Организация творческой деятельности
статья по художественной литературе

Забродина Наталья Валериевна

Организация творческой деятельности дошкольников на основе литературного текста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация творческой деятельности дошкольников на основе литературного текста.

Н.В. Забродина,  Р.Р. Ниязова

МБДОУ Азовский детский сад комбинированного вида «Сказка»

                                                              «Основная задача взрослых –

                                                         открыть в ребёнке талант читателя».

                                                                                                    С.Я. Маршак.

   Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, о многом, многом другом.
Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская. Их исследования помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям,чувствам.
   С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: «Истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы — вот в чём задача педагогов». Осознав важность вопроса о формировании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, мы начали углублённо работать над этой темой. Со временем, проанализировав результаты наших наблюдений и данные различных мониторингов, мы поняли, что дети, проявляющие особый интерес к художественной литературе, очень артистичны. Они быстрее, чем их сверстники запоминают тексты произведений, выразительно декламируют стихи и прозу, эмоционально передают содержание и характер героев. Таким образом, «талант читателя» как бы перерастает с артистический талант, который обязательно следует развивать. В связи с этим цель нашей деятельности несколько расширилась. Мы стали работать не только над  
 формированием у детей интереса к произведениям художественной литературы, но и над развитием творческих. артистических способностей на основе предлагаемых литературных текстов. Используя самые разнообразные   формы и методы работы. Достижение цели видится возможным при решении   следующих задач:

 1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

 2.Способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на основе фольклорных и литературных произведений.

3. Воспитывать ценностные качества через художественное слово.

 Первым этапом работы над развитием творческой одаренности является мотивация (сознательный настрой на предстоящую деятельность). Методы и приемы мотивации могут быт самыми разыми: чтение, рассказывание, последующая беседа, обсуждение, ситуативный разговор, моделирование, сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, режиссёрские игры, совместная деятельность воспитателя с детьми, практические и игровые ситуации). И только после этого, через активное включение ребенка в разные виды деятельности, проходит сам процесс развития его творческих способностей. Формы организации этой работы могут быть самыми различными: индивидуальная, групповая, подгрупповая формы работы. Работа ведется как в ходе непосредственно-образовательной деятельности, так и в свободной совместной детско-взрослой и самостоятельной детской деятельности.

   Очень важным этапом работы по развитию творческой одаренности является  создание пространственной предметно-развивающей игровой среды. Для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы в группе был оформили книжный уголок, в который внесли в соответствии с комплексно-тематическим планированием, примерным календарём праздников, сезонностью научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.  А также с помощью родителей создали зону музыкально-театрализованной деятельности. В основу этой зоны лег «уголок ряженья», который появился у нас еще во второй младшей группе. Когда детям было 3 года.  В музыкально-театральной зоне собран богатый  набор детских музыкальных инструментов, представлены разные виды театра (кукольный, театр мягкой игрушки, пальчиковый, театр на ложках, перчаточный театр и др.). Также здесь есть костюмерная, в которой хранятся костюмы или отдельные элементы одежды для героев самых разных литературных произведений.

   С самого начала своей работы по формированию интереса к художественной литературе мы осознавали, что художественное слово ребята воспринимают через наше чтение и рассказывание. Поэтому для нас была важна выразительная подача произведения. Для этого мы использовали приёмы художественного чтения:

  • Основной тон. В зависимости от темы, идейного содержания, языкового стиля произведения намечали его основное исполнительское звучание.
  • Интонации. В ходе чтения произведений разнообразные оттенки голоса помогли нам нарисовать в воображении детей героев, характеры, настроения, поступки, показать своё отношение к изображаемым героям.

   Чтобы заинтересовать детей, удержать их внимание, во время чтения художественной литературы можно использовать такие элементы, как: ударение, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса, тембр (качественная окраска голоса). Также в ходе чтения произведений использовали мимику, необходимо периодически смотреть на детей, чтобы иметь хороший контакт с ними, но не делать замечаний, т. к. это нарушает целостность восприятия. В процессе выразительного рассказывания важно  создать условия для того, чтобы дети внимательно и с интересом слушали чтение взрослого, дослушивали его до конца, не отвлекаясь, эмоционально откликались на содержание произведения, активно сопереживали героям и событиям.  Например, каждую из песенок, подобных «Пошёл котик на торжок», «Ходит кот по лавочке», «Кисонька-мурысонька» мы старались сделать для ребят маленьким спектаклем, в котором они слушатели, зрители, чтецы, актёры.

   С помощью взрослого (наводящих вопросов, вопросов, обращённых к личному опыту детей, комментариев педагога) дети учатся понимать основное содержание произведения, устанавливать последовательность в тексте, вычленять и называть наиболее яркие поступки и действия героев, давать им элементарную оценку. После вопросов и оценок взрослого обращаем внимание на средства выразительности литературной речи.

   В качестве средств активизации познавательной деятельности использовали произведения искусства. Например, в ходе беседы по стихотворению С. Маршака «Усатый-полосатый» показали детям репродукции картин В. Ефимова «Кошка с шаром», В. Домогацкого «Кошка». Особое внимание уделяли подборке вопросов, так как они помогали детям правильно построить предложение при ответе. Вопросы, заданные нами детям в ходе беседы по тексту произведений, показывали отношение дошкольников к событиям и героям, стимулировали проявление нравственных и эстетических чувств. Мы предлагаем детям соотнести своё поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценить себя и других детей с позиции этических норм, представленных в художественных образах. При этом очень важно  правильно построить вводную беседу, которая готовила бы детей  к предстоящей встрече с произведением, вызывала активный интерес к нему, помогала войти в мир, созданный писателем. Для этого мы использовали загадки, чтение отрывков из знакомых детям произведений, близких по жанру и идее к тому, с которым предполагали их познакомить. Пояснениями настраивали дошкольников на восприятие определённого содержания. Подготовив детей к восприятию, мы выразительно читали или рассказывали текст произведения.

   С помощью вопросов, мы побуждаем детей делиться своими впечатлениями   о произведении со взрослыми и сверстниками, отражать впечатления в рисунках, участвовать в простых театрализованных играх. Мы предлагаем детям исполнять наизусть некоторые стихи, запоминать и использовать в своей речи стихотворные рифмы, договаривать (подхватывать) за ним строки из сказок.

   Основной вид детской деятельности - это игра. Поэтому созданию различных игровых ситуаций мы отводим  очень важное место. А именно:

- создаём образовательные и игровые ситуации для пересказывания детьми хорошо знакомых сказок с помощью взрослого и ориентируясь на иллюстрации;

- создаём игровые ситуации для обыгрывания знакомых потешек, стихотворений, сказок и рассказов, т.е. дети играют в театр (показывают маленькие мини-спектакли, тематические этюды на основе литературного текста и т.д.)

- организуем мини-конкурсы на лучшего рассказчика стихов, литературные игры со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественных текстов (например, на основе рассказа К. Ушинского «Бишка» можно придумать аналогичные истории с другими домашними животными и птицами).

   Или еще пример. В ходе совместной деятельности по сказке Ш. Перро «Красная шапочка» мы с ребятами не только преобразовали ход повествования, придумали другую концовку, ввели непредвиденные ситуации, что обеспечило более глубокое переживание детей действиям и поступкам героев. В образно-игровых этюдах по текстам прибауток, сказок, литературных текстов и в ходе обсуждения мы поощряем желание детей придумать свои способы реализации задуманного в игре. (например, показать медведя, медведицу и медвежонка из сказки «Три медведя» Л.Толстого).

- совместное  с детьми прослушивание, просматривание и обсуждение аудио - и видеозаписи постановок по фольклорным и литературным текстам.

- создаём условия для воспитания у детей устойчивого интереса к литературе и фольклору, к различным видам творческой деятельности на основе художественных текстов. Благодаря малым формам фольклора, дети усваивали национальный колорит русской поэзии, отчего литература стала поистине родной для них. Продолжая знакомить ребят с малыми фольклорными формами, учили детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Старалась научить чётко произносить скороговорки в медленном и ускоренном темпе: «Купила бабуся бусы Марусе», «У Кондрата куртка коротковата» Собственным примером мы поддерживаем стремление детей к постоянному общению с книгой, развиваем у детей устойчивый интерес к книге, стремимся вызвать радость от встречи с полюбившимися героями, мотивируем на запоминание прослушанного содержания.

   Выстроенная таким образом  работа по развитию  творческих способностей детей на основе литературного текста   дает положительные результаты. Уровень развития интереса к художественной литературе позитивно изменился. Дети стали часто высказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия. Охотно отвечают на вопросы взрослых, связанные с анализом текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу в воспроизведении сюжета, создании образов героев. Используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.

Список литературы:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2010.
  2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребенок и книга. - М.: Просвещение, 1992.
  3. Короткова Э. П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1982.
  4. Шибицкая А. Е. Роль фольклора в развитии детского словесного

творчества // Художественное творчество в детском саду: пособие для

воспитателя и музыкального руководителя [сб. ст.] / под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974.

  1. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника – М.:Просвещение,1974. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсы чтецов как форма организации творческой деятельности дошкольников

Проведение конкурсов чтецов и литературных праздников предоставляют большие возможности для позитивной социализации дошкольника, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей...

Методические рекомендации по организации творческой деятельности дошкольников на тему: «Елочка своими руками»

Цель: вызывать у детей эмоциональное отношение к явлениям природы, различать, узнавать, называть деревья. Учить любоваться разнообразием растительного мира, относиться к растениям бережно. Учить польз...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БУМАГОПЛАСТИКЕ

Творческая деятельность - далеко не новый предмет исследования. Проблема человечеких способностей вызывала огромный интерес у людей. Таланты появлялись как-бы сами собой....

Методическая разработка ""Развитие креативности у детей дошкольного возраста через организацию творческой деятельности"

Развитие креативных способностей дошкольников во всех видах художественно-творческой и музыкальной деятельности при создании определенных условий, способствующих формированию у них самостоятельности, ...

Занятие по самообразованию на тему: "Организация творческой деятельности".

Учить детей объединяться для совместных игр. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми....