Рабочая программа по обучению чтению.
рабочая программа (подготовительная группа)

Зайцева Анна Евгеньевна

Программа рассчитана для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_obucheniyu_chteniyu.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов (обучение первоначальному чтению и печатанию) и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях — звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание.

В это же время на занятиях у ребят формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.

Подготовительный период

Речь (устная и письменная) — общее представление. Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова — на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков ( гласных и согласных), слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого - звуковую структуру.

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов - «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки слов (после предварительного слого-звукового анализа, а затем и без него), их чтение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове (сначала разделенном на произносительные единицы в рамках слога, а затем без специальных вспомогательных помет), места ударения в нем (по знаку ударения).

Чтение с паузами и интонациями, соответствующими знакам препинания в конце простого предложения и в середине при перечислении однородных членов.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Цель программы

Целью данной программы обучения чтению является следующее:

  1. Сделать процесс обучения чтению более интересным и рациональным, с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка.
  1. Подготовить детей к обучению в школе, используя высокорезультативные методы и приемы.
  2. Тренировка речевого аппарата, противодействие возможным отклонениям в развитии детей, своевременное проведение логопедической помощи.

Задачи

  1. Изучение звуков и букв русского алфавита, развитие артикуляционного аппарата;
  1. Научить слитному прочтению двух рядом стоящих букв;
  2. Научить читать простейшие трехбуквенные слова;
  3. Научить печатать и читать однослоговые слова;
  4. Обучение чтению и печатанию наиболее трудных однослоговых слов;
  5. Обучение чтению и печатанию двуслоговых фраз и слов;
  6. Научить детей алгоритму чтения слов с разделительным твердым и мягким знаками;
  7. Научить читать и печатать слова и фразы в пределах трех слогов;
  8. Научить читать и печатать слова, словосочетания и фразы без ограничений, возможных речевых трудностей.

Принципы

Подача материала подчинена следующим принципам:

1.Системности (сначала гласные звуки и буквы, затем согласные, что помогает детям быстрее уяснить словообразующую роль гласных);

2.Доступности речевого материала (определенной последовательности подачи звуков и букв: сначала простые для произношения, затем сложные и только потом проблемные звуки);

3.Целостности;

4.Деятельности.

Проведение занятий

      Занятия по обучению чтению проводятся в отдельном помещении. Занятия посещают  дети  подготовительной группы. Занятия проводятся 2 раза в неделю в понедельник и в среду по подгруппам. Время проведения одного занятия 30 минут.

Методические пособия и оборудование

В своей работе с детьми я использую магнитную азбуку, кассы букв и слогов, различные штриховки, раскраски, прописи, трафареты, детские книги, разнообразные буквари, карточки, пластилин, крупу, проволоку, пуговицы, мозаику, цветные карандаши, бусинки, бросовый материал, загадки, стихи, ребусы.

Также ни одно занятие не обходится без массажа, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, речевок, физминуток, упражнений и заданий на логику, фантазию, развитие мелкой моторики.

Примерное календарно-тематическое планирование

ОКТЯБРЬ (8 занятий)

«От узелка к букве»;

Знакомство с гласными звуками А, О, У, Ы, Э (3 занятия); Секреты гласных звуков А, О, У, Ы, Э (3 занятия); Закрепление.

НОЯБРЬ (8 занятий)

Знакомство со звуками Е, Ё, Ю, И, Я (3 занятия); Секреты звуков Е, Ё, Ю, И, Я в словах (3 занятия); Чтение слогов; Закрепление.

ДЕКАБРЬ (7 занятий)

Знакомство с согласными звуками М, Н, Л, Р (2 занятия); Знакомство с согласными звуками б-п, в-ф; Знакомство с согласными звуками г-к, д-т; Знакомство с согласными звуками ж-ш, з-с; Закрепление (2 занятия).

ЯНВАРЬ (6 занятий)

Знакомство с согласными звуками X, Ц, Ч, Щ в целях усвоения алфавита (2 занятия).

Знакомство с буквами не звучащими, не имеющими звука (Ь, Ъ знаки) (2 занятия); Закрепление (2 занятия).

ФЕВРАЛЬ (8 занятий)

Знакомство с согласным звуком Й (2 занятия);

Повторение всего алфавита (2 занятия).

Слитное прочтение двух рядом стоящих букв. Ударение;

Чтение слов - соединений гласный и согласный;

Соединение одного гласного с другим согласным;

Чтение и печатание звуков и слов с соединением двух

согласных;

МАРТ

(8 занятий)

Чтение простейших трехбуквенных слов;

Чтение и печатание с соблюдением грамматики;

Чтение трехбуквенных слов, включая падежные окончания и

глаголы;

Чтение и печатание фраз, взятых из ранее изученного материала.

Чтение однослоговых слов со стечением нескольких согласных в конце слова (2 занятия);

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова (2 занятия);    

         

АПРЕЛЬ (8 занятий)

Чтение наиболее трудных однослоговых слов и фраз (2 занятия);

Чтение двух слоговых слов (2 занятия).

Чтение и печатание наиболее сложных двух слоговых слов и фраз (2 занятия);

Чтение и печатание слов с разделительным твердым знаком; Чтение и печатание слов с разделительным мягким знаком;

МАЙ

(8 занятий)

Чтение слов и фраз в пределах трех слогов (2 занятия); Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей (2 занятия). Необычное чтение (2 занятия); Итоговый КВН с награждениями (2 занятия).

Литература

  1. Жукова Н.С. Букварь/М.: Изд-во Эксмо, 2003 г.
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи/ Творческий центр, М. 2008 г.
  3. Настольная книга дошкольника.- М.: ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС», 2009 г.
  4. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука/ Самара, Корпорация «Федоров» 1996 г.
  5. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей 5-7 лет/ Издательство «Учитель», Волгоград.
  6. Шумаева Д. Г. Как хорошо уметь читать
  7. Федорин Е. Поурочное планирование курса обучения детей чтению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой

Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы  обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...

Рабочая программа образовательной области «Чтение художественной литературы» в группе кратковременного пребывания

Программа образовательной области «Чтение художественной литературы» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. ...

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки

рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной группе по программе "Детство" без пояснительной записки...

Рабочая программа по обучению грамоте (чтение) . Адаптация детей к школе. (Детский сад 2100. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части)

Обучение грамоте (чтение)30 занятий в год – 1 занятие в неделю(Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. «По дороге к азбуке». 3 и 4 части) Программа составлена на основе Комплек...

Рабочая программа курса «Обучение чтению и подготовка руки к письму»

Дополнительная образовательная программа подготовки к обучению чтению и подковке руки к письму имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной программы «Развитие ...

Рабочая программа по обучению детей чтению по методике "Кубики Зайцева"

Рабочая программа по обучению детей чтению по методике "Кубики Зайцева"...

Дополнительная рабочая программа по обучению дошкольников мультипликации «Волшебный мир» 1 год обучения

Цель программы: Вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития...