиях по работе с художественным произведением.

В процессе проведения таких занятий педагоги и родители замечают, что дети стали более внимательно относиться к чувствам других людей: радость одного быстро «подхватывается» другими детьми, ребята начинают быстрее обращать внимание на грустное настроение сверстников («Не расстраивайся, я тебе помогу, сейчас принесу кубики, и мы дом достроим. Он будет, как теремок, красивый и большой). Кроме того, воспитатели отмечают, что это позволяет формировать положительное общественное мнение в группе: дети стремятся поступать хорошо не только потому, что так требуют взрослые, а потому, что это обеспечивает им более высокий статус в коллективе сверстников и их симпатии. «У меня тоже есть младший братик (после работы со сказкой «Гуси-лебеди»). Я его люблю и забочусь, качая его кроватку. Маме помогаю его спать укладывать, целую, вот так» (показывает).

Такие ситуации можно заснять на видеокамеру и демонстрировать их для обсуждения на родительском собрании. По поводу самых интересных случаев можно организовать обсуждение тех методов и приемов, которыми пользуются родители конкретных детей при организации домашнего чтения в семье, предлагая им делиться своим опытом.

При помощи родителей в группе может быть создана библиотека литературных новинок и аудиокассет с записями детских сказок и рассказов. С этой целью можно устроить конкурс среди родителей на тему: «Рецепты составления домашней библиотеки».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ

Многих родителей интересует, как «правильно» выбрать время для чтения, какова должна быть эмоциональная окраска произведения и другие методические аспекты, но такой литературы в магазинах нет. Как выходят из положения взрослые?

Например, в Пермской областной библиотеке разработана программа «Ступени» для детей и их родителей, желающих читать вместе хорошие книги и рассматривать в них картинки.

Программа «Ступени» не ограничивается только перечислением и обоснованием достоинств предлагаемых книг. Программа предлагает еще и различные формы работы с каждой конкретной книгой в зависимости от ее жанра, тематики и возрастного адреса (программа состоит из трех частей, обусловленных возрастными рамками: 0 – 3, 3 – 5, 5 – 7 лет).

К сожалению, такие программы, как «Ступени», большая редкость в наших библиотеках. Зато грамотные и опытные библиотекари всегда могут предложить нашим детям те книги, которые им будут действительно интересно, дать консультацию родителям о том, какую книгу лучше взять для ребенка.

В детских библиотеках очень часто организуются досуг и встречи с писателями (если это возможно) и другими интересными людьми, что тоже вносит немаловажный вклад в развитие ребенка как будущего читателя. Посещение библиотеки для маленького человечка – это всегда праздник, ведь это встреча с огромным количеством книг, мысленная встреча сразу со многими героями любимых произведений. Попав в эту волшебную страну книг, ребенок наверняка захочет сам быстрее научиться читать, чтобы можно было одному, без папы и мамы, прийти сюда, выбрать, взять книгу и прочитать ее.

В 90-е годы в Эстонии в городе Силламяэ директор городской библиотеки разработала специальную программу для школьников начальных классов. Программа имела грандиозный успех. В ней говорилось и о дошкольниках 6 – 7 лет. Однако такие рекомендации обязательно идти в параллели с программой воспитания и обучения в детском саду, что невозможно сделать без помощи сотрудников ДОУ.

Поэтому старший воспитатель ДОУ может предложить сотрудникам библиотеки школы объединиться с воспитателями в творческие микрогруппы и разработать методические рекомендации по организации домашнего чтения в каждой возрастной группе воспитанников ДОУ, а затем вынести на обсуждение опыт работы в рамках преемственности.

В определении круга домашнего чтения воспитателям и родителям могут помочь специальные издания, называемые библиографическими справочниками. Вот краткий их список:

  1. Тимофеев И.Н. Что и как читать Вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. СПб.: РНБ, 2000.
  2. Писатели нашего детства. 100 имен: Библиографический словарь. В 3 ч. \ Под ред. С.И. Самсонова: Сост. Н.П. Ильчук. М.: Либерия, 1998 – 2000.
  3. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Литература \ Авт. – сост. Н.В. Чудакова. Под общ. ред. О.Г. Хинн. М.: АСТ – ЛТД, 1997.
  4. Плаванье к далеким берегам: книги для семейного чтения \ Под ред. Н.П. Михальской. М., 1997.

СОСТАВЛЕНИЕ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

        Жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше, чем они отдают себе в этом отчет. Поэтому семья, культурные отношения внутри ее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом пример. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает ребенку лучше усваивать содержание прочитанного. В процессе семейного чтения реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входят социально значимые духовные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок.

        Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры для поведения. Сколько существует прекрасных произведений, стихов и рассказов о любви детей к родной семье, к родителям, бабушке и дедушке, к сестрам и братьям (Я. Аким, А. Барто, В. Берестов, Е. Благинина, С. Маршак, Р. Погодин)!

        Честность, совестливость, уважение к людям и себе, любовь к знаниям и труду, чувство долга перед семьей, отцом, матерью – все это ненавязчиво входит в сознание ребенка при чтении хороших книг. Наконец, книги, которые выбирают взрослые, должны воспитывать у ребенка хороший художественный вкус и развивать чувство прекрасного.

        Ведь не секрет, что чтение – это процесс творческий, читатель – великий творец. Значит, книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и книги для детей. То есть должна быть домашняя библиотека, не просто набор книг, а именно библиотека. Тогда возникает вопрос, а есть ли «рецепты» составления домашней детской библиотеки?

        Естественно, единственно верного, единого для всех списка необходимых  дома книг, который бы гарантировал формирование читателя из любого ребенка, быть не может. Однако определенные «рецепты» успешного формирования домашней детской библиотеки, наверное, все-таки существуют. Их источники – родительские установки на воспитание в подрастающем поколении тех или иных положительных качеств и правильных представлений о мире, а также знаний о том, как развивается ребенок, как постепенно формируется его  представление об окружающем. Итак, стремление родителей воспитать у своего ребенка такие качества характера, как доброта, честность, порядочность, такт, сформировать правильное представление о том, «что такое хорошо, а что такое плохо, определяют присутствие в нашей библиотеке таких книг, как народные сказки о животных и социально-бытовые, литературные сказки писателей 19 столетия: К.Д. Ушинского, В.Ф. Одоевского, Л.Н. Толстого, В.И. Даля. Рассказы, созданные детскими русскими писателями 19 века В.Драгунским, Н. Носовым, В. Осеевой и многими другими, тоже не потеряли своей актуальности – они учат честности, порядочности, умению держать слово, верности, скромности. Эти качества и в наше время не потеряли ценности, а в нашей домашней, семейной жизни, пожалуй, стали цениться еще больше.

        Для ребят постарше (примерно 5 – 6 лет) можно предложить басни И.А. Крылова, правда, чтение серьезного отношения родителей к содержанию басен: язык басен очень сложен, да и мораль (нравоучение в конце или начале басни) не всегда понятна ребенку, т.к. моральные и   нравственные нормы только складываются у малышей.

        Стремление развить в малыше познавательную активность («хочу все знать») останавливает наш выбор на самых разных энциклопедических изданиях, которые так любят современные дети. Однако не стоит забывать о таких бесценных с точки зрения развития пытливости, любознательности ребенка литературных произведениях, как «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевского и ему подобных, погружающих читателя в волшебный, сказочный мир механизмов, растений и животных (рассказы и сказки о природе В. Бианки, Н. Павловой, С. Сахарнова, Г. Снегирева и др.) или микроскопических существ (например, «Петька – микроб» Г. Остера). Незаменимы для развития наблюдательности загадки, небылицы, которые приучают видеть признаки предметов, сопоставлять предметы по тому или иному признаку в игровой форме, ведь основным способом познания для малышей является игра.

        Желание научить любимое чадо смотреть на мир с улыбкой, относится к себе с достаточной долей самоиронии определяет, наверное, самую любимую часть детской библиотеки – игровую, «потешную» - это рассказы Н. Носова, стихи Д. Хармса, произведения Г. Остера и Э. Успенского, С. Маршака, С. Михалкова, Э. Мошковской и др. Шуточные, озорные стихи и сказки, рассказы очень полезны детям, потому что развивают чувство юмора, а тем самым способствуют формированию гибкости ума, сообразительности, тонкости восприятия. Чувство юмора, остроумие формируется постепенно и основывается на внимательном отношении к миру, разумной самооценке, здравом смысле.

        Таковы «три кита» современной домашней библиотеки: книги по социально-нравственному, общеинтеллектуальному и общекультурному развитию личности.

        Для круга домашнего чтения д. ф. н., профессор МПГУ Н.Г. Минералова рекомендует следующий список литературы:

Аверченко А.Т. Рассказы из циклов «О маленьких для  больших», «Шалуны и ротозеи», «Дети».

Аксаков С.Т. Детские годы Багрова – внука. Аленький цветочек.

Алексеев С. Циклы рассказов об истории Отечества.

Андерсен Г.Х. Снежная королева. Дикие лебеди. Дюймовочка. Огниво. Соловей.

Андреев Л.Н. Петька на даче. Ангелочек. Кусака.

Астафьев В. Последний поклон (или Ода русскому огороду).

Афанасьев В. Сказки.

Бажов П.П. Книга сказов «Малахитовая шкатулка». Уральские сказы.

Белов В. Рассказы для детей.

Бианки В.В. Сказки и рассказы. Лесная газета. Руководство для игры в «Новеллино».

Библия для детей.

Богомолов В.М. Иван.

Брагин В. В стране дремучих трав.

Вагнер Н.П. Сказки кота Мурлыки.

Волков А.М. Волшебник Изумрудного города и др.

Габбе Т.Г. 1 – 2 пьесы – сказки. Переводы.

Гайдар А.П. Военная тайна. Горячий камень. Чук и Гек. Голубая чашка. Тимур и его команда и др.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы. Исповедь отца. Аллочка. Дворец Дима. Счастливый день. Волшебница Ашам. Хитрая девочка. Счастье. Попугай. Черный принц.

Гаршин В.М. Сказка о жабе и розе. Лягушка-путешественница. Сказание о городом Аггее.

Гауф В. Калиф-аист. Маленький Мук. Карлик Нос. Холодное сердце.

Горький А.М. Детство. Утро. Воробьишко. Случай с Евсейкой. Самовар. Про Иванушку-дурачка. Яшка. Дед Архип и Ленька. Валашская сказка. Сказки об Италии (Заветы рыбака. Пепе. Сердце матери. Симплонский туннель).

Гофман Э.Т.А. Щелкунчик, или Мышиный король.

Григорович Д.В. Гуттаперчивый мальчик.

Гримм Я. И В. Сказки.

Гринвуд Д. Маленький оборвыш.

Гюго В. Козетта. Гаврош.

Даль В. Словарь пословиц русского народа.

Дж. Родари. Чипполино.

Драгунский В. Денискины рассказы.

Ершов П.П. Конек-Горбунок.

Житков Б.С. Морские истории. Плотник. Сквозь дым и пламя. Телеграмма. Про слона. Про волка. Про обезьянку. Что я видел. Пудя. Как я ловил человечков и др.

Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка о царе Берендее. Сказка об Иване-царевиче и Сером волке. Тюльпановое дерево. Стихи.

Жюль Верн. Дети капитана Гранта.

Заходер Б. Стихи, переводы, сказки.

Зощенко М.М. Рассказы из циклов «Умные животные», «Смешные рассказы», «Леля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве».

Ильин М.М. Рассказы о вещах. Рассказы о том, что тебя окружает.

Каверин В.А. О веселом трубочисте и мастере Золотые руки. Летающий мальчик. Немухинские музыканты. Два капитана.

Карамзин Н.М. Илья Муромец. Дремучий лес. Евгений и Юлия.

Катаев В.П. Цветик – семицветик. Дудочка и кувшинчик. Белеет парус одинокий. Сын полка.

Киплинг Д. Книга джунглей.

Коваль Ю.И. Недопесок. Самая легкая лодка в мире и др.

Короленко В.Г. Дети подземелья. Слепой музыкант.

Куприн А. И. Белый пудель. Слон. Барбос и Жулька. Изумруд. В зверинце. Ю-ю. Синяя звезда. Четверо нищих.

Кэррол Л. Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье.

Лагерлеф С. Путешествие Нильса с дикими гусями. Легенды о Христе.

Лагин Л.И. Старик Хоттабыч.

Лингрен А. Трилогия о Карлсоне. Пеппи Длинный чулок.

Лондон Д. Белый клык.

Льюис К. Хроники Нарнии.

Мало Т. Без семьи.

Мамин – Сибиряк Д.Н. Зимовье на Студеной. Приемыш. Емеля-охотник. Серая Шейка. Богач и Еремка. Вертел. Аленушкины сказки.

Марк Твен. Приключение Тома Сойера. Принц и нищий.

Маршак С.Я. Теремок, другие сказки, сказки-пьесы, стихи и переводы. Литературно-критические статьи о детской литературе.

Маяковский В.В. Стихи для детей в школьном изучении.

Милн А. Винни – Пух и все – все – все.

Митяев А.В. Героические страницы истории родины 9 – 18 веков (или Рассказы о русском флоте).

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

Михалков С.В. Стихи и пьесы для детей. Басни.

Некрасов А.С. Капитан Врунгель.

Некрасов Н.А. Дедушка Мазай и зайцы. Генерал Топтыгин. Крестьянские дети. Стихи.

Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей. Бобик в гостях у Барбоса. Юмористические рассказы и повести для детей.

Одоевский В.Ф. Городок в табакерке. Мороз Иванович. Индийская сказка о четырех глухих. Царь-девица. Столяр. Игоша.

Олеша Ю.К. Три толстяка.

Панькин И. Легенды о мастере Тычке.

Перро Ш. Сказки.

Писахов С. Ледяная колокольня (3 – 4 сказки).

Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители.

Поэзия обэриутов для детей: Д. Хармс, В. Владимиров, Н. Заболоцкий.

Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. Золотой луг. Берестяная трубочка. Сказка – быль «Кладовая солнца».

Пушкин А.С. Все сказки, поэма «Руслан и Людмила».

Распутин В. Рудольфио. Уроки французского.

Ремизов А.М. Посолонь.

Русские народные сказки.

Сахарнов С.В. Разноцветное море.

Саша Черный. Что кому нравится. Дневник фокса Микки.

Свирский А.И. Рыжик.

Сент – Экзюпери А. Маленький принц.

Сказание про храброго витязя про Бову Королевича.

Сказка о сыне волшебника и трех талисманах.

Сказки народов мира.

Станюкович К.М. Человек за бортом. Севастопольский мальчик. Максимка. Нянька и др.

Толстой А.Н. Сорочьи сказки. Русалочьи сказки. Сказки для детей. Детство Никиты. Золотой ключик, или Приключения Буратино. Фантастические повести.

Толстой Л. Н. Детство. Азбука. Кавказский пленник.

Тургенев И.С. Бежин луг. Певцы. Муму. Воробей.

Уаильд О. Счастливый принц. Соловей и роза. Рыбак и его душа. Мальчик – Звезда.

Успенский Э. Стихи и сказки.

Ушинский К.Д. Два плуга. Охотник до сказок. Не ладно скроен, да крепко сшит. Лиса и козел. Плутишка кот.

Фрэнк Баум. Мудрец из страны Оз.

Хью Лофтинг. Доктор Дулитл.

Чарская Л. Сказки и стихи.

Чарушин Е.И., Скребицкий Г., Сладков Н.И., Паустовский К., Чаплина В. 2 – 3 произведения.

Чехов А.П. Ванька. Мальчики. Детвора. Спать хочется. Каштанка. Белолобый. Володя. Беглец. Событие.

Чуковский К.И. Стихотворные сказки. Доктор Айболит (в прозе).

Щварц Е.Л. Два брата. Сказка о потерянном времени. Рассеянный волшебник. Два клена. Красная Шапочка. Снежная королева. Золушка. Голый король. Дракон. Обыкновенное чудо.

Шергин Б. Сказы о Шише.

Шим Э.Ю. Рассказы и сказки.

Шмелев И. Рассказы. Лето Господне.    

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

советы родителям по организации домашнего чтения

1.    Показывать ребенку, что чтение вслух оставляет вам удовольствие.2.    Демонстрируйте ребенку уважение к книге.3.    Во время чтение сохраняйте ...

Взаимодействия воспитателя с семьей по организации домашнего чтения

В статье есть советы как приблизить ребенка к книге как полюбить читать книги...

Организация домашнего чтения

В век информационных технологий интерес к чтению заметно убывает. Даже уже в дошкольном возрасте предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, интернет, которые могут уд...

рекомендация для родителей: Организация домашнего чтения.

Рекомендация для родителей: организация домашнего чтения...

организация домашнего чтения

Материал поможет родителям организовать домашнее чтение...

Анкета для родителей «Организация домашнего чтения в семьях»(найдено в интернете)

Анкета для родителей  «Организация домашнего чтения в семьях»...