Литературная гостинная. Чаепитие в традициях Льва Толстого.
материал (подготовительная группа) на тему

Мухомедзянова Гульнара Асгатовна

Тематический вечер, посвящённый Льву Николаевичу Толстому и его чайным традициям.

 

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру литературы; познакомить с обрядом чаепития и гостеприимства.
 

Задачи: 
1. Познакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. Приобщить детей старшего дошкольного возраста к литературным произведениям;

3. Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; формировать у детей культуру чаепития.
4. Расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие»;

воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

5.Развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мухомедзянова Г.А.

воспитатель МБДОУ №67 НМР

Мирсаяпова  Н.Ф.

музыкальный руководитель первой квалификационной категории

МБДОУ №67 НМР

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ. В ГОСТЯХ У Л.Н. ТОЛСТОГО ».

(«ТРАДИЦИИ ЧАЕПИТИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО»)

Тематический вечер, посвящённый Льву Николаевичу Толстому и его чайным традициям.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру литературы; познакомить с обрядом чаепития и гостеприимства.

Задачи: 
1. Познакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. Приобщить детей старшего дошкольного возраста к литературным произведениям;

3. Формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение; формировать у детей культуру чаепития.
4. Расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие»;

воспитывать у детей желание быть гостеприимными;

5.Развивать логическое мышление, память, речь, творческое воображение.

Материал: портрет писателя, выставка из книг его произведений, самовар, чайные принадлежности, атрибуты для викторин.

  Ход вечера.

Дети под музыку входят в музыкальный зал.

Ведущий:     (слайд №1)

Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке

Ведущий: 

Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем. 
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье.

Ведущий: (Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет. 
В 1844 году он поступил в Казанский университет и проучился там 3 года. Затем Лев Толстой уехал на Кавказ, где его старший брат  служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста. 

Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу. 
Ведущий:  (слайд № 3)

Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.
Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые. 
Проводится игра:  «Перетягивание каната»  (мальчики из двух групп).
Ведущий:  (слайд № 4)

В Ясной Поляне, где он жил Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
Ведущий: (Слайд №5)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.

Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники» 
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы. 
Условие: в руки можно брать только 1 гриб. 
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину. 
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми. 
Ведущий: Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки. (слайд №6)

По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Перчатка)

Ведущий: (слайд №7) 

Лев Толстой очень любил чаепития... Встречи за чайным столом у Л.Н.Толстого в Ясной Поляне вошли в историю русской культуры. В Ясной Поляне за стол садились в одно и то же время. Чай пили из самовара. Варенье подавалось на любой вкус: из клубники ананасной и земляники испанской, из крыжовника красного и зеленого, из груши, дыни, брусники, китайки, вишни, сливы и смородины.

К чаю Толстой всегда приходил вовремя. Толстой, по российской традиции, пил чай непременно из стакана с подстаканником. Самым главным для него в церемонии чаепития были не варенье и не пирог, а вдумчивые разговоры, во время которых было запрещено только одно: «пукать и ругать правительство».

Ведущий: (слайд №8)

 В России традиция чаепития включает в себя богатое убранство стола и огромное количество сладких угощений — варенье, выпечка, фрукты, мед, пирожки. Чай с фруктовыми добавками, с лимончиком или душистыми травами, особенно зимой…

 «Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать.
Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души», - Говорил Лев Толстой

Вот уже три столетия на Руси не обходится без чая ни одна встреча друзей, ни одно семейное торжество. 

Ведущий: (слайд №9)

 А знаете ли вы, как и когда попал впервые чай в Россию?

Впервые в Россию чай привёз русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя диковинным напитком. Это случилось 380 лет назад в 1635 году. Во времена царствования царя Алексея Михайловича,  придворный лекарь вылечил государя настоем чая от болезни желудка. С этого момента русские поверили в целебные свойства чая и начали регулярно закупать его в Китае. Чай из Китая в Россию доставлялся караванами: на верблюдах, арбах, телегах, его переплавляли на паромах. Путь чая занимал около года.  Чай был очень дорогим. Поэтому его пили только бояре да дворяне при царском дворе. Бедные крестьяне даже не знали, как заваривать чай, они  пили настои из трав: мяты, душицы, ягод земляники, цветков липы.

Вот так и появился чай на Руси. Для бедных людей чай был почти недоступен, и они его пили только в особых случаях, так как чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение "чайком побаловаться".

Ведущий: (слайд №10)   

Через 100 лет изобрели самовар. Изготовили его на Урале, а позже в Туле. Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь. Их поджигали лучиной, раздували огонь, и вода закипала. Сверху ставился заварочный чайник. С появлением самовара родился добрый обычай: всей семьей собираться за столом. Чтобы выпить чаю. За чаем обсуждали новости, решали семейные дела.

  Самовар со временем стал таким же традиционным русским сувениром, как знаменитые матрешки.      

Ведущий: Испокон веку самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Ребенок 1: Гостей и близких угощаем

                   Мы ароматным, сладким чаем.

                   От всех невзгод, от всех болезней,

                   Российский чай всегда полезный.

Ребенок 2: Наш гость сегодня не скучай,

                   Пей от души горячий чай.

                   Его ты ароматный вкус познай,

                   По жизни с ним вперед шагай.

Ведущая: Ребята, а давайте вспомним, что нужно для чаепития?

Загадки: (слайд №11)

1. Из горячего колодца, через нос водица льется? (Самовар).

2. Много ее - беда, мало ее - беда! Нужна она всегда, больше чем еда! (Вода).

3. Был листок зеленым, стал черным, сушеным. (Чай).

4. Бел как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал. (Сахар).

Ведущая: Чай в народе почитали, напиток уважали,

 Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо сходить за водой.

Конкурс: «Перенеси воду в ложке».

Ребенок: Самовар пыхтит, искрится-

                 Щедрый, круглый, золотой.

                 Озаряет наши лица

                 Он своею добротой.

                 Лучше доктора любого

                 Лечит скуку и тоску

                 Чашка вкусного, крутого,

                 Самоварного чайку!

Ведущий: 1,2,3,4,5 нам пора и поиграть.

                  Собрались мы здесь недаром

                  Поиграем с самоваром.

                  Игры есть разные

                  Для малых детей

                  И для солидных гостей.

                  Я приглашаю вас сейчас поиграть

                  Вы будете нам самовары собирать!

Игра «Собери самовар» –пазлы. (слайд №12)

Ведущий:  (слайд №13)

На сегодняшний день еще не все знают, сколько разновидностей чая есть.

А вот ребята сейчас расскажут, какой бывает чай.

 1 ребенок: Есть и черный и зеленый

                  Желтый есть и красный чай.

                  А еще есть рассыпные, гранулами, листовые

                  Есть прессованный, в брикетах,

                  Концентрированный чай-

                  Сам по вкусу выбирай!

2 ребенок: Чай горячий – наша сила

                   Украшение стола

                   Чаепитие в России

                   Вот хорошие дела!

Игра "Собери чай" 

 (Разбрасывает с лотка пачки чая на пол, дети собирают чай с завязанными глазами)

Чайные частушки.

1. На столе стоит пирог,

    Булочки и сушки.

    Пропоем мы вам сейчас,

    Чайные частушки.

2..Мы на чайных посиделках        

    Очень рады побывать.                      

    Только вы не забывайте                    

    Чай нам чаще подливать.                  

3. Самовар поёт, гудит,                    

    Только с виду он сердит.                  

    К потолку пускает пар                        

    Наш красавец самовар.                      

4. Ой, чай, крепкий чай,

    Пейте чай-чаёчек,

    Чтобы радость приносил

     Каждый день-денёчек.

Ребёнок :  Всех гостей мы угощаем

                   Ароматным крепким чаем!

                   К нам, смотри, не опоздай,

                   А не то остынет чай.

Ведущий:  (слайд №14)

Вот и подошли к концу наши посиделки. И по русской традиции мы завершаем их чаепитием.

Приглашаем к самовару!

Вкусным чаем угощаем.

И внакладку, и вприкуску,

Пейте чай, друзья, по-русски!

Садитесь за столы дубовые,

Да за скатерти узорные,

Угощайтесь на здоровье.

Приятного чаепития!!!   (слайд №15)

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по теме: "Автоматизация звука "ль" по рассказу Льва Толстого "Филипок".

Данная презентация поможет учителю-логопеду в автоматизации звука "ль" и развитии связной речи детей 5-7 лет с ОНР. третьего уровня.Рассказ Л.Н. Толстого адаптирован для детей с ТНР....

Советы от Льва Толстого для родителей

Великий русский писатель Лев Толстой мудро рассуждает о воспитании детей. Есть чему поучиться... «Я о воспитании никогда не писал, потому что полагаю, что воспитание сводится к тому, чтобы ...

Педагогическое мероприятие "Литературная гостиная по творчеству Л.Н. Толстого"

Педагогическое мероприятие -Литературная гостиная на тему " Л.Н. Толстой - 180 дней со дня рождения"...

Методика обучения чтению Льва Толстого

Методика обучения чтению Льва Толстого...

Литературная гостиная "Семья - семейные традиции"

Материал для подготовительной группы...