Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы
рабочая программа по художественной литературе

На протяжении многих лет являюсь автором-разработчиком учебных программ для начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»  составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программы.  Литературное чтение. Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2014. УМК «Перспектива».

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений.

Цель изучения предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средство самообразования. Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные задачи обучения литературному чтению:

• развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

• приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости;

• обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

• введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами

ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

               В программе на изучение литературного чтения отводится:

В 1 классе – 132 часа,

Во 2 классе – 136 часов,

В 3 классе – 136 часов,

В 4 классе – 102 часа.

               Согласно учебному плану МБОУ Школа № 108 «Взлёт» г.о. Самара отводится:

В 1 – 3 классах – 4 ч. в неделю

В 4 классе – 3 ч. в неделю.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Программа. Литературное чтение. 1-4 класс. Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной. – М.: Просвещение, 2014.

Учебники:

      1. Азбука. Учебник. 1 класс.  Л.Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. Л.А. – М.: Просвещение, 2015.      

2 . Литературное чтение. Учебник. 1 класс.  Л.Ф. Климанова. В.Г. Горецкий. Л.А. Виноградская.  – М.: Просвещение, 2015.
3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Л.ф. Климанова. В.Г. Горецкий. Л.А. Виноградская. – М.: Просвещение, 2015.
5. Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Л.А. Виноградская.– М.: Просвещение, 2015.
7. Литературное чтение. Учебник. 4 класс. В 2 ч.  Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская. М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2018.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

К окончанию 4 класса у обучающихся будут сформированы:

•   внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения;

• мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения, к справочной и энциклопедической литературе как источнику получения информации, осознание роли книги в мировой культуре, умение рассматривать книгу как нравственную, эстетическую, историческую ценность;

  • первоначальные представления о нравственных понятиях (тщеславие, гнев, самообладание, поступок, подвиг), отраженных в литературных произведениях;
  • умение отвечать на вопросы «Что такое поступок?», «Какой поступок можно назвать героическим?»;
  • осознание понятия Родина, ответственности за благополучие своей семьи, своей малой родины, своей страны, чувства сопричастности истории России и гордости за нее;
  • способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев, к адекватной оценке работы одноклассника.

Обучающиеся получат возможность для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений в ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни, эмпатии, выражающейся в поступках школьников.

Метапредметные результаты

Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов;

•        оценивать правильность выполнения действия.
Обучающиеся
получат возможность для формирования умений в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • использовать разные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное) и выбирать их в соответствии с поставленной задачей;
  • находить разные виды информации посредством разных объектов (книга, предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться справочной и энциклопедической литературой;

•        обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи («это произведения устного народного творчества, так как...», «это литературные сказки, так как...», «это сказки о животных, так как...» и т. д.).

Обучающиеся получат возможность для формирования умений осуществлять расширенный поиск с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • участвовать в работе пары, группы, планировать работу группы в соответствии с поставленной задачей;
  • самостоятельно готовить и реализовывать проекты;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений учитывать позиции других людей и координировать их со своей собственной позицией, разные мнения и интересы и обосновывать собственный выбор, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности и сотрудничества с партнерами, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, адекватно использовать все речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

К окончанию 4 класса по разделу программы «Виды речевой и читательской деятельности» у обучающихся будут сформированы следующие умения:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (читательский интерес, поиск информации, приобретение опыта чтения, поиск аргументов);
  • осознанно воспринимать содержание различных видов текста, их особенности (специфику), самостоятельно определять тему и главную мысль произведения;
  • составлять рассказы на тему, представлять свои рассказы в группе, оценивать их в соответствии с образцами;
  • сравнивать произведения разных жанров, группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;
  • сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы, находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;
  • сравнивать произведения литературы и живописи, составлять рассказ о картине на основе выделения ее объектов.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений воспринимать литературу как вид искусства, осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста.

По разделу программы «Круг детского чтения» будут сформированы следующие умения:

  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять поиск книги в библиотеке по заданному параметру, по собственному желанию;
  • самостоятельно составлять краткую аннотацию;
  • самостоятельно писать отзыв о выбранной книге;
  • самостоятельно пользоваться алфавитным и тематическим каталогами, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений ориентироваться в библиотечном пространстве, пользоваться интернетом как способом связи и ресурсами сети для поиска необходимой литературы.

По разделу программы «Литературоведческая пропедевтика» будут сформированы следующие умения:

  • давать определения понятий притча, былина, миф, литературная сказка,
  • различать жанры устного народного творчества, выявлять их особенности;
  • сравнивать былину и сказочный текст;
  • сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;
  • определять ритм стихотворения;
  • сравнивать, сопоставлять различные виды текста, называть две-три особенности прочитанного или прослушанного текста;
  • создавать собственный прозаический или поэтический текст, используя средства художественной выразительности.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений свободно использовать в речи литературоведческие понятия, освоенные в ходе практической деятельности, различать позиции автора и лирического героя произведения.

По разделу программы «Творческая деятельность» будут сформированы следующие умения:

  • выполнять творческий пересказ, рассказывать от лица разных героев произведения;
  • создавать свой собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин, по серии иллюстраций или на основе личного опыта;
  • писать отзыв о книге.

Обучающиеся получат возможность для формирования умений самостоятельно инсценировать прочитанные произведения, писать и воспроизводить сценарии кинофильмов, диафильмов по прочитанным произведениям

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Постепенный переход от слогового чтения к осмысленному, плавному чтению целыми словами, интонационное объединение слов в словосочетания; увеличение от класса к классу скорости чтения, позволяющей читающему осмыслить текст. Установка на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения; понимание цели чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом замедлять его или ускорять в соответствии с речевой задачей и целями общения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

Чтение про себя. Постепенный переход от чтения вслух к чтению про себя произведений, доступных по объёму и жанру. Осознание смысла прочитанного текста, использование приёмов контроля и коррекции путём воспроизведения его содержания и ответов на вопросы.

Умение находить информацию в учебном или научно- познавательном тексте, используя различные виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.

Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.

Самостоятельное определение темы и главной мысли текста; установление причинно-следственных связей; деление текста на смысловые части. Определение главной мысли каждой части и всего текста, их озаглавливание; составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов или самостоятельно сформулированного высказывания. Пересказ текста (подробно, выборочно, кратко) по опорным словам или самостоятельно составленному плану. Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения событий. Составление текстов разного типа: описание, рассуждение, повествование (по аналогии с прочитанным текстом, по предложенному образцу). Определение целей использования их в общении. Умение работать с разными видами информации.

 Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Справочные и иллюстративно-изобразительные материалы.

Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога высказыванием (о чём говорили собеседники, основная мысль беседы).

Сравнение художественных и научно-познавательных произведений. Наблюдение и различение целей их использования в общении (воздействовать на чувства читателя и сообщить что-то, объяснить читателю).

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, обложка, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодические издания (журналы, газеты), справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Определение (с помощью учителя) особенностей учебного (передача информации) и научно-популярного текстов (сообщение, объяснение).

Работа с художественным произведением. Понимание содержания художественного произведения, умение эмоционально откликаться на него. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

 Определение особенностей художественного текста, понимание цели его создания (воздействовать на читателя с помощью изображённых картин и выразительных средств языка). Анализ слова со стороны звучания и его значения, прямое и переносное значение слов. Умение мысленно нарисовать (воссоздать) картины, созданные писателем.

Самостоятельное воспроизведение текста художественного произведения (эпизода) с использованием выразительных средств языка. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям; нахождение в художественном произведении фрагментов, созвучных иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов.

Характеристика героя произведения (портрет, характер, поступки, речь), анализ его поступков и мотивов поведения. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста (с помощью учителя); понимание главной мысли произведения.

Выбор фрагментов текста: описание природы, места действия, поступка героя. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ.

Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев; их обобщение и формулировка выводов.

Заучивание наизусть небольших стихотворений и произведений игрового фольклора (потешек, скороговорок, песенок, загадок).

Осознание понятия Родина, представления о проявлении любви к ней в литературных произведениях разных народов России. Схожесть тем, идей, героев, нравственных оценок в фольклоре разных народов. Приобщение к культурным, духовно-нравственным традициям России.

Осмысление нравственно-этических понятий, раскрытых в литературно-художественных произведениях: добро, честность, смелость, дружба, вражда, зло, достоинство, справедливость. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношений литературных героев к людям, природе, окружающему миру.

Размышление о законах нравственно-духовного общения людей: не делай другому того, чего не желаешь себе, люби другого человека, как самого себя; умение применить их в повседневном общении. Схожесть сюжетов, поступков литературных персонажей, доказывающих неэффективность общения, основанного на вражде, агрессии, эгоизме, неуважении к личности и жизни другого человека.

Умение приводить примеры общения героев из рассказов и сказок, которые строят свои отношения с друзьями (близкими и родными) на позитивной модели общения, на чувстве любви, терпения, взаимопомощи, сострадания и милосердия, умеют выручить из беды, держат своё слово, избегают нечестности и обмана.

 Понимание хороших и плохих поступков героев произведений, умение обосновывать своё мнение (с помощью учителя). Анализ своих собственных поступков, желание подражать любимым положительным героям литературных произведений.

Работа с учебными, научно-познавательными и другими видами текстов. Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые (опорные) слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи, в которой говорящие обмениваются высказываниями. Особенности диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушать, не перебивая, собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами; в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Осознание монолога как формы речевого высказывания. Умение строить речевое высказывание небольшого объёма с опорой на текст (заданную тему или поставленный вопрос), отражение в нём основной мысли и её доказательство (объяснение). Передача прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов.

Самостоятельное построение плана собственного высказывания (что скажу вначале, затем и чем закончу своё высказывание); отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.

Письмо (культура письменной речи). Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания заголовку, отражение в нём темы (места действия, характера героя). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения). Контроль и корректировка письменного текста.

Написание сочинений-миниатюр (на заданную тему, по наблюдениям или прочитанному произведению), отзывов о книге, небольших рассказов (повествований о случаях из жизни) с использованием приёмов описания и рассуждения.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

Произведения устного народного творчества разных народов. Произведения классиков отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, произведения современных писателей народов России и зарубежных стран, доступные для восприятия младшими школьниками. Книги художественные, научно-популярные, исторические, приключенческие, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Жанровое разнообразие произведений, предназначенных для чтения и слушания в классе, самостоятельного и семейного чтения, для совместного обсуждения детьми и родителями в кругу семьи (русские народные сказки, сказки народов России; загадки, песенки, скороговорки, пословицы; рассказы и стихи; мифы и былины).

 Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, её истории и природе; о детях, семье и школе; братьях наших меньших; о добре, дружбе, справедливости; юмористические произведения.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

(практическое освоение)

Нахождение в тексте и практическое различение средств выразительности, используемых в художественной речи: синонимов, антонимов; эпитетов, сравнений, метафор, олицетворений (с помощью учителя).

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли, речь); отношение автора к герою (с помощью учителя).

Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалоги героев).

Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Жанровое разнообразие произведений. Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Малые фольклорные жанры (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла.

 Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: сказочные герои, выразительные средства, построение. Литературная (авторская) сказка.

 Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность

Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).

Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; использование различных способов работы с деформированным текстом (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, соблюдение этапов в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1.

Знакомство с учебной книгой- «Азбукой». Мир общения.

1

2.

Мы теперь ученики. Книжки – мои друзья

1

3

Роль   слов   в   устном   речевом   общении.   Слова   речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

1

4

Номинативная функция слова. Слова – названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением

1

5

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

1

6

Помощники в общении: жесты, мимика, интонация. Общение без слов.

1

7

Как понять животных?  Язык животных, их  движения,  позы.  Рассказы в картинках.

1

8

Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

1

9

Предыстория письменной речи. Путешествие по городу.

1

10

В Цветочном городе. Знаки охраны природы.

1

11

Как найти дорогу. Дорожные знаки.

1

12

Оформление   сообщений   с   помощью   схем.   Удивительная встреча. Звездное небо. Загадочное письмо.

1

13

Мир полон звуков. Звуки в природе.

1

14

Как звучат слова?

1

15

Гласные и согласные звуки.

1

16

Твѐрдые и мягкие согласные

1

17

Звучание и значение слова

1

18

Слова и слоги. Ударение в слове.

1

19

Слово и предложение.

1

20

Повторение- мать учения.

1

21

Звук [а]

1

22

Звук [о]

1

23

Звук [у]

1

24

Закрепление изученного о гласных звуках

1

25

Звук [и]

1

26

Звук [ы]

1

27

Звук [э]

1

28

Закрепление изученного о гласных звуках

1

29

Узелки на память

1

30

Узелки на память

1

31-32

Закрепление изученного

2

33

Звуки [м] и [м,].

1

34

Звуки [с] и [с,]

1

35

Звуки [н] и [н,].

1

36

Звуки [л] и [л,].

1

37

Чтение предложений и текстов. Игры со словами

1

38

Звуки [т] и [т,].

1

39

Звуки [к] и - [к,].

1

40

Упражнения в чтении. Игры со словами.

1

41

Узелки на память.

1

42

Узелки на память

1

43

Звук[ р] и [р,].

1

44

Звук[ в] и  [в,].

1

45

Звуки [п] и - [п,].

1

46

Звуки [г] и [г,].

1

47

Парные по глухости – звонкости звуков [ г][-к]

1

48

Упражнения в чтении. Игры со словами.

1

49

Буква е в начале слова и после гласных

1

50

Буква ѐ в начале слова и после гласных.

1

51

Обозначение мягкости согласных

1

52

Обозначение мягкости согласных буквами е,ѐ

1

53

Чтение слов и изученными буквами

1

54

Узелки на память

1

55

Звуки [б]и- [б,] Парные по глухости – звонкости, звуки [б] –[п], - [б,] –[п].

1

56

Звуки [з] и [з,]

1

57

Парные по глухости – звонкости, согласные [з]–[с]. Упражнения в чтении

1

58

Повторение- мать учения

1

59

Звуки [ д] и [д]. Парные по глухости – звонкости, согласные [д] – [т], [д] – [т]

1

60

Звук [ж]. Правописание слов с буквосочетанием жи

1

61

Мои первые книжки.

1

62

Загадки слов. Весѐлые картинки.

1

63

Узелки на память

1

64

Буква я в начале слова и после гласных. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы я.

1

65

Составление рассказа по картинкам. Игра в слова.

1

66

Звуки [х] и [х,].

1

67

Мягкий знак- показатель мягкости согласных.

1

68

Звук й.

1

69

Буква ю в начале слова и после гласных.

1

70

Обозначение мягкости согласных буквой ю.  Приговорки,  игры,  загадки, песенки.

1

71

Узелки на память. Упражнения в чтении.

1

72

Звук [ш]. Правописание буквосочетаниями жи-ши

1

73

Звук [ч]. Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу

1

74

Звук[щ]. Правописание слов с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу.

1

75

Чтение текстов о хлебе. Наблюдения над словами.

1

76

Звук [ц]

1

77

Звуки ф и ф. Парные по глухости – звонкости согласные звуки [в] - [ф].

1

78

Разделительные твердый и мягкий знаки.

1

79

Узелки на память. Упражнения в чтении. Наблюдения над словами.

1

80

Повторение – мать учения. Слово – это знак. Значение слова.

1

81

Старинные азбуки и буквари.

1

82

По страницам старинных азбук.

1

83

Читаем сами. Народная пословица.

1

84

Обращение Л. Толстого к учащимся Яснополянской школы.

1

85

Проверка читательских умений.

1

86

Упражнения в чтении.

1

87

Про все на свете

1

88

С чего начинается общение?

1

89

Умеет ли разговаривать природа?

1

90

Что, где, когда и почему? Удивительное рядом.

1

91

Чтобы представить слово. Об одном и том же по – разному.

1

92

Книга природы. Сравни и подумай.

1

93

Большие и маленькие секреты.  Волшебство слова.  Считалки, сказки, загадки.

1

94

Семейное чтение.

1

95

Вводный урок

1

96

Введение в содержание раздела. С.Маршак «Новому читателю»

1

97

С. Михалков «Как бы жили мы без книг?». А. С. Пушкин.

1

98

Наш театр. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

1

99

Введение в содержание раздела. Песенки разных народов.

1

100

Загадки. Пословицы и поговорки разных народов.

1

101

Мы идем в библиотеку. Произведения устного народного творчества.

1

102

Наш театр. Английская народная песенка «Перчатки».

1

103

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения

1

104

Введение в содержание в раздел. Жили - были буквы. Г.Юдин «Почему «А» первая», Т.Коти «Катя и буквы».

1

105

Сравнение авторской и народной сказок.

1

106

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух». Л Пантелеев «Две лягушки»

1

107

И. Гамазкова «Живая азбука», Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя».

1

108

Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха». Наш театр. С. Михалков «Сами виноваты»

1

109

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

110

Введение в содержание   раздела.  В.  Лунин «Никого не обижай!», Е.Благинина «Котѐнок». Л.Толстой «Пожарные собаки»

1

111

Прием звукописи как средство создание образа. И Токмакова«Лягушки», «Разговор синицы и дятла». В. Бианки «Разговор птиц вконце лета»

1

112

Мы в ответе за тех, кого приручили.  И.  Пивоваров «Всех угостила». С. Михалков «Зяблик» Н Сладков «Без слов»

1

113

Книги о природе и животных. Л. Толстой «Обходться добром со всяким», «Не мучить животных». С Маршак «В зоопарке»

1

114

Б. Жидков «Вечер». Наш театр. С. Михалков «Волк и лиса»

1

115

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

116

Введение в содержание раздела. С. Михалков «Песенка друзей». М. Танич «Когда мои друзья со мной». А. Барто «Сонечка».

1

117

Характеристика героя произведения Е.  Пермяк «Самое страшное», В.Осеева «Хорошее»

1

118

Книги о детях. Э. Шим «Брат и младшая сестра»

1

119

Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привѐз?.. В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила…»

1

120

Наш театр. М. Пляцковский «Солнышко на память». Ю. Мориц «Это-да! Это – нет!»

1

121

Л. Толстой «Не лениться», «Косточка»

1

122

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

123

Введение в содержание раздела. П. Воронько «Лучше нет родного края»

1

124

Стихотворения русских поэтов о природе. Природа в произведениях русских художников.

1

124

Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы иживописи.

1

125

Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский «Четыре сестры».

1

126

Сочинение сказки. В. Берестов «Люблю тебя без особых причин…» Г. Виеру «Сколько звѐзд на ясном небе!» Н. Бромлей «Какое самое первое слово?»

1

127

А. Митяев «За что люблю маму». В. Берестов «Стихи для папы»

1

128

Е. Пермяков «Первая рыбка» Рассказ о своей маме.

1

129

И.   Косяков «Все   она».   Л.   Толстой «Мальчик  и отец» К. Ушинский «Лекарство»

1

130

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов обучения.

1

131

Введение в содержание раздела.  Р.  Сеф.  «Совершенно   непонятно».  В.Маяковский «Тучкины штучки». Ю. Мориц «Сто фантазий»

1

132

Учусь сочинять сам. И. Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу…» Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка»

1

2 класс

№ урока

Название раздела. Тема урока.

Кол-во часов

1.

Введение. Знакомство с учебником.

1

Любите книгу. 9 часов.

2

Урок – игра «Крестики – нолики»

1

3

Знакомство с названием раздела. Ю.Энтин «Слово про слово». В. Боков « Книга– учитель»…

1

4

Г. Ладонщиков « Лучший друг». Пословицы о книгах. М. Горький о книгах.

1

5

Книги из далёкого прошлого. Книги из пергамента в форме свитка. Складная книга  Древнего  Востока.  Книги  из  деревянных  дощечек. Рукописные  книги Древней Руси.

1

6

Н. Кончаловская «В монастырской келье».

1

7

Мы идём в библиотеку.  Выставка книг.  Энциклопедия. Справочная  литература для детей.

1

8

Мои  любимые  художники  –  иллюстраторы:  Владимир  Лебедев,  Алексей, Пахомов, Евгений Чарушин.

1

9

Самостоятельное чтение. Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения.

1

10

Семейное  чтение.  Сокровища  духовной  народной  мудрости.  Пословицы  и поговорки о добре.

1

Краски осени. 13 часов.

11

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сравнение, сборник.

1

12

Осень в художественных  произведениях А.С.Пушкина, А.Аксакова

1

13

Осень в произведениях живописи В. Поленов, А. Куинджи.

1

14

А.  Майков  «Осень»,  С.  Есенин  «Закружилась  листва  золотая...»,  Ф.  Васильев «Болото в лесу»

1

15

И. Токмакова. «Опустел скворечник», А. Плещеев «Осень наступила...»

1

16

Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки.

1

17

Народные приметы. Осенние загадки.

1

18

Мы идем в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе.

1

19

Самостоятельное чтение. Цвета осени. С. Маршак "Сентябрь", "Октябрь", Л. 1 Яхнин "Осень в лесу", Н. Сладков "Сентябрь".

1

20

Семейное чтение. С. Образцов "Стеклянный пруд". Создание текста по аналогии.

1

21

Наш театр. Инсценирование произведения Н.Сладков «Осень».

1

22

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

23

Контрольная работа.

1

Мир народной сказки. 17 часов.

24

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел.

1

25

Собиратели русских народных сказок: А.Н. Афанасьев, В.И. Даль.

1

26

Русская народная сказка «Заячья избушка»

1

27

Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк»

1

28

Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок.

1

29

Русская народная сказка «Зимовье». Чтение сказки по ролям.

1

30

Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки.

1

31

Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок.

1

32

Мы идём в библиотеку. Русские народные сказки.

1

33

Самостоятельное чтение. Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки.

1

34

Семейное чтение. Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

1

35

Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога.

1

36

Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказки.

1

37

Наш театр. Сказка «Лиса и журавль».  Инсценирование сказки.

1

38

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

39

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Сочинение – описание лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

1

40

КВН по сказкам

1

Весёлый хоровод. 10 часов.

41

Знакомство с названием раздела. Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

1

42

Б. Кустодиев "Масленица". Устное сочинение по картине.

1

43

Проект «Мы идем в музей народного творчества». Подготовка к экскурсии.

1

44

Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

1

45

Переводная литература. Небылицы, перевертыши, весёлые стихи. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

1

46

Мы идём в библиотеку. Справочная литература для детей.

1

47

Самостоятельное чтение. Д. Хармс «Весёлый старичок», «небывальщина»

1

48

Семейное чтение. Чуковский "Путаница". Небылицы.

1

49

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

50

Проект. Подготовка и проведение праздника «Весёлый хоровод».

1

Мы - друзья. 10 часов.

51

Знакомство с разделом. Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение. Пословицы о дружбе.

1

52

Стихотворения о дружбе. Михаил Пляцковский «Настоящий друг», В. Орлов «Я и мы»

1

53

Сочинение на основе рисунков.

1

54

Н.Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя.

1

55

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

56

Самостоятельное чтение. С.Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль.

1

57

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей»

1

58

Семейное чтение. А. Гайдар "Чук и Гек". Обсуждение содержания рассказа.

1

59

Наш театр. И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей». Инсценирование.

1

60

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

1

Здравствуй, зимушка – зима. 10 часов

61

Знакомство  с  название  раздела.  Основное  понятие  раздела:  выразительное чтение.

1

62

Лирические стихотворения о зиме: А.С.Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…»

1

63

С.Есенин «Поёт зима, аукает…»; «Берёза». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

1

64

Праздник Рождества Христова. С. Чёрный «Рождественское». Ф. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли..." Рассказ о празднике.

1

65

К. Бальмонт «К зиме». Выразительное чтение.

1

66

С. Маршак «Декабрь». Средства художественной выразительности: олицетворение.

1

67

А.Барто «Дело было в январе...», С. Дрожжин «Улицей гуляет…». Выразительное чтение.

1

68

Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки.

1

69

Проект «Праздник начинается, конкурс предлагается…»

1

70

Урок – игра «Поле чудес». Контрольная работа за 1 полугодие.

1

Чудеса случаются 16 часов

71

Знакомство с название раздела. Основное понятие раздела: литературная сказка.

1

72

Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина.

1

73

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки. Особенности литературной сказки.

1

74

А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?

1

75

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки". Выставка книг.

1

76

Д.Н. Мамин - Сибиряк « Сказка про  храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Герои сказки.

1

77

Д.Н. Мамин - Сибиряк « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Чему учит сказка?

1

78

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». Особенности литературной сказки.

1

79

Д. Мамин - Сибиряк. Дж. Харрис. Сравнение литературных сказок.

1

80

Э. Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена». Особенности литературной сказки.

1

81

Мы идем в библиотеку. Литературные сказки.

1

82

Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского.

1

83

Самостоятельное чтение К.Чуковский. Из книги  «Приключения Бибигона»

1

84

Семейное чтение. Л. Толстой «Два брата».

1

85

Наш театр. К. Чуковский «Краденое солнце»

1

86

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Контрольная работа.

1

Весна! Весна! И всё ей радо! 11 часов.

87

Знакомство с названием раздела. Особенности понятия раздела: олицетворение, воображение.

1

88

Ф.Тютчев «Зима недаром злится..." Прием контраста в лирическом стихотворении.

1

89

Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелёва, Т. Белозёрова и в произведениях живописи А. Куинджи.

1

90

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто.

1

91

Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне.

1

92

Самостоятельное чтение. Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова,  Саша Чёрный.

1

93

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна»

1

94

Семейное чтение. А. Майков «Христос воскрес». К. Крыжицкий «Ранняя весна»

1

95 - 96

Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев». Инсценирование.

2

97

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

Мои самые близкие и дорогие. 8 часов.

98

Знакомство с названием  раздела. Особенности понятия раздела: семья, согласие, ответственность.

1

99

Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер. Выразительное чтение.

1

100

А. Барто "Перед сном", Р. Сеф "Если ты ужасно гордый…" Рассказ о маме. Дж. Родари "Кто командует?"

1

101

Мы идем в библиотеку. Книги о маме. Составление каталога по теме.

1

102

Самостоятельное чтение. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром», Б. Заходер «Никто».

1

103

Семейное чтение. Л. Толстой «Отец и сыновья», «Старый дед и внучек»

1

104

Наш театр. Е. Пермяк « Как Миша хотел маму перехитрить». Инсценирование.

1

105

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу.

1

Люблю всё живое. 16 часов.

106

Знакомство с названием раздела. Основные нравственные понятия  раздела: сочувствие, сопереживание.

1

107

Саша Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому.

1

108

С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста.

1

109

Г. Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.

1

110

М. Пришвин « Ребята и утята». Составление плана.

1

111

Е. Чарушин « Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

112

Сравнение художественного и научно – познавательного текстов. Н. Рубцов «Про зайца». Заяц (из энциклопедии)

1

113

Проект «Создание фотоальбома о природе». В. Берестов «С фотоаппаратом»

1

114

Мы идем в библиотеку. Рассказы и сказки о природе. В. Бианки.

1

115

Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов.

1

116

Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа на основе картинок.

1

117

Семейное чтение. В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

1

118

Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

1

119

Наш театр. В. Бианки «лесной колобок – колючий бок» Инсценировка.

1

120

Шутки – минутки. В. Берестов «Заяц – барабанщик», «Коза».

1

121

«Маленькие и большие секреты страны Литературии». Обобщение по разделу. Проверочная работа.

1

Жизнь дана на добрые дела. 15 часов.

122

Знакомство  с  названием раздела.  Основные  нравственные  понятия  раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие.

1

123

Какие  дела  самые  важные.  С.  Баруздин  «стихи  о  человеке  и  его  делах». Заголовок.

1

124

Л. Яхнин «Пятое время года», «Силач». Заголовок.

1

125

В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка.

1

126

Кого можно назвать сильным человеком. Э. Шим «Не смей!»

1

127

А. Гайдар «Совесть», Е. Григорьева « Во мне сидят два голоса…». Соотнесение содержания рассказа, стихотворения с пословицей.

1

128

Работа со словом. Дискуссия на тему «Что значит поступать по совести». В. Осеева «Три товарища»

1

129

И. Пивоварова «Сочинение»

1

130

Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»

1

131

Мы идём в библиотеку. Рассказы Н. Носова.

1

132

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.

1

133

Н. Носов «Фантазёры». Чтение по ролям.

1

134

Семейное чтение. И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

1

135

Наш театр. С. Михалков «Не стоит благодарности». Обобщение по разделу.

1

136

Контрольная работа.

1

3 класс

№ п\п

                         Название раздела.

                              Тема урока

Количество     часов

                                  Вводный урок 1 ч.

1.

Знакомство с системой условных обозначений. Содержание учебника. Обращение авторов учебника.

1

                                      Книги – мои друзья (4ч)

2.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха.

1

3

Б.Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

4.

Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии.

1

5.

Проект. Мы идём в музей книги.

1

                                    Жизнь дана на добрые дела (17 ч.)

6.

Вводный урок  раздела. Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову. Работа с выставкой книг

1

7

 Пословицы разных народов о человеке и его делах.

1

8

В.И. Даль.Пословицы и поговорки русского народа.

1

9

Н. Носов. Огурцы.  Смысл поступка.

1

10

Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя.

1

11

Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро».

1

12

М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка.

1

13

М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ

1

14

Л. Каминский. Сочинение. Анализ рассказа.

1

15

 Составление отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе.

1

16

М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя.

1

17

Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях.

1

18

Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача.

1

19

Семейное чтение. Притчи.

1

20

Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование.

1

21

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

22

Контрольная работа.

1

                                                  Волшебная сказка (15 ч.)

23

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы.

1

24

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк.  Особенности волшебной сказки.

1

25

Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя.

1

26

В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.

1

27

Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки.

1

28

Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки.

1

29

Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог.

1

30

Самостоятельное чтение. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев.

1

31

Русская сказка. Морозко.  Пересказ.

1

32

Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки.

1

33

 Русская сказка. Белая уточка.  Пересказ

1

34

Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Инсценирование.

1

35

Русская сказка. По щучьему велению. Подготовка реквизита, костюмов. Инсценирование сказки.

1

36

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

37

Контрольная работа

1

                                               Люби все живое (20 ч.)

38

Вводный урок  раздела. Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. 

1

39

Сравнение художественной и научно-познавательной литературы.

1

40

К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста.

1

41

К. Паустовский. Барсучий нос.    Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук.                        

1

42

В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение.

1

43

Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.

1

44

В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки.

1

45

Создание текста по аналогии. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой.

1

46

О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научно-популярного текста. Краткий пересказ.

1

47

Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения.

1

48

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

49

Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов.

1

50

Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности.

1

51

 Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка Пересказ

1

52

Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев.

1

53

 Н.Носов. Карасик.  Характеристика героев произведения

1

54

Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов.

1

55

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Обобщение по разделу.

1

56

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Отзыв на книгу о природе

1

57

Контрольная работа.

1

                                      Картины русской природы (12 ч.)

58

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.

1

59

И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине.

1

60

Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение.

1

61

М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа

1

62

Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа.

1

63

А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.

1

64

И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

 65

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

66

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки

1

67

Семейное чтение. К. Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени.

1

68

Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима

1

69

Маленькие и большие секреты  страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

                                          Великие русские писатели (30 ч.)

70

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.

1

71

Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ.  

1

72

А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения.

1

73

И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

74

А.С. Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

1

75

Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

76

А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. Сравнение произведений литературы и живописи.

1

77

В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине.

1

78

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Сравнение с народной сказкой.

1

79

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Нравственный смысл литературной сказки.

1

80

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане ... Особенности сюжета. Структура сказочного текста.

1

81

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Характеристика героев произведения.

1

82

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане,... Особенности языка литературной сказки.

1

83

А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане... Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи.

1

84

Урок работы с книгой. Сказки А.С. Пушкина.          

1

85

И.Я. Билибин -  иллюстратор сказок А.С. Пушкина.

1

86

И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова.

1

87

И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни.

1

88

И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни

1

89

Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи.

1

90

Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета.

1

91

Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана.

1

92

Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана.

1

93

Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов.

1

94

Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра.

1

95

Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра

1

96

Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование.

1

97

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

98

Маленькие и большие секреты страны Литературии  Что такое согласие?

1

99

Контрольная работа.

1

                                  Литературная сказка(19 ч.)

100

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.

1

101

В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки.

1

102

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко».

1

103

В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев.

1

104

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу.

1

105

Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения.

1

106

Переводная литература для детей. Выставка книг.

1

107

Переводная литература для детей.  Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы

1

108

Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы.

1

109

Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения.

1

110

Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы.

1

111

Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки.

1

112

Мы идём в библиотеку. Литературные сказки.

1

113

Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка.

1

114

Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе.

1

115

С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование.

1

116

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

117

Контрольная работа.

1

                                Картины родной природы (18 ч.)

118

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение

1

119

Б. Заходер. Что такое стихи? Особенности поэтического жанра.

1

120

И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка.

1

121

Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса».

1

122

А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

123

С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

124

С. Есенин. С добрым утром! Выразительное чтение стихотворения.

1

125

Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.

1

126

А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства.

1

127

О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов.

1

128

М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

1

129

А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому.

1

130

Саша Чёрный. «Летом»  А. Рылов «Зелёный шум». Сравнение произведений живописи и литературы.

1

131

Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

132

Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе.

1

133

Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты.

1

134

 Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература.

1

135

Оценка достижений. Итоговая контрольная работа

1

136

Обобщающий урок.

1

4 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Книга в мировой культуре 7 ч.

1

Вводный урок по курсу «Литературное чтение». Содержание учебника. Обращение авторов учебника. Самые интересные книги, прочитанные летом.                                                                            

1

2

Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания известных людей о книге.

Устное сочинение на тему «Книга в вашей жизни»

1

3

 Повесть временных лет.  Летописец Нестор.

1

4

 М. Горький. О книгах. Рассказ о своей домашней библиотеке.

1

5

 История книги. Подготовка сообщения на тему.

1

6

Удивительная находка. Пересказ текста.

Подготовка сообщений о старинных и современных книгах.

1

7

Проверочная работа. Проверка техники чтения.

1

Истоки литературного творчества 19 ч.

8

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества.

Пословицы разных народов. Сочинения на тему.

1

9

Библия-главная священная книга христиан.

Из книги  притчей Соломоновых ( из Ветхого Завета)

1

10

Притча о сеятеле (из Нового Завета) Смысл притчи.

1

11

Малосердный самарянин (из Нового завета) Смысл притчи.

1

12

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Гусляры»

1

13

Исцеление  Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом.

1

14

Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины.

1

15

Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок».

1

16

Славянский миф. Особенности мифа.

1

17

Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

1

18

Мы идем в библиотеку. Произведения устного народного творчества: мифы, легенды, предания.

1

19

Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

1

20

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии.

1

21

Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

1

22

 Царь и кузнец. Притча.

1

23

 Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

1

24

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

25

Проверочная  работа.

1

26

Внеклассное чтение. Урок – дискуссия по теме «Былины»

1

О Родине, о подвигах, о славе  14 ч.

27

Вводный урок. Пословицы о Родине. К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине.

1

28

Н.Языков. Мой друг! А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

1

29

Александр Невский.  В. Серов. Ледовое побоище.

1

30

Н.Кончаловская. Слово о побоище Ледовом.

31

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

1

32

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь.

1

33

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием.

1

34

А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение.

1

35

Е. Благинина. Папе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

36

 С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета.

1

37

Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации.

1

38

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

39

Проверочная работа.

1

40

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет»

1

Жить по совести, любя друг друга  14 ч.

41

 Вводный урок. А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа.

1

42

А. Толстой. Детство Никиты. Герои рассказа.

1

43

И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов.

1

44

А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл повести.

1

45

А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии.

1

46

М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа.

1

47

И. Пивоварова. Смеялись мы - хи-хи…. Соотнесение содержания текстов с пословицей.

1

48

Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Создание собственного дневника.

1

49

 Мы идём в библиотеку. Книги о сверстниках, о школе.

1

50

 Н.Носов. Метро. Особенности юмористического текста.

1

51

 В. Драгунский…бы. Смысл рассказа.

1

52

 Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.

1

53

 Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование.

1

54

Маленькие и большие секреты страны Литературии.  Проверочная работа.

1

Литературная сказка  23 ч.

55

Вводный урок. Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев,  В. Даль, К. Ушинский, Л.Н.Толстой, А.Н. Толстой

1

56

 Братья Гримм- собиратели немецких народных сказок.

1

57

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки.

1

58

Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки.

1

59

Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки Ш. Перро.

1

60

Шарль Перро. Мальчик-с-пальчик.  Герои сказки. Особенности зарубежного сюжета.  

1

61

Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги.

1

62

Сказки Г.-Х. Андерсена.  Создание выставки книг.

1

63

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой.

1

64

Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки.

Отзыв на книгу Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди»

1

65

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки

1

66

Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки.

1

67

Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии.

1

68

Мы идём в библиотеку.  «По дорогам сказки». Сказки зарубежных писателей.

1

69

 Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье.

1

70

 С. Аксаков. Аленький цветочек. Герои сказок.

1

71

С. Аксаков. Аленький цветочек. Особенности литературной сказки.

1

72

С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок.

1

73

 Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование.

1

74

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

1

75

Маленькие и большие секреты страны Литературии.   Составление каталога. Составление аннотации

1

76

Обобщающий урок – игра «Крестики – нолики»

1

77

 Проверочная  работа.

1

Великие русские писатели  24 ч.

78

 Вводный урок. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки.

1

79

К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Подготовка сообщения на основе статьи. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина».

1

80

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Сравнение с народной сказкой. Герои произведения.

1

81

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

Особенность литературной сказки. Волшебные предметы и помощники в сказке

1

82

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

 В. Жуковский. Спящая красавица. Сравнение  литературных сказок.

1

83

Урок КВН по сказкам А. С. Пушкина.

84

А.С. Пушкин. Осень. Е. Волков. Октябрь. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

85

А. С. Пушкин. Гонимы вешними лучами… Средства художественной выразительности для создания образа весны.

1

86

Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… А. Куинджи. Ранняя весна. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

87

И.Козлов. Вечерний звон. И. Левитан. Вечерний звон.

 Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы.

1

88

М. Лермонтов. Рождение стихов. Подготовка сообщения о М. Лермонтове.

М. Лермонтов. Горные вершины. Гёте. Перевод  В.Брюсова. Сравнение текстов.

1

89

М. Лермонтов. Тифлис. Дары Терека. Сравнение произведений живописи и литературы.  

1

90

М. Лермонтов. Крестовая гора. Утёс. Сравнение произведений живописи и литературы.  

1

91

М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни.

1

92

М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов.

1

93

Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом.

Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Герои рассказа.  

1

94

Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа.  

1

95

И. Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.

И. Никитин. Когда закат прощальными лучами…И. Левитан. Тишина. Сравнение произведений живописи и литературы.  

1

96

И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет…

 И. Бунин. Ещё холодно и сыро.

1

97

Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом.

1

98

Л. Толстой. Был русский князь Олег.

Басни Л.Толстого. Специфические  особенности басни как жанра.

1

99

 Л. Толстой. Петя Ростов. Пересказ.

1

100

Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование.

1

101

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа.

1

Литература как искусство слова  (1 ч.)

102

Урок – отчет «Путешествие по страницам любимых книг»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. ...

Электронный образовательный ресурс как компонент учебно-методических материалов для урока литературного чтения в начальных классах

Нынешний век - век информационный. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на ...

Проект рабочей программы «Пришли мне чтения доброго»

Наши дети с самого раннего детства сталкиваются с художественным словом. Мы часто используем в речи различные потешки, стихи, и часто читаем малышам детские книжки. Но чем старше становится ребенок, т...

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы»

Пояснительная запискаПрограмма образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс школа 21 века

Рабочая программапо литературному чтению       (указать предмет, курс,) (2 класс)(указание класса)Количество часов  136 ...

Рабочая программа по обучению чтению.

Программа рассчитана для детей 6-7 лет....

Урок литературного чтения в 1 классе А.П.Гайдар «Совесть»

Тема: А.П. Гайдар. Совесть.Цель урока:- Сформировать у учащихся начальной школы представление опонятие совесть, поступок, добрый и плохой поступок....