ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БУМАГОПЛАСТИКЕ
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Ендакова Татьяна Владимировна

Творческая деятельность - далеко не новый предмет исследования. Проблема человечеких способностей вызывала огромный интерес у людей. Таланты появлялись как-бы сами собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО БУМАГОПЛАСТИКЕ

Беляева Татьяна Владимировна

 


Введение

Творческая деятельность дошкольников – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Таланты появлялись как- бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия,  изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась . Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становиться все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития  - одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

В аспекте современных концепций воспитания и образования, решаются задачи по воспитанию активной творческой личности. Этот процесс начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок через общение со взрослыми и сверстниками, в широком контакте с окружающим миром, искусством, художественным творчеством, осваивает социальный опыт. Дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующей самовыражению, самоутверждению личности ребенка.

В теории дошкольного воспитания изучалась специфика и пути формирования творчества в разных видах продуктивной деятельности ( Н.П.  Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, О.С. Уланова, Л.А. Парамонова, Л. П. Васильева, и др.) Полученные в результате этих исследований данные свидетельствуют о том, что в условиях целенаправленного формирования успешно развивается продуктивное творчество детей в изобразительной деятельности – эмоционально насыщенной, имеющей большие возможности обогащения духовного мира ребенка, развитие его творческих способностей.

Развитие ребенка в дошкольном возрасте имеет большое значение, поскольку до семи лет закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения дошкольника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определять тему, материал и способ действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка, успешности его обучения в целом.

Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения и, следовательно, есть огромная необходимость, в настоящее время  уделить большое внимание организации творческой деятельности детей дошкольного возраста.

На основе вышеизложенного, можно сказать что однако недостаточно описан опыт использования приемов и методов организации творческой деятельности на занятиях по бумагопластике. Отсюда возникает и противоречие : между необходимостью по организации  творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по бумагопластике, и недостаточным описанием приемов и методов для ……Из этого формируется проблема: какие приемы и методы необходимо использовать для организации творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по бумагопластике.

Целью исследования является теоретической обоснование основ организации творческой деятельности дошкольников на занятиях по бумагопластике  и разработка серии занятий.

Объект исследования: организация творческой деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: приемы и методы организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по бумагопластике.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические основы организации творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по бумагопластике.

2.Выявить уровень творческих навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать серию занятий по бумагопластике и опробировать их на практике.

Теоретическая значимость заключается в уточнении понятий «творческая деятельность», характеристике особенностей организации творческой деятельности дошкольников и выявлении приемов и методов организации творческой деятельности дошкольников на занятиях по бумагопластике.

Практическая значимость заключается в разработке серии занятий по бумагопластике  и их апробации на практике. Конспекты занятий могут быть использованы педагогами при подготовке к занятиям.

Особенности организации творческой деятельности дошкольников

Творческая деятельность, форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего        

Творческая деятельность дошкольников – это их способ выразить свой взгляд на мир и свои ощущения. Помогают ему осознать себя и свои эмоции лепка, изобразительное искусство, подвижные игры, танцы и другие занятия, требующие творческого мышления.

Для развития творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А.В. Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков – не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б.П. Юсова, Н.А. Ветлугиной, О.М. Дьяченко. Н.А. Ветлугина сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников.

Стимулом к творческой  деятельности  служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными  способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционными  взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой  деятельности  являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом  осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение творческой  деятельности требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определенном  уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности педагога  могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного  субъекта.

В современных условиях требования к образованию характеризуются все большим вниманием к ребенку, к его личностной линии  развития в соответствии с задатками и собственными потребностями. Творческое развитие личности непосредственно связано с индивидуальными особенностями развития мышления, воображения речи, моторных и ассоциативных систем.

В отечественной теории разработана система обучения дошкольников изобразительной деятельности, в которой выделены три основные группы методов: наглядные, словесные и практические. Эти методы тесно взаимодействуют. При современном интегрированном подходе к процессу образования, воспитания возможны различные варианты такого взаимодействия, зависящие от задач, возрастных особенностей детей, содержания изобразительной деятельности.

Много споров вызвало применение образца как одного из основных приемов обучения. Художник – скульптор Л. Чага писала, что в детском саду обучение ведется схематично, при помощи образцов, муляжей, что дети приучаются копировать их и лишаются возможности видеть натуру и воспринимать её. [11]

С позиции современной методики, ориентированной на развитие личности ребенка с мнением Л.Чаги можно согласиться. Действительно образец как готовый рисунок, лепка, аппликация, выполненный воспитателем, чаще всего ориентирует ребенка на слепое копирование без учета его индивидуального опыта, личностной позиции. Поэтому лишь использование художественного иллюстративного материала способствует развитию изобразительного творчества дошкольников. При отборе художественного материала необходимо руководствоваться следующими требованиями – должны быть реалистические, высокохудожественные произведения изобразительного искусства, близкие и понятные детям по тематике, средствам выразительности, с помощью которых художник создает художественный образ.

Основной задачей обучения детей изобразительной деятельности является развитие наблюдательности, воспитание чувства прекрасного, обогащение знаний и впечатлений об окружающей действительности; обучение приемам изображения, способам обследования предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах, обогащение сенсорного опыта.

А.В. Запорожец отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а так же всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, играющего большую роль в общем и творческом развитии ребенка. В частности, утверждая, что детское художественное творчество существует, он обращал внимание педагогов на необходимость разработки методов, побуждающих его развитие. [31]

Е.А. Флерина главным принципом в обучении дошкольников изобразительной деятельности считала единство учебных и творческих задач и правильное их взаимодействие. Ею высказано много положений о значении тех или иных приемов. Так, она предостерегала от увлечения каким либо одним методом и приемом и говорила о том, что универсализм в методах ведет к формализму в педагогике. Е. А. Флерина считала, что на детское творчество должны положительно воздействовать такие приемы, как использование натуры, показ образца в декоративном рисовании и словесные приемы ( указания, поощрения, советы). В случае отсутствия натуры , по ее мнению, можно использовать картинку, но картинка не должна служить образцом для копирования, и рекомендовала применять е в индивидуальном порядке, с целью напоминания детям отдельных деталей предмета или характерных черт персонажа. [32]

Исследования Е.А. Флериной по вопросам обучения изобразительной деятельности продолжали Н.П. Сакулина и Т.С.Комарова. Устанавливая взаимосвязь между обучением и творчеством, они приходят к выводу что обучение и самостоятельная и художественно – творческая деятельность детей органически взаимосвязаны. Они считают, что обучение детей изобразительным умениям и техническим навыкам позволяет им осуществлять свои замыслы с помощью средств образного выражения в рисунке, лепке, аппликации, дает возможность испытать радость творчес[30]

Итак, в настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов. Главная направленность этой системы – на развитие самостоятельности, инициативы, и активности, которые должны повышать интерес детей к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами создания выразительных образов.

Обучение детей изобразительной деятельности начинается с двух лет и заканчивается в подготовительной к школе группе. Но задачи всестороннего воспитания и развития могут быть успешно решены только при условии доступности знаний, умений и навыков, даваемых детям. В различных программах дошкольного образования в образовательных областях по развитию художественного творчества предусматривается решение следующих задач: воспитывать интерес к художественной деятельности, развивать восприятие, развивать восприятие, воображение, формировать образные представления, развивать творческие способности, учить способам создания изображений.

Начальным этапом творчества является возникновение идеи, замысла. Вначале он может быть неясным, неконкретным, требуется время, для того чтобы он уточнился, идея оформилась в конкретном содержании. Это вынашивание замысла является вторым этапом творческой деятельности. Третий этап — реализация замысла, в процессе которого идет дальнейшее уточнение и разработка содержания, воплощение его в конкретные формы.

Заканчивается творческий процесс появлением художественного образа. Дальнейшая жизнь этого произведения заключается в его общественной значимости — в воздействии на массы людей, в воспитании их мыслей и чувств. Поэтому, чем совершеннее художественное произведение, тем выше его общественная ценность.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д.

Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность, так как по существу своему она носит преобразующий и созидательный характер. Здесь ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Но поскольку опыт у него еще невелик, одно зрение не может дать ему полноты восприятия, необходимо в восприятие включать осязание и другие ощущения, помогающие образованию более полного представления.

Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

Ребенок 5—6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка все больше развивается уровень аналитико-синтетического мышления, что имеет важное значение для процесса изображения.

Большую роль играют эмоции, которые способствуют проявлению интереса к изобразительной деятельности, концентрации внимания и чувств ребенка на создаваемом образе, усиливают работу воображения.

Таким образом, первый этап творческого процесса — возникновение замысла — имеется и в деятельности ребенка. Но если у художника после появления замысла обычно идет длительный период его вынашивания, обдумывания содержания и средств выполнения, то у маленького ребенка этот период чаще всего отсутствует. Чем меньше ребенок, тем быстрее он приступает к выполнению задуманного. Он еще не может предвидеть результат работы и ход ее выполнения. Предварительное обдумывание, планирование работы совмещается с процессом выполнения. Поэтому в творчестве детей часты случаи изменения содержания работы в процессе изображения, включения в рисунок не относящихся к образу деталей.

Старший дошкольник способен к некоторым элементам предварительного продумывания и содержания, и средств выполнения. Он уже может самостоятельно решить, что он будет рисовать или лепить по своему выбору или на заданную тему, что в теме является главным, с чего надо начать, как расположить изображаемый предмет. В процессе работы ребенок реализует этот план, дополняя его в соответствии с содержанием.

    Для развития детского творчества важно создавать эстетическую развивающую среду, постепенно включая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной. Красивой обстановки группы, игровых уголков; используя в оформлении группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Большое значение имеет эстетическое оформление занятий. Продуманный подбор материалов для занятий. Формат бумаги для рисунков, соответствующей величине и пропорциям изображаемых предметов, цвет бумаги; продуманный подбор наглядных пособий, картин,  игрушек,  предметов и т.п.

На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали; вызывать ребёнка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

Методика организации творческой деятельности на занятиях по бумагопластике.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее доступных и интересных видов деятельности в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что- то красивое, необычное.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Бумага – материал универсальный. Она легко режется, рвется, скручивается, сгибается, склеивается различными клеями. Изделия из нее долго не теряют форму и качество. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой. Цветы, животные, сказочные герои, выполненные в этой технике, за счет объема выглядят как настоящие произведения искусства.

Бумагопластика – современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали, как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. Искусство моделирования художественных бумажных композиций на плоскости и создание трехмерных скульптур объединено одним названием  бумагопластика. Бумага – один из самых простых, доступных, легко обрабатываемых материалов. С изделиями из бумаги мы знакомимся с самого раннего детства. В зависимости от замысла и назначения изделия, применяют бумагу, различающуюся по толщине, фактуре, текстуре и цвету. Для аппликации подходит цветная бумага, бархатная, картон. Для работы, связанной со складированием, используют тонкую писчую и цветную бумагу. Картон, полукартон, плотная бумага применяются для изготовления различных конструкций.

Существуют различные типы изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов. Из бумаги можно делать кульки, коробки, корзинки, ёлочные игрушки, костюмы и украшения. Изделия, выполненные в технике папье-маше – это тоже бумага. Чем богаче фантазия, тем большее количество поделок можно   придумать. Очень интересен способ создания композиций оригами. Это древнейшее искусство складирования из бумаги. Складывая бумагу определённым способом, можно получить множество интересных поделок от самых простых до сложных. Этим искусством увлечены и дети, и взрослые. Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.

В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращаю внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки.

Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы. Не менее интересен прием тиснения бумаги. Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей. Из бумаги можно изготовить много самых разных предметов и для обустройства дома, и для праздников: стаканчики для карандашей, шкатулки, настольные лампы, елочные украшения, упаковки для подарков… Самодельные вещи из бумаги, выполненные с   выдумкой и качественно, – эксклюзивные произведения, единственные в своем роде. Они будут всегда желанными подарками для тех, кто умеет ценить мастерскую ручную работу, кто понимает: такие изделия действительно        уникальны. 

Работа по бумагопластике ведется с учетом индивидуальных возможностей детей и в соответствии возрастным особенностям дошкольников. Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка.

Создаются условия, необходимые для поддержания у детей веры в собственные силы и в возможность достижения успеха, положительная эмоциональная обстановка во время работы.

Используется наглядность, иллюстративность, наличие дидактических материалов.

Систематические занятия с ребенком бумагопластикой гарантируют его всестороннее развитие и успешную подготовку к школьному обучению. 

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно - игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры- путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Музыкальное оформление также повышает интерес детей к созданию творческих работ.

        

Совместно-последовательная работа подразумевает под собой деятельность конвейерного типа или эстафетного, т.е. ребенок создает свою работу как часть общей композиции или отвечает за выполнение определенной части целого. В конструировании из бумаги такая деятельность широко распространена в практике работы в детских садах. Важной составной частью формирования и развития эстетического восприятия является использование коллективных работ для украшения группы или при подготовке к празднику. Дети с гордостью воспринимают результат своей работы как часть общей и при возможности стараются обратить внимание родителей на этот факт.

Для совместно-взаимодействующей деятельности характерен совместный выбор материалов и техники работы над композицией, разделение композиции на части с последующим выполнением, деятельность для создания эскиза или отдельных элементов в малых группах и индивидуально. Коллективные работы дошкольников отличаются от индивидуальных большей эстетичностью, содержательность, вызывают большую эмоциональную оценку со стороны ребят. Во время такого процесса имеющиеся навыки и умения детей претерпевают большее развитие, а новые легче закрепляются.

Не следует забывать и о непосредственном выполнении работы. Не все дети одинаково представляют себе пути решения творческой задачи,  поэтому в педагогике существует прием показа способа действий. Он играет важную роль в обучении дошкольников. Известно, что показ в старших группах занимает меньшее место, чем в младших. В зависимости от полноты показа способа изображения различают показ полный и частичный. Показ может быть общим и индивидуальным, причем индивидуальный показ может проходить в форме совместного действия педагога и ребенка. Кроме того, различают показ педагога и показ способа изображения (действия) ребенком. Показ используется при ознакомлении с техникой работы с новыми способами изображения. Показ технических приемов совпадает с усвоением детьми способов изображения предмета или составлением узора. Применение показа на первом и последующих занятиях принципиально отличается. Когда предмет данной формы изображается впервые, показ осуществляет педагог (после соответствующего обследования).

Показ способов изображения может быть полным, когда воспитатель последовательно создает изображение. Например, знакомя детей с приемом вырезывания одинаковых форм, деталей из бумаги, сложенной гармошкой, воспитатель показывает способ складывания полоски бумаги в 34 раза гармошкой, затем процесс вырезывания (кружочков, листочков), хотя эти приемы уже знакомы детям. В заключение он демонстрирует, что получилось. В некоторых случаях, когда нужно напомнить лишь какую-то часть сложного приема, педагог прибегает к частичному показу. Так, на следующем занятии, когда потребуется сделать несколько одинаковых предметов, способ вырезывания которых они освоили ранее, воспитатель показывает лишь, как складывается бумага, а остальное дети выполняют самостоятельно. Частичный показ позволяет педагогу активизировать воспитанников, использовать имеющийся у них опыт.

Показывая способы изображения, воспитатель, как правило, пользуется теми же инструментом, материалом, которые дают детям.

Словесные приемы обучения используются и в процессе занятия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, если дети что-то забыли, предложение вспомнить, дополнить изображение и т. п. Особое значение приобретает слово педагога, когда он анализирует детские работы. Его задача - вызвать радость у детей  создавших рисунки, лепку, аппликации или поделки из бумаги, природного материала. Он подчеркивает удачные находки, интересный замысел, сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения.

Таким образом, в одном занятии можно применять самые разнообразные методы и приемы. Выбор зависит от того программного содержания, которое должны усвоить дети, а также от их возрастных и индивидуальных особенностей. В процессе обучения конструированию из бумаги большое значение имеет взаимопроникновение способов образования и воспитания детей, которые разные по содержанию, но имеют общую тему.

Организация творческой деятельности дошкольников на занятиях по бумагопластике

2.1. Выявление уровня творческих навыков и умений старших дошкольников на занятиях по бумагопластике

Художественное творчество помогает формированию у детей, как общих способностей, так и специальных. Рисование развивает у детей способность создавать образы в своём воображении, руководствуясь принципами красоты. Именно то, как ребёнок отражает воображаемые образы на бумаге, может служить основой для диагностики общего и художественного уровня развития.

Для определения художественно – творческого развития мы использовали адаптированную методику Н.В.Шайдуровой, которая разработала критерии и показатели уровней художественно–творческого развития.

Критерии оценки и показатели уровня художественного – творческого развития детей старшего дошкольного возраста представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценки и показатели уровня художественного-творческого развития детей (по Н.В.Шайдуровой)

Показатели

Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития

Высокий уровень

3 балла

Средний уровень

2 балла

Низкий уровень

1 балл

Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей

Части предмета расположены верно. Правильно передаёт в рисунке пространство (близкие предметы – ниже на бумаге, дальние-выше, передние- - крупнее равных по размерам, но удалённых)

Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства

Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения.

Разработанность содержания изображения

Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. У ребёнка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов)

Ребёнок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого

Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла

Эмоциональность созданного образа, предмета, явления

Яркая эмоциональная выразительность.

Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности

Изображение лишено эмоциональной выразительности

Самостоятельность и оригинальность замысла

Проявляет самостоятельность в выборе замысла. Содержание работ разнообразно. Замысел оригинальный. Задания выполняет самостоятельно

Замысел не отличается оригинальностью и самостоятельностью. Обращается за помощью к педагогу. Ребёнок по просьбе педагога дополняет рисунок деталями

Замысел стереотипный. Ребёнок изображает отдельные, не связанные между собой предметы. Выполняет работу так, как указывает взрослый, не проявляет инициативы и самостоятельности.

Умение отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом

Сюжет соответствует предварительному рассказу о нём

Не полное соответствие изображения предварительному рассказу о нём

Существенные расхождения изображения с предварительным рассказом о нём

Уровень развития воображения

Способен экспериментировать со штрихами и пятнами, видеть в них образ и дорисовывать штрихи до образа.

Частичное экспериментирование. Видит образ, но дорисовывает только до схематического образа

Рисунки типичные: одна и та же фигура, предложенная для рисования, превращается в один и тот же элемент изображения (круг – «колесо»)

Основываясь на критериях, были выделены три уровня развития умений и навыков:        высокий,        средний,        низкий.

Высокий уровень (18 – 15 баллов) - при выполнении заданий ребенок проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.

Средний уровень (14 - 10 баллов) - ребенок испытывает трудности в создании рисунков по теме; с помощью воспитателя составляет рисунки в определенной последовательности и по образцу; мало проявляет самостоятельность и творчество в выполнении заданий; удовлетворительное качество        выполненной        работы.

Низкий уровень (9 - 6 баллов) - ребенок с помощью воспитателя затрудняется в создании изображения предметов; непоследовательно выполняет работу в определенной последовательности и по образцу; не проявляет самостоятельность и творчество при выполнении заданий; низкое качество выполненной        работы.

Для определения уровня художественно – творческого развития детям были предложены следующие задания:

1. Дорисуй геометрическую фигуру.

2. Нарисуй какой  хочешь узор.

3. Весёлые        картинки.

4. Сказочная        птица.

Первое задание проводилось по методике Е. Торренса «Неполные фигуры».

Цель: данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из умений - видеть целое раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест - фигуры в качестве частей, деталей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Задание на дорисовывание фигур является одним из наиболее популярных при исследовании особенностей воображения и творческих способностей дошкольников.

Методика проведения. На листе изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки: «Дети. На каждой карточке нарисованы фигуры. Вы можете, как волшебники, превратить эти фигуры в любые картинки. Для этого дорисуйте всё, что захотите, но так, чтобы получилось красиво». Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах. Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.

Материал и оборудование: карандаши, фломастеры, восковые мелки (на выбор детей).

Второе задание: «Нарисуй какой хочешь узор».

Цель задания: проверить умение детей задумывать и выполнять узор в геометрической        фигуре определённой формы.

Методика проведения. Предложить детям подумать, каким узором и какую именно геометрическую фигуру они хотели бы украсить.

Материалы: бумага белого цвета, охристого оттенка в форме круга, полосы, квадрата, гуашь, палитра.

Третье задание Весёлые картинки (рисование при помощи открыток).

Цель: проверить умение самостоятельно подбирать сюжет, имея часть изображения.
Предварительная                работа:        рассматривание        открыток.

Методика проведения. Предложить детям рассмотреть фрагменты открыток на столе (дети рассматривают фрагменты открыток, говорят, что изображено у них). Ребята, но так как у вас герой вашей будущей картины готов уже, вам осталось только придумать и нарисовать то, что ваш герой делает или что с ним происходит, что вокруг него. Хорошенько подумайте и изобразите свой сюжет.

Материалы: листы бумаги; наклеенные фрагменты открыток; цветные карандаши,         мелки, фломастеры.

Четвёртое  задание «Сказочная птица».

Цель: проверить умение создавать сказочные образы, развитие чувства композиции, умение разрабатывать содержание изображения.

Материалы: альбомный лист, цветные карандаши (цветные восковые мелки).

Методика проведения. Сказать детям, что у сказочной птицы, как и у настоящей, есть тело, голова, хвост, лапки, но все это украшено необыкновенно красивыми перьями.

        

При проведении  занятий по бумагопластике  нами были реализованы  следующие условия:

- создание у детей интереса к занятиям, настрой на хороший результат, чтобы дети с удовольствием шли на следующее занятие;

- красочность, эстетичность и разнообразие наглядного материала, что позволяет удерживать внимание дошкольников, точнее понять содержание занятий;

- установление доверительных отношений между взрослыми и детьми;

- проведение занятий систематично, что позволяет сделать процесс повышения уровня творческих умений и навыков более эффективным;

        Дни занятий выбирались в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Продолжительность занятий в группе старшего возраста составляет 25-30 минут. Форма проведения занятия: совместная деятельность воспитателя и детей. Занятия построены по принципу от простого к сложному.  

Перед началом занятия проводится инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, кисточкой, карандашом. На занятиях использовались следующие методы:

- словесные: беседа, рассказ, сказка, загадывание загадок, художественное слово;

- наглядные: рассматривание иллюстраций; показ образца выполнения последовательности работы;

- обсуждения готовых работ;

- игровые методы: дидактическая игра.

На всех занятиях используется наглядность, иллюстративность,   дидактический материал. Так же на занятиях используются и сюрпризные моменты. Например на занятие по  бумагопластике для старших дошкольников «Цветы из легенды» использовался метод показа на интерактивной доске, где в форме сказки показана последовательность изготовления цветка из бумаги. Сюрпризным моментом на этом занятии было перевоплощение педагога в   рукодельницу из далекой страны «Мастерилки», которая общалась с детьми, чем создала у детей интерес к занятию. А на интегрированном занятие по бумагопластике с детьми старшей группы «Национальное татарское блюдо «Чак-чак», сюрпризным моментом была кукла Мадина в национальном татарском костюме. Также на этом занятии использовался игровой метод в виде дидактической игры «Повара». На некоторых занятиях присутствовало и музыкальное оформление, что также повышало интерес детей к созданию творческих работ.

В ходе занятий проводились физкультминутки и пальчиковые гимнастики, которые были подобраны в соответствии с темой занятия. Физкультминутки и пальчиковые гимнастики надо обязательно проводить для расслабления мышц и снятия напряжения.  

В процессе занятий по бумагопластики, дети активно включались в продуктивную деятельность, получали знания, умения и навыки, которые станут  их достоянием на всю жизнь. Дошкольники приобретают опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём их новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность детей, способствует развитию технического мышления. Дети начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается их пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Исходя из наблюдений, можно сделать вывод, что такие занятия нравятся детям намного больше, чем обычные занятия с использованием цветной бумаги. Дети заметно изменились, многому научились в результате правильно подобранного комплекса занятий. Научились различным техникам в бумагопластике.

После проведения нескольких таких занятий можно заметить, как дети стали более увлеченно работать,  заинтересовавшись той или иной техникой. Все эти методики дети осваивают с лёгкостью, у них получаются замечательные поделки, которые радуют глаз, становятся любимым украшением группы и помогают закреплять знания по различным темам. Работа с бумагой способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность. Занятия бумажной пластикой позволяют соединить полезное с приятным: развивать мелкую моторику рук, отражать свои впечатления, приносить радость себе и близким плодами своего творчества. Ребёнок с удовольствием занимается, выполняя несложные действия, в процессе, которых получается яркая, оригинальная поделка.


Для выявления уровня творческих умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста,  нами была проведена опытно – практическое исследование состоящая из двух этапов.

На первом этапе была проведена диагностическая методика , которая позволила определить уровень сформированности творческих навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. В процессе этого было выявлено то, что у некоторых детей по определенным критериям недостаточно сформирован уровень творческих умений и навыков.

Следующим этапом было разработка и проведение   серии занятий, направленных на повышение уровня творческих умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя результаты наблюдения на проведенных занятиях , мы отметили ,что в процессе занятий по  бумагопластики, дети  получали  те знания, умения и навыки, которые способствовали повышению уровня их творческих умений и навыков. Дошкольники приобрели опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём их новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность детей , способствует развитию технического мышления. Дети начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается их пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.

Таким образом, можно сказать что работа проведенная нами, основанная на разработке серии занятий и апробации их на практике дала положительные результаты.

Список литературы

1.Бердяев Н. А. Смысл творчества. Философия творчества, культуры и искусства.[Текст]: Учебное пособие для студентов ВУЗов – М.: Искусство, 1994. – 230с.

2.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320с.

3. Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.[Текст] : Учебное пособие . Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991.- 89 с.

5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. [Текст]: Учебное пособие для педагогов - М.,1976.  - 122 с.

6.Дружинин В. Н. Психология общих способностей.[Текст]: Усебное пособие для педагогов-  СПб.: Питер, 2002.- 105с


Приложение

Конспекты занятий

Занятие 1.

Тема: «Цветы из легенды»

Цель: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста путем создания узнаваемого объемного образа.

Задачи:

1. Расширить знания детей о технике выполнения букетов из бумаги.

2. Совершенствовать конструктивные умения и навыки.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Развивать воображение, внимание.

5. Упражнять детей в умении сгибать бумагу.

6. Воспитывать интерес к созданию оригинальных букетов из подручных материалов.

7. Создавать условия для появления положительных эмоций.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята. Я рукодельница из далекой страны «Мастерилки». А как вы думаете, почему так называется моя страна? (ответы детей). Правильно потому, что мы в этой стране создаем много интересного своими руками. А может кто-то уже догадался, почему я к вам пришла? (ответы детей). Какие вы молодцы, совершенно верно. Мы сегодня с вами будем мастерить, а чтобы узнать что – я предлагаю вам поудобнее сесть на стулья и обратить внимание на мой волшебный интерактивный экран. Я хочу поведать вам одну интересную легенду:

На одной затерянной полянке в далеком лесу рос дивный восхитительный цветок. (на интерактивной доске появляется изображение цветка) .Цветок был настолько красив, что обитатели леса специально приходили полюбоваться им. И вот один богатый человек захотел свою оранжерею украсить такими чудесными цветами. Он созвал всех мастеров своей страны. Не долго думая мастера принялись за творчество. (на экране появляется видео последовательность создания цветка. Специальным действием стикета воспитатель может останавливать видео, обведя нужный элемент) .

В: Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем мастерить? Может кто-то уже догадался?

(Ответы детей)

В: Молодцы ребята, мы с вами будем мастерить цветы из легенды, которую я вам поведала. Из каких материалов его можно изготовить? (Ответы детей) А мы с вами сделаем их из разноцветных салфеток. Поставив горшок с цветами ими можно украсить комнату дома, вашу группу. В: Ребята, вы готовы творить?

Дети: Да!

В: Молодцы, но мне кажется, что ваши глазки немного устали и хотят отдохнуть. Хотите я с ними поиграю?

Дети: Да!

В: Тогда приступим. Я попрошу вас подняться и стоять ровно, не двигая головой, ведь мы будем играть только глазками. Итак:

Закрываем мы глаза

Вот какие чудеса.

После глазки открываем

И немножко поморгаем.

Вдруг увидели поляну.

Посмотри налево ты:

Там - красивые цветы.

И направо загляни:

Роза там цветет в тени.

Над ней бабочки порхают,

Плавно вниз и вверх взлетают.

От такой красивой сказки

Отдыхают наши глазки.

Мы закончили играть,

К делу можно приступать.

В: Какие послушные ваши глазки, хорошо справились с задачей, и за это я хочу подарить вам горшочек, в котором будут расти наши чудесные цветы. (Горшок стоит в стороне на столе). Горшок красивый, не правда ли? (Ответы детей). Ребята, я вижу что вам уже не терпится приступить к творчеству. Если кто-нибудь что-то забыл, может обратить внимание на экран мастеров.

Дети приступают к работе, воспитатель проверяет правильность выполнения, при необходимости помогает тем, у кого не получается, используя личные салфетки.

По окончании дети вставляют свои цветы в горшок, воспитатель добавляет свой, чтобы вышло нечетное количество цветов в букете.

В: Скажите, вам понравилось мастерить цветы? (Ответы детей). А чей цветок вам понравился больше? Почему? (Ответы детей) .

Далее воспитатель дает свою оценку работе детей.

В: Ребята, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами мастерить! Благодарю вас за внимание и очень надеюсь, что на этом ваше творчество не закончится, и в скором времени вы захотите посетить чудесную страну «Мастерилки».

Пришло время мне с вами прощаться и возвращаться в свою страну.

Но на память о нашей встрече вам останется наш горшок с цветами, которые имеют замечательное свойство – поднимать настроение.

Занятие 2.

« Подарок для мамы»

Цель: Создать праздничное настроение, желание сделать поделку для мамы на праздник мам.

Задачи:

Продолжать развивать моторику рук, умение скручивать шарики из квадратиков бумаги. Учить работать аккуратно, склеивать шарики компактно, не оставляя белых участков бумаги основы. Развивать эстетические чувства.

Ход:

-Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

— «Мама доpогая».

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает,

Кто вам сказки говоpит

И игpyшки вам даpит?

— «Мама золотая».

Если, дети, вы ленивы,

Hепослyшны, шаловливы,

Что бывает иногда, -

Кто же слёзы льет тогда?

— «Всё она, pодная».

(А. Барто)

Дети, скоро наступит день мам. В этот день можно наговорить маме много хороших важных слов, чтоб мамочка порадовалась. В этот день можно ей подарить что то особенное. Посмотрите, какая красивая открыточка с цветами. Давайте попробуем такую сделать для наших мам. Пусть посмотрит и увидит, какой у мамы ребенок молодец!

Рамочку делаем из скрученных шариков из бумаги по контуру. В середине работы размещаем три листика из креппированной бумаги. На них будем приклеивать розочку. скрученную на твердом кончике кисти из бумаги-спиральки. Внизу работы приклеим бумажный бантик. Работа готова!

Занятие 3.

Тема «Снеговик»

Цель: Научить детей изображать снеговика из салфеток. Совершенствовать навыки скатывания салфетки, наклеивания, приминания на готовую основу.

Задачи:

Закреплять умение работы с клеем.

Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

 Расширять знания детей о зиме и зимних забавах.

 Воспитывать аккуратность, развивать память и  мышление.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением 3имы и зимних забав, эксперимент со снегом

Материал: салфетки белого света, степлер, клей пва, иллюстрации с изображением зимы и зимних игр, вата, мячик (белый комок)

Ход занятия:

Приветствие

Вступление (звуки зимы ложатся на ковер закрыв глаза)

Наступила уже настоящая зима. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.

День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.

Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги. Зимой стоят морозные дни. Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков.

А сейчас я вам загадаю загадку, а вы её внимательно послушайте и скажите о каком времени года эта загадка

Запорошила дорожки

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила (зима)

Снег на полях, дед на водах

Вьюга гуляет

Когда это бывает?

С метлой в руке

С ведром на голове

Стою зимой я на дворе

Меня не растили

Из снега слепили

Сегодня мы с вами будем продолжать говорить о зиме и зимних забавах

- Давайте все посмотрим в окошко и скажем какое сегодня небо?

(серое, облачное, хмурое, темное)

- солнце? (не греет, оно прохладное)

- облака? (белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые)

- Ветер? (сильный, холодный, леденящий, слабый, теплый0

- Птицы? (уже улетели, остались зимовать зимующие птицы: снегирь, синица, сорока, ворона, воробей, голубь)

- День зимой морозный, снежный, короткий, ветреный, солнечный, ясный … .

Снег белый, пушистый, рассыпчатый, мягкий, блестящий, хрустящий, состоит из кристаллов

А сейчас поиграем со снегом положим на наши ладошки и будем дуть на него как настоящие деды морозы (дуют на вату на ладошке)

Снег летит, значит он какой? (легкий, невесомый)

А давайте вспомним что случилось со снегом когда мы принесли его с улицы? (растаял превратился в воду, а если мы воду обратно на улицу отнесем)

Работа по картинке

- какое время года изображено?

- что дети делают?

- какие игры играют?

Игра с мячиком (со снежком)

Я вам буду кидать мячик вы ловите и говорите игру, в которую мы играем зимой (кататься на лыжах, кататься на коньках, кататься на санках, с горки, играть в снежки, делать снеговиков)

Мы с вами тоже делали снеговика на прогулке, а сегодня будем делать его из салфетки.

- посмотрите на картину, кто изображен?

- из чего сделан снеговик?

- из каких деталей он состоит?

- сколько кругов?

- какие они?

- как расположены?

А перед тем как начать делать нашего снеговика, мы с вами поиграем, и подготовим наши пальчики

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий

Раз – подбросим

Два – поймаем

Три уроним

И… сломаем! (садятся за стол)

Вот сейчас мы готовы лепить снеговика из салфетки, перед вами заготовки, посмотрите внимательно, сначало какой круг мы возьмем? (большой) И чтобы снеговик получился пушистым, мягким, мы будем поднимать слои салфетки слой за слоем, и чуть-чуть приминать.

- Куда мы будем клеить большой круг? (вниз)

-Следующий какой круг берем? (средний)

- самый последний какой круг? (маленький)

Мы с вами заранее приготовили морковку, глазки, и метлу, и теперь аккуратно будем все это клеить.

Итог

Вам нравится ваши снеговики, из чего мы их сделали?

А на улице в какую погоду можно лепить снеговика?

Давайте попрощаемся!

Интегрированное занятие 4.

Тема: Национальное татарское блюдо «Чак-чак».

Цель: Научить детей изображать татарское национальное блюдо – чак – чак из салфеток. Совершенствовать навыки скатывания салфетки, наклеивания полученных шариков на основу поднос

Задачи: Закреплять умение работы с клеем.

 Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук.

Расширять знания детей о культуре и быте татарского народа.

 Воспитывать чувства уважения и любви к культуре родного края.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением татарских национальных блюд, дегустация татарских национальных блюд. Знакомство с национальной одеждой, чтение художественной литературы.

Материал: Дидактическая игра «Повара», кукла в национальном костюме, клей, клеенки, основы из картона в виде подноса, салфетки желтого цвета по количеству детей

Организационный момент:

Дети становятся в круг и приветствуют начавший день:

Здравствуй солнце, здравствуй день,

Забери всю нашу лень,

Дай здоровья, силушки,

Чтоб все люди милушки

Вводная часть:

Стучат в дверь, в группу заходит кукла Мадина в татарском национальном костюме.

- Здравствуй, Мадина, ты сегодня такая нарядная.

- Посмотрите, дети, на голове у нее красивый калфак, на ней расшитый жилет, нарядное платье и красивые сапожок.

Мадина: У меня сегодня день рождения, я позвала гостей – своих подруг кукол и хочу удивит их татарскими блюдами. Только готовить их не умею.

- Наши дети знают много татарских блюд. Ребята давайте расскажем Мадине какие татарские блюда мы знаем.

(дети перечисляют: чак-чак, бавырсак, очпочмак, губадия, зур бэлеш, кош теле, талкыш калеве)

А вы знаете, из чего они готовятся? Давайте поиграем в игру и проверим. Дети садятся за стол, каждому дается карточка с изображением татарского блюда, воспитатель показывает и называет карточку с изображением какого либо продукта, дети заполняют свои карточки по принципу «лото» теми продуктами из которых готовят то или иное блюдо

Физминутка:(дети взявшись за руки ходят по кругу, выполняют действия в соответствии с текстом, имитация)

Приготовить чаю нужно

Замечательное блюдо,

Назовем его чак-чак,

Приготовим его так:

Мы замесим тесто в кадке,

Раскатаем на пласты,

Мелко – мелко нарезаем,

Жарим в масле кругляшки.

Смажем медом, помешаем,

И уложим на поднос,

Угощайтесь, наши гости,

Вкусно? Это не вопрос

Основная часть:

- Давайте приготовим для Мадины чак – чак.

(дети садятся за столы, где приготовлены клей, картонные заготовки, салфетки)

- Сначало нам нужно приготовить из теста шарики: края салфетки загибаем внутрь пока не получится гладкий шарик, затем шарики макаем в клей и приклеиваем на основу – поднос сначала по кругу, затем горкой.

(дети выполняют работу, звучит спокойная татарская мелодия)

Заключительная часть:

- Давайте напомним Мадине какое блюдо мы с вами приготовили.

- Теперь, Мадина ты сможешь угостить своих гостей татарским блюдом.

- Давайте положим их на подносик и пожелаем всем:

Приятного аппетита!

Занятие 5.

« Покормите птиц зимой»

Цель: Расширение представление детей о зимующих птицах.

Задачи:

Образовательные: Формировать навыки использования в работе обрывной аппликации, закреплять умения следовать устным инструкциям;

Развивающие: Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к птицам и желание заботиться о них, прививать любовь к живой природе

Демонстрационный материал: кормушка, иллюстрации с изображением снегирей, звук - пение снегиря. Образец, выполненный воспитателем.

Материалы: Интерактивная доска, ноутбук, готовые шаблоны- силуэты черного цвета, красная креповая бумага, клей.

Методические приемы: загадывание загадок, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Снегири», продуктивная деятельность, рефлексия.

Ход совместной деятельности:

Мотивация:

На данном этапе воспитатель непроизвольно привлекает внимание детей, мотивирует их на деятельность и актуализирует их познавательный интерес.

Добрый день ребята! Здравствуйте! Ребята я сегодня, когда шла по дороге в детский сад увидела интересную коробочку, разукрашенную, с веревочками, не могли бы вы мне подсказать для чего может эта коробочка использоваться?

Ответы детей. (для хранения украшений, игрушек, как кроватка для пупсика и тд. А еще как кормушка для птичек.

Воспитатель: Молодцы ребята, у вас такое богатое воображение, действительно эта коробочка может использоваться как кормушка для птичек. А для каких птичек нужна кормушка?

Дети: Зимующих

Актуализация:

На данном этапе воспитатель актуализирует знания детей о зимующих птицах.

Воспитатель: Почему их называют «зимующими»? Молодцы.

Сейчас я хочу проверить вашу внимательность, предлагаю поиграть в игру «да» или «нет» я буду задавать вопросы, а вы если согласны со мной, хлопайте в ладошки, если нет, то топайте ногами. Готовы?

1. Зимой земля покрыта белым пушистым снегом. (Да)

2. Птицам зимой холодно и голодно. (Да)

3. У птиц зимой тело покрыто шерстью. (Нет) .

4. Зимой все птицы улетают в тёплые края. (Нет) .

5. Зимой много корма для птиц. (Нет) .

6. Птицы на всю зиму засыпают. (Нет) .

7. Человек зимой должен помогать птицам. (Да) .

Воспитатель: Ребята, зимующих птиц очень много. Но мы сегодня остановимся на одной из них, я вам загадаю загадку:

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь)

Молодцы ребята! А хотите послушать, как поют эти птички?

Воспитатель: Снегири - нарядные птицы! Так как же они выглядят? Опишите их.

Дети: У этой птицы верх головы, крылья, хвост - черные; спина серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, черного цвета.

Воспитатель: Молодцы. А сейчас мы с вами превратимся в этих птичек, поиграем.

Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри - Хлопают руками по бокам.

В красных майках снегири - Наклоняют голову в стороны.

Распушили перышки - Частое потряхивание руками.

Греются на солнышке - Хлопки по бокам.

Головой вертят, улететь хотят - Повороты головы.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью! - Дети разбегаются по группе, взмахивая руками, как крыльями и садятся на свои места.

Постановка проблемы:

На данном этапе воспитателю необходимо непроизвольным образом подвести детей к новым знаниям. Проблематика должна заинтересовать детей, привлечь их внимание, настроить на работу.

Воспитатель: Молодцы, хорошие из вас получились птички, как настоящие. Мне очень понравились волшебные снегири. Ребята, вы хотите, что бы в вашей группе появились снегири? А можно ли в комнате поселить настоящих птиц? Почему? А как же мы можем с вами поступить?

Организация продуктивной деятельности:

Воспитатель организует работу, продуктивную деятельность, в ходе которой дети открывают для себя новые способы действия, а воспитатель решает образовательные задачи

Я хочу предложить вам изготовить вместе со мной снегирей из бумаги, вы согласны?

- Наша веточка уже готова. К ней я прикреплю кормушку. Осталось сделать снегирей. Чтобы нам было удобнее работать, давайте пройдем за столики.

- У вас на столах лежат клей, салфетки, бумага, силуэт птички для выполнения аппликации. Ребята повторим, как надо работать с клеем.

Дети: Клей нельзя пробовать на вкус, излишки аккуратно вытирать салфеткой.

Воспитатель: Для того чтобы наши пальчики работали хорошо, мы сейчас для них выполним гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Полетели птички (пальцы переплетены)

Птички невелички

На кормушку сели (кончики пальцев «стучат» по твердой поверхности)

Сели и поели.

Ребята мы сегодня будем с вами использовать техники обрывания и сминания. Это одни из техник бумагопластики. Мы берем бумагу, отрываем небольшие кусочки, формируем из них комочки. Аккуратно макаем в чашечку с клеем, и приклеиваем к брюшку нашей птички.

Результаты деятельности:

На данном этапе воспитатель определяет новые границы актуальных знаний ребенка и очерчивает их для детей.

Воспитатель: Ребята выполнили работу? Молодцы, какие красивые получились у вас снегири. Теперь снегирей посадим на веточки. Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась красивая композиция «Снегири возле кормушки! » Как они прекрасно смотрятся, все похожи друг на друга. Вам понравилась наша работа? А что мы ещё сегодня делали?

Дети: ответ детей

Рефлексия:

В заключение воспитатель делает рефлексивный круг и возвращает детей к началу совместной деятельности, акцентируя внимание на том, что поставленная проблема решена.

Воспитатель: Молодцы ребята, я думаю, что вашим снегирям очень понравится у вас в группе, такой светлой и теплой. А что же делать снегирям, которые живут на улице? Можем ли мы и о них позаботиться? Правильно всем зимующим птичкам и воробьям и синичкам, и конечно же нашим красивым снегирям, зимой нужна забота. Вы, вместе с родителями, можете изготовить кормушки, повесить их возле дома, и любоваться на пернатых гостей! А сегодня я Вами довольна. Спасибо. И хочу оставить вам в подарок веселую песенку.

Занятие 6.

 «Ваза с цветами»

Цель: Вызвать у детей интерес к изготовлению поделки в качестве подарка, стремление сделать маме подарок своими руками.

Упражнять приёмам приклеивания деталей к основе, развивать мелкую моторику рук.

Задачи:

Закреплять у детей умение конструировать изображение, используя технику сминания мягкой бумаги в шарики различной величины и разрывания бумаги на мелкие части. Развиваем самостоятельность в выборе материала и способа изготовления поделки.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций на тему весны, чтение стихов о цветах, о маме. Методы и приёмы:

Художественное слово, напоминание приёмов работы с бумагой (сминание, обрывание, пояснение), физкультминутка.

Материал для занятия:

изображение вазы на листе А-3 с недостающими деталями;

заготовки трафаретов недостающих деталей цветов и листьев;

гофрированная бумага, мягкие салфетки разных цветов;

клей, кисточки, клеёночки, баночки с клеем.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Дети сидят на коврике. Воспитатель напоминает детям о предстоящем празднике мам. Предлагает вспомнить песенку о маме «Звёздочка моя», дети поют один куплет. После песни появляется Карлсон, в руках у него большой конверт. Он здоровается с детьми, говорит о том, что, пролетая мимо он услышал, красивую песенку и решил заглянуть к нам:

А для кого вы выучили эту песенку?

А что за праздник у вас будет?

А подарки вы приготовили?

А я как раз из магазина лечу, тоже купил подарок, но не решил пока, кому его подарить. А вам пригодится (достаёт из конверта подарок) .

Вот смотрите какая красивая ваза с цветами (показывает детям изображение) .

П. -Карлсон, но здесь только ваза, а что случилось с цветами?

К. - Ой, ой, я наверное так быстро летел и все цветы облетели, что же делать? Я так хотел порадовать ваших мам.

П. - Ребята, может мы как- нибудь можем помочь Карлсону?

Как помочь вернуть ему цветы?

А из чего мы можем сделать цветы?

К. - Ой, большое вам спасибо. Я тогда для вас полечу куплю подарков. А вы постарайтесь к моему приходу помочь цветам и оживить их (уходит). Воспитатель вместе с детьми рассматривают картину и обсуждают кто, что будет делать:

Кто, что хочет делать?

Какому цветочку будешь помогать ты?

А каким цветом ты будешь делать?

А каким способом?

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы) Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы в стороны) Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землёй корешки (положит ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести) .

2. Практическая часть.

После разминки дети проходят за столы. Вазу вешают на мольберт. На столах у детей разложена бумага различного цвета, трафареты цветов, лепестков, клей, кисточки, клеёнки, тряпочки и баночки с клеем.

Дети выбирают себе по трафарету, бумагу подходящую по цвету и качеству, и начинают работать, используя методы обрывания и сминания бумаги. Педагог в процессе работы помогает детям выбрать тот или иной способ работы с бумагой, обращает внимание на аккуратность в работе с клеем. По мере того как у ребёнка будет готова поделка, он подходит к мольберту и приклеивает её к основной композиции.

П. - Ну что ребята, как вы думаете, мы справились с задание Карлсона, ему понравятся наши цветы? (появляется Карлсон) .

К-А вот и я. Ну как у вас дела? Вы успели справиться с моим заданием?

Ах какая красота! Какие молодцы!

-А как вы сумели это сделать?

-Когда у вас будет праздник мам, я прилечу к вам, и мы вместе подарим этот подарок вашим мамам.

П. - Карлсон, а где же твои обещанные подарки?

К. - Ребята, вы же знаете, какой я сладкоежка, и что я люблю больше всего на свете? (конфеты) вот вам сладкие угощения. Ну а эту - самую большую конфету, я оставлю себе. Вам ребята большое спасибо за помощь. А я полечу готовиться к празднику: почищу свой костюм, сделаю причёску, ведь я мужчина в самом расцвете сил! До встречи на вашем празднике. (Карлсон уходит) .

Занятие 7.

 «Снеговик – почтовик»

Цель: Совершенствовать приемы лепки из бумаги: формирование круглых комочков разной величины, создавая образ снеговика – почтовика.

Задачи:

1. Учить создавать выразительный образ снеговика, передавая формы и пропорции.

2. Учить изображать целое из отдельных частей, передавать пространственное отношение.

3. Вызвать интерес к зимней, новогодней тематике.

 4. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать красивую поделку.

Предварительная работа: лепка, конструирование снежных фигурок, экспериментирование с бумагой разной плотности, беседа о временах года, рассматривание картины «Зимние забавы», чтение сказки В. Сутеева «Снеговик-почтовик», написание письма для Деда Мороза.

Активизация словаря: грустный, веселый, друзья, смешной, добрый, бумага.

Обогащение словаря: настроение, комочек, сворачивание.

Материалы: бумага – квадраты разной величины, обрезки бумаги, фантики для шапочек и шарфиков, длинная полоска для дорожки, фломастеры, клей, картон.

Ход занятия:

Звучит тихая музыка.

Воспитатель: дети, какое сейчас время года? Какой скоро праздник? Правильно, Новый год. А что случается на Новый год? Волшебства. Дед Мороз приносит детям подарки. А как дед Мороз узнает, кому какой подарок подарить? Конечно же, надо ему написать письмо. Вот и мы с вами вчера написали письмо Деду Морозу. А кто же его отнесет ему? Правильно, тот, кто не боится холода, кто знает, где он живет. Это снеговик.

Давайте, сегодня на занятии сделаем веселых снеговиков и отправим их к Деду Морозу.

А как же выглядит снеговик? Воспитатель выставляет на фланелеграфе геометрические формы разного размера, предлагает выбрать те, которые подойдут для изготовления снеговика, и просит детей проанализировать и описать изображенное (снеговик состоит из трех кругов или овалов, поставленные друг на друга; внизу находится самый большой, посередине – средний, сверху самый маленький; руки можно сделать из овалов или из скрученной бумаги) .

Что вы видите на столах? Квадраты бумаги разного размера. Сколько их? Три. Обрезки разноцветной бумаги, для украшения снеговиков.

А сейчас, давайте отдохнем перед тем, как начать работу.

Физминутка «Белый снег»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

(Руки через стороны вверх, покачивая руками над головой)

И на землю тихо

Падает, ложится

(Присели, руки опустили на пол.)

И под утро снегом,

(Встали, покружились)

Поле побелело

(Руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)

Точно пеленою все его одело

(Присели, руки опустили на пол)

Последовательность изготовления:

1. Взять большой квадрат, смять его и сформировать между ладонями шарик. Слегка придавить, для сохранения круглой формы. То же действие с двумя оставшимися квадратами.

2. Длинную полоску бумаги смять по длинной стороне. Это будет дорожка или сугробы.

3. Наклеить дорожку на основу (картон, намазывая клеем только концы.

4. Намазываем клеем основу, на месте наклеивания большого круга. Накладываем круг и хорошо прижимаем ладошкой и считаем до 5. То же действие с другими кругами.

5. Из обрезков красной бумаги скручиваем носик –морковку и наклеиваем на маленький круг – голову, из обрезков коричневой бумаги скручивает ручки-веточки.

6. Ротик и глазки снеговику нарисовать фломастером.

7. Из обрезков цветной бумаги и фантиков самостоятельно украсить снеговика шапочкой и шарфиком.

Предложить детям дополнить картинку деталями: снегом, кустик, скамейка, сугробы.

В конце занятия дети рассказывают о своих снеговиках, их настроении (грустный, веселый, смешной).

Воспитатель: А какого снеговика, мы отправим к Деду Морозу? (Ответы, рассуждения детей) .

Воспитатель подводит детей к мысли, что вместе веселее, они не заблудятся в лесу, будут дружить и быстрее найдут дорогу к Деду Морозу. Поэтому все снеговики хороши и отнесут письмо вместе.

Занятие 8.

 «Одуванчик»

Цель: Совершенствовать приемы бумагопластики в изображении одуванчика, стараясь передать особенности внешнего вида растения.

Задачи:

1.Учить детей воплощать в художественной форме свое представление о первоцветах.

2.Учить детей работать со схемами, пооперационными картами.

3.Развивать способность чувствовать специфику материала, умение создавать полуобъемную композицию.

4.Развивать коммуникативные умения, регулировать свои действия, слушать другого, оказывать помощь, проявлять сдержанность.

5.Воспитывать заботливое отношение к природе, добрые чувства к окружающим.

Предварительная работа: чтение художественных произведений А.Лопатина, М.Скребцова «Сказки о цветах и деревьях», рассматривание иллюстраций, беседа о пользе одуванчика, рисование одуванчика, дидактическая игра «Лекарственные растения», психогимнастика «одуванчик».

Активизация словаря: одуванчик, лекарственные растения, пушистый, солнечный, бумага, слои, степлер, симметрия.

Обогащение словаря: семена, красота, парашют, зубчатые, корневище.

Материалы и оборудование: салфетки желтого цвета, цветная бумага зеленого цвета, степлер, картон для основы, проектор мультимедиа, дидактическая кукла-одуванчик (грустный, веселый), музыкальные записи «Голоса птиц», танцевальных мелодий.

Ход занятия:

Дети готовятся к занятию, воспитатель вносит в группу дидактическую куклу-одуванчик, у него грустное выражение лица.

В.:- Ребята, занятие сегодня отменяется, в детском саду произошла странная история. Я поднималась по лестнице и увидела на ступеньках вот это растение.

- Как оно называется? Как вы думаете, хорошо одуванчик себя чувствует или плохо? По каким признакам вы определили, что он нуждается в помощи? Как ему можно помочь?

Дети объясняют, чем можно помочь (полить, посадить в землю). Воспитатель незаметно для детей «изменяет выражение лица у одуванчика».

В: Молодцы! Вы отлично знаете, как помочь одуванчику, чтобы у него изменилось настроение. Посмотрите, он улыбается.

Одуванчик (магнитофонная запись): - Спасибо вам ребята, вы спасли меня от гибели.

В: - Что с тобой произошло?

Одуванчик: - Рос я возле большого многоэтажного дома в городе. Мимо проезжали машины, проходили люди, и никто не обращал на меня внимания, Однажды, я увидел мальчика и девочку, они подошли так близко, что я услышал, их разговор.

- «Какой маленький, беленький, пушистый цветочек», - сказала девочка.

Она наклонилась и хотела меня рассмотреть, но... мальчик схватил меня за стебелек и вырвал из земли с корнем. Мне было очень больно, я плакал, но люди не слышат, как разговариваем мы, растения.

- «Давай отнесем его в детский сад, ребята ему помогут»,- предложила девочка.

- Так я и оказался на лестнице вашего детского сада.

В.: Ребята, я хочу вам рассказать много интересного про одуванчики. Хотите послушать?

Одуванчик лекарственный — многолетнее травянистое растение высотой до 30 см, с маловетвистым стержневым корнем толщиной около 2 см и длиной — около 60 см

Листья одуванчика голые, перисто-надрезанные или цельные, зубчатые, длиной 10-25 см, шириной 1,5-5 см, собранные в прикорневую розетку. ярко-жёлтые цветки диаметром до 5 см.Плод — серовато-бурая веретенообразная семянка с хохолком.

Все части растения содержат густой белый млечный сок.

Цветёт одуванчик в мае-июне, иногда наблюдается осеннее цветение, плодоносит — с июня.

В цветках, листьях и корнях одуванчика найдены многие полезные вещества. С лечебной целью используют корни, листья, траву, сок. Листья, траву и сок заготавливают в июне, корни — ранней весной или поздней осенью.

Растение обладает жаропонижающим, успокаивающим, и легким снотворным действием.

Имеются литературные данные о том, что приём внутрь настоя листьев снимает отравление, вызванное укусами змей.

Водный настой корней и листьев улучшает пищеварение, аппетит и общий обмен веществ, повышает общий тонус организма.

Одуванчик издавна использовался в пищу различными народами, его употребляли как древние китайцы, так и первые поселенцы на Американском континенте.

Его молодые листья практически лишены горечи и потому часто используются для приготовления салатов и борщей, из цветков одуванчика варят варенье и делают вино, из раскрывшихся бутонов готовят «одуванчиковый мёд», а из поджаренных корней — кофе.

Ранней весной листья одуванчика используют для приготовления салатов. При этом листья погружают на 30-40 минут в солевой раствор, чтобы значительно уменьшить их горечь.

В некоторых странах листья заквашивают, как капусту, маринуют весенние листья.

Одуванчик пользуется широкой популярностью и в народной косметике: маска из его свежих листьев питает, увлажняет и омолаживает кожу, а настой цветков отбеливает веснушки и пигментные пятна.

Одуванчик сжимает шар — к дождю. Народная примета.

Физминутка

Наши желты цветки распускают лепестки

(Плавно поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет

(качание руками влево-вправо)

Наши желтые цветки закрывают лепестки

(присели, спрятались)

Головой качают

(движение головы вправо)

Тихо засыпают.

Ребята, я предлагаю вам вместо того, чтобы рвать одуванчики, сделать их из бумаги и радовать окружающих красотой.

Последовательность изготовления:

(воспитатель показывает на проекторе мультимедиа процесс изготовления поделки). Возьми два тонких слоя и сложи каждый вчетверо. Сложи каждый слой ещё раз вчетверо. Наложи слои друг на друга. Соедини все слои, пробив их степлером. Пробей для прочности ещё раз, расположив скрепки крест-накрест. Вырежи круг. Сделай надрезы глубиной примерно 10 мм через равные промежутки.  Подними верхний тонкий слой. Сожми его пальцами вокруг центра. Поднимай следующие слои и также сжимай их пальцами. Подними все слои друг за другом. Можно поднимать по 2—3 слоя одновременно.

Получился пышный цветок. Чтобы сделать листочки для одуванчика, возьми полоски бумаги размером 3,5—4 см на 8—12 см и сложи пополам. Отрежь уголки.

Вырезай зубчики по частям. Сначала делай надрез перпендикулярно линии сгиба, затем надрез наискосок.

Разверни листок и немного выгни его. Вырежи несколько листочков разного размера и разных оттенков. Приклеивай к основе только нижнюю часть листа. Для стебля сверни трубочку из полоски тонкой бумаги.  

Итог занятия. Выставка работ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства

В данной работе представлен научно-исследовательский проект на тему: Развитие коллективной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительного искусства...

« Методика проведения тренировочного занятия по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (по Савенкову А.И.)

Цель: познакомить педагогов с методикой тренировочного занятия.Исследование- поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления  фактов. (Научный метод изучения чего- либо)...

Организация творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста при работе в технике «Гравюра»

acute;История гравюры ведет свое начало еще из древнего Китая, но особенное распространение данный вид искусства получил в Европе в период Средневековья и следующую за ним эпоху Возрождения. Секреты ...

Организация творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста при работе в технике «Гравюра»

Вызвать у детей интерес к нетрадиционным техникам рисования. Познакомить с новым способом изображения – гравюра. Обогатить знания детей об истории происхождения гравюры....

методической разработки «Организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План-дело-анализ» по теме: «Царство леса»

Формирование начал экологической культуры, понимания того, что человек – часть природы, развитие творческих способностей, инициативности детей через организацию самостоятельной деятельности дете...

Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...