Совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе "Богатыри"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему

Швейкина Елена Анатольевна

Дети рассуждают о том, кто такие богатыри, можно ли назвать современных защитников Родины - богатырями. Рисуют богатырей для альбома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyri.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск»

Совместная образовательная деятельность

 в подготовительной к школе группе

«Богатыри»

Воспитатель Швейкина Елена Анатольевна

Высшая категория.

Задачи:

Формировать представление о  богатырях, как  защитниках земли русской  (о лучших мужских качествах).

Развивать логическое мышление, умение выражать и отстаивать свое мнение.

Совершенствовать умение рисовать фигуру человека, передавая пропорции частей тела, особенности одежды. Проявлять инициативу, самостоятельность в выборе сюжета рисунка.

Упражнять в рисовании графическими материалами.

          Воспитывать желание рассказывать о своей работе,  анализировать, замечать недостатки своего рисунка.

 Предварительная работа:

Чтение былин, сказок о богатырях. Рассматривание иллюстраций, репродукции В.И. Васнецова «Богатыри».

Обогащение словаря: мужественный, отважный, храбрый.

Ход занятия.

Послушайте отрывок из сказки и отгадайте, о ком идет речь?

  - Давным-давно это было. Жили - были на Руси люди очень сильные, отважные, мужественные, храбрые.  По степям без устали они разъезжали на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Оберегали и защищали  русскую землю от недругов. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.

 

 - О ком я рассказала?  

 - А как вы думаете, какими должны быть богатыри?

Они должны быть: храбрыми, мужественными, сильными, терпеливыми, честными, отважными, закалёнными, выносливыми, дисциплинированными. Должны уметь: переносить трудности, много знать, уметь, заниматься спортом, хорошо стрелять, быстро бегать.

Они всегда: защищают слабых, охраняют границы.

 

- Можно ли назвать богатырями современных военных?

  - Да, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамеченным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.

 - А сейчас я хочу вам показать, как богатырей изображали художники. Обратите внимание на их одежду, оружие.

Показ  слайдов, последний слайд  Васнецова В.М. «Три богатыря»: уточнить как называются предметы защиты (кольчуга, шлем, щит), оружие.

-Ребята, вы хорошо знаете кто такие богатыри. А вот недавно я заходила в среднюю группу, там дети никогда не видели настоящих богатырей.  Я хочу вас попросить помочь мне нарисовать для них богатырей.

- Мы посмотрели как художники изобразили Илью Муромца, Алешу Поповича, а сейчас мы с вами тоже как художники, нарисуем портреты богатырей.

(Частичный показ. Человек уже нарисован.)

- Ребята, у меня уже нарисован человек, что нужно дорисовать, чтобы он стал похожим на старинного богатыря? Как можно нарисовать кольчугу? Шлем?

(поиск средств выразительности)

- а сейчас вы нарисуйте своего богатыря. Придумайте, что он будет делать, что его будет окружать.

Самостоятельная работа:

Индивидуальная – напоминать о легких движениях простым карандашом. Коррекционная - помочь передать пропорции тела, движения рук.

Динамическая пауза.

1,2,3 – Мы теперь богатыри

Руки вверх мы поднимаем

На заставу мы шагаем      

Богатырская застава

Смотрит влево, смотрит вправо.

Ни в морях,  

Ни в небесах  

Не пропущен будет враг.

Мы шагаем дружно в ногу  

Пусть уходит враг с дороги….

Итог:

- Давайте прогуляемся по нашей картинной галерее. Назовите одним словом, какой богатырь получился? (герой, силач, великан, борец, здоровяк, он смелый, бесстрашный, доблестный, отважный, храбрый…)

 Что у ва получилось хорошо, что бы вы хотели дорисовать?

Рисунки скрепляются степлером и дарятся детям средней группы.

Самоанализ.

Тема занятия: «Богатыри»

Задачи:

Весь материал опирается на имеющиеся представления детей. Дети знакомы с былинами и сказками о богатырях, о их подвигах.

Для решения поставленных задач использовала разнообразные методы и приемы:

  • Для достижения хороших результатов, в соответствии с ФГОСами, на занятии использовала мотивацию: создание альбома для соседней группы.
  • Для привлечения внимания к теме занятия - прочитала отрывок из былины, который заставил детей задуматься, о ком идет речь.
  • Беседа помогла уточнить, какие качества присущи героям. Здесь дети вспоминали и перечисляли лучшие мужские качества.
  • С помощью вопросов направляла детей на самостоятельные выводы, и они пришли к заключению, что старинные богатыри и современные военные во многом похожи и их тоже можно называть богатырями.
  • С помощью видеофильма уточнили особенности внешнего вида, одежды, оружия богатырей.
  • В качестве образца продемонстрировала готовое изображение человека, т.к. дети знакомы с последовательностью его рисования. Сложность состояла в том, что бы самостоятельно, без показа нарисовать фигуру человека в движении, передать в рисунке его одежду, оржие. Дети сами нашли выразительные средства для изображения шлема, кольчуги, а так же нашли более подходящее расположение на листе бумаги.  
  •  Коррекционная работа проводилась с детьми, которые затрудняются в передаче относительной величины частей тела, движений героя. Помогала затрудняющимся детям передать в рисунке движения рук.  Обращала внимание на осанку, положение карандаша в руке.
  • При рассматривании рисунков, закрепили качества характера, которые присущи богатырям. Самоанализ детьми показал, что они видят свои недоработки и у них есть желание довести начатое дело до конца. (старалась повысить интерес к качеству выполнения рисунка, желание его дорисовать)
  • Для предупреждения переутомления, дети во время занятия меняли положение: сидели на стульях, передвигались по изостудии, вешали рисунки, проведена физ-минутка.
  • Поставленные задачи решены: дети уточнили представление о  богатырях, как  защитниках земли русской.   Учились логически размышлять, выражали свое мнение. Совершенствовались в  рисовании фигуры человека, передавая пропорции частей тела, особенности одежды. Дети проявили инициативу, самостоятельность в выборе сюжета рисунка, выразительных средствах. Учились замечать недостатки в своих рисунках.
  • Длительность занятия соответствует нормам.

 

         

 

 

 

Силён, как вольный ветер,                       Он силой доброю богат,

Могуч, как ураган.                                   Он защищает стольный град.

Он защищает землю                                 Спасает бедных и детей,

От злобных басурман!                             И стариков и матерей!

– О ком говорится в этом стихотворении? (О богатыре.)

Воспитатель: Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Вспомните и назовите картину художника, на которой изображены названные в былине богатыри? Да, это картина великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

(на экране показывается картина В. М. Васнецова «Три богатыря») .

Развивающая (словесная) игра «Умные ответы».

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Что вы можете рассказать об Илье Муромце?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Какие доспехи защищают Илью Муромца?

Кольчуга, шлем.

Чем он вооружен?

В одной руке у него копьё, в другой - палица булатная, с боку – щит.

Расскажите о коне.

Конь черный, могучий, сильный, как его хозяин.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Что вы можете рассказать о нём?

Он статен, и высок, и в бою смел. Нрав у Добрыни спокойный да ласковый. Никого не заругает, никого зря не обидит. Недаром прозвали его Добрыня.

 оспитатель: Да, правильно – это были русские богатыри. О них складывались песни, былины.

Какие доспехи защищают Добрыню Никитича?

Кольчуга и шлем.

Чем он вооружен?

В одной руке он держит щит, в другой – меч.

Расскажите о коне.

Дружно встали – раз, два, три,          Поглядеть из-под ладошек,

Мы теперь богатыри.                         И направо, и еще

Мы ладонь к глазам приставим,                 Через левое плечо.

Ноги крепкие расставим,                    Буквой Л расставим ноги,

Поворачиваясь вправо,                      Точно в танце – руки в боки,

Оглядимся величаво.                          Наклонились влево, вправо,

И налево надо тоже                                      Получается на славу!

- Давным-давно это было. Жили - были на Руси люди очень сильные, отважные, мужественные, храбрые.  По степям без устали они разъезжали на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней. Оберегали и защищали  русскую землю от недругов. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Скоро в школу"».

Конспект совместно-образовательной деятельности на тему: «Скоро в школу"» составлен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 13 Петродворцовог...

Опытно – экспериментальная совместная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе: «Школа волшебных наук»

Опытно-экспериментальная совместная образовательная деятельность " Школа волшебных наук" предназначена для детей подготовительной к школе группе....

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

создать условия для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления лэпбука...