Электронный образовательный ресурс как компонент учебно-методических материалов для урока литературного чтения в начальных классах
статья на тему

Макаренко Дарья Борисовна

 

Нынешний век - век информационный. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. И современная школа должна развивать основные компетенции обучающихся, соответствующие новому времени. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_makarenko.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Электронный образовательный ресурс как компонент учебно-методических материалов для урока литературного чтения в начальных классах

МакаренкоДарья, студентки 222 группы

Руководитель: Симухина О.И., преподаватель детской литературы с практикумом по выразительному чтению, канд.пед.наук

Нынешний век - век информационный. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. И современная школа должна развивать основные компетенции обучающихся, соответствующие новому времени. Чтобы добиться образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, нужны новые средства и построенные на их основе новые технологии обучения.

Сегодняшняя образовательная практика показывает, что электронные образовательные ресурсы используют учителями начальных классов, в частности, практически на всех уроках, в первую очередь на уроках литературного чтения, и на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и при оценке освоенных младшими школьниками компетенций.

На сегодняшний день у любого учителя начальных классов имеется в распоряжении целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий. Это банки данных, информация из Интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактизированный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, опросники), конференции, форумы для общения и многое другое.  

 Согласно исследованиям Прончева Г.Б., Селевко Г.К. Фесенко В.В. [1,3,5] развитие  информационно-коммуникационных технологий  привело к появлению в  школе электронных образовательных ресурсов, не только дающих знания, но и предлагающих механизмы их изучения и контролирующих результаты обучения.  Самая  сложная  задача для учителя, особенно начальных классов,   - это творческое использование и, возможно,  разработка электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, ведь необходимо уметь ориентироваться в разнообразных электронных образовательных ресурсах, так как каждый ресурс довольно специфичен в использовании в контексте конкретной темы, конкретного урока.

Цель нашей работы: раскрыть особенности реализации электронного образовательного ресурса по детской литературе как компонента учебно-методических материалов для урока литературного чтения.

Объект исследования: особенности содержания электронного образовательного ресурса по детской литературе как компонента учебно-методических материалов для урока литературного чтения.

Предмет исследования: электронный образовательный  ресурс по детской литературе как компонент учебно-методических материалов для урока литературного чтения.

  В самом общем случае к электронным образовательным ресурсам относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования электронные образовательные ресурсы воспроизводятся на компьютере.

Электронные образовательные ресурсы - учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Они стали в современном образовательном процессе неотъемлемым компонентом учебно-методических материалов для урока литературного чтения в начальных классах.

 Электронные образовательные ресурсы  на  уроках  литературного чтения в начальной школе позволяют  значительно разнообразить приемы и формы работы с учебным материалом, процесс рассмотрения и толкования художественного произведения; содействуют расширению кругозора младших школьников, формированию их творческих способностей.

 В начальной школе используются статичные, интерактивные и аудиоресурсы:

  • статичные ресурсы (фотографии, иллюстрации, таблицы, тексты) помогают учителю создавать презентации для исследования биографии писателей, литературоведческих понятий и фрагментов художественных текстов;
  • аудиоресурсы (записи звучащей речи профессиональных чтецов или музыки) предоставляют возможность применять аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии, аудиокниги по произведениям писателей;
  • интерактивные     ресурсы     (иллюстрации,     анимации,     теоретико-понятийные таблицы, тексты, учебные словари, видеофрагменты, мультимедийные презентации, тесты), благодаря технологиям мультимедиа и гипертекста, позволяют установить оперативную обратную связь обучающихся с их содержательными компонентами, позволяют порционно подавать учебный материал.

 Младших школьников привлекает все новое, яркое, неожиданное. Их произвольное внимание пока развито слабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности. Произвольное внимание удерживается и развивается, например, на уроке литературного чтения, где предполагается достаточно большой объем текстового материала, при помощи использования учителем словесных инструкций, приемов планирования деятельности, игровых элементов и частой сменой форм деятельности.

Применение электронных образовательных ресурсов на уроках литературного чтения может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным жизнью и деятельностью поэта или писателя (например, «Путешествие по Пушкинским местам»), видеопросмотр фрагментов кинофильмов, анимационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, словарная работа по произведению; задания и упражнения для анализа характера героев; прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения, художественных произведений различных жанров и т.д.

Развитие внимания младших школьников, например, может быть интенсифицировано, как показала наша практика, например, с помощью использования электронных образовательных ресурсов, для разработки и воспроизведения которых требуется компьютер. Иногда, чтобы выделить данное подмножество электронных образовательных ресурсов,  их называют цифровыми образовательными ресурсами, подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.  

Учитывая особенности учащихся начальной школы, более всего учителя используют  на уроках литературного чтения мультимедийную презентацию, под которой мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока литературного чтения:

  • образовательный аспект:  восприятие  младшими школьниками учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;
  • развивающий аспект: развитие познавательного интереса у детей, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности обучающихмся;
  • воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Важным средством восприятия на уроке литературного чтения всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством  иллюстративного материала  к учебникам и низким его качеством, возникла необходимость готовить наглядность к уроку в программе POWER POINT. Это может делать каждый учитель, сканируя имеющиеся иллюстрации, таблицы, портреты, схемы. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главные, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет.

К данному иллюстративному материалу также можно добавлять цитаты из произведений, исторические справки, теоретический материал. Мультимедийные презентации, помогают создать образ литературного героя. Конечно, можно на урок, связанный с изучением творчества М.Ю. Лермонтова, идти лишь с его портретом, но как не показать школьникам прекрасные, живописные полотна, созданные рукой самого поэта, не представить на экране и не зачитать воспоминания современников Лермонтова.

Использование мультимедийных презентаций  на уроке литературного чтения возможно на различных этапах занятия, даже на этапе проверки домашнего задания. Например:

Этапы урока        

Содержание

(использование МП в содержании занятия)        

Цель        

Условия достижения положительных результатов

Проверка домашнего задания

Демонстрация правиль-ного выполнения для заданий вызывающих затруднения (могут быть подготовлены учащими-ся), вопросы для провер-ки знаний, опрос

Выявление уровня знаний, умений учащихся по задан-ному на дом зада-нию

Выявление факта вы-полнения домашнего задания у всех учащих-ся.

Устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися.

Мы полагаем, что необходимо исходить  из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование электронных образовательных ресурсов на каждом уроке нереально, да ведь это и не нужно, а урок литературного чтения - это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, понимание авторской позиции.

Таким образом, использование  электронных образовательных ресурсов  по  детской литературе,  несомненно,  обогащает  уроки литературного чтения: оказывает сильное воздействие на внимание, память и воображение, облегчает процесс запоминания, позволяет «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, «приблизить» литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о жизни и творчестве  писателей разных лет.

Кроме того, использование электронных образовательных ресурсов как компонента учебно-методических материалов для урока литературного чтения в начальных классах помогает учителю достигнуть следующих результатов: повысить качество обучения, подробно объяснять материал и делать его увлекательным, целесообразно распределять время урока, строить базу, включающую в себя презентации по литературе в рамках круга детского чтения.

Литература

1.Белых Т. В., Архипова О. А., Буряк М. В. Уроки литературного чтения с применением информационных технологий: М.: Изд. «Планета», 2011. – 296с.

2.Интернет на уроках искусства/ Авт-сост.С.И.Гудилина М.: Перспектива, 200. - 214с.

3.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств:  М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208с.

4.Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий: В т.2.Т. 2. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.-816с.

5.Фесенко В.В., Прончев Г.Б. Современные информационные технологии в общеобразовательной школе // Молодой ученый, 2011, №10(33), Т.1, С. 88 – 92.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие: Презентация "Как живете, птицы?" с использованием электронных образовательных ресурсов.

Презентация содержит фотографии и описания  десяти зимующищ птиц в стихотворной форме....

Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование  учебно- методической разработки       «Стеклянные»...

Электронная учебно-методическая разработка "В мире звуков"с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

АННОТАЦИЯК УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ Наименование  учебно- методической разработки «В мире звуков»Предмет музыкальное воспитание Цель и задачи разработки  знакомство д...

Электронный образовательный ресурс Учебно-методическое пособие .Музыкально-дидактическая игра для детей 3-5 лет "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна

Образовательный ресурс, создан в Power Point. Музыкально-дидактическая игра для детей 3-5лет. Автор Лактионова Любовь Викторовна....

Урок литературного чтения в 1 классе А.П.Гайдар «Совесть»

Тема: А.П. Гайдар. Совесть.Цель урока:- Сформировать у учащихся начальной школы представление опонятие совесть, поступок, добрый и плохой поступок....