КОНСПЕКТ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «БОГАТЫРИ РУСИ»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Воробьева Елизавета Павловна

знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bogatyri.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ

С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

«БОГАТЫРИ РУСИ»

Цель:      знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой

Задачи: • закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси;

               • расширять словарный запас детей

               • формировать и воспитывать патриотическую память;

                • воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к      Родине, желание подражать богатырям.

               • развивать внимание, память, мышление

 Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава, снаряжение, шлем, лук, колчан.

Дидактический материал: иллюстрация-репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».

Аудиозапись: «Сражение Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем»

Предварительная работа:

• чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змеевич», «Садко»;

• рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»;

• рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, древнего оружия, элементов одежды.

Ход

Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульях. Звучит музыка Э. Грига «Утро».

Воспитатель: Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет? Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.

А какая наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая). Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше? (Русь).

Но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

Ребята! А кто защищал землю русскую в древние времена? (Богатыри). Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали песни-сказания.

А что такое былина? От какого слова оно происходит? (быль, было).Быль, правда, то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

А кто является героями былин? (Героями былин являются богатыри, невиданной силой, безграничной храбростью. Их не страшат несметные силы врага, не страшит смерть).

А каких богатырей вы знаете? (Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, Садко.)

А какие пословицы и поговорки вы знаете? (Богатырь умрёт, имя его останется. Богатыря узнаешь на поле брани. Славна богатырями земля русская).

Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. Кто стоит в центре? А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич.)Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды? (Кольчуга). Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.

Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Ребята! А то, что одето на лошади, как называется? Это называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

А как называется снаряжение богатыря? (Снаряжение —

это оружие: булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

2. Физкультминутка (выполняются движения в соответствии со словами)

Дружно встанем — раз, два, три

— Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо —

Получается на славу.

3. В старину воина называли «ратник» (от слова «рать» — войско.) А как вы думаете, зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь? Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-ратников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» — значит сильная, непобедимая.

Ребята, А как бы Вы назвали эту картину? («Три брата», «Три защитника», «Три богатыря»). Стихотворение Т. Курбатовой (читает ребенок)

«Русь на воинов богата» —

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

За спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты…

— Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

4. Ребята, а теперь давайте проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали.

— Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы: иллюстрации с изображением колодца и печки? (Былина Илья Муромец)

— Почему Илью назвали Муромцем? (родом из города Мурома)

— Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили)

— Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (Калики перехожие)

— Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом — схватка с Соловьем Разбойником)

— Каких богатырей помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича Вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев.)

— Назовите отрицательных персонажей-былин (Соловей Разбойник, Змей-Горыныч, Тугарин-змей)

— Чем былина отличается от других литературных произведений? (Былина — это русские народные песня-сказание. Создателями былин является народ. Былины не имеют авторов, а художественные произведения имеют автора)

Молодцы, хорошо знаете былины и их главных героев. Ну а теперь давайте вернемся в наше время:

— Как Вы считаете, есть богатыри в наше время и кого мы можем назвать богатырями? (Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные, пограничники, врачи…)

— А как Вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (Должен быть сильным, смелым, ловким, добрым, отзывчивым…)

Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как и в старину, Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

Итоги занятия: Ну а сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне, кажется, что мы с вами много узнали нового и интересного.

— Какие новые слова вы узнали? (Былина, богатырь, рать, кольчуга, булава, стремена)

— Имена богатырей, которые спасали нашу землю от захватчиков (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Садко…)

Ребенок:

Ой, Вы гой еси, богатыри да русские!

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли Вы за веру и отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Дети делают низкий поклон до земли

Слова воспитателя

Слова детей

- Ой, вы добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавную. А поговорим мы с вами о былинах, о богатырях русских.

Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет? Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.

-А какая наша Родина? Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше?

-Но история нашей Родины никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства всегда манили захватчиков.

-Ребята! А кто защищал землю русскую в древние времена? Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали песни-сказания.

-А что такое былина? От какого слова оно происходит? Быль, правда, то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.

А кто является героями былин

 А каких богатырей вы знаете?

А какие пословицы и поговорки вы знаете?

Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. Кто стоит в центре? А кто справа

Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды? Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.

Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь — Добрыня Никитич — в былине он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

Ребята! А то, что одето на лошади, как называется? Это называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.

А что называется снаряжением богатыря?

2. Физкультминутка (выполняются движения в соответствии со словами)

Дружно встанем — раз, два, три

— Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо —

Получается на славу.

3. В старину воина называли «ратник» (от слова «рать» — войско.) А как вы думаете, зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь? Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-ратников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» — значит сильная, непобедимая.

Ребята, А как бы Вы назвали эту картину? («Три брата», «Три защитника», «Три богатыря»). Стихотворение Т. Курбатовой (читает ребенок)

4. Ребята, а теперь давайте проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с вами читали.

— Угадайте, к какой былине принадлежат эти предметы: иллюстрации с изображением колодца и печки?

— Почему Илью назвали Муромцем? (родом из города Мурома)

— Каким недугом страдал Илья Муромец?

— Кто помог исцелиться Илье Муромцу?

— Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца?

— Каких богатырей помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича Вы знаете?—

Назовите отрицательных персонажей-былин

— Чем былина отличается от других литературных произведений? Молодцы, хорошо знаете былины и их главных героев. Ну а теперь давайте вернемся в наше время:

— Как Вы считаете, есть богатыри в наше время и кого мы можем назвать богатырями?

— А как Вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь?

Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как и в старину, Матушка Русь всегда рождала и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.

Итоги занятия: Ну а сейчас, подведем итог нашей с вами работы. Мне, кажется, что мы с вами много узнали нового и интересного.

— Какие новые слова вы узнали?

— Имена богатырей, которые спасали нашу землю от захватчиков

   

Россия.

Большая, огромная, необъятная, красивая

Русь

Богатыри

Быль, было

Героями былин являются богатыри, невиданной силой, безграничной храбростью. Их не страшат несметные силы врага, не страшит смерть).

Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича, Садко

Богатырь умрёт, имя его останется. Богатыря узнаешь на поле брани. Славна богатырями земля русская.

Алеша Попович, слева Добрыня Никитич

Кольчуга

Снаряжение —это оружие: булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).

«Три брата», «Три защитника», «Три богатыря»)

«Русь на воинов богата» —

Говорят не зря!

С поля боя нет возврата,

За спиною Русь,

Мать-земля, родные хаты…

— Эй! Смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копье, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырской русской славы

Боевой огонь!

Былина Илья Муромец

родом из города Мурома

Ноги не ходили

(Калики перехожие)

Бой под Черниговом — схватка с Соловьем Разбойником

Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев.

(Соловей Разбойник, Змей-Горыныч, Тугарин-змей

Былина — это русские народные песня-сказание. Создателями былин является народ.Былины не имеют авторов, а художественные произведения имеют автора

Да, космонавты, военные, спортсмены, пожарные, пограничники, врачи…

Должен быть сильным, смелым, ловким, добрым, отзывчивым…

Былина, богатырь, рать, кольчуга, булава, стремена

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Садко…

Ой, Вы гой еси, богатыри да русские!

Ай седлали вы коней добрых

Да стояли Вы за веру и отечество,

И поклон вам от Руси и во веки веков.

Дети делают низкий поклон до земли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе "Богатыри" (ко Дню защитника Отечества)

Цель: Обеспечить общий взгляд педагогов разного профиля на современного ребёнка....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Богатыри земли русской"

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской....

Театрализованное представление в подготовительной к школе группе "Богатыри земли русской".

В данном представлении показана вся удаль, сила, любовь русского народа к родной земле - матушке." Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью!"....

Совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Богатыри"

Дети рассуждают о том, кто такие богатыри, можно ли назвать современных защитников Родины - богатырями. Рисуют богатырей для альбома....

Спортивно – патриотический проект в подготовительной к школе группе «Богатыри земли нашей»

Спортивно – патриотический проект в подготовительной к школе группе по теме «Богатыри земли нашей»...

конспект НОД по рисованию в старшей группе "Богатырь - защитник Руси"

В рамках проекта ДОУ "Славе не меркнуть - традициям  жить!" мы провели с ребятами комплекс мероприятий, игр, организовывали тематические дни, и, конечно, знакомились с фольклором, худож...