Педагогическое мероприятие "Литературная гостиная по творчеству Л.Н. Толстого"
методическая разработка по художественной литературе

Педагогическое мероприятие -Литературная гостиная на тему " Л.Н. Толстой - 180 дней со дня рождения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnoy_gostinoy_l.n._tolstoy.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная на тему:

«Л.Н. Толстой (1828-1910) – 180 лет со дня рождения»

Задачи:

  • Формировать интерес детей к творчеству Л.Н.Толстого, устойчивый интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя
  • Закреплять навыки рассказывания коротких произведений по ролям, выразительно передавая эмоциональное состояние героев, выделяя главное
  • Развивать умение выступать перед аудиторией, раскованность, мимику, силу голоса, жесты и другие средства выразительности речи.
  • Развивать интерес к прошлому своего народа, формирование в каждом человеке исторической памяти.
  • Воспитывать интерес к литературному наследию, дружелюбие, позитивное и уважительное отношение к выступающим

Ход мероприятия

 (Зал украшен в стиле старинной  гостиной. В одном углу – стенд (мольберт) с портретом Л.Н.Толстого. Играет  фоновая музыка (вальс), в гостиной появляются гости, которых встречают ведущие.  Выступление сопровождается показом слайдов, оформленных в «багетную» рамку.)

Ведущая:

Здравствуйте, наши гости. Мы очень рады видеть вас сегодня в нашей гостиной.

Ведущая:

 Вы, наверное, уже наслышаны о писателе Льве Николаевиче Толстом? О нём мы и предлагаем сегодня поговорить.

Ведущая:

Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Родился он в усадьбе Ясная Поляна недалеко от города Тулы.  Лев был четвертым ребенком в семье. К сожалению, его мать умерла, когда ему не было и 2-х лет. Отец тоже рано умер. Но детские воспоминания для Л.Н.Толстого оставались очень важными и ценными. Они были одними из самых радостных: его  детство, семейные предания, первые впечатления от жизни в дворянской усадьбе служили основой для его произведений. Да и сама усадьба прославилась на весь мир. Как вы думаете, чем?

Ведущая:  Писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей.

Ведущая:   Ребята учились читать, писать, считать,   рисовали, пели, и им там было весело.

Ребята рассаживались, кто  где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всём, о чём ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. И часто все превращалось  в игру.

Учитель показывает репродукцию картины Н.П. Богданова - Бельского “Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского”(1895).

Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл в городки, бегал наперегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес, водил хороводы.

Ведущая:  А вы хотите поиграть?

            Заведём мы хоровод

            Про веселый народ.

            В круг, ребята, все вставайте,

            Дружно песню запевайте!

Русская народная мелодия «Я на горку шла» танец с хохломскими ложками

Ведущая:  А еще Лев Николаевич писал рассказы, сказки, былины. 

Угадайте, из какой сказки эти строки: “В доме было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлёбкой. Первая чашка, очень большая, была Михайла Ивановича; вторая чашка поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая».

А вот эта  сказка  про кого? « Поскакал заяц, что было духу: глядь! – ёж впереди сидит и дожидается. И так заяц до тех пор скакал из конца в конец, что из сил выбился. Заяц покорился и сказал, что вперед никогда не будет спорить.»

Дай, матушка, я отнесу  блинов батюшке. Старуха и говорит: - Ты донесешь ли, Липунюшка? – Донесу, матушка… старуха завязала блины в узелок и дала сыночку. Липунюшка взял узел и побежал в поле. В поле попалась ему на дороге кочка; он кричит: - Батюшка, батюшка, пересади меня через кочку! Я тебе блинов принес!

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней понюхал её. Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком. Лев тронул её лапой и перевернул. Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.  Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.

Ведущая:  Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во серебряную.

Труба точеная, позолоченная.

Это присказка ведется,

Сказка далее начнется.

Инсценировка сказки “Лиса и заяц” (в обработке Л.Н.Толстого).

Ведущая: Жили-были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, у зайца - лубяная.

Пришла весна - красна - у лисы избенка растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его из избенки и выгнала. Идет дорóгой зайчик, плачет. Ему навстречу собака:

Собака: - Тяф, тяф, тяф! Что, зайчик, плачешь?

Заяц: - Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала.

Собака: - Не плач, зайчик! Я твоему горю помогу.

Ведущая: Подошли они к избенке. Собака забрехала:

Собака: - Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!

Ведущая:  А лиса им с печи:

Лиса:- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущая:  Собака испугалась и убежала.

Зайчик опять идет дорóгой, плачет. Ему навстречу медведь:

Медведь:- О чем, зайчик, плачешь?

Заяц:- Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Медведь: - Не плачь, я твоему горю помогу.

Заяц: - Нет, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, и тебе не выгнать.

Медведь:- Нет, выгоню!

Ведущая: Подошли они к избенке. Медведь как закричит:

Медведь: - Поди, лиса, вон!

Ведущая: А лиса им с печи:

Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущая: Медведь испугался и убежал.

Идет опять зайчик. Ему навстречу бык:

Бык: - Что, зайчик, плачешь?

Заяц: - Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Бык: - Пойдем, я твоему горю помогу.

Заяц:- Нет, бык, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

Бык: - Нет выгоню!

Ведущая: Подошли они к избенке. Бык как заревел:

Бык: - Поди, лиса, вон!

Ведущая: А лиса им с печи:

Лиса: - Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!

Ведущая: Бык испугался и убежал.

Идет опять зайчик дорóгой, плачет пуще прежнего. Ему навстречу петух с косой:

Петушок: - Ку-ка-реку! О чем, зайчик, плачешь?

Заяц: - Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ночевать, да меня и выгнала.

Петушок: - Пойдем, я твоему горю помогу.

Заяц: - Нет, петух, не поможешь. Собака гнала - не выгнала, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и тебе не выгнать.

Петушок: - Нет, выгоню!

Ведущая: Подошли они к избенке. Петух лапами затопал, крыльями забил:

Петушок: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посéчи,

Слезай, лиса, с пéчи,

Поди, лиса, вон!

Ведущая: Лиса услыхала, испугалась и говорит:

Лиса: - Обуваюсь...

Ведущая: Петух опять:

Петушок: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посéчи,

Слезай, лиса, с пéчи,

Поди, лиса, вон!

Ведущая: Лиса опять говорит:

Лиса:- Одеваюсь...

Ведущая: Петух в третий раз:

Петушок: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу косу на плечах,

Хочу лису посéчи,

Слезай, лиса, с пéчи,

Поди, лиса, вон!

Ведущая: Лиса без памяти выбежала, петух ее тут и зарубил косой. И стали они с зайчиком жить-поживать в лубяной избенке.

Ведущая:

Все артисты были очень хороши,

Похлопаем им от души!

А давайте поиграем с зайчиком

Игра – «Заинька- зайка» сл. и  муз. С. Насауменко  

Дети присаживаются на стульчики

Ведущий:  Л. Н. Толстой писал рассказы – миниатюры, т.е. очень маленькие рассказы, в которых был сразу понятен их смысл. Они представляли собой истории из повседневной жизни простых людей, забавные и поучительные наблюдения, живые, и правдивые. Они нас учат, побуждают к доброте, внимательно относиться к окружающим нас людям, поэтому они интересны и важны для детей и взрослых.

 Ведущий:  рассказы действительно замечательные. Например, рассказ о старике. Короткий совсем, а какой глубокий смысл в этом рассказе.

А познакомит вас с этим рассказом ……..(имя ребенка)

Читает – миниатюру «Старик»

Старик сажал яблони. Ему сказали : «Зачем тебе эти яблоки? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблока». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят – мне спасибо скажут».

(Обсуждение рассказа по вопросам)

 - Давайте, вспомним  рассказ «Отец и сыновья». Исполняет ребенок.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит:

- Сломайте!

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.

Они легко переломали прутья поодиночке.

Отец и говорит:

- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.

(Обсуждение рассказа по вопросам)

Ведущий: Ребята, отгадайте, о ком сейчас расскажет…….. (Имя ребенка)

Чёрные птицы

На ворону похожи,

На грача тоже.

Дружат с людьми –

Кто они? (галка)

Послушайте короткий рассказ  «Умная галка»

  Чтение рассказа «Умная галка»

 Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Но воды было мало. Галка не могла достать. Она стала кидать в кувшин камешки. Умная птица столько накидала, что вода стала выше. Вот так галка.

Вопросы:

 Почему галка не могла достать до воды в кувшине? Что она придумала?

– Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Отгадайте – ка их, ребятки! 

Без ног, без рук, 
Рубашки просит. 
Подушка.

На дворе горой,
А в избе водой. 
Снег.

Летит зверёк
Через божий домок
Летит, говорит:
“Моя сила горит…” 
Пчела.

Лежит – ниже кота,
Встанет – выше коня. 
Дуга.

Скручен, связан,
По избе пляшет. 
Веник.

Маленький  Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок
По лавкам скок-скок
И сел в уголок.  
Веник.

Один льёт, 
Другой пьёт,
Третий растёт.  
Дождь, земля, трава

 Ведущий:  Какой замечательный у нас получился вечер! И пели и плясали, и театр смотрели.  А сейчас, пройдем в группу. Будем чай пить с замечательными пряниками и есть яблоки, с той самой  яблони, за которой ухаживал старик.

 


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дельфин»

Литературная гостиная на тему:

«Л.Н. Толстой (1828-1910) – 180 лет со дня рождения»

для детей старшего дошкольного возраста

                                             

                                                       

                                             

                                   

 Воспитатель I кв. категории                                                                                   Лисковчук Валентина Александровна

                                                                   

г. Муравленко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование и организация деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с творчеством Л. Н. Толстого

вниманию педагогов предлагается перспективное планирование по  ознакомлению дошкольников с жизнью и творчеством Л. Н. Толстого...

консультация для родителей "Знакомим детей с творчеством Л.Н.Толстого"

Советы родителям, как знакомить дошкольников с творчеством Л.Н.Толстого...

План проведения недели, посвящённой творчеству Л. Н. Толстого

Расширить знания детей о творчестве Л.Н. Толстого...

Литературная гостинная. Чаепитие в традициях Льва Толстого.

Тематический вечер, посвящённый Льву Николаевичу Толстому и его чайным традициям. Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру литературы; познакомить с обрядом чаепития и гос...

Творчество Л,Н.Толстого " Л.Н.Толстой - детям"

Досуговое мероприятиие для детей подготовительной группы с ТНР....